Турист Lastochka
Lastochka
был 16 ноября 2009 17:47

Геленджик — Россия Август 2009

Для многих настоящих туристов наше Черноморское побережье стало чем-то похожим на дальнюю дачу, на которую хоть раз в жизни, но приходилось ездить. А кто-то, в силу разных причин и обстоятельств, ездит на Черное море каждое лето и знает географию наших курортов не хуже своего родного города. Я же была на Черном море всего третий раз и могу честно сказать, что места, в которых мы отдыхали, не стали менее красивы и привлекательны, даже не смотря на то, что мы, казалось бы, уже все там объездили и посмотрели.

Конечно, для тех, кто привык к экзотике и сервису заграничных отелей, наши черноморские курорты покажутся жутким захолустьем. Отчасти, это правда. Но если вы едите на море за МОРЕМ, СОЛНЦЕМ и ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ – вы получите это сполна! В этом году летний отпуск мы распланировали еще в апреле, тогда же стали готовить себя к дорожным трудностям. Почему к дорожным? Объяснение простое – нам предстояло БАП – Большое Автомобильное Путешествие!

Итак, немного предыстории. Каждое лето наши дети отправляются в п. Любимовка, располагающийся совсем недалеко от Севастополя, в детский оздоровительный лагерь «Радость». «Радость» сполна оправдывает свое название, и дети начинают бредить лагерной жизнью еще с зимы в ожидании летнего общения и свободы от строгого родительского взора. В предыдущие года мы ждали возвращения детей и уезжали вместе с ними куда-то отдыхать (так было и в прошлом году, отчет о том отпуске в рассказе «На Филиппины с детьми»).

В этом же году мы хотели продлить детский отдых на море еще на две недели, и решение родилось очень даже быстро. Дети едут в лагерь на две смены, мы приезжаем за ними на машине, забираем и едем в Россию отдыхать вчетвером еще полмесяца. Решение созрело – осталось малое – распланировать финансовую и техническую стороны такого путешествия. Итак, нам предстоял маршрут: Москва-Севастополь-Любимовка-Керчь (паром)-Геленджик-Бетта. Именно в Бетте, расположенной в 40 км от Геленджика, нам и предстояло отдыхать в этом году.

Выбор пал на Бетту не случайно. Поселок небольшой, отдыхающих не так много, как в той же Архипо-Осиповке, а если вы на машине, то все блага цивилизации и самые интересные достопримечательности региона практически в шаговой доступности. Так как для нас важно именно наличие моря, причем чистого (городские пляжи не рассматриваются) и все-таки близость к природе (в городе, даже на побережье, воздух все же не так чист, как в отдалении от трасс), мы, не задумываясь, выбрали Бетту. Через Интернет было забронировано два номера в частном отеле «Кипарис», в котором мы отдыхали три года назад и проблемы с размещением были решены.

Оставалось выбрать маршрут. Все самое сложное - расчеты, затраты, маршруты и пр. - по доброй традиции в нашей семье, достается Коту. На вооружение берутся калькулятор, ручка и бумага, а также наш верный помощник – Интернет. Почти сразу мы составили бюджет отпуска, учтя затраты на дорогу, проживание (мы уже знали сумму за забронированные номера в «Кипарисе»), отдых и развлечения. Теперь нужно было решить, каким именно маршрутом двинуться в Украину и как вернуться в Россию, не тратя лишних нервов, денег и километров.

Так как ехать нам предстояло в самом конце июля, мы знали, что граница в Украину и обратно может стать для нас тем единственным камнем преткновения, который может подпортить впечатление от отпуска. Проблема известная – прохождение таможни может занять несколько часов, порядком вымотать нервы и опустошить кошелек. Поэтому Кот начал искать пути объезда, где трасса была бы ненамного длиннее, а таможенные посты были бы не так загружены, как самые известные из них для желающих посетить Украину.

Вот здесь и помог Интернет. Благодаря упорству Кота была найдена информация о достаточно простом и нехлопотном маршруте (благодарим Virtual DJ за предоставленную информацию, сайт Snowboard.spb.ru). Маршрут распечатан, карта подготовлена, мини-холодильник загружен водой, соками и некоторым скромным провиантом (чтоб не тормозиться в пути в кафешках) и мы готовы. Выезд был запланирован на 4 утра 30 июля, будильник радостно возвестил, что наше путешествие начинается и после быстрого утренне-ночного кофе, мы, простившись с нашей кошкой (оставленной в надежных руках соседки на время нашего отпуска), двинулись в путь.

Дорога по Украине

Итак, нам предстояло проехать следующие населенные пункты: Москва-Трасса М-4Дон-Воронеж-поворот на Курск-левый поворот на Острогожск-Россошь-Михайловка-Новобелая (таможня)-Луганск-Донецк-Мариуполь-Мельтополь-Джанкой-Симферополь-Севастополь-Любимовка (ДОЛ «Радость»). Дальше по южному берегу Крыма через Ялту-Феодосию-Керчь-порт Крым-паром-порт Кавказ-Анапу-Новороссийск-Геленджик и, наконец, в Бетту. Обратно мы ехали через Архипо-Осиповку, Джубгу, Адыгейск, Краснодар, Ростов, через Воронеж в Москву. На круг у нас вышел километраж около 6 000 км (с учетом поездок по побережью во время отпуска).

Вид из люка

Рассказывать, как ехали, не буду, т. к. дорога на самом деле неплохая, не загруженная и, в общем-то, без особых трудностей. 30 июля, часам к 13 мы подъехали к границе после д. Новобелая. На российской стороне не было особых проблем, ну только паспорта долго проверяли (мой в частности), и документы долго заполняли. А вот на украинской ничто, вроде, не предвещало беды, но в последний момент таможенники спросили, везем ли мы оружие, ножи, и пр. запрещенные вещи. Кот сказал, что у нас ничего, кроме подводного ружья на резинке нет. Что тут началось!!!

Нас попросили отогнать машину в сторонку и предъявить то самое «ружье». Осмотрели, цокали языком, хмурились, говорили с очень серьезным видом всяческие страшные вещи (мол, нельзя, что вы-что вы, разрешение на ввоз) и т. п. А потом на досмотре нашли биту бейсбольную (на вопросительное выражение лица таможенника, Кот весело отрапортовал, что он бейсболист, и что бейсболка у него тоже имеется, и вообще, он же законопослушный гражданин, знает, что можно, а что нельзя). Потом нашли нож (обычный походный нож).

Тут вообще веселуха началась - это опасное, запрещенное, холодное, охотничье и пр. прилагательные – оружие!!! На что тем же Котом было предъявлено свидетельство на этот самый нож, что он вовсе не такой страшный, каким его видят блюстители порядка. В общем, вся эта веселуха закончилась через полтора часа. На выходе мы оба написали декларации и у нас перетрясли всю машину. Но денег мы не платили и, в общем-то, достаточно быстро вырвались из лап скучающих служащих украинской таможни. Чтобы «скрасить их серую пограничную жизнь» старшему была задарена ручка.

Пройдя бюрократические проволочки, мы двинулись в путь. В общей сложности в первый день мы проехали около 20 часов. Кот в 9 вечера пересадил меня за руль и устроился спать, а я, порулив пару часов, поймала себя на том, что сплю. Решение остановиться было принято быстро, я остановилась на обочине в первом же попавшем поселке (с успокаивающим названием «Мирный») и, разбудив Кота, хотела было пересесть на свое любимое пассажирское место.

Но Кот, вымотавшись от езды за рулем, сказал «Отбой»! 8 часов беспамятства и мы проснулись свежими и отдохнувшими. (Для любителей путешествовать на автомобиле – в интернете очень много написано, что останавливаться на обочине опасно, я в это верю, но, тем не менее, мы пренебрегли этими предупреждениями и у нас все обошлось без происшествий).

На следующий день, умывшись и слегка перекусив, мы двинулись дальше и уже к обеду прибыли в лагерь к детям. Покончив с формальностями и утрамбовав детей и чемоданы, мы двинулись в Керчь. Нам предстояло переправляться на пароме и мы заранее готовили себя к долгому стоянию в очереди (по данным из того же Интернета, очереди на паром в это время года достигают нескольких часов, иногда даже сутки).

С детьми в Бетту

Мы особо не торопились, ехали с соблюдением всех ограничений скорости (с максимально возможным превышением) и нас миновала встреча с украинскими гаишниками. Так же мы не встретили и «левых» постов и машин. Хотя гаишников много и форма у них очень разнообразная. Но за весь путь через Россию и Украину мы не заплатили ни одного штрафа.

Брошенные церкви

Часам к четырем того же 31 июля, искупавшись в Форосе, мы доехали до Ялты. Конечно же, мы не могли не посетить Ласточкино гнездо. По пути к достопримечательности нам предстояло познакомиться с «ручными» орлами, которые бьют прохожих по голове своими огромными крыльями (этому их учат мальчишки, которые их держат), под дружный гогот их не в меру меркантильных владельцев. Мне и сыну дали бесплатно подержать орла на руке – очень впечатляет!

Место и вид, безусловно, стоят того, чтоб спуститься по лестнице, ведущей от мини-рынка. Но вот подъем обратно!!!! Боже, я пока поднялась, пару раз хотела лечь и не вставать. А дойдя до стоянки, ощутила себя как-то невнятно, с трясущимися в ногах поджилками. Хорошо, что дальше нужно было ехать сидя:)

К вечеру, часам к 8, нами было принято решение остановиться на ночь у какого-нибудь частника. Цены, в общем-то, нормальные. Нам выделили комнату с 4 кроватями (1 двухъярусная для детей и 2 обычные маленькие кушетки) за 200 гривен. Мы сходили искупаться и упали спать богатырским сном. С утра, часов в 8 мы двинулись снова в путь. К порту Крым-Кавказ мы добрались часам к 2-3 и простояли в очереди около 5 часов (что, в общем-то, недолго).

Переправа на 4-х человек и джип обошлась нам в (взрослые по 32 гривны, ребенок до 12 лет 27 гривен, а машина свыше 4 метров обошлась нам около 260 гривен). Особо нетерпеливые готовы были отдавать немалые суммы, чтоб проехать без очереди, и их, представьте себе, было немало. Загрузившись на паром, мы поднялись на верхнюю палубу и наблюдали за наглющими чайками, вырывающими еду практически из рук людей, решивших перекусить прямо на пароме.

Переправляться относительно недолго, минут 20, зато стоять на таможне пришлось прилично. И все из-за джипа, который с украинской стороны пролез «за бабло», влез впереди всех, а на российской таможне застрял, т. е. его не пропускали почему-то и он «держал» всю очередь. Всех пассажиров пропускают быстро, через пропускной пункт, где смотрят паспорт, ставят печать и выгоняют с поста на российскую сторону ждать, пока выпустят водителя с авто.

Беда в том, что деться там некуда, туалета, кстати, тоже нет, в отличие от украинской стороны. Зато мы вдоволь насмотрелись на тех, кто отважился поехать в Украину через данный порт. Очередь там просто несусветная. Уже потом, когда мы двинулись снова в путь, мы наблюдали многокилометровую очередь, в которой совсем отчаявшиеся люди даже ставят палатки, спят в них или в машинах. В общем, кошмар и ужас! Судя по лицам этих отдыхающих, отпуск у них безнадежно испорчен – очень жаль их было.

А мы поехали дальше и без приключений добравшись до Кабардинки, остановились там на ночлег. Проехав весь город, мы остановились в нелюдимом месте и начали готовиться ко сну. Сынуля, как самый младший, был удостоен чести спать в багажнике со всеми возможными удобствами. На чемоданы расстелился спальник, в него был уложен сын, укрыт, закрыт и готово. Дочка спала на заднем сидении, а мы, взрослые и неуклюже большие, спали на передних седушках, скорчившись и поджав и без того затекшие в дороге ноги (вот нифига я не поджимал – прекрасно спал вытянув ноги. Кот).

Но утро все же пришло и мы выползли из нашего запотевшего джипа на водные процедуры и зарядку. До конечной точки нашего маршрута оставалось совсем немного, меньше 100 километров. А если учесть, что мы приехали раньше на целый день (сегодня было только 2 августа, а бронь у нас с 3 августа), то мы особо не торопились. Не спеша поехали по серпантину, все ближе и ближе подбираясь к заветной Бетте.

Добрались

И вот, последние метры преодолены, вот он, заветный поворот на ул. Мира в сторону отеля «Кипарис». Звонок в калитку, быстрое приветствие и нам навстречу уже спешит управляющий Слава. Не смотря на то, что мы были в Бетте 1 раз и отдыхали там аж три года назад, он нас сразу узнал, что было очень приятно. В беседе выяснилось, что наши номера освободятся только вечером и нам было предложено немного погулять:) Что мы и сделали – оставив все вещи и быстренько переодевшись в купальники и плавки, мы отправились на море!

Большое Автомобильное Путешествие

Где-то на горе есть портрет Ленина

Миновав городской пляж, на котором все-таки многовато народу, мы пошли влево от него, в сторону нашей любимой Голубой лестницы. Там пляжа как такового нет, только каменистая прибрежная полоса, метров 5-10 шириной, но на которой можно вполне расположиться. Да и вода здесь почище и поинтереснее в плане ныряния с маской. К огромному сожалению, еще в первый же день стало ясно, что смотреть тут особо не на что – рыбы мало. Да и вода, по моим ощущениям очень холодная – всего 24-26 градусов (входить неприятно, холодно, а потом нормально). Хотя дети, конечно же, плескались не вылезая.

Накупавшись, отдохнув с дороги и набравшись новых сил, мы двинулись в сторону пляжа и многочисленных кафешек. Выбор большой, в общем-то, на любой вкус. Мы выбрали место, где плотно поели и пошли искать Игоря. Игорь – это, можно сказать, легендарная личность. В Бетте его все знают – он был и директором школы, и комендантом, и рыбаком, и … кем он только не был.

Сейчас он отвечает за лодки и шезлонги на пляже и найти его не составило никакого труда. В свое время Кот познакомился с ним на пляже в Бетте, когда прошел пешком от Новороссийска до Архипо-Осиповки. Последний раз мы виделись с Игорем три года назад, а в этом году он нас не узнал:) Еще бы, сколько туристов рядом с ним, и с каждым он общается как с давним товарищем, где уж тут всех упомнить:)

Но именно Игорь посоветовал нам, где можно вкусно и недорого питаться. И, как обычно, не обманул. Столовая № 1 – так называется это заведение с поистине потрясающей едой. А какие там сосиски в тесте, а булочки, а рогалики! Мммм, да там все готовят вкусно! А по ценам – обед или ужин на 4 человек обходился нам в 400-500 рублей. Здесь мы питались дважды в день – в обед и на ужин (завтраки у нас включены в стоимость проживания). (Я еще пил отличное пивчело Новорос! Кот.)

А здесь мы ночевали

Кстати, в «Кипарисе» тоже потрясающе готовят. Там на кухне заведует Галина – очень приветливая, веселая женщина. Ох, как она готовит жаркое с мясом и картошкой – аж за ушами пищало! Завтраки в общем-то разнообразны – шведский стол включает в себя фрукты, овощи, напитки, сыр-колбаса, на горячее всегда есть каша, омлет или макароны-гречка и пр., ну и сосиски какие-нибудь – в общем, хватает наесться так, что до 2-3 часов и есть неохота.

Ну, и о самом отдыхе

Каждое утро мы завтракали в 9 часов и отправлялись на море купаться и загорать. После пляжа немного отдыхали и ходили на обед, отдыхали и ехали куда-нибудь. Иногда выезжали на прогулки сразу после завтрака.

Немного о наших путешествиях и развлечениях. Конечно же, на первом месте у нас стоял Геленджик. После завтрака мы расселись по машинам (с нами еще отдыхали друзья, они приехали на следующий день) и двинулись в Гелен. По пути решили заехать в аквапарк «Золотая бухта». Ну что, приехали, посмотрели на КОЛОССАЛЬНЫЕ очереди на кассах, потом на цены, потом на ГИГАНТСКИЕ очереди на горках и решили, что ну ее, эту «Золотую бухту». Там просто сумасшедшее количество людей.

Мыс Дооб

Ну, представьте, что все ближайшие пионерские лагеря, дома отдыха, все туристы направляются именно сюда. Чтоб скатиться с одной горки люди ждут по 15-20 минут в очереди, а детям до 13-14 лет вообще практически нигде нельзя прокатиться – везде ограничения либо по возрасту, либо по росту. В общем, не особо расстроившись, мы двинулись в бухту. Припарковав машину за несколько кварталов до набережной (так намного проще, чем искать место в толкучке и трястись потом над машинкой, боясь, что ее заденут), мы пошли в пешую прогулку.

Не успели мы выйти на набережную пляжа, как нас тут же соблазнили на морскую прогулку на катамаране с выходом в открытое море и купание в нем же и это по 400 рублей с взрослого, 200 с ребенка старше 12 лет и бесплатно для 10-летнего. И мы согласились. Расположившись на «носу», на сетке, мы вышли в море в сторону Толстого мыса. Там, как и было обещано, мы заякорились, и минут 40 ныряли с бортика катамарана. Все было классно, если бы только эти самые бортики не были такими ужасно скользкими.

На обратном пути, когда все устали прыгать в воду, нам предложили гидро-массаж. Конечно же, всех заинтересовало. ОООО, весь массаж сводиться к тому, что ты тащишься за катамараном в воде, держась одной рукой за веревку, а второй судорожно пытаешься сохранить остатки целомудрия в виде купальника, стремительно слетающего под напором воды:) В общем те, кто был на катамаране, поржали над нами от души:) Вот где на мировых курортах вы такое найдете?

Вернувшись на причал, мы решили, что неплохо было бы перекусить. Цены нас неприятно удивили. Быстро сделав заказ, мы достаточно долго ждали, пока его принесут. А Кот, заказавший себе пива и две порции фисташек, вообще был разочарован. Ему принесли на блюдечке немного фисташек, горсточку из штук 15-20. А когда он попросил вторую порцию, официантка ему с практически видом королевы сказала, что это и была ДВОЙНАЯ порция!!! Кот бушевал (не надо грязи, я держал себя в ррррруках! Кот), а если учесть, что порция стоит около 80 рублей, то это вполне объяснимо.

В общем, поедая принесенную еду, мы с тоской вспоминали нашу Столовую № 1. Наевшись и разомлев от жары, мы двинулись дальше. Неугомонный Кот предложил всем нам прогуляться до Толстого мыса, на что ровно половина нашей компании ответила бодрым «да», а вторая половина унылым «нет». Первая половина из Кота, Сонюшки и Лехи (наш друг) отправились в неторопливое путешествие, а мы, лентяи и лентяйки (я, Артемка и Ольга, жена друга), остались в ближайшем кафе поедать мороженое.

Когда мы снова были в полном составе, мы двинулись в Бетту. Рекомендую заехать в Кабардинку, на мыс Дооб к памятнику кораблю «Адмирал Нахимов», который затонул в нескольких километрах от берега. Несмотря на то, что место, в общем-то, грустное, именно туда многие приезжают фотографироваться. И поверьте, там есть на что посмотреть. Если подойти к самому краю, то открывается потрясающий вид – слева маяк (и закрытая теперь одноименная база отдыха), справа пограничная вышка, в которой что-то постоянно гудит (погранцы гудят!!!:)), очень красивый вид на пляж и старый Т – образный бун из бетонных плит, покрытых водорослями и ракушками. В общем, заезжайте, не пожалеете.

Переправа через речку Пшада

Еще одно из мест, несправедливо забытых туристами, это Новороссийский порт. Раньше из Кабардинки туда ходил караблик, теперь отменили. Поэтому мы поехали на машине в Новороссийск. Сейчас в порту все облагородили, сделали очень красивую набережную. Если пройти до конца, можно немного свернув в город, посидеть в уличных кафешках, прогуляться по городу – он не шумный и зеленый, в общем-то.

По дороге обратно, можно остановиться на серпантине, там есть несколько смотровых площадок, с которых открывается чудесные виды. А не доезжая Криницы есть речка Пшада. С дороги, ведущей в Бетту, есть съезд на эту речку – там можно покупаться, если вы морж или занимаетесь закаливанием. Вода там чистая, но ледяная (горная) настолько, что пальцы сводит.

А Кот, любитель всего экстремального, очень любит там купаться. В речке есть небольшие «бассейны», где глубина около 2 метров, и где можно поплавать. На эту же речку мы выезжали на шашлык, предварительно заказав мясо у Славы, а также взяв в «Кипарисе» шампуры, дрова и все, что полагается для приготовления шашлыка (кстати, бесплатно – заплатили только за мясо). Еще на этой речке здорово гонять на джипе по мелководью :)

Половина нашей семьи – Кот и Сонюшка – ходили в пеший поход по побережью из Беты в Архипо-Осиповку (там около 12-15 км). А мы приехали туда на машине и обзавидовались им, потому что они прямо около берега (метрах в 50) видели большую стаю огромных дельфинов, которые прыгали и резвились, ловя рыбу. Кстати, около подвесного моста, ведущего в санаторий «Архипо-Осиповка», есть кафе (не помню, как называется, что-то вроде «Привал рыбака» или «Приют рыбака»).

Там очень вкусно готовят, относительно недорого и оттуда можно пройти в санаторий, чтоб подняться на гору Терренкур. Что мы и сделали – плотно пообедав, мы решили совершить маршрут по оздоровительной тропе. Поверьте, это того стоит. Если идти не спеша, то не чувствуешь усталости, а дойдя до верха попадаешь на поляну, с которой открывается вид на горы, заросшие деревьями. Там можно устроить конкурс, кто громче крикнет и чье эхо самое длинное. Мы, конечно, поорали.

Если вы отдыхаете с детьми, то вам, скорее всего, не удастся отвертеться от аквапарка. Вот и нам предстояла сия прогулка. Мы выбрали не «Золотую бухту» и даже не «Бегемот». Мы, хитрые, отправились снова на набережную в Геленджикскую бухту и пошли в аквапарк «Дельфин». Цены немного ниже, чем в «Золотой бухте», но нет ограничения по времени. Т. е. покупаешь билет из расчета 650 рублей на взрослого и плещешься на горках весь день от открытия до закрытия самого аквапарка. Мы пошли вчетвером – я, Ольга и двое детей.

Погодка была солнечная, но мы не учли, что ветер в этот день был северно-леденящий, дующий постоянно с моря и вносящий явный дискомфорт в наше настроение. Но да ладно, деньги уплачены, теперь нужно отрываться по-полной. Я была в аквапарке 1 раз, с больших горок не каталась, поэтому особого подвоха в ядовитых ухмылочках моих детей не распознала. Вчетвером мы поднялись на самую высокую горку и нам представился выбор.

Большая замкнутая труба, закручивающаяся в кольца и устремляющаяся куда-то вниз не вызывала доверия; небольшая открытая горка – ну явно для детей; и две большие открытые горки, которые показались нам самыми безобидными. Когда я первая села и приготовилась скатиться, молодой человек, смотрящий за отдыхающими, с каким-то умилением посмотрел на меня и так вкрадчиво спросил «А вы на этой горке первый раз?». Я отважно сказала «да» и, оттолкнувшись посильнее, полетела вниз.

Мой полет длился несколько секунд, но этого хватило, чтоб перед моими глазами пролетела вся жизнь и я мысленно попрощалась со всеми. Немного подробностей: горка высотой метров 12-15, называется «Невесомость» - это мне все потом сын рассказал. Когда я летела по ней, мне казалось, что высота там не меньше метров сорока и что этот ужас никогда не кончится. Короче, сама горка почти прямая, у нее только один изгиб, где-то в первой трети длины и анатомически он сделан так, что у едущего по ней возникает полная иллюзия того, что он вылетает из горки.

Бортики там не очень высокие, держаться особо не за что, поэтому, когда я полетела куда-то вверх (так мне казалось), я даже не смогла заорать – потому что потеряла дар речи от страха. Дальше было только ужасающее ощущение, что я сейчас шмякнусь на бетонный пол. Когда же я приземлилась в «корыто» с ледяной водой, я даже не сразу поняла, что все закончилось. Вылезая, я ржала, как ненормальная – то ли от того, что все закончилось, то ли сама над собой, что так испугалась. В общем, истерика была та еще.

Оглядываясь на горку, я увидела, что Ольга, последовав моему примеру, тоже полетела вниз. И вылезла с точно такими же признаками безумия, как и я несколько секунд назад. Через ненормальный смех и икоту она укоризненно смотрела на меня и пыталась объяснить, что я могла бы и сказать, что так страшно. А так, она посмотрела сверху, что я не орала, вышла и смеюсь – полетела вниз. Потом мы поделились впечатлениями и поняли, почему парень наверху был таким довольным – на этой горке кроме нас никто больше не катался.

Потом были и другие горки – но особого удовольствия катание не доставляло, потому что ты садишься в корыто наверху в ледяную воду, летишь по трубе в потоках и брызгах ледяной воды, вылетаешь из трубы и попадаешь в ледяной бассейн, а потом выныриваешь и попадаешь под ледяной ветер – то еще удовольствие за свои же деньги! Практически во всех «трубах» я застревала (и не только я) – но больше всего испугалась в т. н. «черной дыре» - горка длинная, закрытая и внутри темно, изредка мелькают огоньки красные.

Я в нее залезла, проехала чуть-чуть и встала. И не еду вниз и все тут. Темно, блин, до низа еще ой как далеко! Подавив панику, начала елозить и отталкиваться руками и ногами. Вроде двинулась вниз; тут меня подхватил поток и я полетела… но куда-куда, мне же влево, а я несусь вправо, прям на стену! Уф, пронесло, просто это обман зрения, потому что колбасит из стороны в сторону, да еще и перекручивает! Выползя из трубы в самом конце, я рухнула в бассейн с ледяной водой и с недовольным фырканьем поплелась на шезлонги греться.

Высоко

В общем, мы скатились со всех горок по одному разу, дети покатались подольше. Но выдержали в итоге мы всего лишь три часа, потом вконец околевшие, пошли на выход. Погуляв по набережной в полном составе (мужчины ждали нас в кафе рядом, попивая пиво и поедая шашлычок), мы решили все же покушать поплотнее и зашли в кафе. Наевшись, окончательно замерзнув и устав, мы поехали домой. День в аквапарке мы запомнили надолго – мы еще и обгорели с Ольгой! Детям-то что, они два месяца на юге были, уже как шоколадки загорелые, а мы москвички… Облезли потом:)

Дальше по плану развлечений нам предстоял поход из Джанхота до скалы Парус. Из Джанхота мы не пошли (кое-кто из нас был не готов идти под солнцем по пляжу 4 км) и мы просто так заехав в Джанхот, поехали дальше в д. Прасковеевка. Что порадовало, там была платная парковка, но много народу и, в общем-то, ничего интересного.

15-минутный поход от пляжа вправо к скале, по очереди залезли и пофоткались. Это из разряда «обязательной программы туриста». А два года назад мы с Котом ходили пешком именно из Джанхота – очень понравилось. Там по пути есть небольшие пресные водопадики, в которых можно ополоснуться после купания в море. В общем, лучше пешком из Джанхота – и полезнее и интереснее, чем из малопримечательной Прасковеевки.

На трассе Джанхот-Геленджик есть большая смотровая площадка – там тоже красиво. Но если бы ее немножко не доехать, то можно спустится по отвесной горной тропике в Голубую бухту. Дорожка жуть! Но того стоит. Во-первых, вид сверху просто потрясающий, во-вторых, вы будете гордиться собой, что смогли спуститься, а потом еще и подняться, а в-третьих – там очень чистая вода. Два года назад мы туда спускались с полной экипировкой для дайвинга, снорклинга, и просто пляжного отдыха (с едой, матрасами, арбузом и пр.). В общем – столько времени прошло, а я все еще горжусь нами, что мы смогли это сделать!

Вообще, и в самой Бетте есть где погулять – в конце городка, чуть выше дороги располагается военный санаторий, в который можно свободно проходить. Там большая чистая территория, поросшая соснами. Вдоль моря, на высоте метров 50 идет тропинка, которая вдет к той самой Голубой лестнице (там около 300 крутых ступеней). А если идти дальше за лестницу, то можно подняться еще выше, в гору по маленькой тропинке, ведущей прямо к обрыву. Виды, открывающиеся с тропики, действительно захватывают дух. Не поленитесь, сходите туда. Только будьте осторожны, высота обрыва метров 80 и никаких ограждений – только ваше чувство самосохранения.

Ну и конечно, нельзя не рассказать о чудесном кафе «Яблонька», находящемся на дороге Бета-Архипо-Осиповка. Не доезжая несколько км до самой Архипки, справа от дороги расположилось уютное и гостеприимное кафе, в котором вас встретит ручной попугай, очень любящий, чтоб ему чесали шею и большая местная достопримечательность, хозяйский пес Пацан!

В это кафе можно приехать хотя бы ради встречи с этим потрясающим представителем породы Кани-Корсо. Мощный, вальяжный, чувствующий себя здесь полноправным хозяином – он нетороплив, доброжелателен и общителен. Когда мы приехали, первое, о чем мы спросили – где же Пацан? Я и Кот познакомились с ним еще три года назад, когда ужинали в этом кафе и Пацан гостеприимно встречал всех посетителей на мостике через ручьи, в которых плавала форель и осетры.

Официант, раздавая нам весьма «упитанное» меню, сообщил, что сэр Пацан отдыхает, но если мы его старые знакомые, то его сейчас разбудят и приведут к нам. Дети и наши друзья были в предвкушении, т. к. они с Пацаном еще не знакомы и слышали о нем только от нас с Котом. Пока готовили наш заказ и будили Пацана, мы прогулялись вверх к водопадам по облагороженному склону, пофоткались, надышались свежим воздухом и только вернулись, как соизволил появиться ОН! Неспеша, оглядывая свои владения, к нам двигался огромный, черный пес – ну прям собака Баскервилей!

Не успев дойти и до столов, Пацан был взят в плен восторженных возгласов, восхищенных поглаживаний и обожающих обниманий нашей шумной компании. Еще бы, такого красавца не так часто можно потискать и вволю пообнимать, не боясь, что он откусит тебе руку или того гляди, голову! В общем, поздоровавшись с нами по полному этикету, сэр Пацан слегка мотнул головой, давая понять, что аудиенция закончена и отбыл в центр кафе (под открытым небом) отдыхать дальше.

Сквозь прикрытые глаза он наблюдал за шустрыми официантами, за бегающими детьми и отдыхающими взрослыми и шумно вдыхая воздух, казалось, одобрительно урчит – в порядке его хозяйство:) Кстати, хозяин кафе ездит на джипчике, у которого на запаске нарисована фотография Пацана – как реклама:)

Мы в этот раз не стали ездить на известные Гебиусские водопады, в Дольмены, в горы на джипах и на прочие развлекательные мероприятия – на самом деле и на нашем родном юге можно найти много интересного.

И красиво

В общем-то, на этом наш отдых почти завершился. Мы еще гуляли по Бетте, сходили в последний раз в нашу полюбившуюся Столовую № 1 (погоревали о сосисках в тесте), попрощались с Игорем на пляже и, позавтракав с утра, двинулись в путь. Дорога назад, как говориться, всегда короче. Не смотря на то, что практически на всем протяжении были ремонтные дороги и большое количество гаишников с радарами, мы, не превышая максимально разрешенную скорость, добрались в Москву за 23 часа.

И вот он, родной дом, наша кошка Васька, которая ждала нас две недели и которая так и не дала мне поспать с дороги, топчась по мне и тычась мокрым носом мне в лицо все утро – оно и понятно, соскучилась! Москва встретила нас прохладой (после юга и 20 градусов - холодно) и обычной своей суетой. Но у нас остались теплые южные воспоминания и фотографии, глядя на которые, мы словно снова возвращаемся на море. А еще у нас есть желание снова поехать в теплые страны, и в следующий раз это будет что-то белее далекое и жаркое, чем Черное море и Бетта!

© Ласточка из плюша. Материал размещен с разрешения автора.