Турист Анна Рубченкова (annarubchenkova)
Анна Рубченкова
была 12 декабря 2022 11:33

Высокие Татры — Словакия Июнь 2016

Пожалуй, я совру, если скажу, что в рунете нет совсем никакой информации о Высоких Татрах. Можно найти и тропы, и карты маршрутов (хоть и с трудом), и советы путешественников. Судя по всем этим рассказам, прогулка в словацких горах — это занятие вполне посильное, живописное и стоящее. Беда только в том, что если кто и едет в Словакию ходить по Татрам, то чаще всего это опытные ходоки с полным обмундированием, поставленным шагом и многими треками за спиной. Мы же появились на этих тропах в кедах, шортах и, главное, с полной уверенностью в своих силах.

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных

Начну же с начала. Когда 28 июня мы проснулись в Липтовском Микулаше, у нас как бы и не было выбора, куда ехать: из-за погоды планы неоднократно менялись и необследованными у нас оставались только Высокие Татры. Оставалось только понять, по какому маршруту пройти первым делом.

Дело в том, что у подножья Высоких Татр расположены деревеньки, соединенные ниткой железной дороги. Из них главные — Татранска Ломница, Стары Смоковец и Штребске плесо. В каждой нас интересовало по маршруту: в Татранской Ломнице мы хотели подняться на самую вершину, Ломницкий штит; в Старом Смоковце пройти к водопадам и, возможно, прогуляться вдоль долины; в Штребске плесо добраться до следующего, как писали, невероятно красивого Попрадского озера в горах. Самый длинный и интригующий маршрут был посередине, из Старого Смоковца. Туда мы первым делом и направились.

На карте весь наш маршрут не рассмотреть: первая его часть закрыта легендой. Затем, можно сказать, мы взяли тропу под номером 1, а затем свернули на номер 8.

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных

Горные деревни встречают прелестными домиками, в которых разместились отели, рестораны, магазины и всяческие туруслуги.

В этот день я как раз стала на год старше, поэтому мужу предстояло мне не перечить, полностью высказывать свое согласие с моими идеями и ничем не выражать своего недовольства, даже если я была виновата. К слову, эта суперсила мне еще как пригодилась!

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных
Тот момент, когда спокойная разлившаяся река снова превращается в бурлящий поток

Пару слов о самом маршруте. Тропа до водопадов в Старом Смоковце — это практически обязательный ритуал, туда идут и с маленькими детьми, и со стариками. При этом не могу сказать, что именно эти водопады производят вау-эффект, нас гораздо больше впечатлил другой водопад вверх по реке. От нижних водопадов, к которым нужно спускаться (они и называются везде Водопады Cтуденого потока), можно пройти вверх по реке и выйти на любую другую тропу: хоть на Хребенок, хоть на Скальне плесо (то есть в Татранску Ломницу), хоть даже на Попрадске плесо (то есть Штребске плесо). Мы же выбрали поход вдоль Малой студеной долины к Терихо хате. Это не самый популярный маршрут, но людей все равно предостаточно, да и в рунете его очень хвалят.

До Старого Смоковца мы добирались через Попрад, на это ушло часа два. Про передвижение по Словакии я уже писала: это бесконечные пересадки и стыковки. Затем на подъемнике добрались на Хребенок, откуда и начинаются почти все маршруты. Дальше можно двигаться со всем народом: вниз к водопадам. У фуникулера нужно обязательно взять карту местности со всеми основными маршрутами, она бесплатная.

Тропы в Высоких Татрах ровные, прямо мощеные камнями, идешь, как по улице старинного европейского города. Но помните, каково идти по этим улицам в балетках или кедах? Вот, примерно такие ощущения были и у нас. Что ж, красота требует жертв, а вокруг очень даже красиво.

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных
Так выглядит тропа приличную часть пути

Хотя не могу не отметить, что временами вместо восторга здесь накатывает страшная печаль. Лес во многих местах страшно заражен короедом и каким-то мхом. Деревья повалены или стоят полностью голые, но вывозить их почему-то нельзя. Судя по интернету, такая катастрофа бушует уже лет десять, и неясно, почему за все это время никто не смог найти решение проблемы. Впрочем, единственное преобразование, которое мы видели, это насаждение лиственных деревьев вместо погибших хвойных. Правда, лес-то все равно погибает в своем исконном виде.

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных

Кстати, повсюду стоят указатели, заблудиться просто невозможно. Где-то указано и приблизительное (очень!) время ходьбы до той или иной точки. Да и вообще все Высокие Татры скорее напоминают хорошо обустроенный парк развлечений, настолько там все продумано и тропы связаны между собой.

После водопадов народу становится слегка меньше, тропа виляет возле реки и каждый раз зовет фотографироваться. Довольно скоро дорога выводит к первой избушке, Райнеровой хате, в которой можно перекусить и купить сувениры. Поспать там вряд ли удастся, очень уж она маленькая и расположена близко к цивилизации. Зато можно пообедать, если повезет — то и в интересной компании.

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных

Идем дальше, впереди шумит Обровский водопад. Вот уж кто обрушивает на тебя всю свою мощь, воздух вокруг пронизан водяными каплями. Вроде бы этот водопад не столь и большой, но такая махина просто заставляет остолбенеть!

От водопада мы побрели дальше, мокрые насквозь. К слову, над долиной висели густые тучи, и мы очень переживали, что как раз в них и попадем. Температура и без того снижается, куда нам еще и дождь!

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных

После водопада тропа надолго теряет свой интерес: виды практически одинаковые, просто топаешь по камням, и все. Где-то дерево интересно упало, где-то камень фотогенично висит, вот и все развлечение до самой хаты Замковского.

Хата — вообще это давняя традиция в Татрах, в этих ресторано-хостелах можно переночевать (бронировать заранее койку или спать на полу в спальнике), перекусить, выпить пива или чаю. Цены чуть выше, чем внизу, но это и удивительно: машиной туда не добраться, и цены можно было бы задирать. Еще нам показалось невероятным, что люди в горах не гнушаются алкоголем. Да, пиво — это национальный напиток. Да, они не напиваются в стельку. Но горы, на мой взгляд, требуют максимальной концентрации, и если впереди еще есть хоть какой-то путь — неважно, вверх или вниз — то нужно быть предельно трезвым, мне кажется.

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных

Хата Замковского — довольно приятное место, стоит почти на развилке тропы к хате Терихо и дороги на Скальне плесо. Когда мы добрели до этой развилки, были уже изрядно уставшие (напомню, что мы совсем дилетанты), и встала дилемма: а может, махнуть до Скальне плесо — так решается вопрос обратного пути, и вдруг еще и на фуникулер на Ломницки штит успеем. Но нет, решили двигаться к хате Терихо, не зря же народ так хвалил долину.

И правда, оказалось, не зря. В какой-то момент бурная горная речка, которая сопровождала нас всю дорогу, вдруг затихает и разливается по долине. заполняя ее широким зеленым ковром. Вокруг горы и камни, наваленные сходящими потоками тающих снегов. А вдалеке виднеется новый, самый настоящий водопад!

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных

Навстречу путешественники, обутые в правильную обувь, с трекинговыми палками, четко знающие, куда идут. И мы, в шортах, сандалиях и кедах. Одна парочка остановила нас и серьезно спросила: вы так наверх направляетесь? После моего ответа «надеюсь» им оставалось только пожелать нам удачи.

Впрочем, в любой момент мы были морально готовы повернуть назад. Долгое время беспокоили только ноги, которые так ныли, будто мы и вовсе босиком шли. Тем более впереди шумит водопад, его еще почти не видно, но мощь чувствуется. Так хотелось до него дойти!

