Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:09

Назарет, Тель-Авив + 2 города — Израиль, Вифлеем — Палестина Декабрь 2013

За окном весна, если верить календарю. Конечно, уже тепло и небо часто синее, но сейчас самый противный, грязный период весны, когда растаяло все, что скрывал снег, и видеть это не хочется. Хочется тепла, солнца, зеленой травки. А поскольку приблизить все это все равно не удастся, будем вспоминать. Вспоминать новогодние каникулы.

Новый год я всегда любила встречать дома в кругу семьи, чтобы выпив шампанское под звон курантов, выслушав традиционное поздравление Первого секретаря ЦК КПСС Президента и немного посмотрев Голубой огонек, отправиться спать в любое удобное для себя время. А уж если поехать куда-то в это время, то только к родителям. К сожалению, все в жизни слишком быстро меняется.

Приближались очередные почти двухнедельные январские каникулы нового 2014 года. Хотелось тепла, солнца, но без жары, которую не выношу, и обязательно в стране, которую еще не видела. Я выбрала Израиль, тем более виза не требовалась, и цена билетов Аэрофлота от Нижневартовска через Москву была вполне пристойной, а доллар стоил чуть выше 30 рублей.

Ехала я одна, компания не состоялась: знакомая, которая собиралась ехать со мною, от поездки отказалась, так как сочла обстановку в Израиле неспокойной. Определилась с датами, желаемым маршрутом и связалась с московской турфирмой: заказала отели, трансферы и экскурсии.

В Москву вылетела вечерним рейсом, поскольку рейс на Тель-Авив был в 10 утра, не хотелось рисковать с короткой стыковкой. Переночевала в капсульном отеле в аэропорту Шереметьево. Удобно, хотя удовольствие не из дешевых, оплата зависит от продолжительности пребывания.

26.12.2013 В середине дня благополучно приземлились в аэропорту Бен-Гурион. Так долго паспортный контроль я не проходила ни в одной стране ни до, ни после этой поездки! Прибыли сразу несколько рейсов, толпа скопилась изрядная. Встречавший водитель уже начал нервничать и разыскивать меня.

Отель был заказан в Нетании, за разговорами с общительным водителем 60 километров проехали быстро.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Об отеле Park я уже рассказывала, его главное достоинство — расположение на берегу рядом с пляжем и рядом с главной площадью Нетании. Город стоит на высоком морском берегу, внизу довольно широкая полоса отличных пляжей. Сверху вдоль берега протянулась прогулочная зона, откуда открываются великолепные виды Средиземного моря. Но это я видела только утром и вечером, поскольку каждый день уезжала на экскурсии.

Нетания основана в 1929 году выходцами из Восточной Европы как сельскохозяйственное поселение. Это крупный центр цитрусоводства. Город назван именем сионистского деятеля и филантропа Натана Штрауса, пожертвовавшего крупную сумму на основание и развитие нового поселения. Нетания — крупный центр алмазной индустрии страны. В городе есть алмазная биржа, недалеко от неё фонтан, который имеет форму перевернутого ограненного алмаза.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Нетания стала городом в 1948 году, это город с современной застройкой, по-южному светлый. Население — немного больше 190 тысяч человек. Кстати, это город-побратим нашего Геленджика.

Заселившись в отель, пошла искать обменник и место, где поужинать. Хотелось также немного посмотреть город, так как утром уже была предусмотрена экскурсия. Свободного времени в Нетании не было вообще, это была просто база для ночевки на свежем воздухе у моря. Искать все необходимо проблем не составило — все рядом на площади. Все вывески были на иврите, что впрочем не удивительно! Меня это несколько озадачило, но, прислушавшись, поняла — проблем не будет! Русская речь слышалась часто, было у кого попросить помощь. Например, обменник был в помещении почты, которая выполняла самые разные функции. Сначала нужно взять в автомате талончик, нажав на определенную кнопочку. Понять все это самостоятельно без знания языка невозможно. Помогли люди добрые.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Конечно, не сезон, но город совершенно не производил впечатление туристического места, он просто жил своей обычной жизнью. На улицах людей было мало, в основном местные. Поесть решила здесь же на площади, в ресторанчике, где симпатично светились обогреватели, тем более на входе ласково зазывали по-русски. Кормили вкусно, но порции были огромные! Что не осилил, складывали в коробочки, что оказалось очень полезным.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

27.12.2013 Утром ждала экскурсия «Тель-Авив — Яффо». Как и во многих турах, в Израиле это обязательно включаемая в программу бесплатная экскурсия с завозом город Рамат Ган. Он расположен в прибрежной полосе и вплотную примыкает к западной границе Тель-Авива (входит в состав Большого Тель-Авива). Здесь находится самая большая в мире Алмазная биржа. Думаю, что желающие купить бриллианты ездят туда не на туристическом автобусе, остальное разве что поглазеть на витрины. Мне этот вопрос не интересен, поехала чтобы посмотреть на Тель-Авив хотя бы из окна автобуса и увидеть Яффо.

Пока народ разглядывал витрины, я пошла фотографировать башню Моше Авив или Городские ворота — небоскрёб в зоне Алмазной биржи. Это самое высокое здание Израиля — 244 метра. Оно построено в 2001 году и названо в честь Моше Авива, владельца строительной компании, умершего в октябре 2001 года из-за падения с лошади.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Яффо хорош! С удовольствием прогулялись по его узким улочкам, но это заслуживает отдельного рассказа. А какой отсюда замечательный вид на город!

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Вернувшись в Нетанию, поужинала там же, полученные в конце коробочки очень пригодились на следующий день, так как это была суббота, то есть знаменитый еврейский шабат.

28.12.2013 Утром, вызвав лифт, решила, что он неисправен. Ну, бывает такое с нашими лифтами — останавливаются на каждом этаже и не в праздник. Про шабат я просто и не вспомнила, хотя, конечно, читала об этом.

По программе экскурсия «Иерусалим христианский — Вифлеем». Сейчас, спустя два года, в воспоминаниях о Иерусалиме у меня полный сумбур. Чтобы уложить по полочкам все многообразие этого города, сюда нужно приехать не раз, не на одну экскурсию с хорошим гидом, если нет времени или желания изучать историю этого города самостоятельно.

С какой стороны вы бы не подъезжали к Иерусалиму, вы будете следовать дорогой паломников, которые проделывают этот путь не одну тысячу лет. Наша экскурсия началась с Гефсимании — местности у подножия западного склона Елеонской горы, в которой происходили Евангельские события. Гефсиманский сад — небольшой сад в Гефсимании, который почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста.
Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Посетили церковь Всех Наций или Базилику агонии — католическую францисканскую церковь, сооруженную в 1924 году по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Сооружение церкви финансировали католические общины из многих стран, в честь чего она и получила своё название. Согласно преданию, именно на этом месте, где сейчас стоит храм, Иисус молился в последнюю ночь перед своим арестом. Мозаика над алтарем изображает «Гефсиманское моление». Перед главным престолом лежит большой плоский неровный камень, окруженный чугунным терновым венцом, на котором молился Иисус перед арестом. Возле него, по преданиям, произошло предательство Иуды и арест Иисуса. Внутри церкви Всех Наций открывается огромный купольный свод, расписанный гербами 12 государств, католические общины которых пожертвовавли деньги на строительство храма. В храме всегда полумрак, в память того, что события, которым он посвящен, происходили ночью.

Рядом — православная подземная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в XII веке на месте, где в 326 году императрица Елена воздвигла первую церковь. В её полуподвальном помещении находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны и Иосифа Обручника.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Древние ступени ведут вниз, где нижней части храма, в пещере, закрытой мраморной плитой, находится гробница, куда апостолами было положено тело Девы Марии после её смерти. В алтарной части — чудотворная икона Иерусалимской Божьей Матери.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Потом направились в Вифлеем — центр паломничества и туризма, который находится в исторической области Иудея, расположенной в Палестинской национальной администрации. Не будем вдаваться в политические детали. Это щит на границе, предупреждающий о том, что въезд жителям Израиля запрещен, опасен для жизни и противоречит израильским законам.

Наш микроавтобус никто на границе не останавливал. Разделительной стены между Израилем и Палестиной я тоже не увидела, только колючую проволоку. Вифлеем практически стал пригородом Иерусалима, расстояние в 8 км проехали незаметно. Поднялись на гору, а там предстояла пересадка на машины местного населения, другие в город с туристами не пропускают.

Вифлеем — священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. Это один из самых древних городов на Земле, основан примерно в XVII–XVI веке до н. э. Здесь проживает одна из старейших христианских общин в мире, но за окном автобуса в основном мусульмане.

Вид на город неплох, но лучше не надо опускать взгляд вниз. Обычный вид во всех арабских кварталах, мусор убирать здесь не любят. Даже если перейти через дорогу от пятизвездочного отеля.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Наша цель, конечно, — Храм Рождества Христова, воздвигнутый в 4 веке над Пещерой Рождества, в которой по преданию и родился Иисус. Храм Рождества Христова внешне выглядит как крепость Это главная туристическая достопримечательность и место паломничества христиан всего мира. Здесь находится единственная икона улыбающейся Вифлеемской Божьей Матери, почитаемая как чудотворная. Это единственный храм, в котором богослужение не прекращалось со дня основания, примерно с 332 года н. э. и по сегодняшний день. В 2012 году базилика внесена ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Храм Рождества Христова в Вифлееме частично разрушали, грабили и заново отстраивали в течение многих столетий. Сегодня — это комплекс построек различных стилей разных эпох. Свои престолы в базилике Рождества имеют три церкви — греко-православная, католическая и армянская. Отстояв длинную очередь, мы практически прорвались и увидели и икону улыбающейся Божьей матери, и пещеру Рождества со знаменитой серебряной звездой. Но сфотографировать все это в толпе и суете возможности не было.

Рядом расположена Церковь Святой Екатерины, построенная францисканцами в 1881 году. Именно здесь служат рождественскую мессу, которую транслируют по всему миру. Во дворе стоит статуя Святого Иеронима, который жил здесь в одном из гротов с 385 по 420 год и перевел библию, известную под названием Вульгата.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Вдали — кварталы Иерусалима, туда мы и возвращаемся.

Большинство достопримечательностей Иерусалима сосредоточено в Старом городе — исторической части города, окруженной крепостной стеной. Мы вошли через Львиные ворота, построенные по указу султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного в 1538–39 годах, в Мусульманский квартал Старого города.

В Мусульманском квартале начинается Виа Долороза — узкая извилистая улочка, по которой Иисус Христос шёл от Монастыря Бичевания, неся свой крест от Антониевой башни, к месту распятия, погребения и воскресения на территории Храма Гроба Господня. На Виа Долороза расположено 9 из 14 остановок Крестного пути Христа, часть из них упомянута в Евангелии. Каждое стояние связано с определенным событием или памятью. Вдоль всего пути расположены часовни, храмы, мемориальные доски. Мы прошли этим путем.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

В Храм Гроба Господня мы попали через крышу, где находится эфиопский монастырь Дейр-ас-Султан.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Гроб Господень — главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Фотографировать там было почти невозможно: темно и толпа, в которой мы шли.

Кувуклия — небольшая (6×8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, заключающая в себе Гроб Господень, величайшую христианскую святыню. Она пострадала при землетрясении 1927 г. и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками. Существующая Кувуклия восстановлена в 1809–10 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина. Лампады горят перед иконой «Воскресение», расположенной у входа. В Кувуклии имеются два помещения: Гроб Господень и Придел Ангела.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Этот простой известняковый камень розового цвета — место, где тело Христа, снятое с креста, было окроплено смесью мирры и алоэ, где Богоматерь плакала над ним.

Храм Гроба Господня считается главной святыней, а с IV века — местом паломничества христиан всего мира. Испокон веков в Храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. За прошедшие века Храм Гроба Господня неоднократно разрушалои, восстанавливали и перестраивали. В конце XII в. крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Кто собирается посмотреть Иерусалим с экскурсиями, нужно определиться, что он хочет видеть, почитать состав таких экскурсий, в сети много информации. Есть экскурсии: «Иерусалим — город трех религий», «Иерусалим иудейский» и пр. Я не увидела самую главную святыню иудеев и всех верующих — Стену Плача, в программу нашей экскурсии её посещение не входило. Да мы бы и не успели, день закончился, нам нужно возвращаться.

Думаю, что экскурсия «Иерусалим вечерний» была бы не менее интересна.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Строительство современной церкви — Базилики Благовещения — было завершено в 1969 году. Это пятая по счету церковь, построенная на том месте, где архангел Гавриил явился Деве Марии, чтобы возвестить о рождении Иисуса. Первая церковь на этом месте, по преданию, была построена Еленой, матерью императора Константина. Это была первая христианская церковь в Галилее. Между 365 и 1955 годами на этом месте было построено пять церквей. Последняя постройка — францисканский храм, была снесена в 1955 году, что бы уступить место современной церкви.

На нижнем этаже Базилики находится крипта (склеп), построенный над гротом, где по преданию Дева Мария услышала благую весть от архангела Гавриила о своем будущем материнстве. Грот Девы выполнен в 1969 году по проекту итальянского архитектора Джованни Муцио.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Службы проходят в верхней церкви Базилики. Главный алтарь Базилики занимает огромная мозаичная композиция «Триумф Всемирной Церкви».

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Стены украшены панно с изображениями Девы Марии с младенцем и без него, выполненные в самой разной художественной технике.

Вдоль здания проходит крытая галерея, на стене которой расположены картины с изображеними Девы Марии.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Картины — подарки Базилике от разных стран, поэтому Дева Мария здесь имеет национальные черты жителей этих стран. Подарка России здесь нет. Как я поняла, из-за расхождения во взглядах на трактование каких-то моментов Евангелия. Я не сильна в этом вопросе.

Рядом с Базиликой находятся здания, построенные в первой четверти 20 века. Квадратная башня принадлежит Церкви Святого Иосифа. Ее построили на основании старой церкви, при строительстве обнаружили остатки древних сооружений, на основе чего предположили, что именно здесь находилась мастерская плотника Иосифа.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Церковь Святого Иосифа (она еще носит название Церковь Святого семейства) сейчас принадлежит францисканцам. Ее внешний облик и интерьер навеяны романским стилем.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Вот он, плотник Иосиф — приемный отец Иисуса. Вообще версии в определении точного расположения святых мест, упомянутых в Евангелии, самые разноречивые, поэтому на расположение на их территории мастерской Иосифа еще претендуют женский монастырь в Назарете и монастырь Святого Гавриила.

Сказ про то, как я в Израиль ездила _ часть 1

Экскурсия еще не закончена, но ненадлго прервёмся. Продолжение следует…