Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был сегодня 0:28

Ярославль — Россия Апрель 2017

Выйдя апрельским ранним утром из гостиницы «Кассель», я обратил внимание, что на доме чего-то не хватает. Присмотрелся. Точно не хватает! Ещё вчера на башенке был непонятный декор в виде кельтского креста, а сегодня как ветром сдуло. Не мудрено, ветер то какой сильный ночью был.

Ярославль. В поисках деталей

Эта деталь в виде «солнечного креста» на крыше особнячка в стиле модерн наводила на противоречивые мысли. С одной стороны он использовался в славянской традиции как некий синтез христианского и языческого начал. С другой стороны — в среде ультрарадикальных националистов он использовался вместо свастики для обозначения превосходства белой расы. Интересно, что весь дом (в основном наличники) испещрён подобными символами. Любопытно и то, что это так называемый «немецкий дом». В нём долгие годы находился дом русско-немецкой дружбы. Окончательную путаницу в голове создаёт тот факт, что в Германии кельтский крест с нацизмом юридически не ассоциируется. Интересно всё-таки когда, кем и почему этот дом был декорирован именно так.

Но крест слетел, очередная городская деталь утрачена. И я решил этот день, а было, кстати, 1 апреля посвятить деталям Ярославля. Взглянуть на него немножко другими глазами. Я полностью отключил мозг туриста, заряженного на основные достопримечательности столицы «Золотого кольца» и, выйдя из гостиницы, повернул налево к Флотскому спуску.

Не доходя до улицы Терешковой, обратил внимание на этот по-своему необычный дом. Первый этаж каменный, второй из бруса. Мало ли таких домов в российских городах. Но наличники довольно необычные, объёмные, как сейчас модно говорить — 3D. Это я касательно верхней части, которая выполнена в виде крыши над домиком. Необычно? Безусловно. Я такие редко встречал. Если бы их подреставрировать, а дом подкрасить — глаз было бы не оторвать.

Ярославль. В поисках деталей

На соседней улице Терешковой, кстати, уроженки Ярославля и культовой здесь личности (её именем также назван ярославский планетарий) ряд красивых старых и новых домов, которые обращают на себя внимание своими наличниками: тут и объём, и «солнечные кресты» в одном, как говорится, флаконе.

Ярославль. В поисках деталей

В старом Ярославле нельзя не обратить внимание на декор каменных домов. Вся эта лепнина, картуши и прочие прошлые символы архитектуры поражают своим разнообразием. Они выглядят не просто украшениями, а важными деталями, без которых целостное восприятие напрочь теряется.

Ярославль. В поисках деталей

Но мне больше всего понравилось это. Я назвал его — Дед Мороз.

Ярославль. В поисках деталей

Ну и эти колонны, выполненные в коринфском стиле.

Конечно же нельзя всё время ходить, задрав голову вверх — споткнуться можно. Под ноги тоже надо смотреть. А что под ногами? Колодцы.

В этой арабской вязи, окружённой орнаментом, я углядел три весёлые буквы — Я, В и К. Методом дедукции установил, что это «ЯрославльВодоКанал». Должна же быть в Ярославле такая организация.

Ярославль. В поисках деталей

Обычно к памятным датам и всяким юбилеям памятные монеты выпускают. Это Центробанк. А «ЯрославльВодоКанал» выпустил памятные люки для колодцев.

На доме № 7 по улице Советской обратил внимание на красивый балкончик с ажурным литьём.

Ярославль. В поисках деталей

Ну и не только балкончик. Если поднять голову выше можно увидеть кованые узоры решётки балюстрады по всему верху здания и выделяющуюся над парадным, закруглённым углом здания, монограмму -АБ. Это инициалы бывшего домовладельца — купца Александра Бухарина.

Вся постройка несёт на себе обильные металлические украшения, в том числе нарядный портик с чугунными колоннами.

Ярославль. В поисках деталей

Человек всегда склонен увековечить себя. Подобную аббревиатуру я встретил и на доме Донцовых — Лопатиных.

Напротив особняка Донцовых — Лопатиных стоит усадьба Полетаева.

Ярославль. В поисках деталей

Каменное ограждение усадьбы тоже украшает чугунное литьё.

Или взять южный корпус Присутственных мест на Ильинской площади. Здесь удивительное творение русских литейщиков — три чугунные балконные решётки.

Ярославль. В поисках деталей

Что они символизируют? Лавровые венки — символ доблести и воинской славы, летящие стрелы — целеустремлённость, ну и хрестоматийные пучки стрел. Решётка на здании появилась в 1832 году, в ознаменование двадцатилетия войны с французами. Чугун вечен. Решётке уже 185 лет.

Но главное чугунное украшение Ярославля — это, безусловно, решётка на Волжской верхней набережной, столь милой ныне сердцам ярославцев и ярославн. Говорят, что она сделана на Урале, на заводах Демидовых. В рисунке ограды — лавровый венок, символ военных побед. После победы над Наполеоном во всей Российской Империи стали устанавливать различные объекты с гипсовыми, деревянными, мраморными и чугунными венками. Так что можно считать ограду Волжской набережной самым длинным памятником доблести русского народа.

Ярославль. В поисках деталей

Вообще, тема «чугуния» в Ярославле — это отдельная тема. Больше чугунных украшений я видел только в Астрахани.

Барышня, сидящая на скамейке, видимо подумала, что я обратил на неё внимание.

Ярославль. В поисках деталей

Так — то оно так, но я ещё и обратил внимание на скамейку. Скамейки на Волжской набережной украшены гербом Ярославля, вензелями и названием. Солидные, но скромные.

Скамейки, беседки, красивые виды с Волжской набережной — что еще нужно для полного покоя и душевного равновесия…

Ярославль. В поисках деталей

Дом — усадьба ярославского купца Василия Яковлевича Кузнецова. Красивейшее здание на Волжской набережной с часами на фронтоне.

Сколько раз уже был в Ярославле, а они мне всё время показывают одно и то же время. Завёл бы их хоть кто-нибудь.

Ярославль. В поисках деталей

Проходя по набережной, далеко — далеко через Волгу увидел храм, из колокольни которой шёл дым. Удивился. Пригляделся. Дым, оказывается, шёл из трубы фабрики валяной обуви в Тверицах. Хорошо, жизнь ещё теплится на заводе.

А этот знак я увидел на доме на улице Кирова, в самом центре города. Этот настенный знак вывешивался на фасад здания в 30-е годы прошлого столетия. Для его получения и установки на фасад требовалось, чтобы все жильцы дома (с 12-летнего возраста) сдали нормы «Готов к ПВХО» I ступени. ПВХО — это противохимическая оборона. Все жильцы, взрослые и дети, должны были иметь противогазы, и уметь ими пользоваться.

Ярославль. В поисках деталей

Здесь же на улице Кирова стоит бывшая гостиница «Бристоль», построенная в 1910 году. Яркий образец здания в стиле модерн. Ныне — это офис банка ВТБ-24, а в прошлом — ресторан «Русь», «Сайгон», колыбель ярославской контр-культуры. Но прежде всего, это здание — гостиница «Бристоль», в которой во время мятежа 1918 года застрелили товарища Нахимсона. Легенда ночной и вечерней жизни Ярославля, воспетая в 90-е гг. Михаилом Кругом в песне «Ярославская»: «Я покажу тебе гостиницу „Бристоль“, Тверицкий бор и старый Волковский театр». Сейчас в здании бывшей гостиницы «Бристоль» кроме офиса банка ВТБ есть ещё несколько кафе (со стороны пешеходной улицы Кирова).

Я тут не стану заострять внимание на деталях, а предлагаю заглянуть во двор и посмотреть на обратную сторону медали. Я буду не я, если не загляну в какую-нибудь подворотню.

Ярославль. В поисках деталей

Так выглядит это красивое здание изнутри. И парковка на три машины у хостела.

Не мог я пройти и мимо этой детали. В Ярославле очень много церквей, на каждой из них можно разглядеть множество уникальных деталей. Но на церкви Рождества Христова имеется то, что выделяет её среди остальных шедевров ярославского зодчества. Это надпись, выполненная поливными изразцами, опоясывающая весь периметр церкви под её закомарами.

Ярославль. В поисках деталей

Не буду приводить полный текст надписи, выполненной старославянской вязью, лишь скажу, что текст содержит послание потомкам.

А здесь же рядом в нише дома на углу улиц Кедрова и Советской стоит эта девушка с мячом. Девушка в полуповороте демонстрирует крутое бедро и поднятый над головой мяч. Эротика эпохи монументализма сквозит даже через обозначенный в камне купальник. Автор памятника — некто Георгий Гаккен, прогрессивный молодой скульптор из среды золотой молодежи послевоенной эпохи. Позировала ткачиха комбината «Красный Перекоп» Антонина Валентиновна. Всего Гоша слепил с местной Венеры Милоссской четыре скульптуры. И с каждым разом скульптура становилась всё обнажённее и обнажённее.

Ярославль. В поисках деталей

На одном из форумов Туристера кто-то просил совета по размещению сувениров, привезённых из турпоездок. Куда их вешать, когда в квартире уже места нет. Вот решение!

Проходя по улице Свободы, обратил внимание на эту открытую старую дверь. Оказалось, что это Власьевская аптека.

Ярославль. В поисках деталей

За почти 200-летнюю историю учреждения у здания, где оно расположено, не было других владельцев, кроме аптекарей.

Ярославль. В поисках деталей

А это Воскресенский бульвар. Все деревья на бульваре увешаны разноцветными скворечниками.

Каждую весну волонтёры развешивают домики для птиц. Свою акцию они посвящают 9 мая.

Это улица Революционная.

И не смотря на своё название, видимо, июнь 1794 года был спокойным.

Ярославль. В поисках деталей

Никогда в русском народе не исчезнет тяга к изобретательности. Забор обычного частного деревянного дома на окраине Ярославля привлекает внимание своей креативностью. Сразу приходит на ум старая песенка:

Так уж бывает, так уж выходит,
Кто-то теряет, а кто-то находит.

Ярославль. В поисках деталей

У них и подковка на счастье на калитке прибита, и колокольчики висят — сейчас такое нечасто встретишь. Но городского сумасшедшего выдают непонятно зачем прибитые куриные лапки.

А его сосед поуровновешеннее, взял и разрисовал свой забор сюжетами из мультиков. Так просто. На радость детям.

Так странно прошёл мой день, 1 апреля… Да, кстати:

В Ярославле 1 апреля 2017 года ничего существенного не произошло.

Ну и слава Богу…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия