Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 15:05
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Петрозаводск — Россия Август 2009

Как известно, Кижи, равно как и Суздаль — это наше все :) Но вот побывать там мне удалось лишь в 2009 году, на следующий год после Суздаля. Годовая российская виза была, осталось лишь добраться до места. Прежде всего нужно было доехать из Нарвы до Петрозаводска. На сайте РЖД я присмотрел себе ночной поезд сообщением Санкт-Петербург — Петрозаводск. Однако купить билет на него не удалось ни в Нарве (какие-то несуразные двойные цены), ни по Интернету (электронная система почему-то не хотела принимать эстонские карточки). В итоге пришлось ехать в Ивангород через границу на велосипеде, чтобы купить билеты на тамошнем вокзале. Причем работает он только по вечерам, когда туда приходит поезд Таллин-Москва, поэтому ездить пришлось уже в темноте.

Аааа!!! Вы не знаете, в какой Ж находится вокзал в Ивангороде! :)

Ладно хоть сейчас он в нормальном отремонтированном здании, и к нему проложена довольно хорошая дорога. Я помню, как в 1992 году ходил на этот вокзал через Парусинку, и к нему приходилось пробираться по шпалам мимо каких-то гаражей. А все потому, что в советское время, когда не было границы, поезда в Ивангороде даже не останавливались и сразу ехали до Нарвы.

А в Питер я опять решил поехать на автобусе из Ивангорода. И они там опять отменили все ближайшие рейсы! Читали рассказ про крышечку? :) Спасибо местному «бомбиле», который крутился у автостанции, всего за 250 рублей он довез меня и еще троих неудачливых пассажиров до Питера на своем «джихад-такси». Ага, именно так, местами он гнал на своей раздолбанной «девятке» так, что я действительно чувствовал себя «шахидом» :)

Поезд на Петрозаводск отходил с Ладожского вокзала в 22:03. Соседями по купе оказались петрозаводские железнодорожники среднего звена, возвращавшиеся из удачной, как они сказали, командировки. А раз так, то это надо было отметить. Ну как же можно ехать в русском poyezd и ни разу ни с кем не выпить vodka :) Сразу вспомнились красноярские шофера из поезда Иркутск-Москва за два года до этого :)

В Петрозаводск приехали в 7 утра. Первое, что увидел — большие буквы «ПЕТРОЗАВОДСК — PETROSKOI» на здании вокзала. Здесь, впрочем, этого не видно, потому как вокзал удалось заснять только со стороны города, а там на фасаде название города не пишут :)

Петрозаводск - тайна третьей колонны

МакДак — конкурент МакДо ;) Обратите внимание на правую часть — ЛДПР «крышует» кавказский ресторанный бизнес :)

Петрозаводск — город достаточно скучный, так что я сразу пошел в сторону набережной Онежского озера. Когда в городе есть река или озеро — самое красивое место обычно оказывается именно там.

Петрозаводск - тайна третьей колонны

У Речного вокзала гостей Петрозаводска встречает бронзовый памятник основателю города — царю Петру I. Петрозаводск был основан в 1703 году, когда на месте будущего города начали строить оружейный завод, названный в честь царя Петровским. Отсюда и название города. У памятника сложная судьба. Его воздвигли в 1873 году. Однако сразу после революции 1917 года все памятники царям было решено убрать, вот и бронзового Петра тогда сняли и отвезли на склад. При транспортировке у памятника пропала шпага и шпоры на ботфортах. Однако в 1940 году ситуация поменялась — царь Петр стал положительным героем, который модернизировал Россию. Скульптуру извлекли со склада и установили на площади у музея. На нынешнем месте памятник стоит с 1978 года. Тогда же царю вернули и шпагу со шпорами, заново выковав их из «рессоры от трактора Беларусь» на местном тракторном заводе. Кстати, на том же самом, с которого началось развитие города.

А теперь пройдем на набережную, где нас ожидает целый набор всяких скульптур и инсталляций, подаренных городами-побратимами. Описания инсталляций я нашел на официальном сайте Петрозаводска.

Петрозаводск - тайна третьей колонны

«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» — скульптора из города-побратима Ла Рошель (Франция), установлена в 1999 году. Автор — Жан-Пьер Дюссайан. Скульптура была изготовлена на ПО «Петрозаводскмаш». По мнению автора, его произведение символизирует одновременно карельскую природу и карельскую женщину, которая едина с этой природой. Эта скульптура отражает характер Петрозаводска, она олицетворяет богатства Карелии: её леса, озёра, недра. Скульптура «читается» с обеих сторон: со стороны самой набережной и со стороны дороги вдоль озера. Таким образом, она принадлежит и гуляющим и прохожим.

«РЫБАКИ» — скульптура из города-побратима Дулута (Миннесота, США), которая положила начало всей галерее скульптур, установлена в 1991 году. Автор — скульптор Рафаэль Консуэгра принимал непосредственное участие в монтаже и сварке конструкций, которые были выполнены на ПО «Петрозаводскмаш». Два рыбака — русский и американский — закидывают сеть, что, по замыслу автора, должно символизировать совместный созидательный труд.

Хотя вот отдельные остряки говорят, что это первый памятник системным администраторам под названием — «Мужики бросают сеть» :))

Петрозаводск - тайна третьей колонны

«ДЕРЕВО ЖЕЛАНИЙ» — скульптура из города-побратима Умео (Швеция), установлена в 1996 году. Изготовлена на заводе «Авангард» очень оригинальным способом: живая сосна была покрыта стеклотканью, а сам автор Кент Андерсен лично вырезал стоящую возле дерева скамеечку. Сбоку, на стволе дерева, расположено ухо, в которое можно прошептать одно самое заветное желание. Дерево желаний фигурирует в шведском национальном эпосе, и этот подарок является очень символичным.

«МЕСТО ВСТРЕЧИ» — скульптура из города-побратима Му-и-Рана (Норвегия), установлена в 2001 году. Авторами произведения являются Ингюн Далин и Бенте Стрёмснес Хёйен, которые лично раскрасили скульптуру в коричневый, золотистый и зелёный цвета. Памятник был изготовлен на предприятии ОАО «Стройтехника». Скульптура является символом побратимских отношений между Петрозаводском и коммуной Рана. Два равных города встречаются для сотрудничества. Женщины протягивают друг другу руки, и из рук произрастают ростки дружбы, которые с прошествием времени превратятся в сильное и прекрасное растение.

Петрозаводск - тайна третьей колонны

«ЕДИНСТВО» — Это произведение искусства – дар Петрозаводску к 300-летию от финского города Йоэнсуу. Эта абстрактная скульптура изготовлена по проекту художника Теппо Лауринолли из крашенной стали. «Единство» символизирует сотрудничество между двумя городами двух разных стран.

«ОНЕГО» — памятник-дар Ленинградской области был открыт в дни празднования 300-летия города Петрозаводска на второй очереди Онежской набережной. Памятник символизирует в аллегорической форме идею рождения города Петрозаводска, как оборонительного форпоста России. Молодой воин, стоящий в лодке, готовится сойти на берег. Фигура решена в классической манере. В одной руке у воина копье, другая опирается на щит. На щите изображен герб города Петрозаводска и надпись «Петрозаводск 1703-2003. Дар Ленинградской области». Высота памятника с постаментом 11,5 м, высота фигуры воина 7,5 м.

Петрозаводск - тайна третьей колонны

Кроме обозначенных скульптур на набережной стоит еще некоторое количество безымянных.

Памятный камень в честь 50-летия освобождения Петрозаводска

Петрозаводск - тайна третьей колонны

Петровская ротонда на набережной. У нее фотографируются свадьбы

Раз уж речь зашла о свадьбах, то вот и дворец бракосочетаний

Петрозаводск - тайна третьей колонны

Купив билет на «Метеор» до Кижей, я пошел гулять по городу дальше, в сторону от набережной.

Здание мэрии Петрозаводска показалось мне каким-то запущенным, как-будто оно еще с советских времен не ремонтировалось. Да и на памятнике Отто Куусинену швы что-то уж очень заметны стали. Кстати, а знаете, кто такой Отто Куусинен? Как оказалось, он два раза занимал должность «непризнанного президента» коммунистической Финляндии, первый раз во время гражданской войны в 1918 году, и второй раз во время Зимней войны в 1939 году. Но оба раза советизировать Финляндию не получилось.

Петрозаводск - тайна третьей колонны

Площадь Ленина. Обратите внимание — у Ленина в руке ушанка :)

Памятник поэту Г.Державину, который в 1784-1785 годах занимал должность губернатора Олонецкого наместничества.

Петрозаводск - тайна третьей колонны

А это бывший комплекс присутственных зданий XVIII века. Сейчас здесь размещается Карельский краеведческий музей. У входа сложены детали паровых машин с бывших петровских заводов.

А это памятник Кирову на площади перед Музыкальным театром. Местные остряки обязательно напомнят вам о «тайне третьей колонны».

Петрозаводск - тайна третьей колонны

Если смотреть на памятник от нее, то можно кое-что увидеть. Гусары, молчать! :)

Хотя вот как мне написали в комментариях — «Главное не смотреть на мир со стороны пятой колонны» :)

Петрозаводск - тайна третьей колонны

Но пройдем дальше. В Петрозаводске есть и речка, называется Лососинка.

На другом берегу Лососинки я обнаружил на карте два храма — Крестовоздвиженский собор (1848-1852) и собор Александра Невского (1825-1831)

Петрозаводск - тайна третьей колонны

В обоих храмах шли службы. Я ради интереса поприсутствовал сначала на одной, а потом на другой. Однако в очередной раз понял, насколько я далек от религии. В первой церкви я хотел просто тихо постоять сзади, пока идет молитва, но когда бабушки стали бухаться на колени и чуть ли не лбом биться об пол, мне стало просто неудобно там находиться. В другой же церкви я попал как раз на момент, когда прихожане выстроились к священнику в очередь, сначая целуя крест, а потом припадая к его руке. Мда, все-таки из всех церквей, как мне кажется, самые неунижающие человеческое достоинство службы у протестантов. Сидишь себе на лавочке с книжечкой и слушаешь орган :)

А это кинотеатр «Калевала», назван так в честь карело-финского народного эпоса.

Маршрут по городу был вот примерно такой —

Под вечер, когда я уже вернулся из Кижей, в кафе-шантанах на набережной Петрозаводска зазвучал неизменный хит подобных заведений — «Владимирский централ». Напротив стоял автобус с надписью «Передвижной пункт милиции». К автобусу были привязаны две милицейские лошадки. Это надо было снять обязательно, но я поначалу побоялся, а вдруг милиция привяжется, что я их снимаю? Но отойдя подальше, я все-таки не удержался ;)

А когда я поднимался от набережной к Дому Физкультуры

Мне навстречу попались двое местных жителей, шедших развлекаться ;) Эээ! Братан! А ты не мог бы нас... это... ик! Сфотографировать?

Петрозаводск - тайна третьей колонны

Ну ладно, будем считать, что Петрозаводск я осмотрел достаточно подробно. Дальше будет продолжение про Кижи.