Турист Татьяна Муравская (Tata0211)
Татьяна Муравская
была 2 ноября 2020 15:56

Негомбо, Сигирия, Полоннарува, Матале, Канди + 3 города — Шри-Ланка Март 2017

Итак, мы решили провести наш отпуск на Шри-Ланка. При принятии решения мы руководствовались следующими обстоятельствами: отпуск в марте в пределах двух недель; ограничение в деньгах, а также во времени для получения виз в другие страны; возможность совместить активный, культурный и пляжный отдых.

Тур организовывали самостоятельно. Для этого я изучала истории и отзывы туристов на этом сайте. Много почерпнула из рассказов Виктора Башкира (vibas) и Ксении Богоявленской (Ksen1ya). Спасибо им!

Разработали классический маршрут — первые шесть дней активная программа: от Сигирии через Канди, Нувара Элию и до заповедника Яла, а потом четыре дня где-нибудь на пляже поваляться. Правда, мы все же решили на обратном пути задержаться на день в Коломбо. Были в стране и столицу не выдели?! Решение было так себе, но об этом позже.

Купили билеты, я стала подбирать гесты и… тут мы оба сильно заболели. Потому все планы мы отменили и решили действовать по обстоятельствам — просыпаемся и организовываем все в зависимости от состояния здоровья. Коротко, наш маршрут получился наоборот. Мы к этому пришли вынужденно, но вам я так делать не советую. Позже объясню почему.

Визы делали за два дня до поездки. Получили их в течение получаса. Ссылка на сайт тут. Стоимость была 35 $.

Поехали.

День первый 11/03 — Аэропорт

Наш самолет приземлился в 20.20 часов в аэропорту Bandaranayake, который находится около города Негомбо в 30 км от центра Коломбо. Мы еще дома забронировали одну ночь в гесте в Коломбо, и хозяйка предложила нам трансфер стоимостью 3000 рупий (около 20 $). Погуглив цены на такси, мы согласились. Возможная выгода минимальная. Однако если вы пребываете чуть раньше и есть возможность успеть на автобус, то вот руководство для его поиска. Не помню, у кого скопировала. Заранее прошу прощения у автора, что не указываю его.

«Автобус. После выхода с зала прилета пройти налево 200 метров (идти за забор, мимо таксистов), перейти дорогу, и чуть левее в ста метрах небольшая остановка. Автобус-экспресс № 187 идет до центральной автобусной станции, рядом с которой расположен железнодорожный вокзал „Коломбо Форт“. Остановка находится у зала прилета, в южной части парковки. Найти ее трудно, лучше спросить у сотрудников или прохожих. Стоимость билета — 120 ланкйиских рупий ($0,8), купить можно у кондуктора. За багаж дополнительной платы нет. Поездка займет от 30 минут до 1 часа, время в пути зависит от трафика: по вечерам бывает час-пик. Первый автобус отходит в 05:30, последний — в 21:00. Интервал отправлений — 15–30 минут. Стоит быть внимательнее: табличка с номером и направлением не всегда есть, поэтому перед посадкой следует уточнить, нужный ли это автобус.».

Что надо сделать в аэропорту!

Во-первых, поменять деньги. Самый выгодный курс именно в аэропорту. После получения багажа вы выйдете в зал, где много пунктов обмена валюты различных банков. Очередей около них нет. Меняйте сразу достаточно на всю поездку, но квитанцию сохраняйте. Она может потребоваться при обратном обмене. По правилам вам могут обменять рупии на валюту только при ее предъявлении.

Если вы планируете снимать деньги с карты, то имейте в виду следующее — в зале всего пять банкоматов, из которых работали только три. Около банкоматов выстроилась очередь азиатов и европейцев. Карты срабатывали не у всех, потому люди постоянно перемещались от одной машины к другой. Мы не смогли снять деньги не в одном из них. Выручили те 200 $, которые я взяла на всякий случай. В дальнейшем мы нашли только один банк, в банкомате которого срабатывала наша карта.

Во-вторых, купите сим-карту. Советую это сделать, так как в некоторых гестах wi-fi очень медленный. И в пути при переездах пригодится. Google Map выручал нас не раз, так как водители не всегда знают нужные улочки.

Мы взяли оператора Mobitel, но он периодически терял связь, приходилось перезагружать смартфон. Местные нам потом сказали, что у Dialog покрытие больше и связь в пути устойчивее.

И третьим этапом люди обычно тут же арендуют машину с водителем в одной из многочисленных фирм. Цены около 50–60 $ за день. Мы этого не сделали (так как не могли планировать) и… выиграли. Потом нам местные предложили за 40–45 $.

Затем мы вышли из зала прилета и стали ждать нашу машину, которая в течение получаса так и не появилась. За это время к нам подходили водители, с одним из которых мы договорились на такую же сумму, что и трансфер. Можно было сторговать дешевле, но наш гест был далековато он центра.

До Коломбо можно доехать по обычной дороге или по платной. Водитель нам сказал, что по обычной мы можем ехать час-полтора, так как трафик большой, а по платной 30–40 минут. Не знаю, на сколько это правда в 10 вечера, но мы все же заплатили дополнительно 200 или 300 рупий (около 2 $) и поехали по платной «с ветерком».

День второй 12/03 — Коломбо, дорога на Галле

Наш гест в Коломбо назывался Frangipani и расположен в районе Dehiwala. Информацию и отзывы о нем вы можете найти на известных сервисах, в том числе здесь. От себя скажу, что хозяйка Харши носилась с нами как с родственниками — покормить, объяснить, проводить, отправить. Очень теплый и радушный прием. Она же нам нашла предложения по водителям за 40 и 45 $, одним из которых мы и воспользовались в дальнейшем.

До центра города мы добрались на поезде, на который нас проводила хозяйка. Прокатиться вдоль побережья шесть остановок в поезде с раскрытыми настежь дверями среди местных за что-то около 4-х рублей — однозначно стоит! Если, конечно, это не час пик и с вами нет детей.

От центральной станции через хаос большого города мы двинулись искать достопримечательности и, скажу откровенно, ничего впечатляющего не нашли. Да, есть интересные объекты и здания в колониальном стиле, но так, чтоб для этого сюда ехать… Канди мне показался значительно интереснее.

Если же вы оказались в Коломбо и не знаете чем себя занять, то съездите в буддистский храм Гангарамайя (Gangaramaya (Vihara) Buddhist Temple) — такого больше я нигде не видела. Умиротворяющий хаос. Множество залов, лабиринтов, переплетение индуизма с буддизмом, статуи Будды, в том числе рубиновые и нефритовые, можно увидеть мумию слона и иногда живого проводят, везде множество подарков храму, как на блошином рынке. Ощущение квеста. Главное не надо торопиться, проведите там больше времени.

Кстати, вход для иностранцев платный, как и практически всё для туристов на Шри-Ланка. И надо обязательно снимать обувь.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

В храме мы оказались благодаря прохожему, который затеял с нами разговор на улице и посоветовал это место. Он поймал для нас тук-тук, сказал, что водитель отвезет нас в храм, подождет, и потом мы поедем еще в одно место. Это нам обойдется 200 рупий, что нам показалось вполне приемлемо. К слову сказать, Харши нас предупредила, что с водителями тук-тук и такси надо быть очень осторожными, так как они сильно завышают цены, а если платить по счетчику, то катают по городу. Вот тут Google Map поможет вам контролировать путь.

Еще одним местом «неожиданно» оказался магазин драгоценных камней. Делать было нечего, мы прошли, посидели, послушали, что «только сегодня и только для нас» скидка 50 процентов, покивали, вышли, поймали тук-тук и поехали домой.

Приехав в гест и поняв, что болезнь не отступает, мы приняли решение ехать на несколько дней на пляж, восстановить силы перед большим путешествием. Здесь опять не могу не упомянуть Харши. Она узнала для нас все варианты, расписания поездов, автобусов и т. д. Но ее забота сэкономить наши деньги причинила нам ряд неудобств. До рейсового автобуса на Галле она отправила нас на обычном городском автобусе. Район Dehiwala был конечной остановкой, и мы, ничего не заподозрив, сели на свободные места, поставили чемодан в проходе. А потом на остановках через наш чемодан начали скакать толпы людей. Автобус периодически забивался так, что люди буквально лежали на нас. Загазованность не давала дышать. И, конечно, это было очень долго. Так что, будьте аккуратны с общественным транспортом.

Рейсовые автобусы на Галле отправляются от трех автостанций Коломбо. Мы ехали от станции Kaduwela. Она находится достаточно далеко от центра и удобна для тех, кто уже находится в Коломбо. Для проезжающих из аэропорта транзитом через Коломбо в Галле есть более удобные варианты. Советов в сети много.

Но хочу заметить, что междугородний автобус — это комфортно (правда прохладно из-за кондиционера, берите в салон теплые вещи), быстро и недорого.

Дни с третьего по шестой 13–16/03 — Унаватуна, Галле

Пляж Унаватуна (Unawatuna) — случайный выбор. В подготовительный период путешествия я только немного ознакомилась со списком пляжей Шри-Ланка и их особенностями. Решение мы хотели принять в пути, спросив совет у местных. Для нас была важна возможность плавать в море, то есть отсутствие больших волн. Я отметила себе этот пляж, так как он находится на рифе, который защищает от волн, и не далеко от Галле, который мы планировали также посетить.

Когда нам необходимо было решить, куда ехать из Коломбо, я озвучила Унаватуна, и Харши сказала, что это хороший выбор. Так мы здесь и оказались.

Скажу прямо, море я видела всего один раз, все остальное время «проболела» в номере либо в гамаке на веранде. Потому и фотографий нет. Но все же впечатление об этом месте я составила. Кратко будет так — если снова на Шри-Ланка, то я выберу пляж Унаватуна.

УНАВАТУНА — это небольшая деревня в 15 минутах езды от Галле. От большой дороги до пляжа — туристическая зона. Главная узкая улочка (с трудом разъезжаются две машины) петляет до пляжа и куда-то дальше. Пешком ее всю пройти можно за минут 15–20. Вдоль улочки отели, рестораны, лавки, турагентства и т.п. Отели и рестораны расположены также по линии пляжа.

ПЛЯЖ песчаный, широкий, длинный, оборудованный лежаками, зонтами и крытыми топчанами с мягкими матрасами. Они все бесплатные, но принадлежат кафе и ресторанам, можно заказать какой-нибудь фруктовый коктейль и валяться весь день. Мы, правда, вообще ничего не брали, и нас не выгнали. В тот день, когда мы таки пришли купаться, были ветер и волна, но это не помешало нам попрыгать по волнам и даже немного поплавать. В море не затягивает. Из минусов — при волне вокруг плавает мусор, но местные стараются его убирать.

Кстати, на пляже и в море очень много русскоязычных туристов, в том числе «со стажем», так что можно почерпнуть много интересной и нужной информации.

Будьте аккуратны с загаром. СОЛНЦЕ очень жесткое. Краснокожим можно стать на раз-два-три даже часов в 10 утра при нанесенном защитном креме. Потом начинает выползать аллергия. Мне показалось, что после 3-х дня солнце менее агрессивное.

РЕСТОРАНОВ и кафе великое множество, но в непроверенные места лучше не ходить, можно поесть дорого и невкусно. Я могу посоветовать в первые дни покушать в Pink Elephant (цена/качество и вкусно, правда бывает все занято), а потом найти ваш любимый ресторан. В Pink Elephant, кстати, мы оказались по совету хозяйки нашего отеля, и возвращались туда снова и снова.

И конечно, обязательно приятным теплым вечером надо прогуляться по пляжу, выбрать ресторан (по отзывам) со столиками на песке, подсвечиваемый факелами и свечами, и заказать барбекю из рыбы или морепродуктов. Очень романтично и душевно!

Лучшие фотографии Унаватуна опубликованы на Tourister.ru вот тут.

Теперь про ОТЕЛЬ, а вернее гостевой дом. Мы остановились в Palm grove. Я в полном восторге! Владельцы — британская пара, которая живет в доме по соседству, потому можете быть уверены в чистоте и порядке. Этот отель расположен в 10 минутах ходьбы от пляжа в проулке, в связи с чем ночью абсолютная тишина, днем покой «нарушают» соседская собака либо скачущие по веткам обезьяны. Мой полный отзыв об отеле под заголовком «Влюбились и остались» опубликован тут.

Соседний ГАЛЛЕ, к сожалению, мы не видели и были только проездом до больницы (отзыв о больнице и аптеках Шри-Ланка в разделе Советы). Но думаю, что этот колониальный город-форт необходимо посетить обязательно. Тем более, что он всего в 15 минутах езды на тук-туке.

На шестой день путешествия мы почувствовали себя лучше и позвонили Харши с просьбой организовать нам водителя с авто. Она предложила небольшую машину и водителя без знания английского языка за 40 $ или авто побольше с панорамной крышей и водитель с минимально необходимым английским за 45 $. Мы выбрали второй вариант. Хотела бы отметить, что сначала наш водитель произвел на меня очень хорошее впечатление, и я даже планировала его рекомендовать, но затем были несколько ситуаций, которые меня разочаровали. О них чуть расскажу потом, так как некоторые проблемы с водителями, как я читаю в отзывах, случаются часто.

Итак, на шестой день мы покинули замечательную Унаватуну и отправились в наш тур. Первой остановкой был заповедник Удавалаве.

День седьмой 17/03 — сафари в Удавалаве, дорога на Нувара Элия

Udawalawe (Удавалаве) — национальный парк, где туристы наблюдают за дикими животными из внедорожников, расположен в трех-трех с половинной часах езды от Унаватуна.

Изначально в нашем плане был другой заповедник — Яла, но многочисленные советы местных и опытных убедили нас изменить решение. Если будете думать, какой заповедник выбрать, то почитайте отзывы об обоих парках и выбирайте ваш.

Ночевали мы в гесте по наводке нашего водителя. Информации по этому гесту тогда в сети не было, потому ссылку, к сожалению, дать не могу. Но в целом место было замечательное. Новый, только отстроенный дом, вкусный местный ужин и завтрак, приготовленный молодой хозяйкой. Плюс у хозяина свой новый внедорожник. Чуть поторговавшись, рано утром мы отправились на сафари. По стоимости все вместе (проживание, питание, сафари в течение 4-х часов, вход в парк за двоих и гид) обошлось около 110 $.

Итак, САФАРИ-ТУР начался в 6 утра. Большой очереди из машин на въезде не было, да и особого трафика по парку не наблюдалось. В парке очень много птиц. Разглядывать их нам помогал гид-волонтер (конечно, за чаевые), у которого с собой был бинокль и брошюра с картинками и названиями птиц. Пояснения мы особо не понимали, так как его английский оставлял желать лучшего. Кроме разнообразия птиц в парке можно увидеть слонов, буйволов, крокодилов, шакалов, обезьян, кабанов, оленей, а счастливцы иногда встречают леопарда. Но животные тут не на каждом шагу. Все-таки это заповедник, а не зоопарк. Потому мой главный совет — получайте удовольствие от джиппинга, причудливых пейзажей и наблюдения за птицами, а животных за четыре то часа вы увидите достаточно, поверьте.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

На последнего попавшегося слона мы смотрели почти со скукой, хотя это была очаровательная дама почтенного возраста, только принявшая грязевую ванну.

С собой берите воду, крем от загара (или нанесите его заранее на руки и лицо), фотоаппарат и желательно бинокль, ну или гида с биноклем. Планируйте, что сумку надо зафиксировать, так как периодически будете наталкиваться на настоящее бездорожье.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Могу сказать, что сафари вошло в тройку лучших развлечений в ходе нашего путешествия. О двух других рассказ впереди.

Позавтракав после сафари, мы отправились по пути на Нувара Элия. Ехать туда было около 4–5 часов, в связи с чем мы запланировали три остановки, правда все они оказались практически в одном месте.

Первая остановка была через 2 часа на водопаде Ravana falls. Он находится у дороги. Водитель просто остановит машину по пути, и вы можете прогуляться, сделать фотографии. Много времени планировать на него не надо, но остановиться стоит, ВОДОПАД красивый, шумный и полноводный. Однако будьте аккуратны с обезьянами. Они явно высматривают, чем бы поживиться у туристов.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

После осмотра водопада, буквально минут через 15 мы добрались до городка Элла и остановились поесть. Водитель предложил кафе Chill. Мы остались довольны. Так что, если не знаете где поесть по пути в районе Элла, смело выбираете это место.

Кстати, после этого мы расслабились и решили при выборе мест довериться водителю. Зря, как показал опыт, так как все остальные дорожные кафе были рассчитаны на поток туристов и предлагали так называемый шведский стол. Еда была невкусная, а некоторая явно не свежая.

Третья остановка — пещерный храм Dowa Rock Temple находится в 10 минутах езды от Элла. Я советую его посмотреть в случае, если вы по какой-то причине не посетили пещерный храм Дамбулла. ХРАМ ДОВА называют еще «маленькой Дамбуллой». По причине того, что мы ехали «по пути наоборот», мы его осмотрели. Храм небольшой, уютный, расписан сценами из жизни Будды. Если знаете его историю, то интересно и легко будет считать. Над храмом скала, где вырезана 4-хметровая статуя Будды. На входе платите пожертвование в размере на свое усмотрение, но вам явно предложат заплатить 500 рупий. В общем место милое, малолюдное, но не обязательное.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Еще через два часа мы добрались до прохладной Нувара Элия.

День восьмой 18/03 — Нувара Элия, плато Хортон

Nuwara Eliya (Нувара Элия) — город-курорт, расположен на высоте свыше 1800 метров над уровнем моря, который еще называют «Маленькой Англией». Эта местность знаменита своими чайными плантациями, а также выращиванием овощей. Сам город небольшой, но очень уютный — старинные виллы, парки, озеро, ипподром. Говорят, недалеко милый ботанический сад, побывать в котором нам не удалось. Днем температура поднимается выше 20, но при этом воздух прохладный, а вот ночью довольно холодно. Кстати, говорят, по несколько дней подряд тут бывают дожди. Если хотите насладиться этим местом в полной мере, берите с собой теплую одежду и зонт. Моей экипировкой вечерами были футболка с длинными рукавами, толстовка, джинсы, кроссовки и шарф. И, конечно, очень важно найти хорошее размещение. Обязательно смотрите на отзывы в той части, можно ли согреться ночью.

Мы заселились в уютный коттедж The Hill Town Cottage, который расположен не на главной улице, но не очень далеко от центра. Выбирали по принципу — теплые одеяла, обогреватель, возможность поесть и хороший напор горячей воды. Одна ночь обошлась в 60$, но мы планировали остаться на две ночи и хотели тепла и комфорта. Оно того стоило.

Основным местом к посещению в Нувара Элия было ПЛАТО ХОРТОН (Horton plains). Идеально для любителей природы и легкого трекинга.

Плато расположено на высоте 2100 метров над уровнем моря и представляет собой уникальную экосистему, где обитает большое разнообразие представителей флоры и фауны. Плато включено в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Главной достопримечательностью плато Хортон считается «Конец Света» — склон, резко обрывающийся вертикально. Вид в ясную погоду, не спорю, потрясающий. Но лично мне больше понравился сам маршрут.

Посещать плато лучше с самого раннего утра в ясный день. С погодой нам повезло — ни дождь, ни облачность, ни жара нам не докучали. А вот по части как добраться до плато у нас случился первый конфликт с водителем. К этому необходимо быть готовыми с самого начала, так как мы не единственные, подобные ситуация описаны в других отзывах. Когда мы приехали в коттедж, то принялись обсуждать во сколько завтра поедем на плато, водитель ответил, что дорога туда непроходимая и нам необходимо арендовать внедорожник. Однако хозяин коттеджа сказал мне, что это не так. Водитель был непреклонен, при этом основным доводом было, что он не хочет покарябать днище машины. Тогда мы просто сказали, что не платим ему за завтрашний день. Если не согласен, мы оплачиваем за предыдущие дни и расстаемся. Конфликт был улажен, водитель согласился нас везти на плато. Но мы это сделали легко, так как между нами не было никакого письменного соглашения и заранее мы не платили. Если же вы заключаете договор с агентством, необходимо такие вещи сразу обговорить. Еще раз отмечу, что на обыкновенной машине туда возможно добраться. Да, дорога горная, крутая, но проходимая для легкового авто.

Рано утром часов в 5 мы проснулись, оделись, попили чай, получили с собой завтрак от хозяев коттеджа (еще один огромный плюс этого места) и двинулись в путь. Плато расположено в 30 километрах от города, но ехать в горку по петляющей дороге, потому это заняло около часа-полутора часов. Сначала мы остановились купить билеты. Входной на территорию плато (вернее въездной) для двоих иностранцев + один местный обошелся в 6550 руп. (43 $), но пусть вас не пугает необходимость платить за водителя. Это стоит меньше 1 доллара.

Затем необходимо доехать до входа на маршрут. Там оборудована стоянка для авто, вроде как есть одно кафе, туалеты, какие-то административные здания.

Далее вы попадете на пункт проверки ваших рюкзаков на предмет «загрязнителей» природы. Будут выброшены все пластиковые пакеты, изъяты пластиковые контейнеры и стаканчики, например с йогуртом (вы можете забрать их на обратном пути), даже с бутылок будут сняты этикетки. Потому, если не хотите терять время, заранее упакуйте все в бумагу. Хотя делают они это очень быстро, очередь не скапливается. После чего вы готовы двигаться.

Протяженность маршрута около 9 км. Время в пути 3–4 часа. Маршрут круговой. Мы нигде не нашли советов в какую сторону лучше идти, потому пошли по часовой стрелке. На полпути нам начали встречаться люди, которые шли против часовой стрелки, при этом некоторые из них с гидами. Может так и лучше, но мне кажется, что наш маршрут был более выигрышным, хотя бы потому, что в начале пути тропа усыпана камнями, некоторые из них огромные, и мы шли по ней вниз. Думаю, наверх по такой дороге идти сложнее.

Утром было очень холодно. Но как солнце начало пригревать, идти стало веселее, а в конце я даже сняла толстовку. С собой мы взяли рюкзак, где была вода, завтрак из отеля и разные снеки. Я всегда беру с собой в такие поездки немного орешков (несоленых, конечно), финики, урюк, батончики мюсли. Очень помогает в пути. Не забудьте положить в рюкзак крем от загара (после 9 солнце начинает припекать) и что-нибудь на случай внезапного дождя. Удобная обувь — обязательно.

Знаковые места на маршруте по часовой стрелке — малый Край Света, затем большой Край Света (где, расположившись на камнях с видом на долину, мы позавтракали), водопад и еще лично я хочу отметить шелковую траву вдоль речки, где мы устроили перекус орешками и сухофруктами, валялись и грелись на солнышке. В общем не советую спешить вернуться. Получайте удовольствие!

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Плато Хортона, наряду с сафари в Удавалаве, вошло в тройку лучших развлечений, которые были у нас на Шри-Ланке. Но все еще не номер один.

После обеда в индийском ресторане Grand India (там было очень вкусное тали) мы отправились на ОЗЕРО ГРЕГОРИ. Милое место погулять, но особо делать нечего. Вход для иностранцев платный — за двоих и парковку машины 500 руп. (3,5 $). Чтобы не скучать мы взяли катамаран в виде потрепанного лебедя и провели час в попытках заставить его двигаться в правильном направлении.

Кроме того, как и все туристы, мы посетили здание почтамта в колониальном стиле, правда открытку домой отправлять не стали, так как была большая очередь желающих.

День девятый 19/03 — чайные плантации, Канди

После завтрака мы двинулись по направлению к Канди с остановкой на чайной плантации. И вот тут мы ощутили, что лучше ехать не как мы, а наоборот, так как дорога идет с горки, и нет возможности в полной мере насладиться шикарными видами чайных плантаций.

Первоначально я выбрала к посещению чайную плантацию Mackwoods Labookellie Tea Centre, но буквально за день прочитала, что ее продали, и теперь она уже не Mackwoods, начался упадок. Не знаю, правда ли это, проверять не стали и переиграли на Bluefield Tea Gardens, которая расположена чуть дальше, в сорока минутах езды от города.

Фабрика не очень большая, уже сильно не новая, по состоянию напоминает советские подобные сооружения в конце 90-х. По прибытии к вам приставят сотрудника фабрики, который проведет маленькую экскурсию, расскажет, как производится чай, покажет цеха. День нашего визита был выходным, а в другие дни посетители могут видеть также рабочий процесс. В конце экскурсии предполагалось дать чаевые. Мы что-то расщедрились и дали 1000 руп. (мелких купюр не было), в связи с чем за десерты к чаю с нас денег не взяли.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

После дегустации чая вас ведут в магазин, где, как пишут другие путешественники, цены сильно завышены. Не могу подтвердить или опровергнуть, так как местными чаями мы не интересовались. Купили пачку черного чая только для того, чтобы поставить галочку. Лично мне шри-ланкийский и иные подробные чаи «со слоном» не нравятся. В общем, решайте сами — покупать или не покупать, а вот посетить для общего развития советую. Ну или хотя бы для того, чтобы прогуляться по чайной плантации (она за фабрикой) и сделать кучу шикарных снимков.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

В пяти минутах езды от фабрики находится водопад Ramboda. Вход на территорию 20 рупий с человека. За что берут деньги не понятно, но раз уж мы проезжали мимо, остановились и прогулялись.

До БОТАНИЧЕСКОГО САДА в Канди доехали за полтора часа и договорились с водителем, что будем гулять там вместе с обедом четыре часа.

И вот он — номер один из лучших мест на Шри-Ланка по нашей личной шкале!

Королевский ботанический сад (Royal Botanical Garden) расположен в местечке Перадения в непосредственной близости от Канди, считается одним из лучших в Азии, и, пожалуй, лучшим из тех, что видела я.

У сада очень долгая история. Отправной датой считается 1371 год, когда эта территория стала частью резиденции королей, но именно как ботанический сад он был создан в 1821 году.

В парке много коллекций различных растений, разбитых по зонам. Только пальм 175 видов. Всего 4000 видов деревьев и растений. Обязательно посетите все коллекции. Оформление каждой зоны уникальное. Вот, кажется, мы посетили одну пальмовую аллею. Зачем идти в другую?

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Но следующая аллея поражает не меньше.

Шикарные коллекции декоративной орхидеи (около 100 видов), бамбуковые заросли, «пьяные ели», фикусы, папоротники. Можно продолжать бесконечно.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Повсюду встречаются невероятные деревья. Как из сказки…

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

В саду есть аллея мемориальных деревьев, посаженных главами государств и выдающимися людьми, посетившими страну. Обязательно найдите цейлонское железное дерево — национальный символ Шри-Ланка, которое посадил русский царь Николай II в 1891 году. Также есть дерево посаженное космонавтом Юрием Гагариным.

А еще в левой части сада повсюду летучие лисицы и стаи обезьян.

Входной билет стоит 1500 руп. (10 $). На входе обязательно возьмите брошюру с картой. Сад работает ежедневно с 07:30 до 17:30 часов. Лучшее время для посещения — первая половина дня. С собой крем от загара, удобная обувь (ходить 4 часа в сланцах не очень приятно), головной убор (хотя в саду много тенистых аллей), маленький рюкзачок с водой и снеками.

На территории сада есть кафе, где предлагают «шведский стол» на обед. Еда не так чтобы выдающаяся, но поесть можно. Рядом небольшая лавка, где продают чипсы, мороженное, напитки и другие подобные штуки.

После обеда мы разлеглись на лугу (Great lawn) и любовались на огромное фиговое дерево напротив.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Кстати, только там мы послушали АУДИОГИД, который я закачала себе на смартфон с бывшего сайта посольства Шри-Ланка в Москве. Больше он не пригодился. Но вдруг вам пригодится. Вот ссылка.

После сада водитель повез нас на ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ШОУ. Как мы поняли, в Канди несколько ансамблей. О некоторых из них отзывы лучше, о других хуже. Но все это а-ля местная самодеятельность. Профессионального шоу мы не нашли, потому просто попросили водителя отвезти куда-нибудь.

Итак, мы оказали на Oak-Ray Kandyan Dance. Шоу стоит 1000 руп. (7 $) на человека. Начало в 16.30 или в 17.30 — точно не помню. Конечно, зал, организация, а также перфоманс танцоров оставляет желать лучшего. Но мы сильно не расстроились, так как и не ожидали чего-то особенного. Я как человек, который занимался в «глубокой молодости» танцами, наслаждалась техникой двух танцоров, на других не смотрела. Огненное шоу в конце немного улучшило впечатление.

Одним словом, не является обязательным к посещению, но если есть время, то для разнообразия можно и сходить.

После мы поехали искать гест для ночевки. Все лучшие гесты находятся в районе Ричмонд хил, что в отдалении от центра города. Так как мы хотели пойти вечером погулять, то выбирали между «средне и так себе» в районе озера Канди, и нашли Pranobaa Homestay за 40,5 $ с отличным расположением. Остальное было нормально. При заезде немного поспорили с хозяином, который не хотел отдавать нам комнату за цену, указанную на booking.com со скидкой (заранее не забронировали), но когда мы собрались уходить, согласился. Я так поняла, подобное поведение на Шри-Ланка — норма.

Заселившись, мы пошли гулять и искать, где бы поесть, и дошли до Храма Зуба Будды (Sri Dalada Maligawa), в который изначально идти не хотели. Думали оставить его на завтра.

Вот тут я хочу сделать остановку и еще раз обратить внимание на взаимоотношение с водителем. Изначально мы планировали две ночи в Канди — первая после ботанического сада и танцев, а вторая после поедки в Пинавелла (слоновий питомник), который находится в 40 км, и прогулки по Канди с посещением Храма и других достопримечательностей. Однако в первый день при планировании маршрута наш водитель сказал, что дорога до Пинавелла очень плохая, трафик, в дороге проведем 4 часа и вообще там не интересно. Сказать честно, мы не очень рвались посетить это место, слонов уже видели, а после его слов решили не ехать. Потом мы поняли, что все это от его желания заработать больше с меньшим количеством поездок. Он вообще расстояния и время сильно преувеличивал. Одним словом, делайте так, как хотите вы.

Когда мы дошли до ХРАМА ЗУБА БУДДЫ нам навстречу выскочил человек, представившись гидом, и предложил экскурсию по храму. Сначала мы отказали, так как до закрытия оставалось 40 минут, но он сказал, что этого достаточно. Стоимость входа 1500 руп. (10 $) за одного человека плюс гид 1000 руп.

Сам храм сооружение интересное. Как я поняла из путаного рассказа гида, это был дворец и храм одновременно. В храме храниться одна из святынь буддийского мира — зуб Будды, вывезенный на Шри-Ланка дочерью одного из правителей, которой посвящены изображения в храме. При этом гид сказал, что она его выкрала, а в интернете же история о том, что правитель Калинги, опасаясь потерять реликвию из-за междоусобных войн в Индии, отправил в 371 году свою дочь под видом крестьянской девушки на Шри-Ланка. В ее волосах был спрятан зуб Будды.

Теперь зуб храниться в семи ларцах. Посмотреть на эти ларцы, которые показывают только во время молитвы два раза в день, выстраивается очередь паломников. Нам увидеть ларцы не удалось, хотя мы были во время молитвы, а вот посмотреть на людей вокруг было интересно.

Не могу сказать, что я в восторге от этого места, но посетить все же советую, так как Храм Зуба Будды сильно отличается от других буддийских храмов. Провести там надо побольше времени, а не как мы галопом, и желательно днем.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Кстати, Канди считается культурной столицей и внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В центре города есть интересная колониальная архитектура, смешанная с местными традициями. Полдня там погулять стоило, но, так как мы уже посетили основную достопримечательность с вечера, то на утро решили ехать дальше.

День десятый 20/03 — Матале, Полоннарува

По дороге на Полоннарува, примерно в часе езды от Канди, есть городок Матале. Сам город не интересен, а вот ИНДУИСТСКИЙ ХРАМ все путешественники очень советуют. Не проехали его и мы.

Muthumariamman Temple или Arulmigu Sri Muthumari Amman Kovil (именно под этими названиями с приставкой Matale его можно найти на google map) посвящен богине дождя и плодородия Mariamman. Храм был построен в 1874 году на бывшем рисовом поле, которое было подарено на эти цели его владельцем. Само здание великолепно, но еще интереснее гопурам «Раджа Кобурум», 55-метровая башня, расположенная над главными северными воротами в храм. Это один из крупнейших гопурам на Шри-Ланке, который украшен 1008 статуями индуистских божеств. Входной билет для осмотра храма внутри и снаружи 250 руп. (1,5 $) с человека.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Если будете ехать через Матале, остановитесь тут обязательно.

Через 20 минут мы сделали еще одну остановку в САДУ СПЕЦИЙ. Для посещения мы выбрали Ranweli Spice Garden. Все организовано по сценарию чайной фабрики: вас встречает гид, показывает растения, из которых потом делают специи, затем демонстрация самих специй и «чудодейственных» препаратов на их основе, после можно получить массаж за чаевые, выход через магазин.

Да, соглашусь со многими отзывами, что все организовано так, чтобы вы купили какую-нибудь ненужную вам баночку, но при этом сама экскурсия по саду была очень интересная и познавательная. Нам попался очень хороший гид с прекрасным английским. У меня остались замечательные впечатления от этого места. Мы дали гиду хорошие чаевые, от массажа отказались, а в магазине купили только тертый корень имбиря, который я и так собиралась покупать.

В ПОЛОННАРУВА мы прибыли к трем часам дня в самый солнцепек, потому решили провести больше времени в музее, переждать. Кстати, музей, если там осматривать все внимательно и читать комментарии, дает полное представление о городе и культуре.

Полоннарува (Polonnaruva) был Средневековой столицей Шри-Ланка в 1070—1293 гг., считается одним из важнейших центров культурного наследия страны. В конце XIII века столица была перенесена в Курунегала, а Полоннарува заросла джунглями. В XIX веке английские охотники обнаружили город, а в начале XX века начались археологические раскопки.

В настоящее время на большой огороженной территории находятся археологические памятники, которые один за другим осматривают туристы, передвигаясь на машинах, тук-туках или велосипедах.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Думаю, что лучшее время для посещения Полоннарува — это утро (музей открыт с 9 часов), так как после обеда камни раскалены до предела. При всем уважении к религиозным традициям, мне не совсем понятно, почему туристов заставляют снимать головные уборы и ходить босиком по раскаленным камням (даже носки не спасают) по тому, что раньше было храмом, а сейчас груда, пусть священных и выставленных по геометрии, но камней. Кстати, схитрить не сможете, такое ощущение, что за каждым таким камнем охранник. Аналогично мне не понятно, почему за такие деньги иностранным туристам не разрешают фотографировать в храме Гал Вихара, который знаменит четырьмя статуями Будды в различных позах, высеченных в гранитной скале в XII веке (единственное место, которое мне понравилось), а местные туристы делают это без замечаний.

Тем не менее, если вы поклонник подобных мест, если вы получаете удовольствие от археологических находок, если вы знаете историю Шри-Ланка или тонко чувствуете буддийский традиции, то да, вам однозначно надо посетить это место. В ином случае, решайте сами. Лично я бы те 50 $ за входные билеты потратила на другие цели. Но это всего лишь мое впечатление. Может быть просто после таких шикарных эмоций, полученных в предыдущие дни, этот город впечатлить уже не может. Вот и еще один довод в пользу того, что планировать тур надо по часовой стрелке, а не «по пути наоборот» как мы.

Подробные отзывы о Полоннарува есть у других туристов, а я воздержусь от дальнейших комментариев. Только посоветую после храма Гал Вихара спуститься к озеру лотосов.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Место для ночевки мы выбрали Liyon Rest в Сигирии за 30,6 $. Там же мы вкусно поужинали. Место достойное, но будьте готовы к тому, что интернета там нет. Вернее, он как бы был, но ничего не открывал. Если с собой мобильный интернет, то смело выбирайте этот гест.

День одиннадцатый 21/03 — Сигирия

Как и все туристы, мы планировали совершить восхождение на гору СИГИРИЯ, которая, как мне казалось, является основной достопримечательностью Шри-Ланка.

Сигирия (Sigiriya) или «Львиная скала» — скальное плато, возвышающееся на 370 метров над уровнем моря и около 170 метров над окружающей равниной, под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия. В V веке н. э. царь Кассапа устроил на скале неприступную крепость. До и после правления Касапы на скале существовал пещерный буддийский монастырь.

Однако разочарование вчерашнего дня, отзывы опытных туристов и цена Сигирии (30 $ с человека) изменили наши планы. Мы выбрали к посещению другую скалу ПИДУРАНГАЛА.

Комплекс Пидурангала (Pidurangala Rock) расположен в 1,5 км к северу от горы Сигирия и состоит из нескольких ярусов, соединенных каменной лестницей, на которых разместились дерево Бо, пещерный храм Пидурангала, древние монашеские кельи, сооруженные в основании валунов среди густого леса, гигантская статуя лежащего Будды длиной около 14,5 метров, большое наклонное скальное плато, а также громадный каменный валун, возлегающий в месте подъема на плато.

Вход на территорию всего 500 рупий с человека, что в десять раз дешевле Сигирии. И практически полное отсутствие туристов. На вершину ведет длинная каменная лестница, которая потом переходит в тропу. По дороге встречаются остатки старинных полуразрушенных келий, наскальные письмена брахми, затем появляется статуя лежащего Будды, изготовленная в X веке н. э. из красного кирпича. В конце тропа пролегает среди наклонных плит и каменных валунов с довольно узкими проходами.

Обратите внимание, как в самом конце придется забираться на вершину, и рассчитывайте свои силы и экипировку.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Но когда вы подниметесь на вершину, то перед вами предстанут шикарные виды, в том числе захватывающий вид на Сигирию.

Мы просидели на вершине с полчаса, наверное. На столько это завораживающее место. Не скажу про Сигирию, но эту скалу посетить очень советую. Конечно, лучшее время к посещению — ранее утро. Удобная одежда и обувь, с собой вода.

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

После посещения Пидурангала и завтрака в гесте мы поехали по направлению к Негомбо, в непосредственной близости от которого находится аэропорт. Таким образом, мы решили сократить наш тур на один день, так как не поехали в слоновий питомник Пинавелла. Не хочу описывать, какой конфликт был у нас с водителем по этому поводу, так как естественно еще один день мы оплачивать не собирались. Когда мы напомнили ему, что пропустили Пинавелла по его же совету, он резко выразил готовность везти нас туда «сейчас же». Остался очень неприятный осадок. Возможно, именно поэтому уже не было настроения идти в пещерный храм Дамбулла. Мы там остановились, сделали фото на фоне, и поехали дальше. Сейчас думаю, это была ошибка. Наверное, стоило его посетить.

Зато в Негомбо нас ожидало наслаждение!

Окончание путешествия 21–23/03 - Негомбо

Пока мы ехали по дороге из Сигирии, искали в какой бы отель заселиться. Так как предполагалось провести там два дня, то мы хотели найти хорошее место с бассейном для расслабления после прошедшего тура. И мы его нашли.

The Villa Green Inn находится в 5 км от центра Негомбо. Аэропорт в 20 минутах езды.

Вилла (вернее их две) выстроена в колониальном стиле и находятся среди тропического сада. Есть два бассейна. Очень чистые и комфортные комнаты. Все новое. Зоны отдыха у каждой комнаты на первом этаже. Вкусная еда в ресторане. Отличный персонал. Наконец мы получили чудесные полтора дня релакса, и даже не выбирались в Негомбо, а просто наслаждались. Наверное, так и должно окончиться путешествие, а для кого то, возможно, начаться…

Путешествие по Шри-Ланке по пути наоборот

Вот и подошло наше приключение к завершению. Конечно, всего не расскажешь, но самыми яркими впечатлениями я поделилась. Хочу еще сказать пару слов про еду и комаров.

ЕДА. Шриланкийская кухня очень похожа на индийскую и непальскую, но со своими особенностями. Конечно, большиство блюд острые, много вариантов карри. Если вы любите такой стиль, для вас проблем нет. Посоветую только в туристических местах быть готовыми к тому, что карри будет не очень острое и потеряет свое очарование. Спрашивайте. А вот для тех, кто острое не ест, в пути может возникнуть проблема, так как в маленьких городках и некоторых гестах европейской еды просто нет. Просите сделать карри не очень острым.

МОСКИТЫ. Не могу сказать, что на Шри-Ланка от комаров не спрятаться — не скрыться, но они есть почти везде. Кроме Нувара Элия, пожалуй. Во всех отелях и гестах, где мы были, над кроватями москитные сетки, кое-где выдают фумигаторы. Но в любом случае с собой надо взять репелленты, так как иногда хочется посидеть подольше в гамаке на веранде, а всякие летающие ближе к закату начинают потихоньку «подъедать». А вот от мелкой мошки не скрыться, даже если она не кусает, то неприятно лезет в глаза. Но так было только в Негомбо.

В заключение хочу сказать, что посетить Шри-Ланка стоит обязательно. Это чудесный яркий остров с замечательными пляжами и достопримечательностями. Каждый может найти себе интересные именно ему развлечения. Ведь мы не побывали еще во многих местах: не прокатились на поезде по Элла, не взобрались на пик Адама, не сплавлялись на рафте по бурным рекам и много-много еще чего не. Люди на Шри-Ланка в подавляющем большинстве очень доброжелательные и открытые, готовы всегда вам помочь. А что до каких-то мелких неурядиц, то где они не случаются?!

Есть места на моей карте путешествий, которые я бы не хотела посещать повторно, но на Шри-Ланка еще раз бы поехала.