Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 10 апреля 21:13

Новый Афон — Абхазия Май 2014

Планируя поездку в Абхазию на 4 дня на майские праздники, местом остановки мы выбрали Новый Афон. Этот город находится в центральной части Абхазского побережья, поэтому отсюда удобно добираться до всех остальных достопримечательностей этой живописной республики.

Мы остановились в гостинице Griffon Hotel, расположенной в центре Нового Афона на берегу реки Псырцха. Подробный отчет о проживании в этой гостинице можно прочитать в моем отзыве.

Новый Афон за 1 день

Изучение Абхазии мы решили начать с того места, где остановились на проживание, с Нового Афона.

Вы знаете, что можно посмотреть на это место с высоты птичьего полета с Анакопийской крепости, которая возвышается на высоте вершине Иверской горы (345 м)? Эта крепость существовала здесь с II–IV веко в. н. э. А в IV веке Анакопия была крупнейшим городом на юго-востоке Абазгии. В III–IV веках н. э. анакопийские ремесленники производили, помимо оружия, сельскохозяйственные орудия и украшения (кольца, браслеты, стеклянные бусы, статуэтки). В IV веке Анакопия была крупнейшим городом на юго-востоке Абазгии, а впоследствии стала резиденцией правителей Абхазии.

В VIII веке в крепости обосновался абхазский владетель Леон I. При нем Анакопия стала столицей Абхазского царства, он же руководил обороной Анакопии во времена арабского нашествия и разгромил осаждавшее Анакопию арабское воинство под предводительством известного полководца Мервана Кру (Глухого). После этого сокрушительного поражения арабы больше никогда не вторгались в Абхазию. Анакопия почти на сто лет стала политической и духовной столицей Абхазии.

С осмотра этой древнейшей крепости мы и начнем осмотр достопримечательностей Нового Афона. Проход к крепости мимо знаменитых пещер, а далее около часа вверх по длинной, но очень красивой горной дороге. И вот мы наверху около одной из оборонительных башен крепости.

Новый Афон за 1 день

Самым важным оборонительным сооружением крепости была четырехэтажная четырехугольная Римская башня, с верхнего этажа которой просматривались окрестности. В 2008 году эту башню восстановили, а сверху сделали смотровую площадку.

Со смотровой площадки башни открывается совершенно нереальной красоты вид на Новый Афон, монастырь, Черное море и Сухумский мыс.

Новый Афон за 1 день

Монастырский комплекс Новоафонского монастыря состоит из шести храмов: надвратный храм — Вознесения Господня и храм Святого апостола Андрея Первозванного, в честь преподобных отцов Афонских, во имя мученика Иерона и в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Самым величественным сооружением монастыря является собор во имя великомученика Пантелеимона. В северо-западной части монастыря расположена 50-метровая колокольня, под ней находятся помещения трапезной. (По материалам Сухумо-Абхазской епархии).

Видеообзор с этой площадки, где мы постарались прикинуть маршрут предстоящего дня, а люди, стоящие рядом, делали то же самое с комментариями:-) .

Вид на Новый Афон с горы.

На рубеже VIII–IX веков на самом краю обрыва был построен храм в честь великомученика Феодора Тирона. Анакопийский храм неоднократно перестраивался, первоначальные очертания сохранила лишь его алтарная часть.

Новый Афон за 1 день

От древнего здания остались надписи на греческом языке и известняковые плиты с изображением рыб, крестов и других раннехристианских символов. Стена, сложенная в 19 веке из фрагментов барельефов, найденных при раскопках, собранных вместе, находятся в алтарной части храма.

В маленькой часовне посреди древних руин висит древний список Иверской иконы Божией Матери. По легенде, однажды афонские иноки увидели в море огненный столб. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви. Утром обнаружили они икону на стене, над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой, а желает быть Хранительницей. Тогда монахи построили надвратный храм во имя божией матери и поместили чудотворный образ в него.

Новый Афон за 1 день

В скале рядом с храмом вот уже несколько веков существует вытесанная из камня цистерна, которая всегда наполнена чистейшей водой. На дне этой емкости исследователи обнаружили углубление диаметром около метра и глубиной 25 см, сквозь которое в емкость просачивается вода, судя по всему, карстового происхождения. Фотографии самого колодца у меня нет, но воды мы попили с удовольствием. В жару на вершине горы источник с холодной водой просто подарок природы!

Спустившись вниз, мы хотели сходить в знаменитые Новоафонские пещеры, но там было обслуживание туристических групп, поэтому мы решили отложить посещение пещеры на утро следующего дня. Скажу сразу, что в пещеры мы так и не попали, т. к. придя наутро ко времени открытия, которое нам сказали, оказалось, что это время весьма условно. Там нет графика работы! Присидев почти час около закрытой кассы, и поняв, что начинают приезжать группы туристов, которых будут пропускать вне очереди, мы решили, что ради пещер (в которых я была раньше), мы не готовы тратить целый день. Поэтому на память о них у нас осталось только фото на фоне скульптуры около входа.

Новый Афон за 1 день

Около пещер расположен рыночек, где можно купить разнообразные сувениры на память, мед, сладости, фрукты. Там же я увидела стену роз высототой около 3 метров, и это в мае!!! А также рядом был милый двор с красивыми скульптурами.

На улицах города (а также на многих других улицах Абхазии) растут такие гигантские эвкалиптовые деревья.

Новый Афон за 1 день

Не попав в пещеры, мы решили пойти к пещере Симона Кананита. Это одна из основных святынь Абхазии. Для этого нужно от пещер спустится немного вниз, а потом идти по дороге влево до моста через реку Пцырсха. Кстати, недалеко от входа на мост, есть маленькая уличная кафешка, где делают очень вкусные хачапури. Рекомендую там передохнуть и подкрепиться, т. к. потом предстоит долгий и достаточно сложный маршрут.

Перейдя через реку Псырцха, можно пойти направо в сторону очень красивого сооружения железнодорожной станции (но к ней мы пойдем чуть позже). А мы пошли влево — к пещере Симона Кананита.

Новый Афон за 1 день

Пройдя немного по дорожке мы увидели прудик с черепашкой из камней. Она находится перед парком камней, но у нас был другой план на день. Здесь продают билеты на вход в парк для дальнейшего прохода через парк к пещере. В 2004 г. вдоль речки на месте неудобной тропы была проложена аккуратная и красивая дорожка из известняковых камней, положенных на цемент, со скамейками, лесенками, перилами, спусками к воде. Поэтому сейчас за вход берут плату, но очень небольшую.

В Новом Афоне в 1882–1903 годах был возведён гидротехнический комплекс, который принадлежал монастырю. Рядом с плотиной есть источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов.

На камнях вдоль тропы, ведущей к пещере Симона Кананита, можно увидеть отпечатки ракушек, которые свидетельствуют о том, что когда-то на месте этих гор было древнее море!

Новый Афон за 1 день

В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот святого великомученика Симона Кананита. Симон Кананит являлся сводным братом Иисуса Христа, это именно на его свадьбе Иисус превратил воду в вино. Через двадцать лет после Вознесения Спасителя Симон вместе с Андреем Первозванным дошел до этих мест и поселился в уединенном гроте, проповедуя христианство местным жителям, за что и был впоследствии обезглавлен на берегу реки недалеко от грота. Немногочисленные последователи апостола предали его тело земле и передали своим потомкам память о месте погребения. Грот Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола. Монахи-отшельники в 19 веке прорубили в пещере вход (апостол входил в свою обитель через узкое отверстие в своде) и построили лестницу из известковых плит.

Внутри пещеры можно поставить свечи. На стенах пещеры — старинные мозаики, изображения крестов, надписи, иконы, лампады. Этому месту абхазы поклонялись даже в годы турецкого господства и в советское время. Кстати, в годы советской власти многие монахи, преледуемые за свои взгляды, долгие годы жили именно в абхазских пещерах. У них была своя конспиративная связь с внешним миром. Некоторые из них погибли от рук бандитов, которые случайно находили эти обители. Они приняли смерть на этой священной земле, как и Симон Кананит, который был убит на берегу речки Псырцхи. До сих пор считается удачей найти в этом месте красноватый камень, который по преданию, обагрен кровью этого апостола. На одном из камней, расположенном около реки, паломникам демонстрируют отпечаток его ноги. В гроте Симона Кананита можно оставить записки о здравии и упокоении.

Новый Афон за 1 день

Помолившись в священном гроте, мы вернулись ко входу в парк и пошли в сторону железнодорожной платформы Псырцха. В мае здесь все цвело, даже пальмы!

Издалека ажурное сооружение, свисающее над озером с изумрудной водой, напоминает какую-то восточную царскую беседку.

Новый Афон за 1 день

На самом деле, это здание оказалась павильоном билетной кассы железнодорожной платформы Псырцха. С абхазского языка название остановочной платформы дословно переводится как «пихтовый родник», оно было придумано не зря — около станции произрастают великолепные пихтовые леса. Эта станция была построена в 1944 году на участке железной дороги, которая в обе стороны от станции уходит в горные тоннели. Вдоль станции растут банановые растения, только бананы на них вряд ли созревают.

По периметру здания расположены ажурные кованные скамейки, внутри зала на полу выложен орнамент в виде семиконечной звезды, которая символизирует путь к гармонии и совершенству, а также единство духовного и материального развития. Потолок отделан ажурной лепниной. Очень жаль, что сейчас все это в очень плохом, практически разрушенном состоянии. Хочется верить, что этот памятник архитектуры не разрушится окончательно, а его отреставрируют, и он будет радовать еще не одно поколение туристов.

Пройдя дальше в сторону Нового Афона, мы еще раз с другой стороны полюбовались на живописное озеро Псырцха и здание платформы.

Новый Афон за 1 день

Озеро Псырцха, Новый Афон (Абхазия)

Вид на озеро Псырцха от бывшей ж.д станции Псырцха (Новый Афон).

Около тропы расположена памятная доска, сделанная в память о посещении этого места императором Александром III в. 1888 году.

Новый Афон за 1 день

Пройдя чуть ниже по дороге, мы увидели красивую арочную плотину с искусственным водопадом высотой 8,6 м, которая была построена монахами в 1902 году. Когда-то это была ГЭС, но она уже давно не эксплуатируется. Это место стало одной из главных достопримечательностей города, куда приходят все туристы после посещения монастыря и фотографируются на память на прекрасном фоне стены из струй воды.

Кстати, обычно маршрут по Новому Афону как раз начинают от Новоафонского Монастыря, потом идут к водопаду, от него по лестнице справа поднимаются вверх к озеру, потом — к станции, гроту Симона Кананита и затем — к Новоафонским пещерам. Если вы не планируете, как мы, забираться на гору, то можно пройти именно таким путем.

Новый Афон за 1 день

Рядом с водопадом расположена церковь Симона Кананита, в котором покоятся мощи этого святого. Этот храм — самый старый из действующих храмов Нового Афона, был построен в период с XI по XIII века, то есть еще до Новоафонского монастыря.

Поднявшись от этой церкви по крутой дороге в гору, мы оказались около знаменитого Новоафонского Монастыря. Это не самый известный и удобный путь к монастырю. Обычно, все туристы подъезжают к нему с центральной аллеи, с двух сторон окаймленной высокими кипарисами, которую называют царской аллеей. Она так названа в честь императора Александра III, который в 1888 году вместе с императрицей Марией Федоровной присутствовал на освящении главного престола соборного храма и пошел по этой аллее от морского причала к монастырю. Император подарил монастырю куранты для колокольни, которые и поныне украшают её.

Новый Афон за 1 день

Строительство монастыря началось в 1875 году по проекту архитектора Н. Н. Никонова, а в 1879 году царь Александр II утвердил «Устав Новоафонского монастыря». По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей и был одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.

Монастырский комплекс состоит из шести храмов: надвратный храм Вознесения Господня — один из них.

Новый Афон за 1 день

Самым величественным сооружением монастыря является собор во имя великомученика Пантелеимона. Он был воздвигнут в 1888–1900 годах по проекту Н. Н. Никонова при участии настоятеля монастыря игумена Иерона. Всю каменную работу выполнили умельцы-греки во главе с Христофором Пуло, переселившиеся в Сухум из Трабзона. Проектируя Новоафонский монастырь, Никонов использовал в его композиции формы неовизантийского стиля, применявшиеся в церковном зодчестве России конца XIX — начала XX века.

Богатая роспись интерьера создана в 1911–1914 годах при настоятеле архимандрите Иларионе. Работы выполняли мастера из села Палех Владимирской губернии и группа московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Мастера попытались сохранить напоминание о традициях Старого Афона, в то же время отражая российский колорит.

Новый Афон за 1 день

В центральном приделе на апсиде находится изображение Божией Матери, благословляющей всех молящихся в храме.

Стенные росписи Пантелеимоновского собора являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы, и отражают в том числе основные православные праздники.

Выйдя из монастыря, можно спуститься к Новоафонскому приморскому парку, который был разбит монахами в 1880 году. Этот парк был местом отдыха для тысяч паломников, посещавших этот монастырь. Среди посетивших монастырь — наместник Кавказа великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, император Николай II, писатели Антон Чехов и Максим Горький. В память о них есть памятные доски, расположенные на стенах зданий вдоль парка.

Новый Афон за 1 день

Монахами в 1880 году были вырыты 7 прудов, максимальная глубина которых достигает 1,5 метров, а дно и стены выложены каменной плиткой. Вода в прудах проточная и чистая. Монахи разводили здесь карпов, карасей, кефаль для нужд братии. Новоафонский приморский парк был открыт в 1910 году к приезду царской семьи. И сейчас можно посидеть в кафе на береге пруда и полюбоваться на лебедей, которые живут здесь и также являются местной достопримечательностью.

Новый Афон за 1 день

Ну, и напоследок, нагулявшись по городу, можно спуститься на берег Черного моря и полюбоваться великолепными закатами.

Новый Афон за 1 день

Новый Афон — ты прекрасен!!!

Продолжение путешествия : Пицунда https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/28029 , Озеро Рица: https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/26367 , Сказочный лес: https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/26357 , Сухум: https://www.tourister.ru/responses/id_16431 .

При составлении рассказа использовались материалы сайтов

www.afon-abkhazia.ru , http://abkhazia.travel/new_afon , http://www.openarium.ru/, книги Архимандрита Тихона «Несвятые Святые» и прочие источники.