Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 14:00

Яффа, Тель-Авив — Израиль Декабрь 2013

В самом конце декабря 2013 года я ездила в Израиль, об этом довольно подробно рассказала: Сказ про то, как я в Израиль ездила. Но о Яффо я пообещала рассказать отдельно. Сразу этого не сделала, а сегодня наткнулась на подготовленные тогда фотографии. Так хочется уже солнца, а на снимках предновогоднего Израиля его столько, сколько в иных наших регионах не бывает и в разгар лета. Жила я в таких…

Поездка была не самостоятельной, но и не организованный тур: я определилась с желаемым маршрутом и заказала в турфирме экскурсии и внутренние трансферы. А турфирмы обязательно включают всем туристам бесплатную ознакомительную экскурсию в Тель-Авив. Главное, конечно, в этой экскурсии не Тель-Авив, а посещение Алмазной биржи. Как обычно: в Париже везут на парфюмерную фабрику Фрагонар, в Пекине — за жемчугами и нефритом. Обзорная экскурсия вторична и, как правило, непродолжительна.

Тель-Авив для меня начался с его великолепной набережной, впрочем ею и закончился. Здесь вдоль Средиземного моря идет полоса пляжей и набережной длиной 14 км.

Яффо и немного Тель-Авива

Городскую набережную местные называют «Таелет», отдельные её куски имеют свои названия. Здесь течет своя жизнь, оживленная или неспешная в зависимости от сезона. Мы ехали вдоль неё в Яффо, а мимо кто-то бежал за здоровьем, а кто-то ехал на велосипеде; обсуждали местные новости пенсионеры.

В Яффо наш автобус остановился на набережной у дома, который насчитывает более 250 лет и был когда-то первым еврейским караван-сараем в старом городе. Теперь это Дом художницы Иланы Гур, в котором она организовала музей. Экспозиция музея состоит из коллекции скульптур и произведений искусства, собранных, а также выполненных ею.

Рядом установлена работа Иланы Гур — фонтан «Кит». В его композиции запечатлена библейская история о пророке Ионе, который пытался сбежать из этого города, но не получилось: корабль, на котором плыл пророк, потерпел крушение. Иону проглотил кит и доставил обратно.

Яффо и немного Тель-Авива

История Тель-Авива начинается с Яффо — примыкающего к нему древнего города, основанного более 3000 лет назад. Первое письменное упоминание о Яффо встречается в хрониках фараона Тутмоса III, где сообщается о взятии Яффо в XV веке до нашей эры.

Это действительно очень древнее место. Яффо как портовый город известен по истории древнего мира, он четыре раза упоминается в Ветхом Завете. Отсюда начал своё путешествие пророк Иона. Яффо упоминается и в Новом Завете: здесь апостол Пётр воскресил свою ученицу Тавифу. Городом и портом владели попеременно филистимляне, финикийцы, греки во главе с Александром Македонским, римляне, евреи, арабы, крестоносцы, мамлюки, турки, французы во главе с Наполеоном, англичане.

Каждый из захватчиков и тиранов считал своим священным долгом разрушить Яффо до основания и отстроить его заново.

Яффо и немного Тель-Авива

Для христиан Яффо место особое: здесь долгое время жил апостол Петр. В доме Симона — кожевника, который цел и поныне, было ему видение, и именно тогда христианство превратилось в самостоятельную религию. Вот этот дом на снимке ниже.

Побродить бы по этим улочкам самостоятельно, здесь много интересного. Говорят, что лучшее время прогулок по Яффо — это вечер перед закатом.

Яффо и немного Тель-Авива

Главная площадь Яффо — Кикар Кдумим (Площадь древностей), к ней ведет широкая лестница. Вот в этом здании находится информационный центр для посетителей. Обратите внимание на фигуру Наполеона у входа — это указатель к музею Наполеона, который есть в Яффо.

Старая часть Яффо реконструирована и превращена в туристский центр с многочисленными художественными мастерскими, галереями, богатым археологическим музеем, салонами, сувенирными лавками. Население здесь соответствующее — в основном это люди творческих специальностей.

Вот в этом домике на площади — ресторанчик. Говорят, что хороший, но недешевый.

Яффо и немного Тель-Авива

В Яффо многое связано со знаками Зодиака. На площади есть фонтан «Знаки Зодиака».

Рядом с площадью стоит главная францисканская церковь города — Храм св. Петра (Кнесият сент Петрус). История церкви восходит к периоду пребывания в Палестине крестоносцев. На фундаменте, оставшемся от их построек, в 1888 году было построено нынешнее здание. К сожалению, время экскурсии не давало возможности зайти в церковь. Читала, что там типичные для католических храмов интерьеры. Посмотрела в сети: не барокко, но достаточно красиво. Во дворе стоит на пьедестале герой крестовых походов — король Франции Святой Людовик IX.

Яффо и немного Тель-Авива

Выше Площади древностей находится холм, на котором раскинулся «Абраша-парк» — одна из знаменитых достопримечательностей старого Яффо. Он был построен в 1970 годах при денежной поддержке Авраама Шехтермана — заместителя мера города и директора Общества развития Яффо. В результате было принято решение увековечить его имя в названии парка. Вся территория парка засажена финиковыми пальмами, меж которых петляет аккуратно выложенная аллея.

В парке много интересного, например, деревянный «Мост желаний», на перилах которого располагаются железные кольца с двенадцатью знаками Зодиака. Говорят, что нужно найти свой знак, положить на него руку и загадать желание. Сюда любят приходить молодожены, по местному поверью, если они придут сюда вдвоем перед свадьбой, то никогда не расстанутся. Хорошо, хоть замками не увешали. Мы на мост не попали, вход был заварен, гид сказала, что готовят к реставрации. Не знаю, существует ли он сейчас, видела в прошлом году информацию, что его разобрали.

Яффо и немного Тель-Авива

Красивые мозаичные солнечные часы на площади с кругом всех знаков Зодиака выложены в 2005 году. Работа Варды Гиволи и Илана Глебера. Как понять, который сейчас час? Все не так просто: нужно стать в середину круга, повернувшись к Деве. Точное время укажет тень.

Скульптура матери с ребенком называется «Морской бриз», она установлена в парке в 2010 году. Автор — Андре Ревеж, израильский скульптор и художник, репатриант из Румынии, который долгие годы жил в Старом Яффо.

Яффо и немного Тель-Авива

На вершине холма находится площадка, в центре которой — модернистского вида скульптура «Ворота Веры». Израильский скульптор Даниэль Кафри работал над ними с 1973 по 1975 год. На столбах — сцены из жизни патриархов: готовность Авраама принести в жертву своего сына Исаака и сон Иакова, в котором Бог обещает Святую землю его потомкам, а сверху лежит скульптурный блок, символизирующий взятие Иерихона. Под аркой памятника принято загадывать желания, чем туристы и занимаются. Еле успела до того, как набежала очередная группа. Процесс длинный, нужно соблюсти определенный ритуал, наблюдала потом — конца не дождешься!

С холма открывается великолепный вид на береговую панораму Тель-Авива. Как раз с той стороны мы приехали, там окончится мое знакомство с Тель-Авивом. Абраша парк часто выбирают для проведения различных торжественных мероприятий и свадеб, для этого здесь обустроен амфитеатр. Массивное здание правее — археологический музей и театр Яффо.

Большинство археологических находок в Тель-Авиве сделаны на холме Яффо. Самая древняя реликвия Яффского кургана — древнеегипетские городские ворота более чем 3,5-тысячелетнего возраста. Около каждой достопримечательности установлен щит с информацией на двух языках.

В старом городе огромное количество различных художественных галерей, салонов и мастерских. Никогда не знаешь, что можешь встретить за следующим углом, есть довольно забавные вещи.

Яффо и немного Тель-Авива

Ещё одна достопримечательность Яффо — висящее апельсиновое дерево, которое растет с 1993 года в горшке-яйце, подвешенное тросами к домам. Дерево живет и, как видите, плодоносит. Это работа израильского художника Рана Морина, — символ еврейского народа, долгое время оторванного от своих корней.

Яффо и немного Тель-Авива

Ставни и двери многих домов в Яффо окрашены в традиционный синий цвет.

Но вот на эту синюю дверь обязательно обратите внимание. Обычно она закрыта, попасть за дверь можно в субботу и воскресенье в 9–00, как написано на табличке у входа. За дверью находится греческий православный монастырь Архангела Михаила в ведении Иерусалимской Патриархии. В монастыре есть две церкви, в том числе храм Русского Прихода во имя Святой Праведной Тавифы.

Яффо и немного Тель-Авива

Погуляйте по переулкам ниже Площади древностей. Каждый из них назван по тому или иному знаку Зодиака, на зданиях висят красивые керамические таблички с их изображениями. В старину люди, которые жили в этих переулках, могли совершать браки только с людьми из соседних переулков, поэтому эти переулки расположены в зодиакальной совместимости. Согласно поверьям, если человек найдет свой знак Зодиака, загадает желание и дотронется до него, то его желание исполнится.

Ну, а в Яффо в конце прогулки мы навестили магазинчик, где продается гранатовое вино. Как известно, гранат — одно из семи растений, которое традиционно считается символом Израиля. Думаю, что это неплохой сувенир из Израиля.

Яффо и немного Тель-Авива

Первоначально Тель-Авив был пригородом древнего Яффо. В 1950 году города Тель-Авив и Яффо были объединены и управляются одним муниципалитетом.

В Тель-Авив я вернулась в конце поездки на одну ночь перед вылетом домой. Приехала поздно, опоздавший на два часа автобус пока всех развез, уже совсем стемнело. По пути в кадр удачно попал Центра Азриэли: треугольная башня (169 м); круглая башня (187 м), самая высокая из трёх (была самым высоким зданием в Тель-Авиве до постройки башни Моше Авив); прямоугольная башня (154 м) — самая низкая из трёх башен комплекса.

Яффо и немного Тель-Авива

А утром, встав пораньше, до такси в аэропорт успела немного погулять по набережной. Покажу немного из того, что еще не показывала.

Утром гулять одно удовольствие: не жарко, людей мало, в основном бегуны и велосипедисты. Пляжи пусты, все-таки 5 января.

Яффо и немного Тель-Авива

Ждут желающих покататься велосипеды.

Вдоль набережной один за другим стоят отели самой разной ценовой категории: пятизвездочные «Sheraton» и «Dan», а между ними моя скромная «Prima»; башня «King David» и, похожая на кукурузу, башня «Isrotel».

Яффо и немного Тель-Авива

Парк Чарльза Клора, непривычный для нас парк без деревьев. Это вытянутая вдоль моря узкая полоса, где почва не позволяла высаживать деревья. Поэтому дизайнер создал парк, состоящий из небольших холмов, кустарников тамариска, нескольких пальм, ветра и солёных брызг моря. В парке множество детских площадок, здесь можно прогуляться, подышать морем или даже искупаться, а потом посидеть на песке или на травке, отдохнуть и перекусить. В выходные и по праздникам парк заполнен отдыхающими.

Под пальмой установлена скульптура Эли Илан «Жертва».

Яффо и немного Тель-Авива

А вдали уже показался Яффо, значит пора возвращаться.

Ворона на пальме — это уже экзотика.

Яффо и немного Тель-Авива

Недалеко от моего отеля было здание, обозначенное на карте, как консульство России. Я дошла до него и была удивлена несколько ободранным состоянием здания.

Оказалось, что консульство России «переехало» и теперь размещается в одном из шести зданий комплекса «Бейт текстиль», состоящего из шести офисных и коммерческих зданий.

Яффо и немного Тель-Авива

На набережной, кроме отелей, много жилых зданий и апартаментов самого разного уровня комфорта, от простых до дорогих с бассейнами и прочими радостями жизни.

Очередная башня — «Башня Оперы», построенная в 1993 году на месте, где до этого находился Оперный театр Израиля. Это жилой комплекс с коммерческими помещениями. Здесь есть бассейн для жителей, а также торговый центр, кинотеатр, рестораны, кафе.

Яффо и немного Тель-Авива

Неподалеку от него Бейт-Усышкин — Дом Усышкина — основателя Еврейского национального фонда. Слева от него здание посольства Казахстана.

Яффо и немного Тель-Авива

По пути попалась вот такая «Дама с собачкой».

Я дошла до отеля и. благополучно вернулась домой, а о приключениях в пути я уже рассказывала.