Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Армения Май 2017

Наконец то пришла пора познакомить Вас, дорогие читатели с одним из самых известных населенных пунктов Южной Армении, городом Горис.

В горном котловане, окруженный скалистыми грядами и пещерами, увинченными утесами расположился город Горис.

Город находится в долине реки Варарак на востоке Сюникского марза в 250 км от Еревана. Средняя температура летом +20 °C, зимой около 0 °C. В год здесь выпадает около 700 мм. осадков, это — один из наиболее дождливых городов Республики Армения.

То, что это один из самых дождливых городов Армении, я убедился на собственном опыте: именно периодическим дожем и значительной облачностью встретил меня этот населенный пункт.

Горис в целом небольшой город, в нем более 25 тыс. жителей. Климат города мягкий, зима сравнительно теплая, лето не жаркое, но с обильными осадками. Район Гориса делится на восточную и западную части широкой долиной реки Вараракн (упоминается и по имени Горис). На берегу этой реки на высоте 1400 м над уровнем моря и расположен город.

Город упоминается, как Корес, Кëрес, Кюрус, Курис, Зангезур и др. Поселение на территории современного Гориса существовало еще в начале нашей эры, а первые признаки городской жизни появились здесь лишь во второй половине XIX веке. Пещеры Гориса и скальные жилища свидетельствуют о том, что Горис был поселением еще с древнейших времен. Количество пещер в районе Гориса и вблизи него достигает более 10 тысяч. Во время раскопок обнаружены гончарные изделия Медного и Бронзового веков и другие предметы (орудия труда, оружие и предметы из базальта и обсидиана).

Старый город, который расположился на левом берегу среднего течения реки Горис с расщелинами на северо-западных склонах горы Хут, в прошлом представлял из себя деревню в губернии Хабанд Сюника. Некоторые исследователи считают, что Горис и деревни Гору и Горайк, упоминаемые историком XIII века Степаносом Орбеляном, являются одним и тем же местом.

В XVII -XVIII веках в Горисе обосновались богатые Мелик-Усеиняны. В 1870 году на правом плато реки был основан новый город Горис, когда в результате царского административного деления он был превращен в административный центр Зангезур русской губернии Елизаветполь.

В 1885 года Горис получает статус города. По замыслу генерального плана, городская застройка образовывалась 36 улицами, пересекавшимися под прямым углом. Застроен город в основном двух и трехэтажными домами вдоль прямых и широких улиц. В юго-восточной части городка была спланирована площадь, по периметру которой поместились двухэтажные каменные дома общественного и торгового назначения (среди них выделялось здание Пассажа, которое можно увидеть и сегодня). Рядом с площадью был устроен небольшой городской сад. Здесь же расположена городская церковь и памятник «Семь родников».

Промышленности в городе не было, ремесленники были немногочисленны. При Советской власти Горис становится промышленным центром Сюника. Было построено свыше десятка промышленных предприятий, среди которых наиболее значительным является завод микроэлектродвигателей, вступивший в строй в 1960 г. Выпускаемые здесь двигатели используются в торговых автоматах, швейных машинах, на разных станках и т. д., выпускаются большие потолковые вентиляторы «Зангезур». Работают трикотажная, табачно-ферментационная фабрики, авторемонтный, пиво-лимонадный заводы. Недавно здесь была создана физико-техническая лаборатория Вычислительного центра АН Армении. Ее научные работники ведут исследования по разложению вещества в ультразвуковом поле с помощью гамма-отражательных спектроскопов. Ведутся также исследования по жидким кристаллам, очень перспективным в науке и технике.

Пришла пора узнать, а чем же собственно этот город интересен для туристов. Для туристов на самом деле интересен не столько сам Горис, хотя в самом городе тоже на самом деле не мало интересных объектов, самый значимый из них пожалуй Старый Горис или пещерный Горис, о котором будет сказано еще дальше. А так Горис часто служит важным перевалочным пунктом, чтобы попасть от сюда к ближайшим достопримечательностям, коих не мало в этих краях.

К сожалению у меня было совсем мало времени, чтобы познакомиться с самим городом Горис, и его достопримечательностями. Этому также не способствовала и облачная дождливая погода. Тем не менее все же хочется с Вами поделиться тем, что удалось увидеть в этом городе.

Знакомство с Горисом начнем с современной его части, и постепенно перейдем в Старый Горис с его пещерными комплексами.

Армения. Город Горис

Окружающие Горис скалы также именуются Каменный лес. Целые гряды каменных колонн, пирамид и башен — уникальный результат природных процессов выветривания, долгие века трудившихся над вулканическими туфами. Причудливые формы останцев горных пород дополняются бликами света на серых, коричневатых и черных фигурах Каменного леса, что в сочетании с пейзажами скалистых склонов гор, покрытых лесом, придает незабываемое очарование этому фантастическому пейзажу. Как оказалось это интересное место находилось примерно в 20 минутах ходьбы от моего отеля, то есть полтора км приблизительно. Вот на фото эти места (Старый Горис, Пещерный Горис, Каменный лес)…

Армения. Город Горис

Вот таким предстал предо мною этот город. Город запомнился мне сырой, дождливой погодой. Конечно лучше знакомится с городом и его достопримечательностями не в такую погоду, но выбора не было. Ведь лучше что то увидеть пусть в такую погоду, чем просто отсиживаться в отеле)

В целом Горис мне не понравился, опять же, возможно виновата в этом погода. Тем не менее, историческая его часть: Старый Горис (Пещерный Горис) очень даже интересна для посещения. Так что все же рекомендую)