Турист Алексей Фокин (Alexeyal)
Алексей Фокин — был 9 марта 20:49
Границы? Никогда не видел их, но слышал, что они существуют в умах большинства людей (С)

Рига — Латвия Сентябрь 2015

Вместо пролога

В Ригу мы добирались из Таллина на очень комфортабельном автобусе simple express. По времени дорога занимает около 5 часов, но за прослушиванием музыки, просмотром фильмов и конечно проплывающих за окном городских и сельских пейзажей, время пролетает незаметно. Лично мне приходилось бывать в Риге. Свободного времени тогда было совсем немного, около 3–4 часов и все выводы о городе, что были сделаны тогда, скорее всего, поверхностные. Теперь выпала возможность провести здесь почти 2 дня, познакомиться как с исторической, старой частью Риги, так и побродить по дорогам, куда не так часто заглядывает турист. Это удалось, во многом благодаря тому, что мы сняли отель в несколько отдаленном от центра и не самом благополучном районе. Сейчас все кажется вполне логичным и вызывает только ироническую улыбку. Но тогда мы и представить себе не могли, что 4 трамвайные остановки разделяют благополучный и благоухающий ароматами кофе и свежей выпечки Центр и трущобы, которые своей колоритностью почти не уступают трущобам Бразилии, так называемым «фавелам» или скажем американскому Гетто, где-нибудь в Гарлеме или Бруклине. Все это подтолкнуло разорвать рассказ о Риге напополам.

Сторона 1 (Рига «светлая», старый город и его окрестности)

Две стороны одной Риги

Буквально за пару месяцев до поездки на глаза попалось интервью Мэра Риги Нила Ушакова о планах по увеличению тур потока российских туристов, о рок — фестивали Кубана, который «выдворили из Краснодарского края» и который приняла у себя Рига и многих других хлопотах.

Две стороны одной Риги

Действительно, стоит отметить, что Власти вкладываются в город, если быть точнее в его центральную, историческую часть. Невооруженным глазом видно, как тут и там идут строительные работы и мероприятия по реконструкции того или иного культурно — архитектурного объекта. Все-таки, именно Рига — главная визитная карточка Латвии.

Две стороны одной Риги

На улицах действительно чисто, ну практически чисто. Сотни отелей любезно открывают свои двери для туристов, причем за вполне умеренные суммы. Парковые зоны поддерживаются в чистоте, хотя местами плитка и брусчатка в ужасном состоянии, а мусор из урн гоняет под ногами ветер.

В целом же город хорош собой, архитектура — блистательна, в недорогих кафе и более солидных заведениях можно очень вкусно покушать, покататься на речном кораблике, сходить в театр, оперу, музей, в общем, чем занять себя Вы обязательно найдете.

Две стороны одной Риги

И напоследок, к вопросу безопасности и отношения к российским туристам, которые так тревожат многие светлые головы. За два раза, что довелось побывать в Риге не возникло даже намека на какую-то дискриминацию или что-то подобное. Если вы Турист, да еще к тому же и ведёте себя как подобает порядочному гостю, то и отношение к Вам будет соответствующее.

Две стороны одной Риги

Сторона 2 (Рига «темная», Маскачка и её маргинальный флёр)

Две стороны одной Риги

Еще при прочтении отзывов об отеле, в котором мы остановились и о месте, попадалась информация о том, что это не совсем благополучный район. Но до более подробной информации мы не докопались, а сказать честно, просто поленились. Стоимость была смешная, вот и решили сэкономить.

Две стороны одной Риги

Автобусный вокзал находится как раз напротив знаменитого Рижского рынка. И мы сразу с дороги окунулись, так сказать, в эту стихию. Проходя через рынок было ощущение, что мы на самом деле вернулись обратно в Волгоград. Есть у Нас и свои бойкие торговые точки, с точно такими же яркими персонажами. Но продуктовый рынок это цветочки, сразу за ним начинается вещевой или барахолка, такая точно есть в любом городе. И там, друзья мои, собран самый СОК. Этот вещевой рынок не иначе как квинтэссенция всего самого лучшего и колоритного что есть в Риге. Орущие мат-перемат продавцы с красными, наливными, как яблоки «память Мичурина», лицами, снующие с тележками бомжи, стреляющие сигареточку, распивающая за столиком у кафе «kafenica» компания, а над всем этим легкий аромат спирта и отличная подборка из песен Алегровой, Новикова и т. д. и т. п. Да, время не властно над этими землями. Я видел много пролетарских районов и наш Город входит в первую тройку самых социально-неблагополучных, но такого сосредоточения сил зла в одном месте я не видел.

Две стороны одной Риги

Честно сказать, мы забыли вообще зачем, куда приехали, куда идем, просто шли, позабыв что есть фотоаппарат. Сейчас жалею, что не снимал все это, я думаю, можно было бы раскопать много интересного материала, но не когда ты с девушкой. В таких местах может произойти все что угодно. Нам встретилась по дороге «поехавшая алкоголичка в домашнем халате», которую успокаивали сотрудники правопорядка, на трамвайной остановкой встретили «четкого пацана», явно «под кайфом» со сломанным носом, сломанной жизнью и редкими зубами, который сбивал с прохожих мелочь.

Две стороны одной Риги

А вот сами улочки с покосившимися и неухоженными деревянными домиками, панельные трёхэтажки, разрисованные уличным граффити смотрятся вполне любопытно. Есть определенный шарм в этом запустении и безнадеге. Как мы узнали позже, этот район исторически заселяли русские купцы, так же здесь было много староверов, но с тех пор много воды утекло и многое поменялось.

Две стороны одной Риги

Повторюсь, было бы больше времени и были бы мы на личном транспорте и в этом захолустье, куда точно не доходят и наверное не дойдут денежные дотации и вливания властей, можно найти много интересных и специфических сюжетов. Здесь остановилось время на конце 90-х, начале 2000-х и вряд ли уже сдвинется. Тут продают сотовые телефоны на хитром рынке, не айфоны-айпады, а мобильники, каких уже не найдешь у нас, здесь по-прежнему цифровая музыка не вытеснила диски, а диски не вытеснили кассеты и в переходах продают аудиокассеты, все что мы слышали здесь, было из репертуара звезд девяностых, мода тоже не заглянула сюда. У «четкой» и «ровной» молодежи котируются черные спортивные костюмы «адидас» с черными кроссовками, кто постарше носят их же с туфлями. Что творилось в отеле ночью, я не буду комментировать, этого следовало ожидать и выбрали мы его сами.

Для меня стало очевидным, что у Риги есть 2 абсолютно разных лица. Первое — парадное, Европейское, ее гордость — Старый Город. И второе — чумазое, с перегаром, несуразное и к сожалению, русское — это Маскачка и ее районы, которое спрятано от туристов, которого стесняются и стараются не замечать.

Но закончить рассказ хотелось бы позитивно. Даже в этом районе, безусловно неблагополучном, никакой агрессии никто не проявлял. Тут наши соотечественники, кому повезло чуть меньше других в силу тех или иных обстоятельств. Такая Рига меня удивила, поразила, но не испугала и не вызвала отвращение, скорее легкое чувство ностальгии с горечью досады.

Две стороны одной Риги

Вместо эпилога (выдержка из интервью с Нилом Ушаковым)

Зачем россиянам, которые уже были в Риге, сюда возвращаться, и зачем россиянам, никогда не бывавшим в столице Латвии, сюда ехать?

Мы предлагаем российским гражданам идеальную комбинацию качества и цены. Очень доступные цены. Рестораны, гостиницы и развлечения по качеству такие же как в значительной части западноевропейских стран и в разы дешевле, чем в той же Москве (особенно рестораны). К нам легко добираться. Плюс ко всему, вас везде поймут и смогут ответить по-русски. Наконец, у нас всегда есть, чем заняться: вы можете сходить в Театр русской драмы, где сейчас работает Геннадий Хазанов, или посетить зимние торжества, когда весь город украшен рождественскими елками. Выбор широкий. Мы начинаем праздновать Рождество с католиками и лютеранами и завершаем вместе с православными. Ну и главное, у нас очень красивый и древний город. ©

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры