Турист Realnoe_Vremya
Realnoe_Vremya
был 27 июля 2016 17:07

Тетюши, Болгар — Россия Май 2016

День 3. Все про душевность. Долгая Поляна и Тетюши

Долгая Поляна — потеряться во времени

Это по-хорошему странное место. Его называют аномальным из-за того, что поляна, в честь которой и дано название деревни, не зарастает, и якобы здесь солнечных дней столько же, сколько и в Сочи. Честно говоря, поляна начала зарастать, и наверняка ничего аномального в ней самой и нет. (Хотя мы искали признаки странного: отметили, что у нас не закрывались и не отпирались машины, что в самой усадьбе нас встретило солнце). Но чувствуешь себя в этом месте действительно очень хорошо. Маленькая деревушка, в которой едва наберется 20 жителей, будто затеряна во времени.

Все про душевность

А сам комплекс Долгая поляна — это, собственно, усадьба семьи Молоствовых, как говорят, ядра казанской аристократии. Из дома открывается невероятно красивый вид на Волгу и Болгар на другом берегу. Рядом с домом — беседка, где местные музейщики угощают туристов чаем на травах, рядом лиственная аллея, пруд, ключ с очень вкусной водой и сама не зарастающая деревьями поляна.

Дом Молоствовых постепенно реставрируют. Далеко не все историческое сообщество хорошо восприняло то, каким образом проводится реставрация. Но сейчас дом в достойном состоянии, вы можете зайти в него, погулять по нему и представить, как жили образцовые аристократы начала XIX века — образованные, прогрессивные, знатные люди. О последних хозяевах усадьбы, Елизавете и Владимире Молоствовых, отзываются исключительно хорошо — как об очень приличных людях, любящих и преданных друг другу. Они собирали библиотеки, общались с известными писателями и поэтами, в частности, со Львом Толстым, писали стихи, собирали фронтовые письма солдат Первой мировой.

В режиме съемки нам снова пришлось осматривать достопримечательное место в бешеном темпе. Когда вы приедете сюда, а мы обязательно советуем приехать в Долгую поляну, дайте себе хотя бы полдня. Тогда вы сможете долго и неспешно прогуливаться, дышать чистейшим волжским воздухом, пить чай и смотреть через Волгу на Болгар. Говорят, здесь на Долгой поляне набирались сил еще булгарские ханы. Здесь же, говорят местные музейщики, даже у людей «с долларами в глазах» меняется выражение лица.

Долгая поляна — это, как правило, часть экскурсионной программы, включающей посещение Тетюш. Из Казани экскурсию в Тетюши и Долгую поляну можно заказать примерно за 2 тысячи рублей, и в эту стоимость войдет роскошный рыбный обед.

Все про душевность

Самостоятельная дорога из Казани займет примерно 2,5 часа (150 км). Но она пройдет вдоль Волги и сама по себе доставит вам большое удовольствие. Соберите небольшой ланч-бокс, потому как в деревне мы не увидели ни магазина, ни тем более кафе. Ближайшая цивилизация с туристической инфрасруктурой — Тетюши.

Тетюши — за простотой и простором

В Тетюши мы ехали в сопровождении Надежды Ильиной, заведующей отделом культурно-образовательной деятельности Музея истории Тетюшского края. Тетюши — традиционный малый купеческий город, который можно обойти за пару часов. Но рассказов о нем у Надежды Владимировны было на множество часов. За каждым домом — своя история, свои люди. Она рассказывает о памятниках тетюшанам, погибшим в годы Второй мировой, сбор средств на основание которых инициировали в музее. Про то, как в музее инициировали проект «Ожившая фотография», благодаря которому появился памятник гигантской 960-килограмовой белуге, выловленной здесь в 1921 году. О проекте «В малые города за большой историей», с которого в 2011 году и появился туризм в Тетюшах. Мы уже догадывались, что именно музейные работники — это своего рода подвижники, источники позитивных сдвигов не только в культурной, во всей жизни города.

Все про душевность

Благодаря проекту «Ожившая фотография» в Тетюшах появился памятник гигантской 960-килограмовой белуге, выловленной здесь в 1921 году

Разговор об этом повели с директором музея Натальей Понедельниковой. Она настоящий патриот своего города. Говорит, что пять лет назад еще не очень представляла, каким должен быть туризм в Тетюшах. А сейчас поняла.

Современный человек так устал от фантасмагории звуков, скоростей, что ему нужно окунуться в провинциальность, ему хочется простоты, просторов, считает она. И встречают здесь туристов очень широко. Например, каждый теплоход — театрализованным представлением.

Все про душевность

В тот день, когда в Тетюши приехали мы, теплоходов не ожидалось, но в гостеприимстве мы убедились, когда всю съемочную группу накормили традиционным тетюшским обедом, который включает блюда четырех живущих в городе народов: русских, татар, чуваш и мордвы. Это и традиционная для местных краев рыба, и разборный пирог с карамельками, и похлебка.

«Тетюши — послушайте, как это ласково звучит», — говорит Наталья Геннадьевна. И мы совершенно с этим согласны.

Тетюши — город древний, о нем известно с XVI века, построен он был для защиты Поволжского края от татарских набегов; тогда же около города было построено сторожевое укрепление, следы которого сохраняются и до настоящего времени. С середины XVII века Тетюши утрачивают свое военное значение, так как их роль берет на себя построенный в 1648 году Симбирск, а вместо Тетюшской засеки устраивается более совершенная «Симбирская черта». В 1781 году Екатерина II присвоила Тетюшам статус города. До революции Тетюши оставались типичным купеческим городком. Ежегодно в Тетюшах устраивались две крупные ярмарки: «Владимировская» с 20 по 27 июня и «Воздвиженская» с 14 по 21 сентября. В XIX веке главными занятиями жителей являлись торговля хлебом, рыболовство, работы на местной пристани и судах. Население города в начале XIX века не превышало тысячи человек, в начале XX века пяти тысяч человек. Сейчас — около 11,5 тысячи человек.

Долгий путь в Болгар

Завершали осмотр Тетюш мы на 190-метровой горе Вшиха, где стоит смотровая башня, с которой по 320 ступеням можно спуститься к пристани, куда дальше должны были следовать мы для водной переправы в Болгар. В Тетюшах катер на 6–8 человек можно арендовать примерно за 3 тысячи рублей. И так бы мы и поступили, но на Волге объявили штормовое предупреждение, так что нам пришлось сделать крюк в 210 км — ехать в Болгар через Ульяновскую область. Хотелось попасть в него затемно, так что времени на дальнейший осмотр Тетюш у нас не было.

Все про душевность

Вы же, если окажетесь в Тетюшах, не пожалейте времени, зайдите в Троицкий собор XVIII века, сходите в Музей истории Тетюшского края, в котором вы познакомитесь с уникальными людьми, пройдите по городу и посмотрите на усадебные комплексы Колсанова, Шитухина, Фокеева, Крупиных, Сыромятникова — купеческая застройка в городе сохранилась очень хорошо! Сделайте копию исторической фотографии у «чудо-белуги», рядом с которой скоро появится музей рыбы под открытым небом. Останется время — можно дойти до школы олимпийского резерва по стендовой стрельбе. Тетюши, кстати, родина Светланы Деминой, серебряного призера Олимпиады в Сиднее.

На причале помимо традиционных сувениров можно купить соленую и копченую рыбу, местную наливку, травы, мед. Это пока первый случай, когда в туристическом месте мы нашли традиционную снедь.

Поездка в Болгар через Ульяновскую область оказалась чистым экспериментом. Как правило, автомобильные путешественники направляются туда через мост в Сорочьих горах. Так же советует поступить Госкомитет по туризму Татарстана в разработанном им справочнике автопутешественника. Мы же решили пройти туристическое кольцо против часовой стрелки, и оказалось, что подъезд к Болгару с этой стороны тоже довольно живописен, несмотря на то, что дорога на границе регионов, конечно,оставляет желать лучшего. В Болгар съемочная группа приехала уже поздно. Хотите тишины и спокойствия в этом главном туристическом месте Татарстана, приезжайте вечером, как и мы. В Болгаре сейчас работает очень приличная гостиница, где можно снять номер по стандартной для Татарстана цене — 1400 рублей за двухместный номер. На подборе лучших ракурсов для съемок завершился третий день нашего путешествия.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия