Турист Yurij Varezhkin (YurijTravel)
Yurij Varezhkin — был сегодня 0:43
Куда на 2020? Сидеть на печи. Правда, жаль, что ее у меня нет...

Аруша — Танзания Декабрь 2006

Вот, наконец, и начинается наше трехнедельное путешествие по маршруту Найроби — водопады Виктория. Позади прилет, двухдневное знакомство с Найроби и розыск нашего пропавшего багажа.

Багаж нашелся, с Найроби познакомились — можно и начинать реальное путешествие!

Выехав из кемпинга в Найроби около 9 утра, к полудню прибыли в городок Наманга что на границе с Танзанией. Танзания довольно большая страна площадью около 945 тыс. кв. км. На севере она граничит с Кенией и Угандой, на юге — с Мозамбиком, Малави и Замбией, а на западе — с Конго, Заиром, Бурунди и Руандой.

Кроме материковой части (бывшей Танганьики), в состав страны входят еще и острова Мафия, Пемба, Занзибар и др. Базар-вокзал на таможне и границе, и едем дальше.

Кемпинг в г. Аруша, Танзания — 25.12.2006

Проехав границу, дорога пошла через многочисленные поселки, похожие на кенийские. В каждом из них были большие фруктовые базары, на которых в большом количестве и недорого продавались ананасы, апельсины, бананы и еще много чего.

К концу дня, намотав почти 280 км, приехали в г. Аруша и расположились в кемпинге Masai Camp of Tanzania. Это довольно большой и популярный для Оверланд траков кэмпинг, находящий прямо в центре города.

Центральная часть города Аруша

Прошел дождик и было прохладно. Но пришлось ставить палатки — свободных комнат не оказалось. В кемпинге есть кафе, бар, Интернет. Душ с горячей водой и туалеты стоят в сторонке. Для палаток — две большие полянки среди высоких магнолий. Кемпинг огорожен и является закрытой для местных жителей зоной.

В кемпинге есть даже Интернет - давали поработать каждому понемногу.

Аруша — очень пестрый город и жизнь здесь бьет ключом. В нем есть все, что может предложить путешественнику большой город. Видели много интересных сувениров: статуэтки маконде, диковинные украшения, предметы быта и маски различных племен. Но — у нас начало пути и покупать сувениры, не разобрвшись, что и к чему — пока не стали.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

В 70-х гг Аруша являлась столицей ныне почившего в бозе Восточно-Африканского содружества, объединявшего Уганду, Кению и Танзанию. Город расположен в центре туристических достопримечательностей севера Танзании: Килиманджаро, Национальный парк Маньяра, охранная зона Нгоронгоро, Национальный парк Серенгети и охотничьи заказники. Из Аруши также летают воздушные такси к озерам Виктория и Танганьика.

Вечером в кемпинге было шумно — сегодня Рождество! Помимо туристов в его бар постоянно заходили и местная молодежь, хотя в обычные дни это не разрешалось. Так что нам пришлось выставить дежурного у палаток.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Отсюда завтра утром выезжаем в заповедники Серенгети и Нгоронгоро.

Карта маршрута Аруша - Нгоронгоро - Серенгети

Серенгети — 26—27 декабря

К 9 утра после завтрака в кафе к нам подъехали три больших джипа Тойота. Разбившись на группы по 5 человек, загрузили рюкзаки с самыми необходимыми вещами на три дня и двинулись в путь в заповедники Серенгети и Нгоронгоро. Это около 300 километров от Аруши. Наш трак вместе с Джастином останется в кемпинге и будет ждать нас три дня, пока мы будем путешествовать в эти заповедники.

Перед отъездом из кемпинга в Аруше

В нашей машине — веселый и симпатичный водитель-гид по имени Носоро и от него зависит очень многое. Он должен знать животных, места их обитания и знать, в каких местах лучше остановиться, чтобы сделать интересные фотографии. По дороге встречается много обезьян-бабуинов. Сидят около дороги целыми стаями и ждут подачек от туристов.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Некоторые сидят даже с протянутыми руками. На стоянках нужно обязательно закрывать двери и окна джипов — они могут мгновенно украсть все, что лежит в кабине. Стали встречаться первые жирафы — видны только головы среди высоких кустов и акаций.

В последнем перед заповедниками поселке остановились на небольшой ланч. У машин остаются водители, а мы, разминая ноги пошли посмотреть на житье-бытье этого местечка. Оно ничем не отличалось от уже пройденных пригородных поселков Найроби и Аруши. Маленькие магазинчики, кафешки, картинные галереи и ряды сувенирных поделок.

Постепенно деревень становится меньше и на дороге стали попадаться интересные фигуры, обмотанные красными тканями. Это масаи — коренные жители этих мест, живущие еще по законам предков.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Кругом красная земля, зеленые холмы и редкая растительность в виде больших зонтичных акаций. После полудня признаки жилья исчезли совсем — мы въехали в охранную зону национальных парков Нгоронгоро и Серенгети. Она раскинулась на территории почти 23 тыс кв. км. Асфальт закончился и дорога пошла вверх. К верхней части кромки кратера Нгоронгоро.

Через час машины остановились на краю обрыва. Под нами кратер Нгоронгоро. Здесь высота около 2300 метров над уровнем моря и не жарко. Крутые склоны обрываются почти отвесно вниз, образуя гигантскую чашу глубиной до 600 метров и диаметром около 20 километров. Это бывшее жерло потухшего вулкана.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

В нем свой растительный и животный мир, сформировавшийся здесь тысячелетия назад. Таких образований здесь больше сотни. И Нгоронгоро — самый большой, самый известный и посещаемый из них. Короткая остановка, коллективное фото на фоне кратера и мы движемся дальше — в Серенгети. До середины парка, где расположились, в основном, все кемпинги и отели, еще ехать километров 90.

В кратер Нгоронгоро мы заедем после Серенгети. А пока дорога шла вниз, наш водитель Носоро рассказал о правилах поведения в этих заповедниках. Во время сафари нельзя подъезжать слишком близко к животным и мешать им охотиться. Не рекомендуется съезжать с дороги и выходить из машины без его разрешения. Это можно делать только в специально отведенных местах. Также строжайше запрещено кормить животных — любая попытка подобного рода карается огромным штрафом, также как и выброс мусора на территории парка. Запрещается и выход за пределы мест проживания без сопровождения охраны.

Следует также тщательно следить за состоянием противомоскитных сеток в палатках во всех местах проживания. Сейчас влажный сезон и есть комары. Опасаясь малярийных комаров, мы набрали кучу репеллентов и принимали антималярийный препарат Лариам. Забегая вперед, скажу, что комаров мы не встретили и Лариам бросили пить на полдороге.

Оставив позади горный массив Нгоронгоро, машины спустились в большую и широкую долину.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Слева, несмотря на дымку, были видны высокие склоны и зеленые холмы, а справа — бескрайняя саванна, которую Масаи назвали словом на своем языке Мао — «Серенгети» — «Бескрайняя равнина».

Сегодня Серенгети — один из старейших природных парков Африки и один из самых известных в мире. Великолепны пейзажи парка, его огромные равнины и холмы и очень разнообразна его фауна.

Вот и сейчас мы увидели и слева, и справа большую популяцию жирафов и зебр. Их сотни.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Серенгети славится своим феноменом миграции животных. Это как большие часы — когда их стрелки вверху (ноябрь — апрель), Серенгети переполнен пришедшими сюда из северной Масай Мары на свежую и зеленую траву, которая распустилась здесь в этот влажный сезон. И, действительно — сейчас кругом все зеленое! А когда — стрелки внизу (май — октябрь) — здесь пусто!

Я был в этих местах в августе 2011 года перед восхождением на Килиманджаро — и была совершенно противоположная картина — желтая и обглоданная трава, и практически нигде не было видно животных. Все они были на севере — в кенийской Масай Маре.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Ежегодно во время великой миграции по гигантскому кругу диаметром около 200 км, перемещаются около 2-х миллионов антилоп гну, 200 тысяч зебр, 500 тысяч газелей Томпсона и других травоядных, которых неотступно сопровождают хищники: львы, леопарды, гепарды гиеноподобные собаки и стервятники — гиены, грифы, шакалы, марабу. Это грандиозное зрелище, которое стоит увидеть!

Схватка бегемота с крокодилом из-за антилопы. Из интернета

Думаю, многие видели эти кадры по различным программам ТВ. Снять такое — задача нелегкая. Нужно иметь и много времени, и много средств — и денежных, и технических. И для простого туриста, у которого по плану только 2–3 дня на посещение двух парков, увидеть такие картины невозможно.

Зато можно увидеть менее сложные — как стервятники терзают остатки добычи, оставшейся от более крупных хищников — львов, леопардов, гиен.

Шакал
Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Побывав тут однажды, этих мест уже нельзя забыть никогда — равнины, вулканы на горизонте, изумительная фауна и, конечно, гордый и самобытный народ масаи, живущий в этих местах. К ним мы заедем завтра. Но в самом заповеднике Серенгети они не живут — их всех выселили с этой равнины.

Кругом, куда ни кинь взгляд — равнина. Наверно, если взглянуть с высоты, то три наших джипа, словно маленькие букашки ползут посреди этого громадного и бесконечного пространства. И только где-то очень далеко на горизонте синеет полоска гор.

Стали появляться в большом количестве антилопы гну. Они очень похожи на быков — только большая грива на шее. И вот их уже десятки тысяч. Куда ни кинь взгляд — кругом — до горизонта — стада антилоп. Мы останавливаемся, когда стадо перебегает дорогу — повезло — можно снять очень динамичные и интересные кадры.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Мы уже едем километров 100 по заповеднику Серенгети. А до границы с Кенией, где начнется Масай Мара, еще километров 150.

Пейзаж равнины оживляется — появляются отдельные каменные гряды — их здесь называют Lion copies — на этих камнях живут львы. И вот недалеко от дороги мы увидели первое стадо слонов, а за ним второе, третье. Проезжаем совсем близко от них. Они никак не реагируют на нас. Первое правило — соблюдать тишину и не издавать резких звуков.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Солнце медленно опускается за горизонт.

Рассветы и закаты в Африке — это завораживающая картина, для которой не жалко потерять время на сон. Особенно красив закат в саванне. Прошло уже много времени, но трудно забыть закат этого дня — почти темное пространство до горизонта, над ним еще яркая полоса, солнце, заходящее за горизонт, и на фоне этой яркой полосы видны бредущие на ночлег слоны.

Незабываемое зрелище…

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Уже почти в темноте прибыли в наш кемпинг неподалеку от речки Ngare Nanyuki в районе Seronera. Собственно, даже не кемпинг, а полянку, на которой были только несколько соломенных грибков, под которыми можно посидеть в жару и один сарайчик с решетками — там водители готовили для нас еду и сами спали. Никакого намека на забор. Туалет простой — как в деревенской российской глубинке — типа «В глазах тоска — на шее доска» (если провалишься). Душа не было. Да и вечером уже холодно — не до душа.

Мы расставили палатки и окружили их джипами. Кроме нас, была еще группа туристов-англичан и тоже на трех машинах. На дереве грозное объявление — ни шагу с этой полянки — кругом дикие животные.

И это мы почувствовали ночью. Около полуночи раздался призывный вой самок и рев львов, какие-то приближающиеся шаги и топот бегущих зверей. Так продолжалось около двух часов. Думаю, многие помнят эту ночь и сейчас. Особенно напугал в полночь Женя, когда после очередной львиной переклички, вдруг заорал не своим голосом — оказывается у них подкосилась стойка и их палатка завалилась. А они-то подумали, что на них прыгнул лев!

Еще с вечера всех предупредили, чтобы не брали в палатку никаких продуктов. Но каждый, наверно, подумал про себя — А разве мы сами не «продукты» для хищников?

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Утром — подъем в 5 утра, легкий завтрак и выезд в саванну — наблюдать за животными. Прохладно — около 10 градусов тепла — мы ведь на высокогорном плато на высоте около 1800 м.

Заглянули на парочку каменных гряд — Lion Copies, на которых обычно располагаются на отдых львы. Увы, ничего не удалось увидеть. Видимо, погода не располагала к их пустому времяпрепровождению на холодных и мокрых скалах. Однако наш водитель, связавшись с кем-то по рации, сообщил, что сейчас увидим льва и поехал. Покрутив немного по грунтовкам, мы увидели несколько машин, возле которых разгуливал хороший черногривый лев.

На таких каменных грядах (Lion Copy) любят проводить свой досуг львиные прайды
Львы совершенно на боятся машин и спокойно ходят между ними

Проездив до полудня, удалось увидеть все многообразие животного и пернатого мира Серенгети. Наездили километров 50.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети
Импала. Во время миграций, впереди стада идёт, как правило, старая опытная самка, а вожак замыкает группу, следя за тем, чтоб стадо не разбрелось. Если какое-то животное отбивается от группы, то самец его возвращает.

Моя первая Африка. Впечатления от Серенгети

Как страусы, не умея летать, спасаются от многочисленных хищников - неведомо. Но они нам попадались. А сколько яиц они высиживают? В это трудно поверить, но как-то я видел гнездо в Масай Маре и их там было больше двух десятков!

После полудня возвратились в наш лагерь, пообедали, быстро собрались и двинулись в сторону кратера Нгоронгоро.

Там, на высоте около 2300 мы остановимся в кемпинге Симба. Думаю, ночевать там будет еще холоднее. Ну, а по дороге заедем к масаям - представителям интересной народности - пастухам и воинам.

------------

Документальный фильм автора — «Африка. Далекая и Близкая» — 1,32' (6'18" - 19'20")

Фотографии автора и участников экспедиции — Дарьи Веретенко, Анны Старинской, Марии Тимощук, Валерия Кура, Петра Лыпко и др.