Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Париж, Биарриц, Бордо + 2 города — Франция, Страна Басков — Испания Июль 2007

Всё началось с того, что после Португалии я уже понял, что летом поеду в Европу. Хочется закрепить впечатление от встречи с настоящим, не тронутым временем. Франция или Испания? В Испании я уже был. Хоть и вид тура тогда был, вполне стандартным, как у всех — море и экскурсии в общем автобусе, выезд в 9:00 от отеля, обедаем вот на этой заправке, тут у вас 30 минут на магазины и едем дальше, не забудьте, что оплачены только карусели с «лебедями», а «паровозик» оплачивается отдельно. Но, тем не менее, тогда мне удалось совершить несколько самостоятельных вылазок в Барселону.

Исходил её всю. Купил на площади Каталонии карту города, причем на русском языке и… пошел! Видимо поэтому, в этот раз я решил отправиться туда, где Дюма писал свои романы. Собственно меня и интересует, в первую очередь, та Франция, Франция из его романов. Мне ужасно хотелось увидеть эти улочки, эти дома, эти замки, эти площади и памятники с мостовыми. Генрих-IV и Людовик XIV, ну, вы уже поняли:) В общем, Франция!

Франция. Третье путешествие в Европу Естественно, чтобы увидеть по максимуму, передвигаться нужно самостоятельно. Значит, в агентства я не иду. Хотя в самом начале пути я туда звонил и даже очень активно. Предмет звонков был — могут ли они мне составить маршрут по мелким городам, где нет шумных пляжей и прочее. Могут ли мне посоветовать, в какую деревушку стоит заезжать, а в какую нет. Почти сразу я понял, что им, агентствам, эта область туризма не интересна. Кроме Ниццы, Канн, Сен-Тропе и Парижа, посоветовать вряд ли что могут. Значит сам. Первая мысль, как получить визу?

Виза

Конечно, если с этим хоть раз сталкивался, уже не с таким ужасом в глазах смотришь на эту проблему. В моём же случае это была проблема, и про неё знало всё моё окружение, не говоря уже о коллегах на работе. Вычитав, где то, что виза, в принципе делается в тот же день, я запланировал себе выезд на 9 июля. Составил маршрут (Blois, Saumur, La Rochelle, Bordeaux,Biarritz, Paris) и забронировал отели через Интернет. И тут я сделал первую ошибку! Я и не думал, что в посольство нужно заранее записываться. Но, занимаясь постоянным сёрфингом в Интернете, я наткнулся на сайт посольства Франции и, о Боже.… Оказалось, что именно в этом году (в 2007-ом) документы на визу нужно подавать не в посольство напрямую, а в Визовый центр, в который тоже, разумеется, нужно звонить заранее, желательно за месяц.

А на календаре уже было начало июня, отели забронированы. Звоню…. Меня записывают на 11 июля. Все мои просьбы типа, «а можно на 8-е…" не увенчались успехом. Первая проблема — нужно менять даты броней. Скрепя зубами я еще раз проделал эту работу, извиняясь в письмах, где нельзя поменять даты автоматически…. На 16-е…. Ну, 11-го принесу, а 12 заберу… Да, так было, когда документы носили в посольство. Но чудный визовый центр стал посредничать между мной, непуганым туристом и страной, куда я собрался. 4 рабочих дня!!! В общем, до последнего я надеялся, что улечу 16-го, но разум победил. Я еще раз перенес всё мероприятие. На этот раз дата старта 20 июля.

Камнем преткновения, как ни странно стали подтверждения бронирования отелей. Не все отели спешат с вами общаться. Даже если и написано, что мы пришлем вам все, прям через 15 минут. Не верьте. Факса у меня дома нет, точнее не было, поэтому везде оставлял номер факса рабочего. Часть бумаг пришла туда, а другая на домашний номер (пришлось купить факс-модем за 500р и воткнуть в комп).

Франция. Третье путешествие в Европу

Пришло время посетить визовый центр и сдать бумаги! Итак, 11 июля 2007 года. Вся процедура заняла минут 15. Причем назначено было на 11:55, я пришел, было 11:25, мне на входе дали номерок из такой штуковины электронной и сказали зырить на табло, в какое окно ходить. Окон 24 в одном зале и, как мне показалось, стока же в другом. Мой номер загорелся уже минуты через 3…. Далее я все сдал, у меня было все правильно собрано и заполнено. В анкете два пункта поменялись, но это потому, что я анкету скачал уже давно и не смотрел новые варианты после этого.

Все неточности, чтобы не переделывать всю анкету, мы замазали прямо там с симпатичной девушкой в окошке. Консульский сбор 1220 рублей и 900 рублей услуги визового центра. Срок 4 рабочих дня не считая дня приема документов. Вот, сказали в среду должно быть. Самолёт у меня в пятницу, следующую…. Документы я получил уже через два дня, т. е. в ближайшую пятницу, 14 июля. Теперь знать буду — не так страшен зверь, как его…

Аэропорты разные

Шереметьево / Air France
20 июля, на часах 5:40, аэропорт «Шереметьево-2». Минут 20 ожидания и вылетающих в Париж приглашают на регистрацию. С русской расторопностью, вход в зону с надписью «Зелёный коридор», затягивается минут на 40. Но вот она — стояка регистрации, и посадочный талон у меня в руках. Как и положено Duty Free ночью не работает, и правильно, зачем?! Рейс совместный, Аэрофлот и Air France, но выполняет его последняя компания. У выхода на посадку русских почти нет, в основном французы и американцы летящие домой через Париж.

Франция. Третье путешествие в Европу

Другими иностранными авиакомпаниями я не летал до этого. Если честно, то в этом полете мне понравилось всё! Может быть, француженки и не так красивы, как русские женщины, но в любезности им не откажешь. Приветливо встречают на входе, и постоянно общаются с пассажирами. Громкая связь не затыкается во время посадки ни на минуту. Причем говорят все — командир экипажа, стюарты и стюардессы. Салон не разделен перегородками. И только после набора высоты его делят занавесками на три части. А, вот кормят они более скромно, чем мы привыкли. Горячего нет, только холодные закуски, джемы и йогурт, ну и, конечно же, круасаны. Причем разносят их отдельно на больших подносах. Помимо чая и кофе предлагают традиционный напиток — какао.

Что еще запомнилось в полете, так это то, что никогда меня еще так не трясло, когда самолет попадал в зону турбулентности, особенно на обратном пути. Реально, если не пристёгиваться, то можно выскочить из кресла)))) Но самолет новый и страшно не было.

Шарль де Голь, аэропорт.
Чтобы не заблудиться в аэропорту Шарля-Де Голя и не терять время, еще дома я нашел его схему и сделал распечатку. В общем, я точно знал, где нужно искать стойки прокатных автомобильных фирм. Машину я заказал еще из Москвы, в местном офисе, а поэтому вся процедура выдачи мне авто заняла каких-то минут 10. А вот с классом авто я немного ошибся. Вместо эконом класса я заказал компакт-класс. В итоге получил Opel Mariva, настоящий семейный автомобиль! Машина замечательная, но для меня одного оказалась большой.

Осмотрев авто со всех сторон и не найдя внешних изъянов, загрузив вещи, первым делом настроил GPS навигатор, без которого выехать с территории аэропорта и попасть на нужную трассу вряд ли я смог бы. Но, стресс есть стресс! Выезжая со своего места на парковке, я перегородил центральный проезд и для того, что бы его освободить, нужно было сдать назад…. И тут я понял, что задняя скорость у меня не включается, по непонятным причинам.… А очередь машин уже успела собраться внушительная. Дальше ждать было нельзя, и я решил попросить помощи.

Франция. Третье путешествие в Европу

Подойдя к первой машине и увидев там человека с шевроном на рукаве «Hertz» я немного успокоился, уж он то мне поможет, подумал я про себя и ляпнул то, что сам от себя не ожидал…. Can I help you, говорю я ему и сам понимаю, что должен был сказать нечто другое)))) Тут же в его глазах я увидел недоумение и некоторое замешательство… Ситуацию нужно спасать! В общем, я сумел вытащить его из-за руля и заставить помочь мне включить заднюю передачу.

Blois

Через минут 40 я уже выехал за пределы Парижа и оказался на нужной мне трассе. Дорога до Blois заняла часа два. Ничего удивительного я не встретил и немного расстроился. Навигатор привел меня точно к выбранной мною гостинице. PREMIERE CLASSE BLOIS NORD (www.campanile.com/en/default.aspx) гостиница бюджетная семейного типа. Почти во всех городах здания одинаковы. Находятся эти гостиницы по нашим понятиям за пределами города. Но до центра было всего каких-то 3 км, вот и судите, далеко это или нет. Теперь гостиница. Приехал я туда часа в 2, кругом не души, стоянка, совершенно пустая, все двери закрыты. Может вход с другой стороны, подумал я и сделал пару кругов вокруг….))) Если попадете в ситуацию, когда входа нет….Франция. Третье путешествие в Европу

Нужно читать инструкцию, которая имелась тут же на большом щите. Ресепшн со служащим гостиницы работает с 6 утра до 11 и с 17 до 21 часа, а вот автоматический ресепшн работает круглосуточно. Мой случай, подумал я и увидел перед собой подобие банкомата, чуть больше размером. А далее все просто, введите номер брони…, с завтраком или без…., вставьте карточку…., получите ключ!… Разместившись в номере, который оказался вполне уютным для такого отеля, я отправился в город. Городок не большой, красивый, но на осмотр его времени уходит не много, часа 3 вполне достаточно. Усталость взяла своё! Поужинав, купив бутылочку вина, хлеб, паштет и сыр, я отправился в гостиницу.

Пустая еще днём стоянка, оказалась полностью заполнена. Вечер закончился дегустацией одного из сортов сыра, разумеется, вино не долго оставалось нетронутым))) А потом я пошел гулять. Правда отель находится явно за городом и кругом только какие-то склады, заправки и подобные этой гостиницы. Но на небольших островках травы, возле заправки, бегали какие-то животные. Смеркалось. Подойдя поближе, я узнал в них зайцев. Количество их было огромное, но при виде меня они очень быстро прятались в зарослях кустарников. Была мысль сходить за камерой, но темнело на глазах и поэтому зайцы остались незапечатленными.Франция. Третье путешествие в Европу

На следующий день, отзавтракав, скажу я вам завтраки там ну очень легкие и никакого сравнения с тем, как кормят в Испании или Португалии, я отправился на поиски достопримечательностей. Благо во всех гостиницах в изобилии рекламные проспекты с фотографиями последних и подробной картой местности. Из множества предложений я выбрал несколько наиболее подходящих мне, во-первых, по месторасположению, во-вторых, по внешним данным.
Chateaux Chenanceaux. Вход 9 евро. Представляет из себя огромный парк, который местами больше похож на лес. В глубине парка течет река. Само Шато расположено прям на реке и является единственным в стране замком-мостом одновременно.

Замок красив сам по себе, даже не заходя внутрь. А вот всю красоту сада, раскинувшегося рядом, можно увидеть только с вертолёта, которые тут летают частенько. С уровня глаз, стоя на земле, можно любоваться только отдельными растениями. Внутри дворца попасть можно в любое помещение, отрыты все залы, кухня и спальни. Всё настоящее и дышит историей. Что во всех замках закрыто, так это различные потайные комнаты, лестницы и подземные ходы, коих здесь бесчисленное множество. А жаль!)))) Пройдя на другую сторону реки, перед входом в парк, а точнее в самый настоящий лес, всем выдают желтую бирочку, которую при возвращении нужно сдать. По количеству недостающих бирок и ведется подсчет потерявшихся в лесу туристов.Франция. Третье путешествие в Европу Далее мой путь лежал в Амбуаз (Amboise). Город, как и Блуа (Blois), стоит на берегу Луары. Первым делом в Офис по туризму. Здесь рады каждому, обязательно дадут карту города, отметят ваше положение на ней и ответят на все вопросы! Еще на подъезде к городу я увидел замок Chateau Royal d’Amboise, который, как и положено, расположен на самом видном месте. Вход 8 евро. При входе спросили откуда я… Узнав, что я русский мне дали буклет-путеводитель на родном языке, что само по себе приятно))) Фото и видео съемка разрешена везде, кроме внутренних помещений замка. Объясняют это тем, что многие замки являются частной собственностью и вполне обитаемы.

Туристы не очень то придерживаются этих требований и, если рядом нет служителей музея, фотографируются везде. На территории замка есть небольшая Сопель, церквушка по-нашему. Войдя внутрь, я немного обалдел, увидев могилу Леонардо да Винчи. Думаю, не каждый соотечественник знает, где он похоронен, тем более был там! А я был!.. Ну на самом деле, если быть точным, то Леонардо действительно похоронен на территории этого замка, но точное место его захоронения, к сожалению, было утеряно. И эта плита скорее символичное место его захоронения, но, тем не менее, я там был! С крепостной стены, как и положено, весь город, как на ладони. Где-то снизу слышны крики радости и какой-то непонятный шум. Решаю спуститься и посмотреть на источник людского волнения. К моему удивлению, пока я спускался, всё утихло. Пошёл гулять по городку. Просто, внутрь кварталов. В одном из магазинчиков прикупил замечательный поварской фартук. Послышались звуки церковного колокола. Иду на звук, потому что колокол не смолкает, вот уже минут пять. Дома, два и я на соборной площади. Всё становится на свои места. В городе свадьба. Гости жениха и невесты толпятся у выхода из церкви, вокруг много маленьких ребятишек. Все ждут молодоженов. Решаю остаться и посмотреть на их выход.

Где-то жениха с невестой осыпают деньгами, где-то пшеном, а здесь всё иначе. В момент выхода пары дети начинают все вместе пускать мыльные пузыри. Что это символизирует выяснить мне не удалось. Выглядит красиво:) День подходит к концу, еду домой. Назад возвращаюсь другой дорогой, так я делал всегда, если другая дорога была.

Saumur

На следующее утро я оставил Blois и отправился в Saumur. По дороге заехал в Tour. По сравнению с Blois, этот город большой, он и на карте обозначен кружком покрупнее. Первое, что мне попалось на пути, это огромный Нотр-Дам. Оставляю машину на парковке, плачу за 20 минут, получаю чек и не могу понять, почему там указано только 15 минут…. Иду осматривать достопримечательность. Обилие лепнины поражает. Затем решаю обойти его кругом. Скажу вам, это занимает некоторое время. Спешу к машине, ведь минут всего 15…. Еду далее, через город, хотя, вполне можно его объехать стороной, но это не для меня. Вижу блошиный рынок и решаю остановиться.

Франция. Третье путешествие в Европу

Паркуюсь, пытаюсь оплатить стоянку. Получаю чек и начинаю вчитываться))))))) оказывается сегодня воскресенье, а по выходным парковки бесплатны и по факту я могу держать тут машину до часа указанного на чеке, только завтрашнего дня:))))))) Запомните — парковки бесплатны в обеденное время, с 7 вечера до 9 утра и в выходные дни. Так не только во Франции, но и в других странах, наша — исключение. Так вот, рынок блошиный…. Чего здесь только нет, и мебель и одежда и книги. Много посуды и всяких мелких вещиц, назначение которым найти в быту, вот так сразу, очень сложно. Другое дело, если вы ищете что-то особенное, например, для оформления интерьера кафе. На память купил несколько старых франков и кованый ключ. За ключ заплатил 3 евро, одна монета 50 центов.

Далее решил чуть свернуть с намеченного пути и заехал в городок Gizeux, нашел там одноименное шато, уютно расположившееся в лесу. В нем, судя по всему располагался детский лагерь, т. к. со всех сторон к нему подростки тащили дрова, видимо готовились к вечернему костру, надеюсь, не пионерскому…, или ведьму поймали очередную…. Подойдя ближе, человек, утюживший газон на мини-тракторе, попытался мне что-то сказать. Слово за слово и…, и я понял, что при желании могу здесь покататься на лошадях, которых я и обнаружил, подойдя чуть ближе к зданию.

Еду дальше, впереди Saumur. GPS точно ведет меня по маршруту. Город стоит на Луаре. Но центром считается та сторона, где расположен замок. К счастью и мой отель (HÔTEL DE LONDRES) расположен на той же стороне. Но сегодня пятница и город готовиться к вечерним празднествам, следовательно, часть города перекрыта. Ехать к отелю приходится кругами. Тут GPS начинает теряться, т. к. он «не понимает», почему нельзя ехать на право или налево в том или ином месте. Но надо отдать ему должное — всегда предлагает пути объезда, если ты игнорируешь его предписания.

Отель. С хозяйкой этого отеля у меня была очень активная переписка на стадии бронирования. Не знаю, со всеми они так или нет, но её участие в решение моей проблемы мне понравилось. Это небольшой трехэтажный отельчик. Управляет гостиницей семейная пара. Где-то в служебной комнате плачет их маленький ребенок))) Комнатка не большая, но очень уютная, досталась мне, именно такой я себе её и представлял. Огромная кровать и милый балкончик — романтика! Да, душ тоже есть:)))

Франция. Третье путешествие в Европу

Городок маленький, замок, к сожалению, был на реконструкции. Ну, как-то сильно не расстроился я и нашел ресторанчик на одной из площадей городских. На меня сразу обратили внимание, и официант стоял рядом уже через минуту. Меню полностью на французском, поэтому попросил что-нибудь мне порекомендовать. Как там, у Пушкина? «И опыт, сын ошибок трудных…», ну, я согласен полностью! Вкусить все прелести жизни можно только эмпирическим путём. А кухню, тем более национальную, нужно пробовать, это оставляет неизгладимые впечатления….

Принесли шашлычок, на котором нанизаны были два бедрышка некой птички и другие части тела, похожей на перепела, судя по размерам, которые я, по своей неопытности принял за лягушачьи лапки))) А еще их чередовали помидоры и инжир! Вкусно, но не привычно. И ничего странного, помимо картофельного пюре с котлетой есть еще море всякой вкусной еды, к сожалению, нам недоступной. Путешествия позволяют хоть частично заполнить этот пробел. Мне понравилось!!!Франция. Третье путешествие в Европу Следующее утро. Дождь. В планах замок Монсоро (Chateau de la Dame de Montsoreau). Да, да, да, вы правы, та самая графиня там жила. Замок расположен прям на берегу реки. Это сейчас под ним проходит дорога, а раньше вода была ближе и омывала стены замка. Говорят такой он единственный, стоящий на берегу. Другие, обычно, строили на возвышенности. Чем замок примечателен? В отличие от прочих, этот замок одна большая экспозиция очень подробно рассказывающая об истории фамилии Монсоро, крепости и вокруг лежащих землях. Кто жил в этих краях, чем занимался. Экспозиция очень красочна и очень современна. Много различный проекций и звукового оформления, которые позволяют окунуться атмосферу тех времен. А лазерные установки помогают увидеть, какую одежду носили жители старой Франции. В довершении я вылез на крышу и посмотрел на всё с высоты, так сказать, птичьего полёта:)

Дождь капает, но уже не так сильно. Еду в замок Chateau de Montreuil-Beliiay. Это рядом, километров 20.… Вообще, тут замков, больших и не очень, а также различных шато более чем достаточно. Многие и вовсе не нанесены на карты. Едешь себе по проселочной дороге, а тут раз, и указатель — шато (налево). Сворачиваешь, мчишься средь кукурузы и подсолнечника и упираешься… в шато, в котором живут люди, но за небольшую плату вас пустят в нежилые помещения посмотреть. Вот и мой замок. Городок называется Montreuil-Beliiay. Замок частный, экскурсия по внутренним помещениям без фото и видео съемки, а вот на улице, пожалуйста, снимайте.

Франция. Третье путешествие в Европу

При входе, продавая мне билет, сотрудники с сочувствием сказали, что на русском я зыке экскурсии пока нет:) и я могу присоединиться к англоязычной группе. Что я и сделал. Но если вы не хотите идти внутрь, можно купить билет на пару евро дешевле и погулять только по территории замка, там тоже есть что посмотреть. Можно войти во множественные башенки и выйти на крышу. Вход в церковь, как всегда бесплатно, хотя она и является частью замка, и попасть туда можно минуя кассы. Дождь закончился. Самое время перекусить.

Купил в ближайшем магазинчике сыр, уже и не припомню, какой:) отъехал за город и на одной из пустынных дорог устроил себе ланч. Отобедав, чем Бог послал, еду в аббатство Abbaye Royale de Fontevraud. Размер сооружения внушительный. Туристы, в основном, всё те же французы. Опять моросит дождь, и фотоаппарат приходится прятать под рубашкой. На стенах видны надписи, датированные XII веком. Восхищение неописуемое и вместе с тем уважение к истории!

По дороге к дому заехал еще в несколько городков, которые были по пути следования. Впереди меня ждал ужин и сон. Утром дорога в Ла-Рошель (La-Rochelle), примерно 170 км от Самура (Saumur). По автобану, разумеется, быстрее, но вряд ли там можно что посмотреть. А, вот по мелким дорогам, через городки и деревушки….

Утро. Дорога в La Rochelle лежит среди живописных полей и лесов. Поля цветущих подсолнечников сменяются полями, засеянными пшеницей. Красотища! Тема религии раскрыта в полном объеме. На подъезде к любой деревушке, к любому городку, у дороги стоит крест или изваяние Девы Марии, реже встречается распятие. Всё чаще встречаются виноградники, хотя они были и до этого. Правда виноград зеленый))) жаль.… Иногда встречаются участки, как у нас говорят, с «ямочным ремонтом», но машину на них не подкидывает, а выглядит очень даже креативно.

La Rochelle

La Rochelle большой город, 77 тысяч жителей. Почему-то именно сюда я хотел попасть обязательно. Видимо мушкетеры Дюма сделали своё дело. Потом хотел увидеть своими глазами, что осаждал Людовик XIII в. 1627 году. Достаточно быстро нашел отель, хотя и не удивительно, iGO работала без сбоев. Этот отель (PREMIERE CLASSE LA ROCHELLE SUD — Aytré www.campanile.com/en/default.aspx), в отличие от отеля в Blois более крупный. Там всегда присутствуют люди на ресепшн, хотя номер по размерам такой же, но уютный. Разместился, душ и в город. До центра около 3 километров, можно и пешком, но не охота)))

В центре очень долго ищу, где можно припарковаться, все места заняты. Сделал три или четыре круга по одним и тем же улицам, потерял около часа, если не больше, но всё безуспешно. Хорошо, что на улицах висят электронные табло информирующие о наличии свободных мест в подземных городских парковках. Да, они находятся не у причала, но идти пешком, как выяснилось — 10 минут. Стоимость парковки…. Парковка находится на большой площади, точнее под ней, где расположена церковь, невзрачная снаружи, но с очень красивыми витражами внутри, плюс ко всему играет орган!!!! Я до этого ни разу не слышал орган «в живую». Сумасшедшие ощущения! Кстати, органы есть почти во всех Соборах и церквях, даже в маленьких. На причале много народу.

Франция. Третье путешествие в Европу

Там же и сувениры найти можно и посмотреть на народное творчество. Живые фигуры, покрытые серебрянкой, выступления клоунов и уличный театр. Ближе к вечеру автомобильное движение по набережной перекрывают и всё свободное место заполняется людьми. Количество уличных музыкантов, циркачей и актеров увеличивается в разы и это действительно красиво и совсем не похоже на простое вымогательство денег. Стемнело. Решаю поужинать в одном из ресторанчиков, коих здесь множество. Заказал галеты с творогом и суп пуасон. Предварительно посмотрел в словарике, что галеты это лепешки, а фромаж — это творог.

Принесли блин большой с сыром! Оказалось, что фромаж, это и сыр и творог))) А пуасон (рыбный суп-пюре), ну на любителя, но по мне, так редкая гадость. По дороге к стоянке зашел в один из немногих работающих магазинов и купил бутылочку красного вина, паштет и сыр — настоящая еда настоящих индейцев:) Вернувшись в отель, составляю маршрут на завтра. Хочется к океану. Выбираю узкую полоску суши недалеко от La-Rochelle — городок Fouras, примерно 40 км.

Утро следующего дня. Жарко. Хотя, всё относительно. Легкий ветерок и уже хочется надеть длинный рукав. Приехал на место минут за 40. Город Fouras расположен на косе — узкая полоска суши уходящая в море, точнее, океан. От одного края до другого можно пересечь минут за 15. Пляжи еще полупустые, но загорать, чего-то не хочется. Сначала обозреть окрестности. Иду по стрелке — Office de Tourism

— Bonjour!
 — Bonjour! Where are you from?
 — I’m from Russia.

— Оооо, вижу, что мой ответ вызвал неподдельное удивление. Беру карту города. Спрашиваю, где находится почта. Всё радом, но уже обед, почта закрыта. Часа два ушло на обозрение улочек, двух фортов и поедание привезенных с собой припасов. Возвращаюсь к почте и отправляю в Москву две открытки, жене и другу, пустячок, а им будет приятно! Решаю переехать на самую крайнюю точку косы, поселение La Fumee. Отсюда ходят катера к форту Боярд и паромы на остров Ile-d’Aix. Паром на Ile-d’Aix ходит каждые 20 минут, стоимость билета в оба конца — 12.40 евро.

Франция. Третье путешествие в Европу

На острове находится старая крепость, точнее форт (Fotr de la Rade). Вокруг пляжи с белым песком. На самом видном месте два маяка. Внутри форта деревня, там живут люди, как ни странно, всё, чем они занимаются, так это держат ресторанчики и продают сувениры. На острове есть несколько мелких отелей. Многие приезжают сюда на целый день, кто-то покупаться и позагорать, другие везут с собой велосипеды и изучают окрестности на двух колесах. За крепостными стенами есть старое военное кладбище. Итогом дня стало то, что гуляя под солнцем, которого, в общем то, и не ощущалось из-за постоянного ветерка, я сжег ноги и руки:)

В тот же вечер, после ужина я отправился посмотреть на океан. Оказалось, что за городом есть целые кварталы туристические. Здесь можно снять домик, а если вы приехали с кемпингом, то для этого есть специальные стоянки, которые напоминают целые мобильные города на колесах. Когда я добрался до берега, уже стало темнеть. Я так и не понял, в какой период наступают приливы, но сейчас было время отлива. Весь берег буквально засыпан слоем белых ракушек. По всей видимости, эти малюски являются предметом промысла, другое объяснение я не смог найти в ходе изучения окрестностей. А на обратном пути дорогу мне перебегал еж. Пришлось остановиться и махать руками другим машинам, которые его могли не увидеть, пока еж не добрался до другой стороны дороги.

Bordeaux

После завтрака загружаюсь в машину. Еще вечером проложил маршрут до Бордо. Расстояние 181 км. Уже через десяток километров количество встречающихся на пути виноградников увеличивается просто в разы. Всё чаще появляются указатели в ту или иную сторону, призывающие заехать за коньяком и за вином, название которого соответствует названию местного шато:) Что интересно, вино во Франции не производят, как у нас на заводах в промышленном масштабе. Обычно там, где выращивают виноград, там и вино делают, отсюда и название вин.

Франция. Третье путешествие в Европу

Зато в каждом городке можно купить вино, произведенное в близлежащих деревушках, это большой плюс. Этикетка невзрачная, но зато подлинность и качество 100%. По дороге в Бордо натыкаюсь на чудесное полуразрушенное аббатство. Кругом пасутся коровы с бирками в каждом ухе. Вход платный — 3 евро. Внутри никого, общаюсь со стариной один на один. Постройка очень древняя, на стенах изображения мальтийских крестов, но это не мешает быть аббатству обитаемым. На территории несколько домов, где живут люди, по всей видимости, они и являются хозяевами музея.

Еду далее. Одна чудная деревушка сменяет другую. Где-то вдалеке, за полями подсолнечника, церковь. Подъехав ближе, выясняю, что это церковь с её прилегающими постройками, больше похожа на аббатство. Так оно и есть — l’Abbaye de Sablonceaux. Кругом ни души, только чуть подальше, на берегу реки играют дети. Вхожу внутрь. Церковь вроде даже действующая, но присутствие здесь людей, как-то незаметно. Я один. Страшно. Рядом с церковью, примыкая к её стенам, находится кладбище. Судя по надгробиям очень старое, но есть и недавние, относительно, захоронения.

Время обеда и я попадаю в деревушку близ Chateau Saint-Sorlin, об этом свидетельствует большая вывеска у виноградника еще на подъезде. У магазинчиков, на улице, выставлены бутылки с вином и коньяком, но попасть внутрь и найти хоть одного живого человека, у меня не получается. Обед — значит всё «умирает». Потолкавшись у закрытых дверей еду дальше. До Бордо остается не так уж далеко. На моем пути, по всей видимости, военный город — Blaye. Здесь, на берегу реки Жиронда находится огромная крепость (La Citadelle) с огромным рвом, который когда был заполнен водой, судя по всему, двойными воротами, множеством построек внутри.

Удачное месторасположение этой крепости, перекрывало доступ по воде в Бордо. Крепостные стены вплотную подходят к реке. На территории крепости огромное количество всевозможных погребов, подземных ходов и прочих, манящих к себе сооружений, но доступ туда, увы, перекрыт. Исследую все, куда только можно попасть. Возле парковки нахожу винный магазинчик. От обилия красного и белого глаза разбегаются:)

Франция. Третье путешествие в Европу

Взяв себя в руки, дабы не скупить всё, отправляюсь в Бордо, он, где-то рядом, осталось километров 30. Вдруг предательски начинает гореть лампочка заряда батареи GPS-приемника. Вот дела! Автомобильная зарядка есть только для КПК, а эта штуковина заряжается от розетки (проводов было и так в изобилии, поэтому еще одну зарядку автомобильную решил не брать). Обычно такого не случалось, но вот… через минут 30 езды он потух: (Первая мысль, доеду по указательным знакам, но, понимаю, что еду уже где-то совсем рядом, вижу знаки чего угодно, только не «Bordeaux налево», например!

Пристроился за машинкой милой старушенции, она то наверняка едет в Бордо, подумал я. Интересно, что подумала она, на 20 минуте нашего совместного путешествия?.. Завезла она меня черт знает куда, в какой-то посёлок, где живут люди за высокими заборами и дома из-за них торчат не дешевые. Еду к церкви, где ж еще искать помощь, как не там! Паркую машину, беру приемник и зарядку от него и в ближайший магазинчик. Магазинчик оказался булочной. Милая тётечка вышла на встречу.

Как мог, объяснил ей, что мне нужно подзарядить эту штуковину, буквально 15 минут. Она радушно показала, где розетка. Чтобы уж совсем не злоупотреблять добротой, купил баночку колы. А еще спросил, как далеко отсюда Бордо. Женщина сказала, что примерно 6 километров. Хочу заметить, когда приемник погас, последнее, что я успел посмотреть, это было 3 км до моего отеля. Вот, думаю, старушенция меня завезла:)

15 минут прошло, отблагодарив добрую женщину, я отправился к своему отелю. Действительно, через каких-то 5 километров я был уже в центре города, у отеля KYRIAD BORDEAUX — St Jean (www.kyriad.com/en/default.aspx). Быстрое заселение, фотоаппарат на шею, камеру в рюкзак и в путь, т. к. здесь я всего одну ночь и нужно успеть посмотреть город, пока солнце еще высоко. Карту Бордо взял в гостинице, попросил портье отметить месторасположение отеля на ней. По сравнению с городами, где я уже успел побывать, Бордо просто мегаполис какой то, аж 270 тысяч жителей. Обилие винных магазинчиков и ресторанчиков, всё это Бордо! Очень красивый местный Нотр Дам.

Франция. Третье путешествие в Европу

Сложно представить, сколько прихожан может одновременно вместить этот собор. Здесь похоронены несколько епископов и кардиналов, в том числе и кардинал De Cheverus. Огромные рыжие, или ржавые, я так и не понял, кольца разного размера, то там, то тут встречаются в центральной части города. Видимо, это некий символ, подумал я:) Трамваи здесь слишком космического вида и не очень вписываются в окружающую архитектуру. Что еще? Роскошные фонтаны и широкие площади. Почти полное отсутствие машин в старом центре, в основном по причине того, что улочки слишком узкие. Еще на набережной есть очень необычный фонтан.

Необычность его в том, что это прямоугольник воды размером примерно 50 на 100 метров и глубиной 2 сантиметра!!! Да, вы не ослышались!!!! Сделан он так, что находится на одном уровне с тротуарами и по нему можно ходить, бегать и прыгать. Не разрешают заезжать на велосипедах, роликах и скейтбордах, заметьте, никто и не пробует, а велосипедистов там предостаточно! В ближайшем супермаркете купил пару бутылок красного вина, сыр и паштет. Ведь нужно было подумать о завтрашнем дне и о сегодняшнем вечере, когда вернусь в гостиницу….

Если углубиться в квартал, то люди куда-то пропадают и можно долго бродить совершенно одному, лишь иногда встречая местных жителей выходящих из дома или наоборот возвращающихся туда. Можно чуть-чуть заблудиться, в принципе, т. к. улочки исключительно кривые и сбивают с толку, вроде шел параллельно набережной, но незаметно повернул вместе с улицей в сторону.… На маленьких перекрестках, на углах домов названия улиц, под новыми, современными табличками видны старые, сделанные прямо на стене. Время ужина. Ноги сами привели меня на миниатюрную площадь в глубине квартала. В отличие от других мест, здесь жизнь кипит — голод делает своё дело. Почти всю площадь делят между собой с три-пять мелких ресторанчиков.

Франция. Третье путешествие в Европу

В центре группа уличных музыкантов исполняют разные музыки, в том числе звучала и «Калинка», подпевая про себя, я чувствовал необычайную гордость, потому что слова, из всех присутствующих, знал я один! Люди приходили сюда не просто поужинать. Две компании в разных концах площади отмечали дни рождения. Я воспользовался проверенным способом и попросил официанта порекомендовать что-нибудь из меню. Большой стейк на косточке, два бокала красного вина, что еще нужно, после очередного дня путешествующему?!!! Совсем стемнело, в этом я окончательно убедился, когда я отошел метров 20 от площади. Карта и свет ближайшего фонаря, пара минут и направление найдено. Вышел на большую дорогу и домой, завтра утром в Biarritz.

Biarritz

Маршрут был составлен так, чтобы попасть в Biarritz не со стороны побережья, а наоборот из глубины материка. Каким-то образом я заехал туда, где понял, что кроме цапель, греющихся на камнях водяных черепах и выписывающих непонятные пируэты стаек сомиков, никого нет. Да! Полное единение с природой. 20 минут фотоохоты на черепах и они все разбежались, пора ехать дальше. Дорога проходила в таких местах, где я мог ехать десяток километров один, не встретив ни одной машины. Но вот показался Дакс, городок, примерно в 40 км от Биаррица.

Франция. Третье путешествие в Европу

Собственно Biarritz представляет из себя типичный провинциальный курортный городок юга Франции. За одним исключением. Этот город был избран местом отдыха французских и испанских королей (императрица Евгения и др., см учебники по истории) здесь находится их резиденции, русский православный собор Александра Невского и др., это почти граница с Испанией и это земля Басков. Отдых здесь своеобразный, это место идеально для любителей виндсерфинга. Мне кажется, что штиля тут не бывает вообще никогда и трехметровая волна, это привычное явление для местного прибоя.

Видимо поэтому я и не слышал за три дня проведенных здесь русской речи. Наши соотечественники любят Ниццу и Канны, там песочек и водичка теплая…, а тут океан и волны!!!! Всё купание, если ты не сёрфингист, заключается в том, чтобы зайти в воду примерно по пояс и ждать очередную волну, которая тебя накроет с головой:) Но, наверное в этом что-то есть, так как народу здесь много, яблоку негде упасть. Теперь пару слов про отель. Отель я выбрал чудный, сам не зная того. Au Bon Coin, что означает «На хорошем углу».

И действительно, отель расположен на углу. Приехав я объяснил, что забронировал в это отеле номер, ко мне вышла хозяйка отеля, женщина в возрасте. Что-то сказав на французском, она спросила у девушки, которая охотно мне решила помочь с трудностями перевода, откуда я. Я сказал, что из России, хозяйке перевели.

— О, Руссо!
— Руссо, Руссо! Сказал я, чуть было, не добавив — туристо.

Потом мне показали мой номер, как попасть в гостиницу минуя общий холл, на случай позднего возвращения и рассказали, где я могу оставить машину на ночь. Разместившись, я отправился обозревать достопримечательности, то есть на пляж. На курорте я всё-таки или где? Намазав себя кремом от загара с индексом 30… (потом мне сказали, что обычно пользуются 5–8, ну максимум 10) я разместился на свободном кусочке гранитной стены отделявшей дорогу идущую вдоль берега от собственно берега, который в этом месте, дабы не быть разбитым волнами, был засыпан огромными валунами. Одним словом песка в этом месте не было.

Франция. Третье путешествие в Европу

Песок был возле казино, на городском пляже, но мест там уж точно не было. Еще минут через 20 я стал свидетелем спасательной операции. Как в кино. Два чудика с этих самых валунов отцепились и барахтались в воде, но волнами их оттащило на десяток метров и выйти они сами уже не смогли. В итоге прибежал один спасатель и прыгнул с доской пенопластовой за ними. Теперь они барахтались уже втроём. Всё это моментально происходит. Приехали еще двое на мотороллере. На это раз один привязал себя веревкой и прыгнул в воду. Волна метра 3, надо еще и доплыть…. В это время группировка спасателей на этом конце берега резко увеличилась.

Постепенно их стали подтаскивать к берегу, но вот вытащить на берег не могли, по причине отсутствия берега, только камни и ни метра пустого пространства. В итоге в воду спустилось еще пару спасателей и вся эта компания из 6 или 7 человек еще минут 10 пыталась выбраться на берег. Наконец им это удалось. Оказалось, что в процессе спасения одна из жертв подвернула ногу. Тут же приехала скорая помощь и полиция. Вот как на зло, именно в этот раз всю фото-телеаппаратуру я оставил в гостинице.

Спустя два часа ожидания ровного, шоколадного загара и не дождавшись малейшего изменения цвета своей кожи, я оставил берег и отправился переодеться и поискать ужин. Отужинав в мексиканском ресторане буррито я отправился спать, еще не зная, чем занять себя завтра. Входя в отель с черного хода, я случайно обнаружил висевшую на стене «старинную» карту страны Басков с нанесенными на неё населенными пунктами, различными крепостями, замками и прочим представляющим для меня особый интерес. Плюс ко всему на карте был горный ландшафт. Я быстро поднялся в номер, захватил свой навигатор и вернулся к карте. Проверил, что города и деревушки, нанесенные на карту, действительно существуют и по сей день и не изменили своих названий, я быстро составил маршрут на завтра.

Pays Basque

На юге Франции или на севре Испании, в Пиренеях, уютно расположилась целая страна — страна Басков. Собственно Биарриц тоже является её частью, но здесь нет того колорита, который присутствует в горных селениях. Биарриц — типичный курортный городок, куда съезжаются сотни поклонников виндсерфинга. Кстати гор, по большому, там особенно не видно. Но стоит отъехать от берега на 30 — 40 километром, как ландшафт меняется кардинально.

Франция. Третье путешествие в Европу

По сторонам начинают подступать горы, дорога то и дело устремляется вверх. Не смотря на то, что это не оживленная траса, качество дорожного покрытия достаточно высокое. Ехать можно быстро, но сильно не разгоняешься, т. к. дорога постоянно петляет. То там, то здесь из-за деревьев появляются симпатичные домики. На лугах всё чаще можно увидеть не только коров, но и овец с козами, а также лошадей, кстати, последние какой-то особой породы с очень мощными ногами.

Ну, еще бросается в глаза, что на улицах этих городков, которые по нашим меркам являются деревнями, нет людей. Не понятно, кто пасет скот и работает в полях. Везде невыносимо чисто, аккуратно подстриженная обочина дороги и не души!.. Люди, в основном туристы и в основном, как не странно французы, появляются в крупных селениях, но по нашему это всё же большие деревушки, вроде St Jean-Pied-de-Port. Не понятно, как сюда добираются большие туристические автобусы. Вероятно, они знают более широкие тропы. Ходишь по улочкам и глазам не веришь, вроде и отъехал то всего 40 километров, а всё по другому. Люди другие, дома другие, музыка другая. Описание дома басков из рассказа одного из туристов «…это дом с белыми стенами, где камнем, как некое обрамление, обложены только окна, двери и углы дома. Над главным входом всегда есть надпись на баском языке, либо пословица, либо, что чаще, имя владельца дома…». Да, так оно и есть! Красиво. Пахнет историей.

St Jean-Pied-de-Port является историческим центром басков и здесь действительно красиво. Красиво так, что дух захватывает, крепость на возвышении, церкви, мостики через реку. Масса маленьких магазинчиков предлагающих все известные в мире деликатесы — окорок хамон, фуа гра, различные сыры и другие виды паштетов. Плюс всевозможное народное творчество. Одежда из настоящей овечьей шерсти, керамика и прочие мелочи радующие глаз.
Кстати, настоящий сыр выглядит вот так:) А вкус…, мммм, а запах… А, ещё же паштеты есть и их бесчисленное множество! Да, фуа гра, о которой я уже обмолвился, делают именно тут, на юге Франции, в Гаскони. Но фуа гра, это раскрученный продукт, а вот десятки других паштетов не заслуженно остались в тени, а зря:)

Франция. Третье путешествие в Европу

А вот форель тут стоит в реке, прямо в центре города. Вот если бы удочку…, или сачок. Стоя на мосту, что и оставалось, как щёлкать фотоаппаратом. Да, это место меня покорило с первых минут. Обязательно вернусь во Францию и на этот раз целенаправленно в Pays Basque. Но продолжим путь далее. На карте у себя я отметил некую полуразрушенную башню, помеченную вчера вечером в холле гостиницы. Но смогу ли я её найти. Навигатор не указывает на что-то подобное. Примерно выставил направление и в путь. Одна деревушка сменяла другую, всё реже попадались встречные и попутные машины. Дорога пошла вверх и начала петлять. Так, понятно, идем на перевал. Машина сначала шла на третьей передаче, но всё чаще тянет только на второй. Круто.

Передо мной замаячил джипик, это хорошо, подумалось мне, не один я такой идиот:) Еще минут 20 затяжного подъёма и машина выскочила из-за деревьев. Моему взору открылась небывалая панорама горных вершин, на которых виднелись чуть заметные дорожки. Еще немного езды и попадаю на маленький пятачок, здесь стоит пара машин. Выхожу, осматриваюсь. Ноги ватные, уши заложило, не жарко, высота — подумал я! Осмотрелся, сделал несколько снимков. Но, где же башня, навигатор указывает ехать дальше еще около километра. Машины разворачиваются и едут назад…. Смотрю карту.

Рядом граница с Испанией. Думаю, раз башни не найду, поеду назад через Испанию, она ведь рядом!…. И дорога есть, правда уж больно тоненько она нарисована на карте))) Тут из-за горки появляется группа людей с рюкзаками за плечами…. Вышли из-за горы, пересекли около меня дорогу, не обращая внимания и ушли за другую горку…. Да! Вот настоящие туристы, подумал я. Сразу вспомнились походы по Алтайскому заповеднику и многочисленным рекам Западной Сибири. Сажусь в машину еду далее. Те немногие деревца, что еще были вокруг, исчезли совсем. Кажется это называется высокогорье… В рубашке с коротким рукавом прохладно, на градуснике +15….)))

Коровы, цвета сгущенного молока, расположились неподалеку. На пригорке пасутся лошади. Красота!!! Удивительный факт. Когда я достиг вершины перевала, то странно повела себя машина. Спускаясь с маленьких горок на «нейтральной» скорости и далее начиная подъём, машина не начинала притормаживать, что было бы естественно, а напротив, начинала разгоняться…. Подумалось о гравитации, силе притяжения и прочем, недоученном в школе на уроках физики. Вы будете смеяться, даже здесь, на высоте более 1 км, где кроме овец нет никого, лежит асфальт, пусть не такого качества, как внизу, но всё же!!!! Навигатор поражает своей сообразительностью: через 80 метров поверните налево.

Франция. Третье путешествие в Европу

Смотрю, что налево не видно уходящей дороги. Подъезжаю к предполагаемому месту поворота. Слева нет дороги, в нашем понимании, но есть что-то похожее на тропу, по которой Суворов шел через Альпы. Вот это да! iGO получила еще несколько балов в свой адрес! Машина там проедет, безусловно, но я побоялся. Поехал в объезд, до ближайшего селения испанского 5 км. Дорога пошла вниз, только и успевай руль крутить. Запахло тормозами….

Вот и Испания. Почти все радиостанции говорят уже на испанском, что является еще одним подтверждением)) Но люди в магазинчиках, как ни странно, говорят на французском, хотя и испанский знают наверняка. В деревушке явно что-то связанно с ведьмами, это читается повсюду. Даже на машинах изображена женщина верхом на метле… Решаю пообедать, ведь еще домой ехать. Навигатор отлично справился с работой и привел меня назад, в Biarritz. Очень впечатлила меня эта поездка. Сюда обязательно приеду еще раз (с удочкой). Вернувшись в Биарриц, после ужина, гулял в центре, так как это был конец рабочей недели, все собрались на набережной в ожидании фейерверка. Кстати, фейерверк не был приурочен к какому-либо событию, просто конец недели. Потом на одной из площадей выступала какая-то группа и исполнила очень много известных хитов. Солист постоянно извинялся, что поет на английском языке)))

В гостиницу вернулся за полночь. На следующий день поехал опять в горы. Воскресенье и в маленьких баскских деревушках на центральных площадях развернулись импровизированные ярмарки, где можно поучаствовать в разных конкурсах и попробовать национальную кухню. А еще жители собираются на местном стадиончике и смотрят, как их соседи, разделившись на две команды, играют в игру, которая очень похожа на нашу лапту и ИХ бейсбол)) Занятное зрелище!

Франция. Третье путешествие в Европу
Тем же вечером я сдал машину в аэропорту Биаррица, а утром отправился на железнодорожный вокзал и уехал скоростным поездом в Париж. Поезд идет ровно 5 часов. Билет я купил в днем раньше. Расписание и время отправления посмотрел на одном из сайтов, будучи еще в Москве. Собственно и в кассу я пришел с выписанным номером поезда.

Про Париж

Про 2,5 дня проведенных в Париже я здесь писать не буду, т. к. в этом городе были многие и не один раз и расскажут об этом гораздо лучше меня)))

© Сергей Осипов. Материал размещен с согласия автора.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия