Турист Евгений (Prohoziy)
Евгений
был 24 апреля 14:52

Городец — Россия Январь 2017

Заканчивались очередные новогодние каникулы, которые на сей раз я провел по большей части на работе.

7 и 8 января — святое! Рождество Христово встречал на службе в Дудином монастыре. А на 8 января была намечена поездка в Городец.

Рождественская поездка в Городец

Утро выдалось морозным. Машинка, выплюнув облако черного дыма, с первого раза завелась автозапуском. А когда мы, спустя 15 минут, усаживались по своим местам, цифры на панели приборов показали -37. Было решено, что осмотрим музеи, а пешеходную прогулку совершим в более тёплое время, весной или летом.

Задумали, так в путь! Езды-то, всего ничего! 80 км в один конец.

Городец — почти ровесник Москвы. Основанный в середине XII века (либо в 1152 году Юрием Долгоруким, либо в 1163 году Андреем Боголюбским) впервые упоминается в летописях от 1172 года. Расположенный на высоком волжском берегу, с дополнительными крепостными сооружениям, город прикрывал с востока Владимирско-Суздальское княжество от монголо-татарских полчищ, за что и был выжжен дотла войсками Батыя в 1238 году.

Мои познания о Городце, до этой поездки, укладывались в осознание, что есть городецкая резьба по дереву и городецкая игрушка. На эту тему в коллекции, которую мы собирали с отцом, было ровно два значка. Выбор маршрута Рождественского путешествия определился за счет близкого расположения древнего города и был подкреплен интересным материалом, незадолго до этого прочтенным на Туристере (https://www.tourister.ru/responses/id_17384).

Въехав в город с восточной стороны, мы вскоре оказались у стен Феодоровского мужского монастыря, оскверненного и разрушенного в годы богоборчества, но воссозданного и действующего в наши дни.

Рождественская поездка в Городец

Как положено в сей Светлый праздник, мы посетили монастырь, где кроме всего прочего увидели и памятник святому князю Александру Невскому, на котором он изображен в монашеском одеянии, смиренно сложив на груди руки. Осенью 1263 года, возвращаясь из Орды, в Феодоровском монастыре больной князь принял монашеский постриг с именем Алексий, и здесь же вскоре закончил свой земной путь.

В эти праздничные дни в монастыре были организованы концерт, выставка детских работ и благотворительная ярмарка. А так как на улице было сильно свежо, всё переместили в помещение культурного центра. Было многолюдно и отвсюду доносились детские голоса и смех. Праздник!

Рождественская поездка в Городец

Один из залов культурного центра отведен под музей. В нем собраны материалы о всех периодах существования обители, выставлена старинная церковная утварь, одеяния священников, исторические документы, книги. Можно взглянуть и на макет монастыря, выполненный городецким резчиком по дереву Владимиром Никифоровым.

Вблизи монастыря, на Пролетарской площади, жители Городца увековечили память о земляках — участниках Великой Отечественной войны и зажгли Вечный огонь.

Рождественская поездка в Городец

Выйдя из монастыря, мы проехали в глубь исторической части города, где собраны все городецкие музеи и исторические здания. По пути нам попался на глаза памятник «Купечеству России». Так как на улице с односторонним движением остановка запрещена, а невдалеке дежурил наряд ДПС, пришлось ограничиться фотографией на ходу. Памятник уникален тем, что это первый объект, увековечивший купечество, как российское сословие. Мы поехали дальше, а знатный торговец, с храмом в левой руке и ларцем в правой, остался стоять, припорошенный снегом, на 30-ти градусном морозе.

Рождественская поездка в Городец

Отправляясь в это небольшое путешествие, мы вполне резонно опасались, что можем оказаться перед закрытыми дверями музеев, а гулять по городу на морозе можно лишь короткими перебежками, не смотря на достаточное количество теплой одежды. Опасения оказались напрасны, и музеи приветливо распахнули перед нами свои старые, но такие крепкие и красивые двери.

Первым на нашем пути оказался музей Городецкого пряника.

Рождественская поездка в Городец

Очень интересный, хотя и совсем небольшой музей. Любопытный туристер сможет узнать в нем о способах производства печатного пряника и познакомиться с уникальными пряничными досками, которые хотя и стали музейными экспонатами, но без большой подготовки готовы вновь отпечатать красивый и вкусный городецкий пряник.

Пряничные доски являются ещё одним видом городецкого народного промысла, который сейчас вновь возрождается. Не перевелись еще мастеровые люди в древнем городе! Режут красивые доски для вкусного лакомства.

А всего в нескольких шагах от пряничного, расположился очень теплый и уютный Детский музей на Купеческой.

Рождественская поездка в Городец

В небольшом, но крепком купеческом доме первыми нас встретили раритетные игрушки из нафталиновых судуков и с пыльных чердаков. Здесь и богато одетые модницы из явно обеспеченных домов, большеухие зайцы, плюшевые мишки с потертыми носами и настоящими опилками внутри. Интересно смотреть на игрушки, которые пережили своих хозяев. Глядя на воссозданный уголок гостиной, так и ждешь, что сейчас раздастся топот детских ножек, и из соседней комнаты выбежит запыхавшаяся девчушка на встречу своему любимому Мишке, которого она не видела, со вчерашнего вечера…

Следующий зал отдан простоватым, но всё же ярким и задорным игрушкам народных мастеров и тематическим новогодним украшениям.

Рождественская поездка в Городец

На витринах выставлены городецкие, богородские, дымковские и другие игрушки. Будь рядом экскурсовод, он наверняка удивил бы нас интересными историями и легендами связанными с возникновением и развитием этих промыслов. Но его не было и мы просто любовались этой простой, без изысков, красотой, которую бережно собрали и сохранили неравнодушные люди.

А за следующей дверью нас ожидала встреча со школой. Заботливо воссозданный дореволюционный класс навеял воспоминания о своем далеком Первом сентября, когда мои молодые родители привели и усадили меня почти за такую же парту с откидывающейся крышкой и чернильницей-непроливашкой, одной на двоих учеников. И перьевой ручкой, от которой все пальцы вечно были фиолетовыми, а пёрышко никак не хотело «плыть» по бумаге, а всё норовило поцарапать её и оставить кляксу между строк… Детство! Спасибо тем, кто создал этот музей, чтобы сохранить о нём память.

Рождественская поездка в Городец

В последнем зале этого небольшого музея мы с женой окунулись в воспоминания нашей молодости, узнавая и вспоминая как покупали такие же игрушки своим детям. Посмотрите, может и Вам что-то из этого знакомо?)))

Рождественская поездка в Городец

Встреча с детством получилась трогательной. Потому и музей — очень теплый.

Закутавшись поплотнее, мы вынырнули из детских воспоминаний на мороз городских улиц и ускоренным шагом двинулись туда, где нас ждал Музейный квартал, домики с ажурной резьбой на окнах и берег Волги с городом Мастеров.

Рождественская поездка в Городец

Красота! Но мороз настойчиво заставлял нас искать укрытия за толстыми стенами с горячими батареями.

И вот уже нас приютил Дом графини Паниной. Графини в доме не оказалось… Но приветливые сотрудницы музея, встретив нас словами, «а мы уже и не ждали никого по такому морозу», любезно рассказали обо всём, что в нем выставлено. Зал с выставкой женского костюма XIX века впечатлил!!! Казалось, что в нем экспонатов меньше, чем плечиков в гардеробе современной модницы. Однако нам рассказали так много интересного про орнаменты на шалях, завитках кружев и пуговицах, будто посетили большой магазин с огромной коллекцией.

Рождественская поездка в Городец

Из царства женской моды мы перешли в следующий зал, где расположилась музыкальная гостиная. Вот шарманка. На ней играл музыку бродячий исполнитель на ярмарочных площадях.

Рождественская поездка в Городец

А этот струнный грамофон, ублажал слух ценителей в нотном и музыкальном магазине В. А. Гуминского на Большой Покровке в Нижнем Новгороде.

А эта музыкальная шкатулка оказалась действующей и исполнила для нас мелодию, похожую на перезвон серебряных колокольчиков.

Рождественская поездка в Городец

Следующий экспонат привел меня в совершеннейшее изумление. На стене висела фотография времен Первой мировой войны. Ей уже больше сотни лет! Её размер, приблизительно, 120×40 см. На ней запечатлено более 900 человек! И практически у каждого можно рассмотреть выражение глаз, прищур или направление взгляда. Никаких цифровых технологий. Чистое мастерство фотографа! Своим отражением я немного испортил вид, но поверьте на слово — это впечатляет. 150-й пехотный Таманский полк 38-й пехотной дивизии. Во всей красе!

Рождественская поездка в Городец

В отдельном зале выставлена коллекция часов. О ней, как и практически обо всем в этом необычном музее можно рассказывать отдельные истории. Кажется, что сотрудники музея прожили с каждым экспонатом всю его долгую жизнь и готовы поведать о каждой его минуте.

Рождественская поездка в Городец

В кабинете купца-старовера расставлена не только подлинная мебель, но и в шкафах стоят книги, которым несколько сот лет. Эти вещи в дар музею передали потомки тех самых купцов. В силу разных причин они не в состоянии были хранить это дальше у себя.

Рождественская поездка в Городец

В графском доме, как и в других музеях, отдельный зал отдан зимним забавам.

Здесь и лошадиная дуга с колокольчиками, и коньки разных времен и фасонов, и саночки разных конструкций и для разных сословий.

Рождественская поездка в Городец

Будете в Городце, посетите дом графини Паниной, не пожалеете! Там есть ещё на что посмотреть…

Меж тем время работы музеев заканчивалось столь же стремительно, как и неумолимо угасал короткий день Рождества Христова. Решив, что в Тереме русского самовара нужно непременно побывать, мы насильно утащили себя из графского дома. Вот он — терем!

Рождественская поездка в Городец

В нем нас приветливо встретила ещё одна очень неравнодушная женщина, купчиха в пятом поколении и великолепный знаток самоваров Татьяна Глебовна Рыжухина. Мы просто восхищены её очень эмоциональным, поэтичным рассказом, казалось бы об ушедшем в прошлое самоваре.

Рождественская поездка в Городец

Вот и всё… Притихли на полках запертые на ключ экспонаты. Разошлись по домам их верные хранители. Замер на берегу Волги, так и не осмотренный нами Город мастеров…

Засыпает древний Городец…

И только один святой благоверный князь Александр Невский остался на посту хранить город.