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных
Этот камнепад нас и остановил. Если присмотреться, там видно и людей, и палки, которые обозначают направление пути. Водопад был так близко!

Все чаще и чаще мы стали сверять свое местоположение с картой и GPS, но это нас мало ободряло. Если бы не мой день и не красивые виды вокруг, влетело бы мне от мужа и повернули бы давно обратно!

В какой-то момент тропа и вовсе потерялась среди гигантских камней, на которые нужно было взбираться. На этой точке мы и решили прекратить наш поход, поскольку дорога назад представлялась не легче. Однако вид на долину, который открывается с той точки, однозначно стоил всех трудов. Это был лучший подарок на День рожденья!

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных
На самом деле я счастлива! Просто улыбаться нет сил.

После небольшого привала повернули обратно, и все пошло обратным чередом: сначала долина с разлившейся спокойной рекой, затем перевал и соседство бурной воды, хата Замковского, у которой в этот раз мы не остановились, и однообразная дорога до самого водопада. В какой-то момент появился поворот напрямую на Хребенок, который позволял срезать путь. Уже вечерело и нам хотелось успеть на фуникулер в город, иначе пришлось бы еще изрядно помучить уставшие ноги.

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных

В Старый Смоковец мы спустились часам к 19. Напомню, это был мой День рожденья, и мы рассчитывали его отметить хорошим ужином с видом на горы. Но оказалось, что почти все рестораны в этой крупнейшей горной деревне в это время закрыты! Можно выпить, но из еды только закуски. После долгого дня в горах нам хотелось съесть по поросенку, а не горстку чипсов к пиву!

Даже местный магазин не показывал признаков жизни. Открытой до 20.00 оказалась лишь столовая, в которой мы и решили провести «торжественный» ужин. Он, кстати, оказался вполне ничего. А после ее закрытия еще около часа нам пришлось ждать свой поезд в здании маленькой станции. Впрочем, у нас была возможность посидеть на веранде одного из кафе рядом со станцией, но лучше в тепле и без пива, чем на ветру и с простудой, решили мы.

Еще одно интересное замечание. На станции в восемь вечера уже не работала касса. Билеты можно было купить в автомате, но он принимает только монеты. Разменять 10 евро оказалось проблемой, помогли мне только в палатке с мороженым. К слову, контролеров именно на этой ветке Татранска Ломница-Попрад-Штребске плесо мы не встретили ни разу, но испытывать судьбу все же не хотелось.

Итого: жизнь в горных деревушках замирает задолго до захода солнца! Ладно, что в Москве мы привыкли к круглосуточному сервису (только дурак будет ожидать такого же в горах), но даже в нашем сельском Липтовском Микулаше до 23.00 вполне можно было перекусить!

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных

Еще один важный вывод из нашего путешествия: не верьте отзывам опытных путешественников, если вы дилетант, умножайте их показатели в 1,5–2 раза. Так, по отзывам, идти до хаты Терихо нам предстояло 2 часа. Мы (признаю, с крюком к водопадам) шли 3,5–4 часа и до конечной точки не дошли. У всех своя скорость, у нас она оказалась медленной, хотя по городам мы обычно передвигаемся очень быстро.

Кроме того, мне казалось, что я очень хорошо изучила маршрут. Однако по факту в самом конце пути нас ждал бы очень крутой подъем, без ботинок и палок идти на него было бы глупостью. Поэтому иметь голову на плечах — вот, пожалуй, главная рекомендация.

Кстати, на следующий день мы отправились на Ломницкий штит и рассмотрели оттуда, куда в итоге мы направлялись и до какой точки дошли. Вот эти пять озер!

Высокие Татры. День рождения для неподготовленных

А здесь видно, куда мы дошли и почему хорошо, что вовремя остановились!

Еще больше фотографий Высоких Татр смотрите в прикрепленном альбоме. А остальные рассказы про Словакию можно почитать здесь: