Турист Анна Рубченкова (annarubchenkova)
Анна Рубченкова
была 12 декабря 2022 11:33

Листвянка — Россия Сентябрь 2015

Проехав пол-России на поезде и изучив Кругобайкальскую железную дорогу, мы добрались до Листвянки. Многие говорят, что увидеть Листвянку не значит увидеть Байкал: даже в напутствии от арендодателя в Иркутске было написано, что Листвянка — это всего лишь поселок на берегу озера. Однако можно сказать и наоборот: чтобы увидеть Байкал, нужно посетить и Листвянку.

Через всю Россию на Байкал (Часть 3) - Листвянка

Листвянка — еще одна ключевая точка на берегу Байкала. Из Иркутска до нее идет прямая дорога с маршрутами общественного транспорта, летом из Иркутска можно добраться на «Ракете», пешком или по воде — до поселка Большие Коты и дальше в Большое Голоустное, а еще есть паром от Порта Байкал и экскурсии от разных агентств на другой берег озера.

Листвянка — поселок протяженный, километров на пять она раскинулась вдоль берега Байкала. А главные достопримечательности находятся ровно на двух концах поселения. Причем по кромке озера идет автомобильная дорога, так что селиться лучше в одной из многочисленных падей, которые уходят вглубь — там и потише, и народу меньше.

Когда мы вечером ехали на неожиданном пароме из Порта Байкал и в это же время с помощью смартфона искали приличную гостиницу по человеческим ценам в Листвянке, этого мы еще не знали. Однако нам попался вполне хороший вариант ровно посередине поселка — в Крестовской пади.

Через всю Россию на Байкал (Часть 3) - Листвянка

Неподалеку от нашей гостиницы оказался большой туристический комплекс с рестораном. Во-первых, мы были крайне голодны, а во-вторых, хотелось сразу отведать омуля, про которого все знакомые говорили с придыханием. Сразу скажу, что ресторан был очень хорош, но ни сагудай (очень слабосоленая рыба), ни рыбная котлета из омуля, ни омуль в сухарях нас не впечатлили — рыба как рыба. По-настоящему вкусным оказался только омуль горячего копчения; несколько отстает от него холодный омуль. Но поесть их можно в Листвянке почти на каждом шагу — чуть ли не у каждого дома стоят коптильни.

Если продолжать гастрономический раздел, то кедровая сера, которую предлагают жевать, как жвачку, — лакомство очень на любителя. Кедровые орехи в Листвянке продают непомерно дорого, да и травы на рынке тоже не очень дешевые — особенно если впоследствии вы вдруг планируете заехать в горы. Позы нам понравились: хотя они и похожи на большие пельмени, но в них оказалось много вкуснейшего бульона. А больше почти ничего из местной кухни и не предлагают, только в самом Иркутске мы случайно наткнулись на полуподвальное кафе, в котором нас накормили цуйваном (кусочки обжаренного мяса с овощами и лапшой) и местными лепешками с мясом. На Ольхоне в единственно работающей позной нам также удалось отведать бухлер, который оказался наваристым бульоном с большими кусками баранины.

А на следующее утро Байкал сильно посерел, противоположный берег скрылся в дымке и зарядил мелкий холодный дождик, который с переменным успехом шел весь день. Сейчас мне кажется, что это было только к лучшему: в дожде, который стирает все краски, есть своя красота и атмосферность. Но в тот день, конечно, мы думали иначе.

Через всю Россию на Байкал (Часть 3) - Листвянка

Сперва мы направились в центр поселка: из интересного там два рынка — основной и маленький у нерпинария, причал с многочисленными корабликами и катерками и, собственно, нерпинарий. В нерпинарий стоит идти даже самым черствым нелюбителям животных: нерпы настолько интерактивны и экспрессивны, что превращают всех зрителей в какое-то «мимимишное» сообщество. Насколько я равнодушна к животным, но при виде этих байкальских тюленей у меня навернулись слезы умиления.

К тому же, нерпинарий в Листвянке очень интересно сделан: посередине небольшой бассейн, в котором, собственно, и проходит представление, а вокруг него стоят зрители. То есть нерпы находятся на расстоянии вытянутой руки, у зрителей полный контакт с животными, видно даже перемену выражения на мордочках у нерп. Снимать там, к слову, можно только за плату, и то только регламентированное количество кадров можно сделать.

Администрация нерпинария утверждает, что никаких насильственных методов дрессировки не применяется, да и в интернете мы ничего преступного на них не нашли. Говорят, что с нерпами действует исключительно метод пряника — тем более, что едят они действительно много. Кроме того, нерп специально для нерпинария никто не отлавливает: вроде как детеныши — бельки — выходят зимой на лед, а потом теряют свою полынью, и если их отпустить в одиночестве в воду, то они не выживают без матери. А найти самку нерпы, которая приняла бы чужого белька как своего достаточно сложно: нерпы пугливы. И поэтому рыбаки относят найденышей в нерпинарий.

Через всю Россию на Байкал (Часть 3) - Листвянка

Помимо знакомства с нерпами в этой части поселка стоит зайти на рынок, поглазеть на корабли и отведать омуля горячего копчения прямо на берегу Байкала. Совсем у воды стоят деревянные беседки, за пользование которыми летом собирают по 100 рублей — неясно, насколько легально, — но к нам никто за деньгами не подходил, так что удовольствие от обеда вкусной рыбой под шум легендарного озера мы получили без переплаты.

Окрепнув после обеда, мы двинулись в другую часть поселка, в которой расположен Байкальский музей и подъем на камень Черского. К слову, именем Черского здесь многое названо, и меня не может не радовать, что у этого выдающегося человека были белорусские корни. Так вот камень Черского — это название горной вершины в Листвянке, с которой открывается хороший вид на исток Ангары и, возможно, на противоположный берег. Однако нам и-за погоды пришлось довольствоваться только этим берегом.

Через всю Россию на Байкал (Часть 3) - Листвянка

Дорога на камень Черского начинается сразу за Байкальским музеем, идти в гору не очень трудно.

А затем можно сократить путь на канатно-кресельной дороге.

Через всю Россию на Байкал (Часть 3) - Листвянка

На обратном пути нужно обязательно зайти в Байкальский музей. На удивление он оказался очень интересным и разнообразным. Здесь и история образования Байкала, и история его изучения, и местная флора и фауна — как на экспонатах, там и живьем, в аквариумах, — и погружение на виртуальном батискафе на самое дно озера, и мелкие местные рачки да червячки под микроскопом, и сравнительная выставка фотографий Байкала сейчас и до строительства плотины на Ангаре, а главное — нерпы! В музее в аквариуме живут две обаятельнейшие нерпы, у которых мы застряли, наверно, чуть ли не на час. Несмотря на толстое стекло, они полностью взаимодействуют с людьми, играют и как будто намеренно пытаются вызвать у нас эмоции.

Из музея мы выходили одними из последних, уже стемнело, а дождь не переставал моросить. Поймав такси, мы захватили горячей рыбки на ужин и решили остаться в гостинице, тем более что на завтрашний день у нас был запланирован переезд до Ольхона через Иркутск.

Получается, что Листвянка нас покорила своими нерпами, кораблями и горячим омулем, который здесь можно легко найти даже не в сезон.