Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — сейчас на сайте
На Кипре

Бузиос, Рио-де-Жанейро — Бразилия Январь 2011

Поездку в Бразилию мы решили приурочить ко дню рождения Марио, у нас уже стало традицией отмечать дни рождения в новых местах. Сестра Марио Юдит и ее муж Эрнан, узнав о наших намерениях, решили присоединиться к нам. Дело оставалось за малым — забронировать билеты и гостиницы, что, как выяснилось, оказалось совсем нелегким делом. Горячий летний сезон начинается в Чили уже в декабре, а мы долго прособирались, и когда обратились в агенство авиакомпании ЛАН, то хороших отелей в Бразилии на январь уже практически не осталось. Хорошо, что у Эрнана в агентстве работает знакомый Пабло, вот он-то и помог нам с билетами и гостиницами. В Рио он сразу забронировал нам хороший отель на Копакабане, а вот с курортным Бусиосом возникли проблемы — ничего приличного там уже не было на наши даты, этот курорт — излюбленное место отдыха аргентинцев, они буквально оккупируют его на лето. Но в конце концов под нашим мощным натиском и моим ежедневным нытьем Пабло задействовал все свои связи и все-таки нашел для нас приличный отель в Бусиосе. Спасибо ему за это! Заказали тур на 10 дней — три дня в Рио и пять в Бусиосе. Такой пакет, включающий перелет авиакомпанией ЛАН, отели 4 звезды на базе завтраков и все трансферы обошелся в 1500 долларов на человека. Сестра Марио сделала широкий жест и подарила ему на день рожденья две ночи в отеле в Бусиосе. Такой вот красивый и оригинальный подарок сделала своему брату!

Вылетели из Сантьяго в Рио-де-Жанейро в пятницу, 7 января 2011 г. Рейс был удобный, в час дня, сам полет длился четыре с небольшим часа, все-таки в Южной Америке расстояния — огромные! Маршрут Сантьяго-Рио считается коротким и близким! Кормили в полете безобразно — предложили маленький сандвич и плошку консервированных фруктов! Безобразие вобщем-то, а мы все ругаем наш Аэрофлот, да у нас такого-бы никто из пассажиров не потерпел, а чилийцы покорно глотают ненавязчивый сервис авиакомпании-перевозчика. В результате в Рио прилетели голодные и злые и еще два часа добирались по пробкам до отеля, в пятницу вечером у них, как и во всем мире, заторы на дорогах, да и расстояния там немаленькие! В аэропорту сразу-же столкнулись с веселым нравом бразильцев — Эрнан был всерьез озабочен наличием комаров и первым делом поинтересовался у местного персонала, есть ли сейчас в Рио комары. Этот невинный вопрос вызвал у них приступ хохота до слез, мы так и не поняли, может быть слово комары на испанском mosquitos имеет в португальском какое-то второе, неприличное значение. На такси проезжали мимо многочисленных фавел Рио, довольно приличных на вид. Во всяком случае такого ужаса, как когда-то в Перу я здесь не увидела. Таксист с гордостью рассказал нам, что в последние годы уровень жизни обитателей фавел заметно вырос, большинство из них имеет в домах все удобства и даже плазменные телевизоры. И все это благодаря умелому руководству бывшего Президента Бразилии Лулы, много сделавшего для своего народа, в результате чего уровень жизни в стране значительно вырос. Сейчас, как известно, к власти в Бразилии пришла дама Дильма Руссефф, посмотрим, какие у нее будут результаты. Практика Чили и Аргентины в этой связи показывает, что женщина у власти не означает ничего хорошего. Но это у них в Латинской Америке поветрие, видимо, сейчас такое, женщины у власти! Наконец уже совсем вечером добрались до отеля Orla Copacabana, где пришлось здорово побороться за место под бразильским солнцем, то есть за номера при расселении. У нас были заказаны номера супериор, нам же предложили обычные, малюсенькие номера вообще без вида на улицу, окна выходили в какой-то внутренний колодец. Марио долго ругался на ресепшене, в результате чего на следующее утро нас переселили в улучшенный, просторный номер с видом на боковую улицу. Но такие вещи в Бразилии вполне нормальное явление, не следует обращать на то внимание.  В принципе отель неплохой и достаточно бюджетный при отличном расположении. Забросили вещи в номер и двинулись на поиски пропитания, решили поужинать в популярном мясном ресторане родисио, то есть гриль-ресторане под названием Карретао, в районе Ипанемы. Такие рестораны под названием шурраскарии очень популярны в Рио — платишь за вход определенную сумму, около 30 долларов за человека и получаешь неограниченный доступ к салат-бару, суши-бару и мясу. Это не включая напитки и десерты. Мясо-же постоянно подносят официанты на шпагах — этот живописный процесс длится обычно долго, можно отказываться, делать паузы, подходят они часто, предлагают куски от различных мест туши- говядину, баранину, курицу, сардельки и т. д.

Бразильские каникулы

Бразилия, также как и Аргентина — скотоводческая страна и мяса там много и оно просто великолепное! Но справедливости ради надо сказать, что в Аргентине подобные рестораны и само мясо мне понравились больше, да и обслуживание там намного более виртуозное и мастерское. Так что Аргентина все равно вне конкуренции! Наелись мы в этот первый вечер в Рио просто по-свински, я с трудом встала из-за стола. В отель вернулись на такси, сил идти пешком уже не было!

Второй день в Рио. Завтрак в отеле всем понравился, много тропических фруктов — папайи, манго, ананасы и другие фрукты, омлет, много вкусной выпечки, соков, мясной нарезки и сыра. Я, конечно, первым делом набросилась на свою любимую папайю, в Чили папайи маленькие и непригодные для потребления в натуральном виде, их можно только консервировать, так что в Бразилии я оторвалась по полной! Потом нас все-таки переселили в улучшенный номер, и в 11 часов мы решили поехать на такси прямиком на Корковадо, к статуе Христа (Cristo Redentor, то есть Христос Избавитель). Групповые экскурсии в Рио решили не брать — они довольно дорогие, около 140 долларов на человека и все, как водится, галопом. Договорились с таксистом, и за 100 реалов (1 реал равен примерно 1.66 дол.) он довез нас до остановки минивэнов, то есть практически до последнего отрезка пути. До статуи Христа можно добраться и другим способом, от подножия Корковадо на специальных туристических поездах за 45 реалов, но там обычно огромные очереди, так что мы приняли верное решение ехать на такси до упора, а там пересесть на минивэн за 25 реалов, сэкономив таким образом и время, и деньги. Уже на подходе нашей очереди к стоянке минивэнов к нам обратилась мексиканская туристка со слезной просьбой поменять ей доллары на реалы. Марио не смог отказать представителям этой любимой им нации и поменял им деньги, за что они осыпали нас благодарностями. Какие-же все-таки латины несобранные и разболтанные — это-ж надо поехать на Корковадо без местных денег, а потом бегать в отчаянии и выпрашивать реалы у других туристов! Третий год живу в Латинской Америке и все никак не могу к привыкнуть к их расхлябанности! Ну да бог с ними! Дорога к Статуе Христа идет через настоящий тропический лес Тижука, все вверх и вверх, и вот наконец перед нами открывается вид на гигантского Христа с распростертыми руками! Как будто охраняет город и его обитателей от невзгод!

Бразильские каникулы

Что сказать — статуя, по праву признанная одним из новых семи чудес света, безусловно, производит впечатление своими грандиозными размерами (30 метров в высоту!), но самое сильное впечатление остается от сногсшибательных по красоте видов на город, открывающихся сверху!

Со смотровых площадок открывается вид на океан, залив Гуанабара, озеро Родриго-де-Фрейтас, гору Сахарная Голова, стадион Маракана, город-спутник Нитерой и на ряд красивейших районов Рио-де-Жанейро!

Бразильские каникулы

Дух захватывает от этих изумительных пейзажев! Смотришь вокруг, а в голове одна мысль — и создал же Бог такую красоту! И как удивительно гармонично вписывается город в окружающее его природное великолепие! Город со всех сторон буквально обрамляют горы и холмы самых причудливых форм, что безусловно очень украшает его панораму. Самые известные это Корковадо, Пан де Асукар, Два брата. Но другие, не такие раскрученные, тоже очень хороши! Мне, к примеру, очень понравилась гора по-соседству с Двумя братьями, Pedra de Gavea-Камень в виде черепа. С Корковадо эти две оригинальные горы прекрасно просматриваются!

Природа очень щедра к этим местам, один залив Гуанабара, весь изрезанный бухточками с вырастающими из воды холмами чего стоит! Не удивительно, что португальцы, открывшие эту бухту в январе1502 года ошиблись и приняли ее за устье реки, отсюда и название города пошло — Река Января. Монумент Христу, возведенный в 1931 году и по сей день смотрится очень величественно и модерново. По некоторым сведениям, статуя Христа построена на деньги эмигранта-католика, давшего обет воздвигнуть монумент Богу в той стране, где разбогатеет. Разбогатев в Бразилии, он сдержал слово. Не знаю, правда это или вымысел, но лично мне эта теория понравилась. Нам сильно повезло в тот день с погодой — при ярком солнце и безоблачном небе все вокруг смотрелось просто волшебно, а сам Христос на фоне синего неба просто завораживал! Над ним постоянно кружили большущие, черные птицы семейства ястребиных и огромное количество вертолетов — в Рио очень популярны вертолетные экскурсии (140 дол. за 12 минут!), также впрочем, как и полеты на дельтопланах. Это и понятно — ведь красоты здешних мест располагают к панорамному осмотру сверху! Мы на эти туры не решились, откровенно говоря просто не могли себе позволить такую роскошь! Вернувшись в отель с тем-же таксистом, по договоренности он все это время ждал нас внизу, мы в очередной раз порадовались своему решению организовать эту поездку на такси — комфортно, быстро и недорого из расчета на четверых.

Хочу отдельно написать про погоду в Рио. Климат здесь жаркий и влажный летом, зимой же температра не опускается ниже плюс 18 градусов. Мы сразу же прочувствовали на себе разницу тепловых ощущений по сравнению с Сантьяго, где летом в течение дня жарко и сухо, а вечером наступает приятная прохлада. В Рио же влажность просто жуткая — выходишь на улицу и сразу вся мокрая, волосы не лежат вообще, опадают и прилипают к голове. Ощущения не из приятных, одним словом, в Сантьяго погода летом намного комфортнее, сухая жара переносится не так тяжело, как влажная.

В этот день мы обедали в небольшом, приятном ресторанчике на Копакабане, рядом с нашим отелем, кажется называется он «Мануэль и Хоаким». Попробовали там бразильское народное блюдо фейжоада, это ассорти из риса, черной фасоли, мяса, муки фарофы и еще чего то, взяли одно блюдо на двоих и с трудом его осилили, порции просто огромные! Надо сказать, что ели мы в Бразилии много и часто, и все под влиянием сестры Марио с мужем, для которых каждый прием пищи дело святое, и пропустить обед или ужин они просто не могли. Будь моя воля, я бы просто что-то перекусывала днем, а вечером можно и в ресторан пойти. Но, когда путешествуешь в группе, то приходится подстраиваться под интересы других. После обеда все отправились отдохнуть в отель, я же не могла усидеть на месте, я ведь в Рио, жалко терять время на разлеживания, и отправилась на разведку на пляж Копакабана, благо что находился он через дорогу от отеля.

Бразильские каникулы

Копакабана поражает своей протяженностью и в длину, и в ширину, белейшим, мельчайшим и мягчайшим песочком, и конечно-же бесподобным видом на гору Pan de Azucar — Сахарная Голова, открывающимся с него! В какой-то степени этот пляж мне напомнил ангольские пляжи под Луандой, где я жила когда-то в молодости.

Да и в архитектурном облике города прослеживались какие-то аналогии с Луандой, португальское влияние и тут, и там, естественно! Народу на пляже в субботу было очень много!

Бразильские каникулы

Меня удивило огромное количество не просто толстых, а ожиревших людей! Знаменитые девочки и мальчики Рио (garrotas y garrotes) с их скульптурными формами, конечно, тоже попадались, но как-то терялись в толпе жиртресов! Это меня поразило в Рио — такое скопление ожиревших людей нечасто увидишь в наши дни. Все-таки сейчас все стараются питаться правильно и заниматься спортом, а тут такой отстой! И это при том, что спортом кариоки (так называют себя местные жители) занимаются весьма активно, на пляжах повсюду играют в футбол и волейбол, везде стоят тренажеры, а вдоль пляжа устроены отдельные дорожки для бега и велосипедистов. Очень контрастный народ — часть кариок усиленно следит за собой и находится в прекрасной физической форме, а другая часть ест все подряд и совершенно не комплексует по поводу своих безобразных форм, практически все увиденные мною жирные тетки были на пляже в бикини, с гордостью выставляя напоказ свои телеса и особенно пятую точку, она у кариок очень и очень выдающаяся! Надо сказать, что на Копакабане особо не покупаешься — очень сильные волны и течение, все поэтому только подпрыгивают на волнах у берега. Я конечно, тоже ринулась в воду, она показалась мне довольно прохладной, хотя быстро привыкаешь. Одна волна накрыла меня с головой и протащила по песку, оставив здоровенный синяк на самом мягком месте, память о Копакабане! Но все равно я получила море удовольствия! Одно ощущение того, что ты купаешься на знаменитой Копакабане чего стоит!

А вечером мы всей компанией пошли гулять на другой знаковый пляж Рио — Ипанему. Наш отель был очень удобно расположен, напротив Форта Копакабаны, практически на стыке Копакабаны с Ипанемой, так что и до этого пляжа мы дошли очень быстро. Если Копакабана — истинно народный пляж, то Ипанема — более элитный и изысканный район Рио.

Бразильские каникулы

И публика здесь поприличней, и отели получше и подороже. Аристократичный пляж, пик популярности которого приходится на 50–60 года прошлого века.

Считается, что именно здесь зародилась Босса Нова, увековечившая название пляжа в известнейшем хите The Girl from Ipanema. Орнамент тротуара отличается от Копакабаны, каждый пляж имеет свои особенности рисунка тротуара. Почтовая открытка Ипанемы — гора Dois Irmaos (Два брата), как-бы обрамляющая пляж. Действительно, напоминает по своей форме прилипившихся друг к другу братьев — один побольше, другой поменьше! Мы пришли сюда к заходу солнца и смогли полюбоваться этим прекрасным зрелищем, причем кариоки при этом кричали и хлопали в ладоши, с детской непосредственностью выплескивая наружу свои эмоции.

Бразильские каникулы

Дошли до следующего пляжа Леблон, в который плавно пертекает Ипанема и решили попробовать кокосовый сок в одном из пляжных киосков, они здесь на каждом шагу.

На вкус ничего особенного, просто приятная, освежающая водичка, но смотрится очень красиво, пьешь воду через трубочку из отверстия большого кокоса!

Бразильские каникулы

Для меня все это были новые ощущения! Обслуживала нас симпатичная мулаточка, весьма игривая и кокетливая, как и большинство местных женщин. Приятно было на нее смотреть, впечатление такое, что она не работала, а была у себя дома и непринужденно принимала гостей.

Мы с удовольствие посидели за столиком с нашими кокосами, наблюдая плавно текущую перед нами разношерстную толпу. Везде в воздухе царила атмосфера неторопливости, праздника, полного расслабления и замедленности. Это отличительные черты Рио, и наверное всей Бразилии. Мы все удивлялись, как это бразильцы могут быть первыми в футболе и такими медлительными во всем остальном! Загадка! Сами по себе кариоки нам очень понравились — приятные, веселые и очень доброжелательные люди. Большинство из них — мулаты и негры, но негры совершенно особенные, не такие как в Африке, нет в них агрессии, наоборот сплошной позитив и добродушие. Я удивлялась самой себе, всегда себя считала расисткой (сказывается пребывание в Анголе и неприятные контакты с местным населением), а тут бразильские негры вызывали у меня одни положительные эмоции и улыбку! Вечером прошлись по Копакабане, при ночном освещении она смотрелась очень и очень нарядно, людской водоворот не утихает здесь допоздна. По поводу безопасности могу сказать, что в Рио в последние месяцы правительство навело порядок, ввели войска в самые опасные фавелы, очистили от преступности центр города. Так что мы везде совершенно спокойно ходили пешком, гуляли даже ночью, и ничего такого страшного не заметили. Хотя украшения я все сразу сняла и сумку старалась никогда не выпускать из рук.

Третий день начали с посещения второй иконы Рио — горы Pan de Azucar. Из-за своей необычной формы, которую бразильцы сравнивают с куском сахара, она получила название «Сахарная голова». По другой версии название идёт от фразы «paunh-acuqua», что на языке туземцев переводится как «Высокий холм» или «Страж залива». Обе версии хороши, на мой взгляд. Христос и Пан де Асукар как-бы соперничают друг с другом за звание самой красивой визитной карточки Рио.

Бразильские каникулы

Я даже не знаю, где мне больше понравилось — и там, и там красиво! Обязательно стоит посетить два этих знаковых места Рио. До подъемников на Пан де Асукар доехали на такси, а там простояли в очереди минут двадцать. Жара в тот день была просто невыносимой, так что пришлось купить сувенирный зонтик с видами Рио, чтобы хоть немного спрятаться от палящего солнца. Подъем на фуникулере по канатной дороге осуществляется в два этапа — сначала до горы Урка, а оттуда уже непосредственно на Пан де Асукар. Каждый отрезок занимает около 3 минут. Стоимость 45 реалов с человека, около 30 долларов с человека, недешево вообщем. С обзорной площадки хорошо просматривается панорама центра Рио с небоскребами, мост Нитерой, бухточки с маленькими пляжами и маленький аэропортик Сантос Дюмонт, расположенный практически в центре города.

Бразильские каникулы

И конечно, Корковадо с Христом!

Бразильские каникулы

Урка и Пан де Асукар буквально утопают в пышной тропической растительности. Меня поразили огромные плоды дерева джекфрут — громадные, бомбообразные, пупырчатые, с толстенной кожурой. Говорят, съедобные, но в Бразилии мы нигде не видели, чтобы их предлагали к употреблению. Наверное, невкусные.

В лесах Урки также водятся маленькие обезьянки — шоколадные тамарины, одну мы там увидели, прыгала по веткам, но так быстро, что хороших фотографий не получилось. Наверху к Марио привязались бразильские туристы с просьбой сфотографироваться с ним. Вы так похожи на нашего дедушку, сказала ему веселая бразильская девушка.

Бразильские каникулы

Он конечно согласился, так они так этому обрадовались, что даже смотреть на их реакцию было забавно и приятно. Спустившись вниз, поехали на такси в центр, хотели посидеть в исторической кофейне Коломбо, аналог кафе Тортони в Буэнос-Айресе. Приехали, а кафе закрыто — в воскресенье весь центр вымирает. Пошли гулять по центру в районе станции метро Кариока, я хотела там многое посмотреть, но жара была просто невыносимой, да и сам центр Рио произвел на нас неблагоприятное впечатление — грязно, плохо пахнет, попадаются, конечно, красивые исторические здания, как Муниципальный Театр к примеру, но такой концентрации красивых исторических зданий, церквей и памятников, как в Мехико, нет.

Все разбросано и рассредоточено друг от друга на довольно большом расстоянии. От этого большого впечатления не производит. Но Рио, как известно, славится не этим. Природа, люди, особая атмосфера, пляжи, симбиоз разных культур и народов — вот главные составляющие Чудесного города — Cidade Maravilhosa! Перекусили на центральной площади, и разделились по интересам — Юдит с Эрнаном поехали передохнуть в отель, а мы с Марио отправились смотреть Кафедральный Собор Рио. Необычное здание, современной, конусообразной формы, расположенное в окружении небоскребов финансовой части города. Внутри четыре красочных витража и потолок в виде креста.

Бразильские каникулы

Понравилось, как отражается собор в стекле построенного напротив небоскреба.

Оригинальное, модернистское здание, видно его из многих мест Рио, особенно с горы Пан де Асукар. После собора поехали на такси в район Санта-Тереза. Вся фишка этого места в том, что туда можно добраться на старинных, живописных трамвайчиках бундинью. Но очередь на трамвайчик стояла такая внушительная, что мы плюнули и поехали туда на такси. Этот очаровательный, богемный район расположен повыше, на холмах Рио. Немного напоминает чилийский Вальпараисо, только поменьше. Там полно маленьких, колоритных ресторанчиков и баров, мы даже пожалели, что уже пообедали, это надо было делать именно здесь. Насмотрелись самых разных бразильских вилл — старинные замки, дома в стиле модерн, коттеджи полностью увитые плющом, виллы с башенками, виллы с балкончиками, дома с мансардами и мезонинами. Но все какое-то обветшалое, запыленное.

Бразильские каникулы

И вот из-за угла выезжает трамвайчик бундинью канареечного цвета, облепленный стоящими на подножке пассажирами, и с грохотом несется по брусчатой мостовой Санта-Терезы! Колоритное зрелище!

На нем мы и вернулись обратно в центр, окунувшись в самую гущу кариокского народа и умиляясь их непосредственной реакции — пассажиры пели, смеялись, кричали водителю — эй, тормози, или прибавь скорость! Трамвайчик проехал по знаменитому акведукту Аркос ди Лапа, говорят, со стороны это очень эффектное зрелище, когда бундинью грохочет по крыше старинного акведукта, но мы-то сидели в трамвае и этого видеть не могли. А жаль! В отель поехали на такси — далеко и дорого, расстояния в Рио огромные! Зато посмотрели по дороге много всего интересного, увидели даже церковь Святой Канделарии, самую известную католическую церквь Рио. Я так хотела попасть в эту церковь, много про нее читала в интернете, но времени на все просто не хватило, так что ограничилась взглядом на нее из окна такси!

Бразильские каникулы

Проезжали мимо районов Ботафогу, Фламенго с его ухоженными парками, мимо озера Фрейтас, по Копакабане, много всего интересного увидели по дороге! А вечером у нас было запланировано посещение Самбодрома. Один аргентинский родственник Эрнана, большой знаток и любитель Бразилии, посоветовал нам обязательно посетить техническую репетицию школ самбы на Самбодроме. Красочное зрелище, по существу подготовка к Карнавалу разных школ самбы. Выступают в костюмах под музыку, причем, что приятно, вход совершенно бесплатный! Сооружение Самбодрома представляет собой огороженную 700-метровую улицу, по обеим сторонам которой находятся трибуны для зрителей. Общая площадь Самбодрома равна 85 тыс. кв. м, на которой могут поместиться до 62 тыс. человек. Впечатляет! Шествие одной из школ самбы нам всем очень понравилось — красочное, пышное зрелище, великолепные костюмы, огромное количество участников и все на очень высоком уровне!

Бразильские каникулы

Я спустилась пониже, чтобы было удобнее фотографировать. Интересно было также наблюдать за зрителями на трибунах, в основном это была местная публика, туристов почти не было. Люди подпевали, подтанцовывали, выкрикивали артистам слова поддержки! Еще один штрих к портрету кариок! По окончании выступления мы увидели на улице выходивших из Самбодрома участников репитиции, я даже сфотографировалась с одной из них — колоритной мулаткой в белом национальном костюме!

Бразильские каникулы

Очень рекомендую к посещению такие технические репетиции — по существу это то же самое, что можно увидеть и на Карнавале, только бесплатно и без ажиотажа. И уж намного лучше, чем идти на пафосное, искусственное шоу Платаформа за 130 долларов с человека, где все рассчитано исключительно на туристов! А здесь мы увидели аутентичное, истинно афро-бразильское выступление! Вообщем, от этого мероприятия мы все остались в полном восторге!

Четвертый и последний день в Рио! День рожденья Марио! Поскольку отмечать день рожденья было решено вечером, с утра мы с Марио поехали в Ботанический Сад. Родственники Марио не выдержали моего туристического ритма и остались отдыхать в гостинице!  Ботанический Сад в Рио считается одним из лучших в мире! Можно сказать, что это исторический памятник, ведь он был основан двести лет назад! И это сразу и во всем чувствуется! В нем собрано более 7000 видов растений со всего света! Я лично получила от его посещения огромное удовольствие! Прекрасная планировка и умеренные размеры! Очень интересные и разнообразные уголки с особым микроклиматом. Да и общее расположение очень благоприятное — со стороны океана, но у подножия гор, рядом с огромным лесным массивом.

Бразильские каникулы

Красивые аллеи самого разного типа, ручейки-озёра, павильоны орхидей, бромелий, «хищных» растений и пр. Мне лично больше всего понравились гигантские кувшинки Виктория Регия,

нежнейших оттенков орхидеи и хищные бромелии.

Бразильские каникулы

Есть точки с которых прекрасно виден Христос на Корковадо, отсюда он кажется совсем малюсеньким!

Часа два гуляли там в теньке, хоть немного отдохнули от жары! Оттуда поехали на такси в центр города, чтобы поплыть на пароме в город-спутник Рио — Нитерой. Паромы отправляются с Морского вокзала на площади 15 Ноября каждые полчаса. Купили билетики реала за четыре, сели на паром и поплыли в Нитерой. Паром идет неспеша, минут двадцать в одну сторону, так что можно все как следует рассмотреть и пофотографировать. Я, например

Бразильские каникулы

, ухватила отличный кадр — взлет самолета на фоне Сахарной Головы.

По пути — отличные виды на небоскребы Рио, длиннющий мост Нитерой, на Корковадо и Сахарную Голову. На обратном пути проплывали мимо старинного здания Морской Таможни, больше похожей на сказочный замок.

Бразильские каникулы

Приятная прогулка получилась! Вернулись на такси в гостиницу, и решили прогуляться по торговой улице, недалеко от отеля. Магазины не произвели на меня никакого впечатления! Во-первых все дорого, намного дороже, чем в Чили, да и выбора особого нет, ничего меня не зацепило! Зато с удовольствием выпили свежевыжатый сок манго, киоски со свежим соком в Рио на каждом углу, ассортимент огромный, любой сок — 4 реала. Немного передохнули в отеле, привели себя в порядок, и вечером отправились в ресторан Поркао. Этот ресторан-родисио считается одним из самых лучших и дорогих ресторанов в Рио. Юдит с Эрнаном сделали еще один широкий жест и пригласили нас туда отметить день рожденья Марио. Ресторан красиво расположен в парке у воды, очень все продуманно, в перерывах между приемами пищи можно прогуляться-освежиться и потом опять продолжить чревоугодничать. Что мы и делали, естественно. Принцип тот же, что и в Карретао, платишь за вход, только раза в два дороже и ешь не хочу! Ресторан этот — великолепный по всем показателям — закуски и салаты, суши-бар, все по высшему разряду, а мясо просто восхитительное! Каких только кусков нам не подносили в тот вечер!

Особенно хороши филе-миньон и вырезка под пармезаном!

Я впервые попробовала кайпиринью, самый популярный бразильский коктейль из кашасы, лайма, льда и тростникового сахара.

Бразильские каникулы

В Рио его предлагают повсеместно, и впоследствии мы так к нему пристрастились, что пили его каждый день! Для меня немного крепковат, но я приспособилась разбавлять его льдом и продлевать удовольстве. Мне так больше нравилось! А еще мне безумно понравился сырный хлеб — pan da queijo, маленькие, горячие хлебные шарики с начинкой из сыра! Вкуснятина необыкновенная, просто тают во рту, одним ограничиться ну никак невозможно! Потом, конечно, пришлось расплачиваться за чревоугодие, киллограмма три, наверное, набрала за эту поездку! Но ведь гастрономия — это неотъемлемая часть туризма, как же без нее! Ведь надо продегустировать все новое и необычное и иметь собственное мнение по поводу всего съеденного и выпитого!

В этом ресторане в тот вечер было много иностранных туристов, даже русская компания сидела за соседним столиком. Я поздоровалась со своими соотечественниками, они мне вежливо ответили. На этом контакт закончился. В Рио мы часто видели русских туристов, а вот в Бусисосе только один раз. Видимо, не доехали наши еще туда.

Конечно, не все мы успели посмотреть в Рио за три дня. Не удостоился нашего внимания Музей Современного Искусства, Музей Наивного Искусства, озеро Родриго-де-Фрейтас, вокруг которого было-бы неплохо прогуляться, воскресная Ярмарка Хиппи. Но ведь все охватить просто невозможно, главное получить удовольствие от атмосферы города, проникнуться его духом. А это нам удалось! Да и с погодой нам повезло, все три дня светило солнце, и дождь, которым все пугали метеорологи, не испортил нам экскурсионную программу.

Пятый день — с утра групповой трансфер на минивэне в Бусиос. Произошла путаница, в восемь утра нам позвонили в номер и сказали, что машина за нами уже пришла, хотя накакуне мы договорились с агенством на 9.30 утра. Какие все-таки бразильцы бестолковые и плохо организованные! В результате долгих переговоров, выяснилось, что они все перепутали и хотели отправить нас в Бусиос по отдельности — одну пара в 8 часов, а другую в 9.30, логика просто непостижимая! Наконец, конфликт был исчерпан, и в 10 часов за нами пришел-таки минивэн, однако до предела заполненный туристами, так что нам достались самые неудобные места в последнем ряду, с неоткидывающимися спинками. Только Марио повезло, оставалось одно место рядом с водителем, он его и занял и ехал всю дорогу, как король. Погода в этот день испортилась, пошел сильный дождь, именно тогда и начались печально известные наводнения в штате Рио-де-Жанейро в городках Петрополис и Терезополис, унесшие много жизней. До Бусиоса доехали с одной остановкой за два с половиной часа. Дорога очень живописная, идет вдоль холмов, гор и зеленых лугов, на которых повсюду пасутся стада лошадей и коров. Коровки очень красивые, молочно-белого цвета, видимо особая порода. Неудивительно, что в Бразилии столько скота, первосортный корм для них — повсюду! Про Бусиос хочу рассказать отдельно — это модный курорт, расположенный на небольшом полуострове в 165 километрах к северу от Рио. Микроклимат здесь совершенно особенный — нет такой изнуряющей жары и влажности как в Рио. Поскольку полуостров совсем маленький и хорошо продувается ветрами, то погодные условия там практически, как на острове. Полуостров весь изрезан пляжами и бухточками, всего в Бусиосе более 20 самых разнообразных пляжей, мы же успели опробовать только семь из них. Бусиос переводится с португальского как «морская раковина». Название связано с тем, что с высоты птичьего полета своими очертаниями полуостров действительно напоминает раковину.

Бразильские каникулы

Бум его развития пришелся на шестидесятые годы, когда этот в те времена рыбацкий поселок посетила Бриджит Бардо и назвала его раем на земле, в подтверждение чего на набережной, носящий ее имя — Орла Бардо, установлена скульптура известной актрисы. Каждый отдыхающий считает своим долгом непременно с ней сфотографироваться. Ну и мы, конечно же, тоже не стали исключением.

Сейчас Бусиос облюбовали аргентинцы, городок буквально заполонен ими, причем много аргентинцев переселились сюда на пмж и открыли свои отели и рестораны. Городок совершенно очаровательный, весь состоит из холмов и пригорков, все вверх-вниз, повсюду разбросаны маленькие отельчики, поусадас по-португальски, больших гостиниц практически нет, все маленькое и миленькое, утопает в зелени.

Бразильские каникулы

Виды, открывающиеся сверху просто изумительные — множество бухточек, прозрачная вода, парусники и лодочки, постоялые дворы в колониальном стиле.

Наша поусада-бутик Аседа живописно расположилась на холмах между двумя лучшими пляжами полуострова — Жоао Фернандес и Аседа. В Бусиосе совершенно иная структура, чем на большинстве европейских курортах, нет так называемой первой береговой линии, все отели, как грибы разбросаны по холмам, только черепичные крыши выглядывают из буйной тропической зелени.

Бразильские каникулы

Смотрится очень красиво и живописно!

Для меня, во всяком случаем, это все было в диковинку. Отельчик маленький, всего на 18 номеров, в колониальном стиле с элегантным декором.

Бразильские каникулы

Везде доминирует терракотовый цвет.

Принцип — полная релаксация для гостей, никакого шума, ни анимации, ни активности, только отдых и расслабление во всем.

Бразильские каникулы

Буддистская концепция отдыха. Ресторан, небольшой бассейн, ресепшен — вот практически и все, территория малюсенькая. Номера довольно просторные в стиле рустик, с большим балконом. Все в целом нам понравилось. Единственно, в первый день возникли проблемы с сейфом, что-то там разладилось при кодировке. Других нареканий к отелю не было. Разместившись в отеле, мы спустились вниз и перекусили в соседнем ресторанчике под названием Пингвин, террасу которого украшали скульптуры этих птиц. И сразу же двинули в центр на главную туристическую улицу Rua das Pedras, то есть Каменная Дорога дословно. Доехали туда за 5 минут на маршрутке за 2 реала с человека. Маршрутки эти курсируют по всему полуострову, ездят часто, постоянно гудят, зазывая пассажиров. С транспортом проблем там нет. Многие туристы также берут в аренду маленькие открытые машинки баггис и объезжают на них весь полуостров. Неплохая альтернатива морским экскурсиям, особенно если отдыхаешь компанией.

Мы тоже раздумывали, не взять ли нам такую машинку на пару дней, но родственники Марио были тяжелы на подъем, а я планировала два дня посвятить морским прогулкам на кораблике, так что идея эта отпала сама собой. На Руа даш Педраш жизнь кипит и днем и ночью — здесь множество баров и ресторанчиков, магазинов и художественных салонов.

Есть дома, построенные в позапрошлом века, есть скромные жилища рыбаков, а есть и настоящие дворцы бразильских богачей. Все вперемешку.

Здесь постоянный круговорот туристо

Бразильские каникулы

в, выступают уличные артисты, стоят живые статуи, устраивают фотосессии.

Гулять по центру Бусиоса — одно удовольствие.

Бразильские каникулы

Мы посидели в кафе с видом на залив и белоснежный круизный лайнер

(ну когда-же, когда я смогу наконец воплотить в жизнь эту свою мечту и отправиться в круиз по Карибским островам? Наверное, не пришло еще время.), прошлись по магазинчикам, в результате чего мне были куплены бикини и длинное платье в красную полоску, а Марио решился приобрести себе шорты. По поводу бикини я решила не комплексовать, видя какие тучные дамы без стеснения разгуливают в них по пляжам. Еще в тот вечер я соблазнилась красными бусами из семян каких-то местных растений. Купила их на ремеслянном рынке за 10 реалов и теперь ношу с удовольствием в память о Бразилии! Как-то неправильно мы организовали наш первый день в Бусиосе — ближе к вечеру зачем-то вернулись в гостиницу вместо того, чтобы задержаться в центре и поужинать в каком-нибудь интересном ресторанчике, коих там великое множество. Вечером уже никуда не хотелось ехать, так что поужинали в пиццерии неподалеку от отела. Очень, кстати, неплохо.

Шестой день начался со вкусного и разнообразного завтрака в гостинице. Здесь выбор был еще лучше, чем в Рио, всевозможные тропические фрукты, йогурты, ветчины, сыры, омлеты и свежайшая выпечка. Завтракали мы там долго и со вкусом, получая двойной, если не тройной прием пищи. Я просто объедалась папайями, манго и жареными бананами! Знакомство с местными пляжами решили начать с самого известного — Жоао Фернандес. Этот пляж самый цивильный и раскрученный в Бусиосе, с прекрасной инфраструктурой в виде огромного количества ресторанов, баров, киосков с напитками, пляжных торговцев всякой всячиной, массажных салонов.

Бразильские каникулы

Но очень много народа! Просто не протолкнуться, мы с трудом нашли свободное место. Арендуешь лежак за 7 реалов и начинаешь отдыхать среди толпы таких-же отдыхающих туристов. Лежаки мне не понравились, просто раскладывающийся пляжный стул, не очень удобно. Сам пляж Жоао Фернандес представляет собой уютную, закрытую бухточку. От воды я тоже не пришла в восторге, градуса 23–24 наверное, не больше. Но, правда, быстро привыкаешь, так что купалась я там много. К этому пляжу примыкает другой пляжик поменьше под названием Жоао Фернандиньо, но добраться к нему можно только по скалам. Я сдуру пошла в одиночку в этот нелегкий поход, в какой-то момент даже испугалась, так рискованно приходилось прыгать со скалы на скалу, но все-таки дошла, чем теперь горжусь! На этом миленьком пляжике вода была и теплее, и спокойнее, так что я смогла вдоволь наплаваться там в качестве вознаграждения за свой переход по скалам. Ближе к обеду на пляж подошли Юдит с Эрнаном, и мы пошли обедать в ресторанчик прямо на пляже.

Обслуживали, как и везде медленнно и заторможенно, хотя работали аргентинцы. Поели вкусных креветок, я заказала местного пива, оно в Бразилии просто великолепное, видимо местная почва очень подходит для хмеля и ячменя. Креветки в разных вариациях мы ели в Бусиосе постоянно — вкусно и относительно недорого, а вот лобстеров не заказывали, слишком дорогое удовольствие! Подошли колоритные торговки Амазонскими украшениями из перьев птиц, я все перемерила, но покупать не стала — куда это все потом носить непонятно, сплошной кич!

Обратная дорога до отеля занимает примерно минут десять, по дороге увидели два лучших отеля Бусиоса — Боэмия и Рио Бусиос, куда мы безуспешно пытались прорваться, но мест там не было, все раскупили аргентинцы за несколько месяцев вперед! Опробовали гостиничный бассейн и лежаки, загорать на них было гораздо приятнее и удобнее, чем на пляжных. К слову сказать, за все дни нашего пребывания в Бусиосе солнце не особо баловало нас своим присутствием, было довольно облачно, говорят, это одна из особенностей здешнего микроклимата. Я сначала расстраивалась по этому поводу, но потом поняла, что так даже лучше для загара, особо не обгоришь и можно долго и безболезненно находиться на пляже. Вечером отправились на Руа даш Педраш, прогулялись по набережной Орла Бардот, нафотографировались в обнимку с Бриджит Бардо и со вкусом поужинали в ресторанчике на свежем воздухе — снова креветками, на этот раз под каким-то неведомым мне соусом! В счет включили наценку за живую музыку, о чем заранее не предупредили. Это нам совсем не понравилось, но все единодушно решили не обращать внимание на негатив, чтобы не портить себе впечатления от отдыха!

Седьмой день обещал быть активным — накануне я купила морскую экскурсию вокруг полуострова на три часа дня. С утра-же мы с Марио пошли на разведку на другой пляж — Аседа. Идти до него было дальше, чем до Жоао Фернандеса, по дикой тропинке, вверх-вниз. Зато по дороге мы останавливались на смотровых площадках и сделали много красивых панорамных снимков.

Бразильские каникулы

И опять внизу белели круизные лайнеры, целых три штуки!

Бразильские каникулы

Обычный их маршрут выглядит так — Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Бусиос, Сальвадор-де-Баия и дальше на север Бразилии — Ресифе, Форталеза. Весьма и весьма соблазнительный маршрут! Пляж Аседа — поменьше и попроще, чем Жоао Фернандес. К нему тоже с одной стороны примыкает маленький пляжик Асединья. Доступ к нему, также как и на Жоао Фернандес, исключительно по скалам, но гораздо легче. Туда я дошла пешком, а обратно вернулась вплавь.

Пляж этот, на мой взгляд, милее и уютнее пафосного Жоао Фернандеса. Все здесь как-то попроще, да и народу поменьше.

Бразильские каникулы

Розоватый песочек, просто прелесть, а берег вокруг весь утопает в буйной зелени, это так называемый атлантический кустарник (mata atlantica), характерный для нижней части бразильского побережья.

Во второй половине дня мы отправились на центральный пляж Армасао, откуда отходили прогулочные катамараны. Хотели доехать на маршрутке, но водитель нас высмеял, дойдете пешком минут за пять, сказал. И действительно, оказалось совсем близко. Бухта пляжа Армасао пестрела лодочками, парусниками и прогулочными корабликами!

Бразильские каникулы

Нашли свой причал и благополучно погрузились на катер. Мы взяли экскурсию на небольшом кораблике, человек на 30, не больше. Можно было бы поехать на большом паруснике на сто с лишним пассажиров, но такое столпотворение вряд-ли доставит удовольствие. Лучше меньше, да лучше. Такая трехчасовая экскурсия вокруг полуострова и на близлежащие острова обошлась в 40 реалов на человека. Это включая напитки и кайпиринью. Плюс три остановки с купанием в открытом море. В целом мы остались очень довольны этой экскурсией. Интересно было посмотреть уже знакомые нам пляжи с воды, купаться вдали от берега и людей в открытом океане, а также увидеть новые места и пляжи.

Наконец-то выглянуло солнце и цвет

воды сразу изменился, стал насыщенно-бирюзовым, сверкающим! Купаться в такой воде — одно удовольствие!

Бразильские каникулы

Над катером постоянно кружили какие-то необыкновенно красивые птицы, похожие на альбатросов — крупные, изящные, с длинными клювами, они буквально стелились в полете по воде. К сожалению я так и не смогла поймать их в полете! Зато увидели и сфотографировали большую морскую черепаху и морского ежа!

Бразильские каникулы

Проплывали мимо живописных островков, там тоже останавливались для купания.

В одном месте увидели местного рыбака, он задумчиво рыбачил в своей утлой лодчонке, всецело поглощенный этим занятием!

Бразильские каникулы

Совершенно ненапряжная прогулка, масса положительных эмоций! Марио тоже остался доволен! Сошли на берег и немного прогулялись по набережной в сторону центра. Дошли до знаменитой скульптурной группы Три рыбака в воде тянут сети. Очень оригинально — фигуры рыбаков в натуральную величину стоят в воде на мелководье, можно подойти к ним вплотную и сфотографироваться, что многие и делают.

Бразильские каникулы

Там же на набережной еще одна знаковая скульптура Бусиоса — памятник популярному Президенту Бразилии Кубичеку. Хорошо прогулялись и вернулись в отель за нашими компаньонами, чтобы отправиться всем вместе на Руа даш Педраш.

Бразильские каникулы

Накануне мы присмотрели там симпотичный рыбный ресторанчик Do David, У Давида значит.

Нам сказали, что это один из лучших ресторанов города, и действительно, не обманули, кормили там очень вкусно, приносили огромные порции, так что мы брали одну на двоих и обслуживали тоже на высшем уровне. Ну и кайпириньи, конечно, господи, сколько-же мы их там выпили за всю поездку, не сосчитать!

Восьмой день я провела отдельно, самостоятельно поехала на морскую экскурсию на весь день в экологический заповедник Arraial do Cabo (Аррайяль ду Кабо), в 60 километрах от Бусиоса. Марио радостно остался отдыхать от меня в компании своих родственников. Он хотел провести этот день в пассивном ничегонеделаньи. У меня же были иные планы. В 9 утра за мной пришел туристический автобус, и я поехала на экскурсия в Аррайяль. Экскурсия на весь день, включая напитки и обед обошлась мне в 100 реалов, около 60 долларов. По дороге не причал я видела, как подплывают к берегу местные рыбаки и выгружают свой улов! Вот они!

Бразильские каникулы

На причале всех туристов погрузили на большой деревянный парусник вместимостью более 100 человек, и мы отправились на экскурсию к диким, нетронутым пляжам и пещерам. Заповедник этот называют бразильскими Карибами, здесь самые лучшие дикие пляжи, песчанные дюны и кристальная вода. А песок просто привел меня в восхищение — мелкий-мелкий, как сахарная пудра, я такого в своей жизни еще не видела. Даже не рекомендуют брать фотоаппараты на пляж, песочная пыль может повредить технику. Так что фотографировала я эти места только с борта парусника. На этих диких пляжах туристов оставляют не больше, чем на час, чтобы не нарушать экологию здешних мест. Много красот увидела я во время этой прогулки.

Мы проплывали мимо удивительно красивых скалистых берегов самых причудливых форм

Бразильские каникулы

, пещер и гротов с голубой подсветкой, расщелин в скалах

и в конце концов приплыли на первый дикий пляж Praia da Ilha do Farol.

Бразильские каникулы

В этих местах свой особый микроклимат, поскольку бухта целиком окружена скалами, она как-бы закрыта от ветра, и здесь всегда спокойная вода.

С кораблика всех по частям перегрузили на резиновые шлюпки и таким образом доставили на берег, обратно добирались таким же способом.

Бразильские каникулы

Пляж действительно великолепный, весь состоит из песчаных дюн, покрытых кустарником, по песочку ходить сплошной кайф, а вода кристально прозрачная!

Купаться в такой прозрачной воде очень приятно, все дно хорошо видно. Многие туристы взяли на прокат маски по совету гида, расхваливавшего местный подводный мир. Сплошной обман — ничего особенного, проплывают иногда невзрачные рыбки, не идет ни в какое сравнение с Шарм-Эль-Шейхом, подводный мир надо смотреть именно там! На втором пляже Praia do Forno в пейзаже доминирует большая песчаная гора-дюна.

Бразильские каникулы

Многие катаются по ней на специальных досках — сэнд-бордах.

Очень необычно! Что не понравилось, так это массовость экскурсии, слишком много народа (человек 130) впихнули на кораблик и слабая анимация. Матросы совмещали функции аниматоров и перевозчиков. Мне запомнился один из них — колоритный, толстый мулат, с гордостью рассказывающий всем, что у него десять! детей!

Бразильские каникулы

Передних зубов у него, правда, не хватало. Обедать отвезли в Кабо Фрио, на полпути между Аррайялем и Бусиосом, шведский стол, выбор блюд вроде большой, но все какое-то безвкусное и пресное. Обед не впечатлил совершенно, за эти дни я разбаловалась и пристрастилась к гурманской пище. За обедом я познакомилась с парой немцев из Чили, которые также как и я уже третий год живут в Сантьяго. Интересно было с ними обменяться впечатлениями по поводу сантьягской жизни глазами иностранцев. С погодой в этот день можно сказать повезло, небо только хмурилось и иногда даже проглядывало солнышко, а обещанный метеорологами дождь пошел только к вечеру, когда нас уже развозили по гостиницам. В общем и целом, невзирая на мелкие огрехи я осталась очень довольна этой эко-поездкой, много увидела природных красот, получила массу приятных впечатлений. Вечером дождь так разошелся, что мы даже не решились ехать в центр, поужинали в ресторане гостиницы, и были приятно удивлены мастерством шефа, предлагавшего нам сплошние деликатесы по разумным ценам.

Девятый, предпоследний день в Бусиосе мы с Марио решили посвятить знакомству с противоположным побережьем полуострова, где находились так называемые пляжи открытого океана, с сильным течением и волнами. Хотели посмотреть два наиболее известных пляжа той стороны — Жериба и Феррадура. До Жерибы доехали на маршрутке, довольно далеко от нас, другая зона, а потом еще довольно долго шли пешком. По дороге увидели много миленьких домиков в колониальном стиле и огненно-красных деревьев.

Бразильские каникулы

Пляж Жериба совершенно иной, широченный, длиннющий, конца-края не видно.

Бразильские каникулы

Волны здесь довольно сильные, так что здесь всегда много серфингистов, плавать по-настоящему нельзя, но можно в свое удовольствие попрыгать на волнах, подставляя тело под естественный гидромассаж. Это тоже удовольствие, и большое, скажу я Вам, просто до визга!

Просто великолепный пляж, хотя и совершенно иной по строению и форме! Сильно отличается от верхних, спокойных пляжей-бухточек Бусиоса! Вдоволь накупавшись, мы взяли шезлонги, и только расположились на них, как опять пошел дождь. Спрятавшись под зонтиком мы все ждали, что он пройдет, но куда там, дождь только разошелся. Пришлось ретироваться и отправиться в гостиницу. До второго пляжа — Феррадура, естественно, не доехали. Дождь испортил нам все планы! Погода окончательно испортилась, вывод — пора отправляться домой. Никогда не думала, что в Бразилии летом могут быть проблемы с погодой. У меня было впечатление, что там всегда солнце и жара, а оказалось, что это не совсем так. За все время нашего пребвания небо часто было затянуто тучами и два раза шел дождь. Местные жители приписывают эти аномалии эфекту Ла-Нинья, нарушившим природный баланс по всему атлантическому побережью. Зато по дороге в качестве компенсации я купила пирожок с начинкой из креветок. На редкость вкусный, запомнился мне! Добрались до гостиницы, посидели в номере, а дождь все не стихал. Не люблю я сидеть на месте, так что в конце концов решили идти гулять в город невзирая на дождь. Погуляли под зонтиком по набережной, ничего в этом нет страшного, да и дождь вскоре прекратился.

Бразильские каникулы

Под завязку я все-таки решила купить себе гавайские шлепки, продававшиеся здесь в изобилии, всех цветов и фасонов.

Средняя цена 20 долларов, довольно дорогие, но красивые и удобные, просто нельзя было не купить. В дополнение к ним были куплены модные в этом сезоне свободные, пляжные брючата. Напоследок прогулялись по Руа даш Педраш, выпили сок манго в баре, где увидели забавно экипированного разносчика пиццы,

посмотрели уличное представление капоэйры,

а совсем вечером вкусно поужинали в гриль-ресторанчике. В этот прощальный ужин всем захотелось мяса, видимо наши организмы уже пресытились морепродуктами и рыбой. Единственно, о чем потом сожалели, что так и не попробовали популярное блюдо la moqueca — что-то наподобие густого супа из рыбы и морепродуктов. Ну что ж, будет повод еще раз вернуться в Бразилию, на север, например, в Форталезу или Наталь, там по слухам рыбная гастрономия еще лучше!

Десятый, последний день! Вот и все, подошло к концу наше путешествие, как-же быстро летит время! Десять дней промелькнули, как одно мгновение! Обратный вылет у нас был в семь часов вечера. Автобус пришел в 11 утра и долго собирал остальных туристов по разным гостиницам. В аэропорт нас доставили за 4 часа до вылета. Как водится, напоследок делаем покупки в дьюти-фри, чтобы истратить оставшиеся реалы. Идем в ресторан, чтобы подкрепиться перед четырехчасовым перелетом, а там выбора никакого, только жареная картошка и гамбургеры. Аэропорт в Рио просто безобразный во всех отношениях, остается только надеяться, что к Мировому Чемпионату по футболу в 2014 году они наведут там порядок.

В заключение хочу сказать, что моя первая поездка по Бразилии получилась очень насыщенной, разнообразной и приятной! Бразилия — страна необъятная и разноплановая, одного раза для ее посещения, безусловно, недостаточно, так что надеюсь возвращаться туда еще не раз. Столица Амазонии — экзотичный Манаус, уникальная родина афро-бразильской культуры Сальвадор-де-Баия, северные курорты наверх от Ресифе с их роскошными многокилометровыми пляжами — все это в планах на будущее