Турист Алексей (Alexey_S)
Алексей
был 12 мая 2021 22:43

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Немного про гастрономию, немного про Вильярикос

Андалусия — Испания Сентябрь 2014

Продолжение

Начало — Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Малага-Гарруча

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Походы по Гарруче

*****

Помнится, в учебнике истории древнего мира было написано про Грецию что-то вроде: там был теплый климат, по зеленым лугам гуляли большие стада овец, а местные жители питались лепешками, оливками и сыром, и запивали все это вином. Не знаю, как такой рацион при постоянном применении, но в Испании мы с удовольствием ужинали чем-то похожим: бутылочка-другая хорошего вина с насыщенным вкусом — предпочтительно что-то из Риохи, свежий хлеб, оливки и сыр тех сортов, которые мы сами выбрали — привычный из коровьего молока, либо овечьего, либо козьего. И совсем неплохо, если к этому еще добавить что-то мясное — тонко наструганный хамон, местную ветчину, чоризу или еще что-нибудь подобное.

Второе воспоминание: почти двадцать лет назад, когда мы ехали вдоль берега моря, запах созревших помидоров наполнял машину, пробуждая зверский аппетит. При посещении супермаркетов (а мы регулярно пользовались тремя разными) запах тех же помидоров и ананасов позволял найти овощной отдел с закрытыми глазами. В мясном и сырных отделах было представлено огромное количество продуктов местного производства. И можно было, дождавшись своей очереди, попробовать их предварительно, после чего взять именно то, что понравилось — куском или в нарезке. Однажды мы были свидетелями совершенно непривычной для нас сцены: около прилавка с хамонами стояла пара, на прилавке было большое количество бутылок вина. Продавцы от разных кусков нарезали ломтики на пробу, наливали чуть вина, и пара проводила дегустацию. Как мы поняли, народ подбирал угощение для какого-то большого приема.

К чему это все? Оказавшись вновь в тех же местах спустя много лет, мы столкнулись со следующим: в супермаркетах практически стерильная обстановка — ни каких запахов. Вы представляете себе помидоры и ананасы, которые лежат как восковые муляжи, и не пахнут? Да, красивые, возможно вкусные, но в очень небольшом ассортименте, и без запаха. Вместо огромного разнообразия испанских колбас и ветчин, сыров и всего остального — стандартные упакованные продукты, выпущенные на больших конвейерах по всей Европе — во Франции, Германии, Чехии, что-то даже на Украине и в Прибалтике. Да, все в соответствии со стандартами и правилами ЕС. Да, все совершенно корректно, совсем без запаха, который может у кого-то вызвать аллергию. Да, удобно для персонала и дешево для владельцев — выложил фабричные упаковки на полку, и никакой возни с каждым покупателем. Индивидуально — только небольшое количество сортов хамона и всякие рыбные и морепродукты. Но все это как-то совсем бездушно. По крайней мере, так в большинстве супермаркетов — например, в сети «Меркадона», магазины которой попадались нам очень часто.

А куда девались все великолепные местные продукты, и как выходят из положения сами испанцы? Судя по нашим наблюдениям, жители Испании, во всяком случае юга страны, любят хорошо поесть. Естественно, есть и супермаркеты, есть и маленькие лавочки, где можно купить такие товары — но их надо знать, а на поиск требуется время. Турист может их обнаружить во время прогулок и экскурсий, но далеко не всегда при этом в состоянии тащить с собой покупки — особенно по местной жаре. Пришлось перенимать образ жизни местных жителей.

Испанцы пользуются рынками — и разнообразнее, и дешевле. Значительное количество продуктов — выращенные или переработанные в небольших хозяйствах. В больших городах существуют стационарные постройки, где торговля идет ежедневно. А в маленьких городках и муниципалитетах давно существуют рынки, которые проводятся раз в неделю прямо на городских улицах.

Еще в первый приезд мы усвоили, что в Гарруче такие рынки проводятся по пятницам. Позднее наши знания расширились: среда в Мохакаре, суббота в Вере, воскресение в Вильярикосе. Все эти места расположены на пятачке километров 15, и большей частью продавцы (а то и покупатели) одни и те же.

На мой взгляд, рынки в Вере и Гарруче намного представительнее — крупнее города, больше покупателей, больше места для торговли — соответственно, и больше участников. Но субботу мы пропустили, поэтому в воскресение отправились в Вильярикос.

Торговцы, приехавшие рано утром, развернули свои точки. И прямо с утра идет поток покупателей.

Кто-то из покупателей просто выходит из дома, кто-то приезжает на машине — улицы за пределами рынка забиты транспортом. Мы встретили пару соотечественников, с которыми второй год подряд пересекались в одном апарт-отеле, видели и другие знакомые лица.

Автомобили, оснащенные для продажи продуктов, с витринами, холодильниками и прочим оборудованием, действительно являются мобильными. И каждый раз они прибывают на рынок с большим запасом товаров.

В овощные ряды даже сложно пройти — народ закупается серьезно.

Тут огромное разнообразие и привычных нам продуктов, и более экзотических овощей и фруктов. Конечно, серьезной готовкой мы не занимались, а овощи для салата и фрукты купили с удовольствием.

Местные жители часто оставляют свои покупки у продавцов, чтобы те не мешали дальше ходить по рынку. И забирают их уже перед уходом — у некоторых точек солидная порция оставленных таким образом пакетов.

Оливки представлены десятками видов: просто оливки с косточками, приготовленные в различных рассолах, оливки без косточек — в чистом виде и с разными наполнителями, смеси с корнишонами и всякие прочие варианты. Они плавают в здоровых ведрах — народ разбирает их килограммами. Перед витриной выставлены сосуды с продуктами для пробы. Мы после нескольких дегустаций остановились на двух рецептах засолки: с чесноком, а также с чесноком и перцем. Мясные продукты и сыры дают попробовать, если попросишь. Торговля идет активно, покупателей много, но при виде человека с аппаратом люди расступаются и позволяют сделать снимок.

Продается большое количество специй, приправ и их смесей. С учетом многонациональной клиентуры, надписи выполнены на нескольких языках.

Естественно, идет торговля не только фермерскими продуктами. Есть много всего. Чуть в стороне от продуктов — море одежды, обуви, сувениров, украшений — рынок в полном расцвете. И тут легко можно купить то, что не будешь искать по магазинам, часто по очень сносной цене.

Иногда натыкаешься на что-то совсем непривычное. В Испании большое количество полей для гольфа, и порой их видишь прямо из машины. И вот вам снаряжение для игры:

Тут и художник, который одновременно с торговлей рисует новые шедевры.

На протяжении нескольких часов этот людской водоворот активно что-то смотрит, покупает и продает. Многие, завершив покупки, устраиваются за столиком кафе, чтобы восстановить утраченные в нелегком процессе силы чашкой кофе с выпечкой или пивом с тапас, чтобы потом можно было добраться до дома.

Популярна машина, в которой жарятся куры — по твоему заказу готовую птицу аккуратно разделают и либо упакуют в контейнер на вынос, либо подадут на тарелке прямо на месте.

Время работы таких рынков строго регламентировано. В районе двух часов дня торговля начинает сворачиваться, продавцы загружают оборудование и оставшиеся товары в машины и разъезжаются. К трем часам не остается и следа от бурной деятельности.

Мы закупили все продукты, которые хотели, набрали всяких сувениров и прочей всячины, закинули покупки в машину и пошли прогуляться по Вильярикосу. Быстро вышли на очень красивую, многоуровневую набережную, и пошли вдоль нее.

Ночью прошел дождь, утро было очень пасмурным, но достаточно быстро погода налаживалась, облака развеивались. Через какое-то время оглянулись — позади были видны палатки на рынке, кто-то шел оттуда с покупками, а кто-то уже выползал на пляж.

А вскоре уже и полезли в воду купаться.

В Вильярикосе две гавани для рыбацких и спортивных судов.

Из исторической застройки в Вильярикосе — мы нашли только дозорную башню и церковь 18 века. Большинство остальных домов достаточно современные или хорошо перестроенные. Тем не менее, очень интересно сравнить характер домов в этой деревне с домами в других расположенных рядом городах.

В Мохакаре дома в основном построены как в арабских городах: проходя по улицам, ты видишь практически только каменные стены, за которыми может быть и собственно дом, и внутренний дворик. При этом — практически все стены привычного для знойного юга Испании белого цвета. В Гарруче — в общем-то обычные городские дома разных цветов. А в Вильярикосе большинство разноцветных домов имеют большую террасу, выходящую на улицу, часто в том же уровне, в первом этаже, и такого же размера балконы в других этажах. И часто хозяева дома, находясь на таких террасах, фактически одновременно находятся и на городской улице.

Конечно, есть и другие дома — но тенденция очень заметная.

Вообще, довольно часто замечал в городах куски земли после сноса старых строений, на которых еще не началось новое строительство. В большинстве случаев они либо просто огорожены, либо используются как бесплатная стоянка для автомобилей. Насколько я знаю, в последнем случае хозяева участка получают налоговые вычеты.

Испанцы любят украшать свои дома растениями, располагая их на всех доступных местах. Сценка из жизни:

Мы воспользовались улучшением погоды и уехали купаться. Там я не удержался и сфотографировал такую группу с собакой. Почему-то сразу возникало ощущение, что это пара с хорошим стажем совместной жизни, умеющая быть рядом, при этом спокойно занимаясь каждый своим любимым делом.

В Вильярикос вернулись спустя несколько дней, когда светило солнце и рынок не мешал рассмотреть то, что мы упустили в первый раз. Оставили машину на площади, где в воскресенье было не протолкнуться. Полная тишина, ни одного человека. Какую-то жизнь обнаружили только на набережной.

Очевидно, что в конце прошлого — начале этого веков в Вильярикосе строилось много домов. При этом удалось сохранить общий стиль — все новые дома в пределах трех этажей. Есть достаточно интересные, при этом вписывающиеся в общие традиции.

Как и многие другие прибрежные города и деревни, Вильярикос вытянут вдоль моря — в этой части его весь можно пересечь за пару минут неторопливым шагом:

На этот дом мы обратили внимание еще раньше, но не могли достаточно хорошо рассмотреть.

А это — местная гостиница:

Церковь постройки 1772 года:

И напоследок — еще один из домов, крайних на своей улице: