Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был 6 мая 6:33

Плёс — Россия Август 2013
Плёс

Специально в Плёс на один день на рекогносцировку из Москвы вряд ли поедешь, далековато. Но находясь в Костроме, решили посвятить этому старинному городу на Волге тот самый один день. От Костромы ехать примерно 75 километров по неплохой дороге, а главное пустой: редко встретишь попутную или встречную машину.

Известный более восьми веков город сейчас переживает настоящий туристический бум. Известная история о том как премьер-министр Медведев Д.А будучи президентом Всея Руси посетил 4 августа 2008 года Плёс и по старой русской традиции построил себе там поместье, где сможет коротать время на пенсии. В небольшой провинциальный городок на берегу красавицы Волги с населением около 2000 человек стали вкладываться серьёзные деньги и город мгновенно изменился. То есть если лет десять тому назад там ещё можно было приобрести домик, то теперь не купишь и развалюху. Если ты сюда приехал не на один день, то надо быть готовым отдать за ночлег пять, десять, а то и пятнадцать тысяч за сутки. На один день приезжать лучше со своими бутербродами и термосом. Пообедать будет стоить от двух тысяч на человека, просто чаю попить с пирожным рублей пятьсот.

Город Плёс экологически чистый: в нём нет промышленных предприятий и много санаториев, пансионатов и гостевых домов. Въезд в город на личном транспорте запрещён (за исключением тех, кто там проживает или имеет бизнес). Перед въездом в город большая платная автомобильная стоянка на 600 машин. Далее пешком или на электромобиле. И первое, что встречаешь на пути — вот эта Троицкая церковь и за ней Введенская церковь. Троицкая церковь (1808 г.) — летняя. Это первая каменная приходская церковь в Плёсе. Построена в стиле барокко на месте деревянной церкви XVII в., расписана в XIX в. В 1828 г. рядом с ней, над самым спуском подъездной дороги к бывшему оборонительному рву крепости, была выстроена зимняя Введенская церковь (на фото виден зеленый купол с маковкой).

Плёс на Волге

Эти обе церкви Троицкой слободы далеко отстоят от береговой линии Плёса и находятся по существу в верхнем городе. Плёс можно условно разделить на верхний и нижний. К нижнему ведёт крутой спуск. Там вдоль Волги проходят две параллельные улицы — Советская и улица Ленина, где и находятся все злачные заведения и сувенирные лавки. А верхний город застроен одно-двухэтажными домами, как каменными…

…так и деревянными.

Плёс на Волге

Хозяева стараются поддерживать дома в порядке и красиво их оформляют.

Плёс на Волге

Самый запоминающийся, пожалуй, этот.

Плёс на Волге

А дальше ноги сами приведут вот к этому месту на Соборной горе.

Высота горы составляет около 70 метров над урезом воды в Волге. В стародавние времена она называлась Башенной, теперь — Соборной. На ее территории в 1410 г. была заложена деревянная Плёсская крепость с земляным валом, сохранившимся по сей день. С горы открывается потрясающий панорамный вид на город и на Волгу.

Плёс на Волге

Можно немного окунуться в прошлое и взглянуть на фотографию с этого места столетней давности. Видно как сильно за сто лет выросли деревья. В коллекции фотографий русского фотографа С. М. Прокудина-Горского, хранящейся в библиотеке Конгресса США, есть 11 замечательных фотографий старого Плёса (фотография взята с сайта библиотеки Конгресса США) Как известно, облик Плёса запечатлен на многих картинах художника И. И. Левитана, который жил и работал здесь. Однако его картины — это не документальные изображения, в отличие от фотографий С. М. Прокудина-Горского.

На Соборной горе на территории бывшей древней Плёсской крепости стоит собор Успения Пресвятой Богородицы. Построен в 1699 г. как зимний храм вместо сгоревшего в 1695 г. деревянного. В 1824 г. рядом была возведена небольшая часовня, а в 1828 г. с северо-восточной стороны — крупный летний Казанский собор на средства местного мещанина В. Шишкина. Но лихие безбожники уничтожили их.

Плёс на Волге

А древняя Плёсская крепость впервые была возведена в XII—XIII вв., была сожжена татаро-монголами. Заново выстроена в начале XV века. Новая крепость была круче и раз в 10 больше прежней, был насыпан новый вал. И снова она была сожжена монголо-татарами. На территории бывшей Плёсской крепости собираются юные художники, будущие Левитаны и Репины, Шишкины и Васнецовы.

Поклонный крест стоит как раз на месте разрушенной Казанской церкви.

Плёс на Волге

Здесь же на Соборной горе памятник основателю города Великому князю Василию Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского.

С Соборной горы красивый вид на церковь Воскресения Христова, которая как раз таки стоит уже в нижнем Плёсе рядом с набережной. Воскресенская церковь «снялась» в художественных фильмах: «Китайский сервиз», «Два капитана», «Золотой теленок», «Жестокий романс». В советские времена здесь был краеведческий музей, картинная галерея.

Плёс на Волге

Вообще-то, гулять по Плёсу хочется в таких одеждах.

Набережная — это променад, едальни, копчёная рыба, сувенирные лавки, где продаётся продукция сомнительного качества, во всяком случае не уровня этого города.

Плёс на Волге

Ну, жить на Волге и не иметь лодки….

Плёс на Волге

По Волге ходят прогулочные и круизные теплоходы.

Можно сфотографировать себя в рамке на аватарку.

Плёс на Волге

Ну и последнее куда стоит подняться — это на гору Левитана. В прошлом Петропавловская гора, так как на ней находилась сгоревшая деревянная церковь Петра и Павла. По преданию, именно из-за этой церкви И. Левитан остановился в Плёсе. Тридцать лет тому назад из соседнего района сюда перевезли Воскресенскую деревянную церковь (1699 г.), считая что она схожа с той, которой любовался Левитан.

Поклонный крест на высоком обрыве.

Плёс на Волге

Вид на Волгу и церковь Варвары Великомученицы.

Скульптура Исаака Левитана.

Плёс на Волге

Спускаемся с горы Левитана и проходим мимо церкви Варвары Великомученицы. Церковь отреставрирована и изящно смотрится.

Гуляя по Плёсу, я понял, что этот город вполне мог бы быть для меня бесконечно любимым, если бы меня доставили сюда на вертолете или на машине с мигалкой, покатали бы на скоростном судне на воздушной подушке по Волге, подарили завернутого в бумагу огромного копченого леща и малахитового двуглавого орла в придачу, и отвезли спать в обнесенный высоким забором гостевой дом….

…Бутерброды съедены, чай выпит, малахитового орла никто не подарил, и мы уставшие плетёмся в гору до платной парковки. Но леща то копчёного я всё-таки купил!