Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Кутаиси — Грузия Июнь 2017

В предыдущем рассказе о путешествии по Грузии в июне этого, 2017 года я достаточно подробно описал как мы добирались до этой страны и осматривали первый город на пути — Гори.

Следующая значительная остановка — город Кутаиси. А незначительная — в городке Чиатура.

Это чисто промышленный город и, вроде, там делать вообще нечего, если бы ни одно «но»… Чиатуру называют «городом сорока канатных дорог». Ну, 40 — это для красного словца, а реально их там… 67(!!!). Правда, все они работали в советское время, сейчас только часть. Канатные дороги перевозили марганцевую руду с рудников на ж.д. станции, рабочих из спальных районов в центр города и на рудники, различные материалы и оборудование.

Сейчас, как рассказывают местные жители, работает 11 канатных дорог. Все они бесплатные и не особо частые туристы катаются вместе с местными жителями по горам и между каньонами. Оборудование всё старое, скрепит, но работает. Сквозь прогнивший пол великолепно просматриваются окрестности, окружающие горы и река в центре города.

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

С вершины горы, на которую канатная дорога забирается больше похожая на лифт — почти вертикально, весь город Чиатура как на ладони.

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

Прокатившись на парочке канаток, заезжаем взглянуть на еще один объект по дороге — Кацхийский столп.

Это громадный скальный останец высотой 40 метров, отколовшийся от массива и ушедший в незапаметные времена в свободное плавание. Вершину его облюбовали монахи-отшельники и сменяя друг друга доживают там до гробовой доски. Правда, последнему, отцу Максиму, не повезло — грузинский патриарх запретил ему там жить постоянно и отец Максим уже лет 40 добивается права помереть поближе к богу. Кто-то даже говорит, что ему надоело ждать разрешения и он ушел куда-то искать себе погребальную скалу без запретов.

И вот мы в Кутаиси.

Кутаиси — древний город. По разным оценкам ему порядка 2,5 тысяч лет. Издревне здесь жили колхи — древние грузины, а иногда их навещали греки, тоже древние, те руно золотое искали, римляне, турки… Абхазы так вообще перенесли сюда свою столицу — в своей их комары заели, малярия началась.

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

В Кутаиси вблизи города есть немало достопримечательностей заслуживающих внимания. Это и знаковые монастыри Гелати и Моцамета, и заповедник Сатаплия, и несколько каньонов и пещер.

Начинаем после поселения у уже знакомого Нико в его миниотеле с поездки в заповедник Сатаплия.

В этих местах когда-то бродили грузинские динозавры и заповедник заточен больше под них. Мелочь пузатая бегала по земле и оставила отпечатки похожие на лапы курей, а зверюги покрупнее — стоят прямо в лесу

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

Чуть подальше пещера Прометея. Красивая пещера. Экскурсии проводятся на английском, грузинском и русском языках и на свою еще попасть надо.

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

В окрестностях Кутаиси обязательно надо посетить два каньона. Они находятся не рядом, но в одной стороне. Ехать нужно до городка Хони. Без своего транспорта добраться туда не просто, если только заказывать экскурсии в Кутаиси.

Первый каньон называется Окаце. Во времена правления Саакашвили, с его подачи, кто-то вложил немерено денег в обустройство этого каньона и теперь народ гуляет по железным лестницам и настилам на высоте 20-ти этажного дома над пропастью. Сначала надо добраться до села Зеда-Горди, там в информационном центре купить билеты.

И перед вами два варианта посещения каньона — пешком или на внедорожнике. Либо своем, либо нанять здесь же у центра, выбрав любой из стоящих на стоянке и поджидающих желающих прокатиться.

Пешком до каньона идти совсем чуть-чуть… километра 4 с горки, плюс проход по каньону больше километра, возвращаться тем же путем, только в гору. Вот и посчитайте сколько уйдет сил и времени на такую прогулку. Поэтому большинство едет к началу каньона на машинах, если есть 2 моста или нанимает джипы грузин-извозчиков.

Я был там несколько раз и решил поехать и сейчас, только не учел, что Рено Дастер — это не Ниссан Патрол, на котором я спускал туда раньше. Вниз еще кое-как спустились, а обратно я уже и не надеялся заехать по крутой с извилинами с большими ямами глинистой дороге и вдобавок после только что прошедшего дождя. Иногда казалось, что Дастер говорит: «И сколько ты надо мной издеваться будешь?»

Единственное, что решил — больше вниз я не поеду. Следующие мои туристы пойдут или пешком, или будут нанимать грузинские танки.

Но, сам каньон Окаце стоил этих мучений.

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

Теперь Мартвильский каньон. Он совершенно другого вида — это грохочущие водопады, которые рассматриваешь вплотную

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

Можно еще покататься на лодочке по каньону и вдоволь намахаться веслами, но в этот раз уже не хватало на это времени.

Вечерами в Кутаиси прогулки по ночному городу. По моему мнению, Кутаиси стоит на третьем месте после Тбилиси и Гори по посещению его иностранными туристами. Очень много шведов, немцев, американцев и… украинцев. Тем более, что все они вместе теперь дружат против нас. У китацев, которые толпами носятся по всему земному шару, на глобусе, наверное, Грузии нет, поэтому их пока здесь не видно.

В последний день пребывания в Кутаиси едем в город Амбролаури. Я про него слышал раньше, но побывать там как-то не доводилось. Это, по-своему, знаковый город. Это родина вина хванчкара, именно того, которое пил Сталин. (Надо же чтобы название моих рассказов хоть как-то соответствовало содержимому).

Дорога в Амролаури начинается на северной окраине Кутаиси и почти сразу проезжаем мимо монастырей Гелати и Моцамета. Но, дорога впереди неизвестная и заезжать в монастыри не стали, оставив их посещение на обратном пути. (Оказывается, это было неправильно — после всех дегустаций уже было не до монастырей. О них только недавно было очень подробно рассказано на Туристере).

Дорога в Амбролаури проходит по горным хребтам, открывая паразительные по красоте виды за каждым поворотом дороги

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

На въезде в город Амбролаури на площади стоит постамент — его уже не с чем не перепутаешь — вот она хванчкара.

(Обратите внимание на транспорт рядом, советская власть здесь еще не сдала до конца свои позиции)

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

По пути мы несколько раз останавливались и подвозили голосующих грузин. Последнего особенно удачно. Он нам рассказывал про город, вино и как хорошо было раньше. Этот пожилой грузин сходу заявил, что он именно тот, кто нам нужен и что только его друг делает вино, лучше которого нет во всей Грузии. (Вообще-то, так говорит каждый следующий и предыдущий попутчик, поэтому мы восприняли это утверждение как должное).

Проехали город, на окраине заезжаем в ворота тракторно-ремонтной базы. После некоторого общения один из ремонтников, друг нашего грузина, поехал домой за вином. Причем уехал на Мерседесе, которому лет 100, но зато Мерседес. Кстати, мы это замечали по всей Грузии — Мерседесов полно, пошарпанные, одноглазые, дымящие как Камазы, но Мерседесы.

Ждать гонца пришлось довольно долго. Я уже начал думать, что пока вино наливалось в бутылки, ремонтник приложился к бочке и, может быть, упал рядом. Минут черз 40–50 наконец по танковому рокоту угадали, что едет наш Мерседес. Ремонтник привез хванчару. Причем на обмывание покупки вина гораздо больше чем на продажу.

Дегустация знаменитой хванчкары среди полупогибших тракторов и прицепов имеет свой особый шарм.

Когда земля стала слегка штормить, а ремонтников и тракторов стало в 2 раза больше, нас отпустили.

Выбираемся в центр города — надо же заехать на завод настоящей, заводской хванчкары.

Молодые парень с девушкой на входе тут же оформили билеты. Через некоторое время пришел пожилой грузин довольно странно говоривший по-русски — слова, вроде, русские, а смысл уловить невозможно. Лично я почти ничего не понял. Да он и не рассказывал ничего особо. Провел по двум залам с бочками… и опять к столу.

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

С завода моих туристов пришлось уже нести.

Немного о ценах на вино. Мы знали, что вино не дешевое. 20 лари полутарка на ремонтной базе. Это 500 рублей. На заводе бутылка красной хванчкары в два раза меньшим объемом стоит в 2 раза дороже — 1000 рублей.

Естественно, мне как водителю, там попробовать не довелось. Дотянул до дома. Заводская хванчкара еще стоит не открытая, а то вино что мы купили у ремонтников — одно из лучших, что я вообще пил в своей жизни. Так что, кто хочет действительно хорошего вина — езжайте в Амбролаури, не пожалеете.

Ну, мы, чтобы хоть немного развеяться после выпитого, заехали в ромашковые поля, перекусили, покормили привязчивых, как азиатские обезьяны, коров и досыта нафотографировались в ромашках.

Грузия со вкусом хванчкары и киндзмараули. Часть 2.

На этом программа в Кутаиси была исчерпана. Нас ждет столица Грузии — Тбилиси.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия