Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был вчера 18:33
В путешествии по Ирану.
Победитель голосования
«Итоги 2017»

Горис, Татев — Армения Декабрь 2016

«Жизнь прекрасна своей бессмысленностью».

Роб Рик Катвиш (1871 — 2016)

DISCLAIMER! Многа букав (14817 без пробелов). 16+. В тексте присутствует нормативная лексика и сцены употребления алкогольных напитков. Никто никакой ответственности ни за что не несет.

Выбор места для встречи нового года — дело ответственное. С кондачка такое не решается. Тут надо всё просчитать наперед и записать все ходы. Чтобы без сучка, без задоринки. Чтобы комар носу не подточил, и рак на горе не свистнул. Тут держи ухо востро и нос по ветру. Тут можно сломать много копий, но дров не наломать. Как говорили древние латиняне, «Citius, altius, forties. А potentia ad actum!», что переводится как «как новый год встретишь, так его и проведёшь»!

Новый год пещерных людей
На подъезде к Зорац-Карер.

Вот, к примеру, один известный герой всё просчитал, улетел встречать новый год в Ленинград, где спал на диване и его поливали водой из чайника. И что бы вы думали? Судя по счастливому концу фильма, в следующем году его судьба расцвела как клумба! Мы повторить такое не могли потому что, во-первых, нету уже города с названием Ленинград, а во-вторых, потому что мы в канун НГ путешествовали по Армении. Думали чинно, благородно встретить 2017-ый в столичном Ереване, а встретили его безалаберно и случайно в далеком Горисе. Планировали под бой курантов сомкнуть хрустальные бокалы в семейном кругу в тёплом людном ресторане, а на деле под грохот петард распили под елкой из горла бутылку шампанского на холодной пустой площади в компании первых встречных норвежцев и китаянки с корейцем. В нашей обычной слегка ненормальной семье, как в песне поется, всё идёт по плану! Интересно, что нам теперь сулит этот самый 2017-ый?

Новый год пещерных людей
31 декабря. Предновогодний закат в городе Горис.

А теперь обо всем по порядку.

Утром 31-ого декабря мысли в головы людям должны приходить исключительно философские и судьбоносные. В стиле «земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачных горах». Или мысль с нового года бросить пить, курить, есть и заниматься сексом. Или, как и каждый год 31-ого декабря, сходить с друзьями в баню. А у нас была мысль прикладная — прокатиться до Татевского монастыря на самой длинной в мире канатной дороге «Крылья Татева».

Новый год пещерных людей

Банную предновогоднюю традицию тоже не хотелось нарушать — мы ее соблюдали уже два года: в кипрской сауне в «Афродите» и в стамбульском хамаме Сулеймание. Но пускаться на поиски бани в Горисе было не с руки. А Татев был всего в десятке километров. Поэтому ноги в руки, нос по ветру, хвост пистолетом, и в путь!

Ездя по загранице, мы используем в виде навигатора приложение maps.me. Плюс в том, что оно строит маршруты оффлайн. Минус в том, что оно иногда мило тупит, может в поисках кратчайшего пути водить кругами почище любого лешего и в результате завести к черту на куличики. Так случилось и в этот раз. Вместо человеческой трассы мы поехали по обледенелому серпантину. Но это был тот случай, когда куличики оказались вполне ангельскими. Вид на утренний Горис был светел и широк! Так что неча на приложение пинять, коли дорога крива. И вообще частенько бестолковость навигатора может завести в самые толковые места. Тот вид на Горис оказался лучшим из всех нами виданных!

Новый год пещерных людей

Ехать на канатку «Крылья Татева» и упереться в ее закрытый шлагбаум — так выглядит предновогодняя подстава! Поняв, что на канатке нам не прокатиться, мы с Аней, движимые жаждой катарсиса, перелезли через ворота и пошли искать справедливости. Справедливость нашлась в лице доброго полицейского, с которым у нас случился прелюбопытнейший диалог. Чтобы читателю стал понятна глубина отчаяния этого диалога и мотив наших с Аней поступков, необходимы несколько флэшбэков.

Еще дома, планируя маршрут по Армении, Аня изучила сайт «Крылев», где русским по белому было написано, что в это время канатная дорога работает в пятницу, субботу, воскресенье и праздничные дни. Единственный нерабочий день — 31 декабря.

По прибытии в Ереван на площади Республики мы повстречали турагента, агитирующего ехать с ним в Татев. По его словам (а он возит туристов в Татев уже много лет) «Крылья Татева» работают постоянно — и 31-ого декабря тоже.

Да и хозяйка нашего прекрасного гестхауса в Горисе тоже уверила нас, что канатка работает и 31-ого, и все праздничные дни. Правда, на информацию от местных полагаться опасно, потому что, например, я, как москвич, тоже могу запросто не со зла дезинформировать гостей столицы о графике работы в праздничные дни, скажем, Храма Христа Спасителя или мавзолея В. И. Ленина.

Новый год пещерных людей

Теперь возвращаемся к разговору с добрым полицейским. Увидев нас, перелезших через ворота, он был несказанно удивлен. Но не арестовал нас, а обрадовался. Видимо, скучно ему было, а полицейская душа в предпраздничный день жаждала общения. Неспешно полилась душевная беседа, и мы ответили на все его вопросы: кто мы, откуда, надолго ли приехали, нравится ли нам Армения, нам больше по вкусу «Арарат» или «Ной», и зачем мы перелезли через ворота охраняемого объекта. Удовлетворившись нашим рассказом, он открыл нам, что «Крылья Татева» закрыты на все праздники и откроются только 6-ого января. Отсылка к информации на официальном веб-сайте его почему-то не убедила. Как не убедили и отсылки к многолетнему турагенту и квартирной хозяйке.

Тут, согласно законам жанра, появился злой полицейский, удостоил нас презрительного взгляда и стал выговаривать доброму что-то недоброе по-армянски. Что-то в стиле: «Что ты тут сюсюкаешься с этими нарушителями порядка?! Гнать их надо отсюда поганой метлой! Или зеленкой облить, как у них на родине нынче принято!» В общем, мы с Аней поскорее ретировались обратно через забор.

Что ж делать? Не устраивать же теперь плач Ярославны у закрытых ворот. Мы, святые подвижники, люди не гордые — раз гора не идёт к Магомету, Магомет пойдёт к горе. То есть, если канатка в Татев не работает, поедем к Татеву на машине.

Новый год пещерных людей

Наши сожаления по поводу закрытости «Крыльев» растаяли быстро как горный туман и бесследно как пять миллиардов рублей из банка «Пересвет». С канатки, вероятно, открываются божественные виды. Этого мы наверняка не знаем. Но автомобильная дорога к Татеву полна такой красоты и божественности, что мы рекомендуем всем, кто проезжал там по канатной дороге, проехаться и по земной дороге тоже! Красоты с высоты неполны без красот с земли! Они как лето без солнца, как стихи без рифмы (Горький не в счёт), как Россия без нефти, как Собянин без хреновации. В общем, ту автомобильную дорогу (через поселок Алидзор) мы категорически рекомендуем.

Места красоты диковинной. А мы ведь немало чудес повидали. Мы в такие шагали дали, что не очень-то и дойдёшь. Мы в воде ледяной не плачем и в огне почти не горим. Мы охотники за удачей. Кстати, про птиц — они там тоже были. Красиво парили в небесах. Правда, они были не цвета ультрамарин (а всего лишь какие-то орлы), поэтому охотиться за ними мы не стали. Да и охотится было нечем — у меня тогда ещё не было моего подаренного Аней супер-телевика.

Новый год пещерных людей

Дорога постепенно ныряет в ущелье реки Воратан, целует Чертов мост и выныривает к Татевскому монастырю. А самые чудеса, если вы не знали, под Чертовым мостом.

Новый год пещерных людей

Припарковавши авто возле моста, мы начали спускаться к горячему минеральному источнику, что на круче над рекой, и тут услыхали, что у источника, судя по восторженным армянским возгласам, кто-то уже начал отмечать новый год. Очевидно, у кого-то, как у Довлатова, — мечта опережала жизнь. Аня предложила, может, сначала съездить в Татев, а потом воротиться сюда — никто ведь не знает, насколько буйно и дружелюбно армяне отмечают новый год утром 31-ого декабря на краю глубокого каньона. Да еще и у Чертова моста. Но предрассудкам и упадничеству у нас не место!

Новый год пещерных людей

Два армянина в темных куртках и приподнятом настроении закусывали на камнях у источника. И тут сбылись наши худшие опасения — мимо себя они нас не пропустили. Накормили бутербродами, салатами и солениями, напоили ключевой водой и тутовой водкой! Гор и Давид оказались интеллигентнейшими людьми — главный хирург и главный травматолог местной больницы.

Вниз искать пещеру они нас отпускать не хотели. Туда, мол, опасно зимой соваться, можно упасть и т. д. -лучше тут посидеть, позакусывать, пообщаться. Тем более источник святой — наверху церковь пятого века! Но когда поняли, что я непреклонен, всё же благословили на спуск, сказав: «Ладно, если что-то случится, не переживайте — с вами главный травматолог!»

Тут я должен сказать отдельное спасибо Михаилу Chedty, так как пещеру эту широкой общественности открыл именно он. А еще низкий поклон Мише за walkthrough в ЛС! Без этого я бы ту пещеру ни в жисть не отыскал!

Спуск в пещеру выглядел и впрямь довольно опасным. В почти отвесную стену каньона был вбит металлический штырь, от которого стальной трос уходил вниз и там терялся из виду. Поэтому Аня от этой затеи сразу отказалась и хотела остальным запретить. Но я не всегда слушаюсь жену. Мы же не робкого десятка и не пальцем деланы! Взялся за гуж, не говори, что не дюж! Как говорили древние латиняне, «Age, quod agis, et respice finem!», что переводится как «Назвался груздем — полезай в пещеру!»

Новый год пещерных людей

И я начал отважно спускаться по тросу вниз. Точнее, пронырливо сползать, как старик Козлодоев. На поверку всё оказалось не так уж и страшно. Я давно заметил — сверху всё страшно, а внизу — нет. Поэтому если тебе страшно смотреть с какой-нибудь высоты — прожитых лет, карьерной лестницы или нажитого богатства — всегда можно спуститься вниз, хотя бы мысленно, ощутить почву под ногами и перестать бояться!

Новый год пещерных людей

Внизу каньон был узок, его стены отвесны, поток в нем бурн. И… никакого намека на пещеру. Я прошел туда и сюда, направо и налево, взад и вперед, заглянул под каждый камень — пещера как сквозь землю провалилась. Тут я увидел какое-то небольшое углубление в скале, которое на первый взгляд никакой пещерой быть не могло. Но вход (точнее, влаз) в пещеру обнаружился именно там!

Пещера под Чертовым мостом около Татева. О ней почти никто не знает, и туда трудновато спускаться и еще труднее ее найти!)) Спасибо Михаилу Chedty за наводку!!! Это панорама из шести кадров.

И что это была за пещера! Я бывал во многих пещерах и почти все они были хороши. С проложенными дорожками и красивой подсветкой. Но тут — чистая природа, никакой цивилизации, никакого антропогенного вмешательства! Пещера небольшая — всего два «зала» — но совершенно уникальная. Текущая по дну, капающая с потолка и перетекающая по каменным чашам вода — почти горячая (там источник, помните?). Зимой действительно довольно легко поскользнуться и упасть, поэтому часто приходилось демонстрировать чудеса эквилибристики. Жалел я только о том, что семья осталась наверху и не видит эту красоту! А телефон внизу каньона не берет и кричать наверх бесполезно. И вдруг — о чудо — вижу свою дочь, тоже решившуюся-таки на слаз вниз! Дальше мы вместе лазили по пещере, восхищались, причитали от счастья и радовались, как дети!

Новый год пещерных людей

Увы, я взял с собой вниз только маленький фотоаппарат, фотографировал без штатива и в пещерном восторге забывал позаботиться о тщательности фотографических настроек. Поэтому не удивляйтесь, что на моих пещерных фото вы найдете, шевелёнку, плохо подавленные шумы и неровное бокэ. А что вы хотели, если большинство фото здесь сделано при 1/10sec, f2.0, F=24mm, ISO 2500! Как говорится, чем богаты!

Новый год пещерных людей

В такой эйфории прошел час или полтора — пещерный кайф не отпускал! Я, наконец, почувствовал отголоски ответственности за остальную часть семейства. Так как Аня отпустила нас вниз в сильнейших треволнениях, наверняка, она там места себе не находит, представляя, что нас уже, по крайней мере, нет в живых, и надо организовывать спасательную операцию.

Я убедил дочь возвращаться, и мы вскарабкались обратно по стальному тросу. Наверху мы обнаружили Фила в одиночестве. Его ответ на вопрос «где мама?» нас сразу обрадовал.

— Мама у источника с армянами бухает.

Празднующую ранний новый год компанию мы действительно нашли у источника. Компания пребывала в самом благостнейшем расположении духа, тосты произносились один длиннее другого, армянско-российская дружба крепла на глазах, а закуски и тутовая водка не иссякали. Меня тоже уговорили на рюмку водки, несмотря на мою «зарульную» участь.

Новый год пещерных людей

Мы с Филом, дабы не прерывать нашу банную традицию 31 декабря, искупались в горячем источнике.

Тепло распрощавшись с Гором и Давидом, мы ушли в монастырь. То есть, не ушли, а уехали. Хотя, если жизнь заставит когда-нибудь бросить мир, уйти надо только в какой-нибудь монастырь, похожий на Татевский. Уединение в горах на вершине высокой скалы, где только воздух, орлы и одинокая безмятежность! А далеко внизу в ненастоящей реальности — покинутый мир и суета сует! Хотя суета сует в виде туристических толп в обычные дни, видимо, все же тревожит покой монахов. Но сегодня канатка не работала, и монастырь был предоставлен практически нам одним — для одухотворения и религиозно-исторических медитаций.

Татевский монастырь.

Новый год пещерных людей

День был уже, в принципе, сделан. Оставалось самое сложное — достойно встретить новый год. А для этого нужно прежде всего что? Правильно! Ещё раз полюбоваться далями. Ведь новый год — это неведомая даль, а значит, любование далями приобретает сакральный смысл.

Новый год пещерных людей
Горис и его каменный лес.

Новогодний ужин мы заранее заказали у хозяйки в нашем замечательном хостеле. Поэтому до ужина было время у семьи отдохнуть, а у меня беззаботно погулять с фотоаппаратом по Горису.

Новый год пещерных людей

Город по-домашнему приятный, добротный, в окружении горийского каменного леса. В окрестностях есть, что посмотреть, и до Арцаха рукой подать. Если бы я был эстетствующим бонвиваном и сибаритом, непременно обосновался бы тут на месяц-другой! Я бы тут ел, пил, созерцал и клал душу на алтарь поэзии!

Новый год пещерных людей

Вечером, нарядившись в парадные красные колпаки, наше семейство спустилось к новогоднему ужину. Стол ломился от яств. Главным блюдом был плов с курицей. Из закусок — кюфта, бастурма, окра, блины, голубцы, какие-то невиданные армянские соления и салаты. Из напитков (кроме воды и фанты-колы) — шампанское, коньяк и неизбежная тутовая водка. Мы в пылу веселья, кстати, забыли заранее справиться у хозяев, сколько это всё будет нам стоить. Вспомнили об этом только с похмелья на следующее утро. И ужаснулись — вдруг нам сейчас выкатят заоблачный счёт, и новый год начнется с плача и скрежета зубовного. Счет за роскошный новогодний стол на четверых человек потянул на 1800 в пересчете на рубли! Вот оно, царство небесное!

Когда мы семьей собираемся вчетвером за столом, мы обычно радуемся, как боги, жрем, как гедонисты, и ржем, как кони. Именно в путешествиях и в основном в часы застолий коллективным экспромтом случайно рождаются на свет семейные «фишки» — приколы, за каждым из которых стоит маленькая история. Эти выражения вам, увы, ничего не скажут — они понятны, памятны и гомерически смешны только для четверых членов нашей семьи. Скажите, вам разве что-нибудь сообщат такие фразы, как скалафил, ничтожество-пледик, суп-чего, рохи, комармошки, девка в рюхах и зайка-говноед? Согласитесь, ничего, кроме сомнения в устойчивости крыши их авторов. А у нашей семьи они занесены в анналы истории и почти что записаны на скрижалях сердца!

Новый год пещерных людей

После сытного ужина, выпивания с хозяевами и за хозяев, мы шумной гурьбой вывалили на улицу, чтобы встретить наступление нового долгожданного года на главной площади Гориса. Она находилась в двух шагах от нашего пристанища, была широка и просторна, и на ней стояла внушительных размеров наряженная ель. С возгласами, смехом и прибаутками наша семья подкатила к елке, чтобы (как мы предполагали) влиться в счастливую толпу празднующих армян, и… оказалась посреди площади в полнейшем одиночестве. До этого площадь (а мы уже успели на ней побывать и утром, и днем, и вечером) никогда не бывала пуста, а тут — ни единой души! Хотя вокруг — атмосфера полного праздника: громкая музыка, фейрверки с петардами и дыхание жизни полуночного города. Но всё это где-то в домах и во дворах — скрыто от глаз. Смысл происходящего до нас дошел только потом. В Армении новый год — не только семейный, но и домашний праздник. Все празднуют дома семьями и ходят друг в другу в гости. Забегая вперед скажу, что когда мы вернулись в Ереван, в нем в первых числах января мы нашли только один (1!!!) работающий ресторан. Остальные были закрыты за ненадобностью.

Что ж, встретим новый год семьей! Наконец, без людской суеты, попсы по телевизору и без послания президента! Пусть узок наш круг. Пусть мы, как декабристы, страшно далеки от народа. Но как декабристы разбудили Герцена, так и мы разбудим Горис!

Мы принялись орать не своим голосом «С Новым годом!», «С новым счастьем!», «Спартак чемпион!» и что там ещё орут в таких случаях. И ровно в полночь произвели залп шампанского прямо в светлое звездное горисское новогоднее небо! Стаканы взять мы на радостях забыли, поэтому шампанское пригубили по-рабоче-крестьянски — из горла.

Новый год пещерных людей

И вдруг, о чудо — на площади появляется несколько трудящихся, следующих за вождем в красных революционных шароварах. И направляются они к нам, видимо, чтобы соединиться, как пролетарии всех стран. Знакомимся и по-новогоднему братаемся. Оказывается, вновь прибывшие тоже вовсе не армяне — норвежцы, кореец и китаянка. Вот это да! Герцена мы не разбудили, зато разбудили коммунистический интернационал!

Шампанское из горла наши новые соратники, правда, пить отказались — видимо ещё сильны в них мелкобуржуазные предрассудки. Зато мы сделали коллективное новогоднее фото и обменялись электрическими адресами (фото я потом им отослал).

Новый год пещерных людей

Даже Дана в этот раз пригубила шампанского. Но ей не понравилось, и пришлось, как обычно, папе всё расхлебывать.

Что и говорить, это была одна из самых необычных и интернациональных встреч нового года!

Утром мы пробудились на удивление бодры и веселы. Нас ждали дорога дальняя, казенный дом. Дорога — обратно в Ереван, казённый дом — забронированная давеча на эйрбнб квартира. Воистину, счастье есть, его не может не быть! Как говорили древние латиняне, «Beatus ille, qui procul negotiis», что переводится как «Жить стало лучше, жить стало веселее»!

Куда-то приведет нас теперь туманная дорога этого нового 2017-ого года?