Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 18 апреля 13:25

Сухум — Абхазия Май 2014
Сухум. Абхазия.

Зачем люди путешествуют? За новыми впечатлениями. Впечатления мы получаем разные, а хочется получать как можно больше хороших и новых. Для этого кто-то едет смотреть новые природные ландшафты, изучать животный мир, кто-то архитектуру, памятники, религиозные места, кто-то в первую очередь хочет попробовать новые вкусы и ощутить необычные запахи, а кто-то просто на время поменять климатическую зону. Заядлый путешественник, как правило, хочет получить всё и сразу.

Вам кажется, что для этого надо уехать куда-то очень далеко и надолго?

Совсем не обязательно! Попробуйте съездить в совсем недалекую Абхазию, хотя бы на 4 майских дня, как сделали мы, или на сколько и когда у Вас получится. Фонтан впечатлений гарантирован!

Что же можно успеть за такое непродолжительное время? Поделюсь тем, что успели мы.

Остановились мы в Новом Афоне, жемчужине Абхазии.

Абхазский фонтан впечатлений.

Первый день посвятили этому городу. Повторяться не буду, подробный рассказ здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_14844 .

Еще один день был посвящен природным красотам озера Рица

Абхазский фонтан впечатлений.

(подробно в альбоме https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/26367)

и посещению сказочного леса (альбом https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/26357).

Абхазский фонтан впечатлений.

Еще на один день мы ездили в курортный город Пицунда (альбом https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/28029)

А ещё заезжали на винзавод, на котором главным технологом работает наш знакомый. Абхазия всегда славилась своими винами, и небольшие производители стараются сохранять и развивать это исторически сложившееся в данном месте производство. Нам рассказали про всю технологию производства местных вин, и мы своими глазами видели, как и где это делают, после чего, конечно же, накупили его и себе и в подарки всем близким. Я уже была знакома с этими винами, т. к. мне их несколько лет присылали специально, а Вам, если будете в тех местах (в частности в районе г. Гудаута) советую их продегустировать, и надеюсь, Вы найдете то, что Вам понравится!.

Этот же рассказ я хочу посвятить еще одному дню в Абхазии, когда мы были в Сухуме и его окрестностях.

Приезжая в какую-то новую страну, республику, область, каждый путешественник старается побывать в столице. Что такое столица? Это тот город, где сконцентрирована не только административная, но и культурная жизнь региона. Соответственно, в столице можно увидеть многое, чем гордиться именно этот народ. Я не скажу, что по столице можно понять, чем живет этот народ и какой он. Здесь, как раз наоборот! Чтобы понять суть народа — надо уехать в глубинку, в небольшие города или села, пожить среди них, пообщаться. Но за достопримечательностями мы едем в столичные города. Абхазия не стала исключением. Поэтому, мы один из дней решили посвятить посещению Сухума и его окрестностей.

Так как жили мы в Новом Афоне, то в Сухум поехали рано утром. Имейте в виду, что, хотя дорога и хорошая, но достаточно сложная, даже для тех, кто её знает, так как идет вдоль гор, с перепадами высот и крутыми поворотами. Так что, планируя поездку, старайтесь проехать маршрут в светлое время суток, т. к. дорога не везде освещена.

Республика Абхазия долго боролась за свою независимость. До сих пор видны раны от войны 1992–93 годов, в том числе, следы от снарядов сохранились на стенах домов Сухума.

Абхазский фонтан впечатлений.

В центре города сразу видно здание парламента Абхазии, которое было построено в 1960 году и сильно выделяется на фоне остальных зданий города. Здание парламента сильно пострадало в 1993 году в результате боев за освобождение Сухуми. В 2008 году на стены здания вывесили флаг Абхазии, а так же плакаты с лозунгами о независимости Абхазии, а чуть позже рядом с этим же здание прошел митинг в честь признания Россией независимости Абхазии. До сих пор не решено, восстанавливать это здание или оставить в виде такого напоминания о войне?

Но война осталась позади, сейчас в республике мирная жизнь, поэтому мы едем смотреть красивый мирный город. А начать мы решили со знаменитого Сухумского обезьянника. Но, чтобы не ехать с пустыми руками, мы заехали на рынок за бананами. Найти парковку около рынка было крайне сложно, но мы смогли. Закупив бананов, поехали в обезьянник.

Абхазский фонтан впечатлений.
У входа на территорию обезьяньего питомника установлен единственный в СССР памятник обезьяне, возведенный в честь приматов, спасших жизни людей.

Подробно про него я рассказала в своем альбоме: https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/26492 .

Погуляв по обезьяннику и насмотревшись на приматов, поехали в центр города к набережной.

Пляж был абсолютно пустынный:

Остовы старых построек и катера напоминали о том, что еще не все восстановлено.

Абхазский фонтан впечатлений.

Зато меня очень порадовало, что памятник советским воинам, защищавшим Кавказ в Великой Отечественной войне и погибшим на фронте, находится в очень хорошем состоянии. Для меня это было особенно важно, так как мой дедушка погиб как раз на Кавказе во время той страшной войны, и мне приятно, что там их помнят и уважают, в отличие от многих стран, которые в последние годы стали забывать о том, кто спас их страны от фашисткой чумы.

Дорога, ведущая от здания Парламента к набережной, заканчивается зданием с большим ярким рисунком на фасаде, который привлек мое внимание. Очень в духе Советского плаката!

Абхазский фонтан впечатлений.

А еще на набережной есть несколько интересных памятников. Например такой:

Но мне особенно понравился этот, очень филосовский памятник. Надпись на абхазском, а по кругу — на русском и английском языках, это цитата известного американского писателя Уильяма Фолкнера: «Жизнь — это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми.»

Абхазский фонтан впечатлений.

Сейчас на набережной мужчины мирно играют в нарды.

Среди камней бегают крабики.

Абхазский фонтан впечатлений.

Вокруг благоухают цветы и эфкалипты.

Прогулявшись, мы решили пообедать в ресторане на молу, выходящем в море.

Вокруг ресторана было очень много рыбаков, которые достаточно ловко вынимали удочки, одновременно ловя по нескольку рыбин за один заброс.

Виды на город со стороны ресторана были прекрасные. Мы наблюдали за стаей дельфинов, которые охотились в море, недалеко от нас. Но сфотографировать хорошо мне не удалось. Но все равно, вид на город и горы, над которыми клубились огромные облака, был впечатляющим.

После обеда мы дошли Коллонады на набережной. Это сооружение, которое было построено в 1948 году по проекту архитектора Я. О. Кварацхелия стала не только символом города, ее профиль стал своеобразной визитной карточкой Абхазии. Колоннада в Сухуми стала образцом приморской парковой архитектуры и послужила прообразом для других подобных сооружений в различных курортных городах.

Абхазский фонтан впечатлений.

Напротив коллонады находится Абхазский государственный драматический театр имени С.Чанба. Это главный драматический театр Республики Абхазия, носящий имя писателя и государственного деятеля, основоположника абхазской драматургии Самсона Чанба.

Театр был открыт в 1912 году при небольшой, но престижной гостинице «Гранд-отель». До революции владельцем и гостиницы, и театра был сухумский купец 1-ой гильдии Иоаким Алоизи, но в 1921 году гостиница стала называться «Бзыбь», а в 1931 году театр Алоизи был переименован в Государственный театр Абхазии. В 1967 году театру было присвоено имя Самсона Чанба.

Здание театра очень красиво. Вход в театр:

Абхазский фонтан впечатлений.

На театральной площади расположен Фонтан Грифонов, созданный еще в 1947 году. Фонтан представляет собой скульптурную композицию, состоящую из мифических персонажей — бетонных позолоченных грифонов, из пасти которых льются мощные водяные струи. По вечерам силуэты животных красиво подсвечиваются. К сожалению, когда мы были, фонтан ремонтировали, и он не работал. Но все равно Грифоны — эти крылатые мифические существа, обладающие туловищем льва, с орлиной или львиной головой, символизирующие Добро и Зло или Небо и Землю, нередко выступающие как покровители и защитники, выглядели очень мило!

Еще один театр — Русский драматический театр открылся в 1981 году и назывался Государственный русский театр юного зрителя. А в 1990 году его переименовали в русский театр. В 2009 году здание театра капитально отремонтировали и переоборудовали.

Абхазский фонтан впечатлений.

От фонтана прошли вперед по проспекту Леона к Ботаническому саду. Везде пальмы и другие деревья создавали особый южный колорит.

Да и здания были весьма интересны.

Абхазский фонтан впечатлений.

До ботанического сада идти совсем недолго — минут 10.

В ботаническом саду можно увидеть много интересных растений, например эту липу, которой больше 250 лет!

Абхазский фонтан впечатлений.

Или сделать фотосессию на фоне родедендронов или других прекрасных цветов.

Подробнее посмотреть на ботанический сад и его растения можно в фотоальбоме:

https://larkis8.tourister.ru/photoalbum/26528 .

Погуляв в саду, мы поехали вдоль побережья на юг, нашей целью была церковь в поселке Илори. От Сухума надо ехать около 60 км. Дорога хорошая, машин мало, правда иногда коровы лежат на дороге и абсолютно не реагируют ни на что.

Виды на горы просто завораживают.

По пути мы видели своеобразный фонтан из горячей минеральной воды, которая вырывается из-под земли и окружена клубами пара.

Чтобы доехать до храма в Илори, последнюю часть пути приходится ехать по ужасной раздолбанной дороге, рискуя навсегда осесть в очередной яме. Дорога иногда проходит среди поселений, где больше половины домов давно заброшены. Но, тем не менее, всё это компенсируется сполна тем святым местом, куда мы стремились.

Древняя церковь святого Георгия Победоносца в абхазском селе Илори, что на окраине города Очамчира, была построена ещё в XI веке на месте Елыр-ныха, сакральном для абхазов. По преданию, один из местных князей едва не убил оленя на охоте, и раненое животное укрылось в развалинах святилища Елыр-ныха, где находился крест святого Георгия. Князь был настолько впечатлён произошедшим, что приказал выстроить на этом месте храм в честь этого святого. В эту церковь приезжают паломники из разных городов и стран. Многие здесь находят излечение.

В этом храме мироточат сразу несколько икон. Обычно мироточащие иконы не показывают, поэтому я их видела только здесь. Это чудо и трепет перед ними описать невозможно, это можно только увидеть своими глазами и прочувствовать. В храме фотографировать нельзя, да и я бы не смогла, а около храма был красивый розарий, который я поснимала.

Помолившись в храме, трогаемся в обратный путь.

По дороге свернули к одному из самых известных термальных источников в селе Кындыг, который расположен рядом с эвкалиптовой рощей. Термальная вода бьет в виде гейзера из-под земли на небольшой возвышенности. В этом месте она имеет температуру более 100 градусов. Но дальше она стекает по специальным желобам и остывает до приемлемой температуры. Под этими струйками можно принять целебный душ, который не только насытит организм лечебными веществами, но прекрасно помассирует. После этого вода собирается в небольшие бассейны, где можно покупаться. Цены весьма демократичны. Рядом — огромная эфкалиптовая роща, в которой паслись вездесущие здесь коровы.

Солнце уже было на закате, а нам предстояла еще долгая обратная дорога, поэтому мы решили, что на источники обязательно приедем в другой раз.

Сфотографировали это прекрасное место на память и поехали назад.

Абхазский фонтан впечатлений.

Мы сюда еще обязательно вернемся! В этот немного не обустроенный, неторопливый, но такой красивый край, где впечатления бьют фонтаном!