Турист Иван Кучин (Ivan_Kuchin)
Иван Кучин
был 4 февраля 2023 7:36

Приозерск, Сортавала, Рускеала — Россия Январь 2017

Карелия хороша не только тем, что в ней много всего интересного, но и тем, что ехать до нее из Санкт-Петербурга всего ничего — до ближайшей точки около 200 километров. Легкий морозец в 25 градусов добавлял остроты ощущений, хотелось ехать быстрее:).

Карельский уикенд

Первая остановка у нас была в Приозерске. К посещению предполагалась крепость Корела и… и все.

В крепости находится небольшой музей. Музей краеведческий, но в основном связан с историей крепости, на территории которой находится. Крепость имеет действительно богатую историю и может много чего рассказать любознательным. По состоянию на сегодняшний день от крепости остался только небольшой кусочек — форпост, изначально вынесенный на простор речной волны. Вот на иллюстрации видно, что форпост находится на острове, содененный с материком небольшим мостиком. Крепость выполняла, в том числе, и функцию защиты от вражеских судов.

Карельский уикенд

Потом нужда в крепости отпала, а после того как произошел легендарный Лосевский взрыв, изменивший течение реки Вуоксы и нарушивший всю гидрологию Карельского перешейка, в крепости вовсе отпала нужда. Вуокса, некогда омывавшая стены крепости обмелела, сменила русло и окружающая крепость акватория постепенно превратилась в мелководье, местами переходящее в болото. Сейчас там устроили парковую зону, которую по причине морозной погоды мы изучать не стали.

Карельский уикенд

Про сам музей особо сказать нечего — как во многих краеведческих музеях представлены экспозиции с древности до наших дней: первобытные стоянки, шведский период, финский период, Советская власть, война, мирная жизнь. Вся история Корелы-Кексгольма-Кякисалми-Приозерска.

Карельский уикенд

Отобедав в местном ресторанчике, пустились в дальнейший путь. До Сортавалы оставалось около сотни километров.

Дни зимой у нас короткие, поэтому до места добрались уже в темноте. Но темно не значит поздно! Разместившись, отправились на изучение города. Нельзя сказать, что мы раньше не были в Сортавале, много раз проезжали по главной улице, туда-сюда. А вот целенаправленную остановку сделали впервые. Город нам понравился. Уютный такой карельский городок, с богатой историей, с красивыми деревянными домиками, с тихими улочками. В честь недавно прошедшего Нового года весь город был в иллюминации. И мороз, словно приглашая нас на прогулку, начал спадать…

Карельский уикенд

В голову пришла мысль, что надо бы сюда как-нибудь летом выбраться. Уверен, тут будет намного интереснее…

Утром следующего дня, чуть только забрезжил рассвет, мы подались к главной цели нашего небольшого путешествия — мраморному каньону Рускеала. Если кто не знает, это место, где в былые времена добывали мрамор, в том числе использовавшийся для отделки многих дворцов Петербурга. Так что, если быть занудно точным, то это место следует называть карьер. Каньоном его назвают для привлечения туристов, правда, в последнее время в моде выражение «горный парк».

Карельский уикенд

На самом деле там три карьера, сделанных в разное время, и все три сейчас доступны к осмотру. Первый, основной, с которого, собственно, начался горный парк, оборудован дорожками, подсветкой, разными аттракционами. Можно, к примеру, покататься на канатной дорожке или прыгнуть с тарзанки с обрыва, есть и более спокойные развлечения типа санок, собачьих упряжек, веревочного городка и т. д. Скучать не дадут…

Карельский уикенд

В прошлый раз мы сюда ездили вроде как в 2009, летом… Многе узнаваемо, хотя и под снегом. Та же штольня, те же камни.

Карельский уикенд

Но со времен нашего прошлого посещения Рускеалы кое-что поменялось. Явно в лучшую сторону. Появились новые пешие маршруты. В частности, можно сходить на Итальянский карьер, который несколько лет назад был недоступен для неподготовленного туриста. Было немного опасно, можно было упасть в провал, заполненный водой. Сейчас все обезопасили, вон, даже круг спасательный есть, если вдруг упадешь, а лед под тобой треснет…

К тому времени уже изрядно потеплело, от вчерашнего мороза не осталось и следа, установилась комфортная зимняя погодка с мягким белым и пушистым снежком, звонко похрустывающего в тишине леса под нашими ногами.

Карельский уикенд

Так добрались до Итальянского карьера. Это наиболее поздняя разработка, мрамор тут добывали уже не киркой и лопатой, а современными инструментами, использовали ленточные пилы и подъемное оборудование. Спилили целую гору, пока добрались до красивых пород…

И теперь туристы смотрят на то, что осталось. Есть возможность как бы заглянуть под землю. Пока виртуально.

Карельский уикенд

Какие же причудливые формы порой принимает порода!

Карельский уикенд

Но самое интересное еще было впереди…

Дело в том, что я, время от времени посещая мероприятия Русского географического общества, знал о том, что спелеологи проводили исследовательские работы в штольнях Рускеалы. Целью этих работ была возможность открытия их для посещения неоподготовленными туристами. Работы эти продолжались несколько лет, были расчищены завалы, обседованы подземные коридоры и залы, проведено много другой подготовоительной незаметной, но такой важной работы.

И вот, свершилось! В конце 2016 года были открыты подземные маршруты. А там есть на что посмотреть.

Начинается все со старой штольни, соединяющей большой провал (это который со спасательным кругом на фото выше) и большой каньон (это где на тарзанке можно попрыгать). После краткого инструктажа и объяснения правил поведения, группа углубляется под землю.

Карельский уикенд

Группу сопровождают два человека — разговорчивый гид и молчаливый охранник. Первый рассказывает о том как тут все устроено, а второй следит, чтобы никто от группы не отделился и не остался в подземелье без присмотра.

Главным объектом подземной экскурсии является тот самый провал, мимо которого все проходят, когда идут на Итальянский карьер. Теперь его смотрят снизу.

Карельский уикенд

В потайных уголках подземных залов сделана подсветка. Смотрится очень красиво.

Карельский уикенд

Не хватает звука. На мой вгляд хорошо бы звучала классика в современной обработке. Впечатление было бы намного мощнее. Впрочем, это все еще впереди…

Карельский уикенд

Выйдя из подземелья на белый свет, обнаружили, что уже пора бы и домой. Жаль, что зимой такие дни короткие… На Рускеальские водопады заехали, но останавливаться там не стали, оказалось, что зимой там и водопадов-то нет. Летом съездим…

Завершили уик-енд в ресторане «Дача Винтера». Признаюсь, в начале поездки были некоторые сомнения, что в Сортавале мы найдем хороший ресторан, обычно в российской глубинке такое редко встретишь. Но сомнения не подтвердились. Рекомендую. Берег Ладожского озера, сосновый бор, хорошая кухня.

Карельский уикенд

Так прошли наши несколько дней во время длинных выходных. Пора было возвращаться домой и погружаться с рутину.