Турист Александр Смирнов (Sanych)
Александр Смирнов
был 6 сентября 2023 13:02

Нижний Новгород, Большое Болдино, Арзамас — Россия Июнь 2012
Болдино.

Предыдущая Часть. Москва - Муром - Арзамас.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ, 03.06.12, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Арзамас — Болдино — Нижний Новгород

376 (961) км

С самого утра погода начинает меняться в худшую сторону. Небо затянуло тучами и, видимо, скоро должен пойти дождь. Но это не может помешать нашим планам по посещению музеев Арзамаса.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

Первый на очереди, это литературный музей Гайдара. У входа в музей установлена скульптура молодого и задорного юноши в буденновской шинели. Внутри музея, на входе в зал осмотра, стоит бюст уже маститого писателя.

В это воскресное утро нет больше посетителей, поэтому можно спокойно осмотреть экспозицию, которая тематически разделена на три части. Первая, и самая большая часть посвящена Аркадию Гайдару, вторая — его сыну Тимуру, и третья — внуку Егору. Замечательный музей, очень понравился.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

При выходе из музея на улицу обнаруживается, что там вовсю поливает дождь. Пришлось немного подождать и подышать свежим воздухом на входе в музей.

Следующий на очереди, это историко-художественный музей, который находится рядом с Ильинской церковью.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

Здесь основательно познаем историю здешних краев.

Теперь наш путь лежит в Большое Болдино, где в бывшем имении Пушкина расположился музей-заповедник. Из Арзамаса выезжаем в 11.00 снова под проливным дождем. Дорога местами вполне даже хорошая, и окружающий пейзаж радует глаз.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

Затратив на дорогу около двух часов, в 13.00 прибываем в Большое Болдино, где есть свой аэродром с одним самолетом.

Напротив Успенской церкви есть специальная парковка для посетителей. Погода заметно улучшилась, и можно смело отправляться на осмотр пушкинского музея-заповедника.

За церковью расположен довольно большой сквер, в котором установлен памятник Пушкину и камень с его стихами. Еще на одном камне написано, что в годы революции крестьяне решили на сходе сохранить усадьбу.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

Сначала по пути находится музей пушкинских сказок, расположившийся в двух домах, в которых раньше жили священники.

Войти в само имение можно через обычную калитку, а можно и через главный вход — красивые красные ворота.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

Сбоку от барского дома установлен еще один памятник Пушкину, весь украшенный живыми цветами.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

Зайдя в дом, сразу попадаем на только что начавшуюся экскурсию по музею. После всего увиденного и услышанного можно только повторить известное крылатое выражение — «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!».

После осмотра дома обязательно надо совершить прогулку по усадьбе. Если перейти по «горбатому» мостику на другую сторону пруда, то оказываешься у одной интересной скульптурной композиции.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

За домом раскинулась отличная зеленая лужайка, за которой потянулись хозяйственные постройки.

На берегу пруда поставлена симпатичная беседка, в которой приятно посидеть и отдохнуть.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

В заключение прогулки приятно посидеть на скамейке у входа в дом, слушая восхищенные отзывы посетителей. Покидать этот музей-заповедник совсем не хочется. Оставшись очень довольным увиденным, совершаем еще небольшую пешую прогулку по селу Большое Болдино.

Пообедав, отправляемся в рощу Лучинник, которая находится в южной стороне от села, недалеко от околицы. С ее названием связано предание. «Однажды в вотчинную контору лесник привел лесокрада для разбора дела и наказания. Лесокраду грозила порка розгами. В конторе были мужики, и среди них сидел Александр Сергеевич. Увидя барина, лесокрад еще более испугался: беда, запорют до смерти. Александр Сергеевич спросил, в чем дело. Лесник пояснил: в ближайшей роще срубил березу. Мужик божится со слезами, что срубил березу на лучины, освещать дом нечем, а купить березняку не на что. Александр Сергеевич отменил наказание, только сказал: «Подождите рубить. Роща молодая — настоящий лучинник, потом вам же на пользу послужит».

Описание рощи Лучинник на сайте о Болдино:

«По обе стороны от дороги, ведущей к Лучиннику, распахиваются открытые до горизонта дали. В чистоте и плавности линий окрестного ландшафта заключено особое обаяние простоты и объемлющего все вокруг покоя. Здесь открывается разгадка таинственной, благотворной силы, которая одарила поэта мудрым, исцеляющим душу спокойствием в пору жизненных переломов, тревог и отчаяния. Роща раскинулась на пересеченном оврагом холме, среди полей и лугов.

Рощу окружают поляны, покрытые до поздней осени густой зеленой травой. С опушки крутая тропинка ведет вниз, к роднику, сохранившемуся с давних лет. Старики утверждают, что был он еще при дедах и прадедах, и, наверное, не раз отведал его ключевой воды сам поэт. Он часто бывал здесь и, по преданию, особенно любил один из уголков в глубине рощи, где среди деревьев и кустарника прячется заросший пруд».

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

С парковки есть спуск по лестнице вниз к источнику. Здесь, напившись и набрав воды, можно посидеть и отдохнуть на скамейке, а затем совершить небольшую прогулку по опушке рощи.

Теперь надо посетить Львовку, еще одно имение Пушкиных. Путь туда лежит по этой же дороге от рощи Лучинник, и составляет примерно восемь километров. В двухэтажном усадебном доме находится музей пушкинских «повестей Белкина».

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

Погуляв по львовской усадьбе, возвращаемся обратно в Болдино. Теперь надо подзаправить свою Ласточку. На выезде из села есть заправка Лукойл, цены на которой мало чем отличаются от московских — 28,95 за литр.

Из Болдино мы направляемся в Нижний Новгород, погода и настроение — отличное! Живописная дорога пролегает среди холмов и раскинувшихся полей. Выехав на трассу М7, мы думали, что совсем скоро будем гулять по улицам Нижнего Новгорода. Но не тут-то было, в этот воскресный вечер многие нижегородцы возвращаются с дач домой. Пробка на въезд в город растянулась на несколько километров. Только около десяти часов вечера мы добрались до намеченной цели.

Проехав почти через весь город, можно спокойно и бесплатно припарковаться у стен нижегородского Кремля.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

В сам Кремль уже никого не запускают, поэтому мы отправляемся на прогулку по Большой Покровской улице, которая является пешеходной и напоминает московский Арбат.

Отлично погуляв, около полуночи возвращаемся к машине. Теперь надо найти хорошее место для ночевки. Такое место нашлось на Набережной Волги. Здесь стоят еще несколько машин. Устроившись поудобнее в своей Ласточке, засыпаем до утра.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ, 04.06.12, ПОНЕДЕЛЬНИК

Нижний Новгород — Москва

432 (1393) км

Сегодня день обещает быть теплым и солнечным, что очень подходит для осмотра основных достопримечательностей Нижнего Новгорода. Первым делом остановка у памятника Чкалову. Нижняя его часть реставрируется и находится в строительных лесах.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

Рядом находится знаменитая Чкаловская лестница. Отсюда открываются великолепные виды на Волгу. По соседству стоит Георгиевская башня Кремля.

Теперь можно не торопясь прогуляться и осмотреть территорию Кремля, где много интересных экспонатов и памятников.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

Еще небольшая прогулка по Большой Покровской улице, где установлены интересные скульптурные персонажи.

В Нижний Новгород надо будет обязательно приехать еще раз и ознакомится с ним более детально, а сейчас надо заканчивать свое путешествие, садиться в машину и ехать домой — к вечеру необходимо быть в Москве.

Выехать из города можно свободно, а вот на въезд скопилась большая пробка. В Павловском, на 254 км остановка у кафе «Водолей» на завтрак.

Путешествие в Болдино. Арзамас — Болдино — Нижний Новгород — Москва

Неплохо подкрепившись, продолжаем свой путь домой. В Москву прибыли в 13.30. Всего проехали 1393 км и потратили в общей сложности около пяти тысяч рублей. Средний расход топлива по компьютеру составил 7,5 литра.

Самое главное — получили массу удовольствия от поездки!

Всем приятных путешествий!

Начало. Москва - Муром - Арзамас.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия