Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 16 марта 10:39

Боровск — Россия Январь 2016

Иногда узнаю я какую-нибудь историю и кажется, что она совсем не связана с путешествиями. Лежит она себе тихо в закоулках памяти и дремлет, а потом вдруг просыпается и заставляет меня отправиться в поездку, в какое-нибудь связанное с ней место.

По следам старых историй

Несколько таких историй привели меня в Боровск. Они возникли независимо друг от друга, но собравшись вместе, четко указали мне на этот город

У каждой из них есть свое имя. С какой из них все началось, я теперь и не вспомню, впрочем, это и не важно. Главное, что благодаря ним я познакомилась с Боровском.

Московская история

Однажды, почти случайно, я узнала, что живу неподалеку от того места, где в 17 веке находилось имение знаменитой раскольницы боярыни Морозовой. Здесь она жила, принимала протопопа Аввакума и привечала старообрядцев.

Борисоглебская церковь в Зюзино

Известно, что ее усадьба была обустроена по западному образцу и считалась по тем временам самой роскошной. Увы, от этого места осталась только Борисоглебская церковь, да и та вначале 18 века, при новых хозяевах, поменяла свой облик, превратившись из деревянной в каменную. Ничто в этом тихом уголке Москвы не напоминает сейчас о жившей здесь когда-то легендарной женщине.

По следам старых историй

Информация об имении меня зацепила. Я поняла, что, в сущности, почти ничего не знаю о Федосье Морозовой. Начала читать и выяснила, что дни свои она закончила в Боровске.

Волоколамская история

Началось с того, что как-то, в один из выходных дней я съездила в Иосифо-Волоцкий монастырь

По следам старых историй

и послушала рассказ об Иосифе Волоцком. Мне рассказали, что этот средневековый просветитель начал свой монашеский путь в Пафнутьев-Боровском монастыре, а после смерти Пафнутия был какое-то время здесь игуменом.

Еще я узнала, что насельником Пафнутьев-Боровского монастыря был Даниил Переславский. Этот святой человек разыскивал по дорогам умерших странников и хоронил их по христианским обычаям. В Переславле-Залесском есть основанный им монастырь (Свято Троицкий Данилов монастырь). Я бывала в этом монастыре, но не знала, что имя его основателя связано с Боровском.

Ферапонтовская история

Эта история связана с гениальным художником Дионисием. С его работами я познакомилась в Ферапонтовом монастыре (https://www.tourister.ru/responses/id_10929). Там я узнала, что первое упоминание о Дионисии встречается в летописях Пафнутьев-Боровского монастыря и что здесь сохранились фрагменты его ранних фресок.

Все эти истории всплыли в декабре 2015 года, когда я задумалась о рождественском путешествии по России. Взгляд мой упал на Калужскую область и, увидев на карте Боровск, у меня уже не было сомнений в выборе маршрута.

По следам старых историй

Эх, короткие зимние дни… Сколько всего можно было бы успеть увидеть в Боровске, будь они чуточку длиннее…

Но вышло так, как вышло, тут уж ничего не поделаешь!

По следам старых историй

Оказавшись в Калужской области, я, конечно же, первым делом отправилась в Пафнутьев-Боровский монастырь искать продолжение запомнившихся мне историй.

Я надеялась, что без помощи гида сумею разыскать сохранившиеся росписи Дионисия и следы святых отцов — учеников Пафтнутия Боровского (Иосифа Волоцкого и Даниила Переславского).

По следам старых историй

Зря понадеялась. Ничего мне отыскать в монастыре не удалось. Пришлось довольствоваться общим знакомством с этим знаменитым местом.

Пафнутьев-Боровский монастырь очень красивая обитель. Даже зимой его территория заполнена людьми. Надо будет обязательно сюда вернуться и попробовать возобновить поиски.

По следам старых историй

Покинув монастырь, я отправилась искать следы боярыни Морозовой. Мне было известно, что в городе можно найти место, где она провела свои последние дни.

Обитель святого Пафнутия находится рядом с Боровском. От монастыря до города ехать не больше 10 минут, но я задержалась в пути — не смогла проехать мимо церкви Бориса и Глеба.

По следам старых историй

Позже, этот храм я несколько раз видела со смотровых площадок Боровска.

По следам старых историй

Жаль, что не было у меня времени заглянуть в эту церковь. Впрочем, и в другие церкви города я тоже не заходила.

След боярыни Морозовой, я обнаружила без труда. Хорошо, что хоть третья моя история получила продолжение.

По следам старых историй

Я нашла то место, где в 17 веке был острог, в котором содержали Федосью Морозову и ее сестру Евдокию Урусову. Здесь же, на территории острога, их и похоронили. В 2005 году старообрядцы поставили на месте их упокоения часовню и установили памятный крест.

Точно неизвестно когда опальных боярынь привезли из Москвы в Боровск. Скорее всего, это произошло в конце 1673 года или в начале 1674 года.

Около полутора лет сестер содержали в остроге. Здесь их навещали единоверцы. Становилось понятно, что строптивые женщины не станут тихо отбывать заключение.

По следам старых историй

В конце лета 1675 года, после жестоких истязаний, женщин бросили в глубокую земляную яму и перестали кормить.

11 сентября 1675 года, не выдержав мучений, умерла Евдокия Урусова. Страдания Федосьи Морозовой продлились после этого еще полтора месяца. Она скончалась в ночь с 1 на 2 ноября 1675 года. Несчастных закапали на территории острога.

По следам старых историй

Если бы не часовня, то здесь бы ничто не напоминало бы об этих скорбных событиях.

По следам старых историй

Недалеко от острога, точнее от того места, где он был, есть смотровая площадка, с которой хорошо видны две старообрядческие церкви города.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

По следам старых историй

и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Изменилось время, и никто уже не борется со старообрядцами, не сжигает их в срубах и не морит голодом.

По следам старых историй

На этом мое знакомство с Боровском не закончилось, ведь у города есть и другие интересные места.

От старообрядческой часовни я направилась на окраину города, чтобы посмотреть на деревянную церковь 18 века Покрова Пресвятой Богородицы.

По следам старых историй

Ехать надо было через центр города, и я сделала здесь небольшую остановку. Прогулялась по площади, посмотрела на торговые ряды

и на Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы

По следам старых историй

бросила взгляд на церковь Спаса Преображения. Подойти поближе к этому храму времени уже не было. По всему было видно, что скоро начнет смеркаться.

Деревянную церковь я успела посмотреть до темноты. Этот храм мне показался похожим на сказочный терем.

По следам старых историй

Рядом с ним есть две смотровые площадки, с которых открываются великолепные панорамы окрестностей.

Я нисколько не пожалела, что потратила время и заглянула в этот отдаленный уголок Боровска.

По следам старых историй

На этом мое первое знакомство с Боровском закончилось. Не все мне удалось разыскать и увидеть. Не везде удалось задержаться и рассмотреть внимательно. Многие истории остались за кадром.

Ну что ж, есть много поводов вернуться в Боровск.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия