Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 20:47

ЖАШКОВ — Украина Июль 2015

Есть ли где-то в равнинной Украине горные ущелья? Да, они часто встречаются вдоль многих украинских рек. И не только в Карпатах. И, чтобы побывать в одном из них, мы едем в Буки — поселок городского типа в Черкасской области. Это от Киева в 185 км — пара часов на машине в сторону Одессы.

Каньон Буки в Украине

Свернув с трассы у города Жашков и проехав живописные и обработанные поля, вскоре мы попадаем в поселок Буки. Историками он был отмечен еще в 1515 году. А после того как в Буках в XVI веке построили замок, этот край стали называть Букским грунтом.

На левом склоне каньона раскинулся поселок Буки. На правом домов нет и можно расставлять палатки
Место для палаток у реки
Дома украинских крестьян всегда побелены и окружены цветами

Поселок небольшой и знаменитым в туристическом плане его сделала небольшая речка Горный Тикич, которая за миллионы лет, размыв граниты аж протерозойской эры, и образовала каньон.

Начало каньона

Стены его крутые и во многих местах опускаются в воду почти вертикально.

Каньон Буки в Украине

Въехав в село, мы видим большие гранитные плиты, далее следуют пороги, а потом начинается непроходимый с отвесными стенами каньон. И это необычно — кругом равнинная местность, а посреди нее — обрыв скал, высотой до 20–25 метров.

Каньон Буки в Украине

Внизу по берегу реки троп нет и пройти вдоль всего каньона можно только поверху. Длина самой интересной части каньона не более километра, поэтому спешить с прогулкой не стоит.

Сначала стоит пройтись по его верхней кромке, а затем уже спуститься вниз к руслу реки и попытаться пройти там.

В начале каньона находится старая мельница XIX века — каменное здание, построенное «на века». По сохранившимся стенам мы можем сейчас только представлять себе как она выглядела и работала раньше, так как после революции мельница пришла в упадок из-за репрессий и раскулачивания ее хозяина.

Когда-то справа была большая водяная мельница

Каньон привлекает не только любителей посозерцать, но и настоящих туристов, увлекающихся горами. Сюда приезжают горные туристы и альпинисты для совершенствования своей техники по скалолазанию и переправам через реку.

Посмотрев на их тренинг, сразу вспомнились былые походы по горам Кавказа и даже слово «дюльфер», означающее скоростной спуск по верёвке на крутых и отвесных стенах. Помнится, на спуске с одного из перевалов категории 3Б в районе Ушбы, один наш товарищ, оставшийся наверху, вдруг сдрейфил и побоялся спускаться последним.

Каньон Буки в Украине
Самое главное в горном туризме и альпинизме - надежная страховка и верные друзья!

И нужно было кому-то из нас снова подняться 40 метров по вертикали к нему наверх и спустить сначала его, а потом и самому, умело выдернув потом веревку. На это ушло лишних два часа и в итоге наша группа была вынуждена ночевать прямо на ледовой стенке, привязавшись к забитым в скалы крючьям.

В районе каньона Буки очень красиво — cвежий воздух, живописная и прекрасная природа, да еще и такие интересные геологические образования.

В начале и конце каньона есть места для палаток и многие приезжают в это место на несколько дней. В реке можно ловить рыбу, купаться и даже найти очень глубокие места, в которые захочется прыгнуть со скал. Но перед этим, думаю, нужно посоветоваться с местными мальчишками.

Каньон Буки в Украине

Неподалеку от того места, где начинается каньон, есть еще одна местная достопримечательность поселка Буки — первая сельская гидроэлектростанция. И построили ее здесь еще в 1929 году по плану ГОЭРЛО. Сейчас от нее осталась только плотина, под струями которой любят купаться приезжие туристы.

Остатки плотины времен ГОЭЛРО

Зная это, становится понятным и наличие у плотины чудом сохранившегося памятника Ленину, стоящему на высоком постаменте не как обычно посреди площади у райкома или сельсовета, а у реки посреди камышей.

Каньон Буки в Украине

Сейчас, когда принято решение о декоммунизации Украины, сносе всех памятников, связанных с той коммунистической эпохой и переименовании на этническо-старые названия улиц и городов, этот позолоченный памятник эпохе ГОЭЛРО, является настоящим раритетом. Снесут ли его или оставят как напоминание об истории строительства в этом селе электростанции, покажет время.

Когда-то на реках Украины было немало таких колхозных ГЭС, однако все они пришли в упадок с развитием атомной энергетики и осуществлением централизованного энергоснабжения страны.

Покидая это гостеприимное и красивое место, мы оставляем позади Букский каньон и снова выезжаем на просторы полей, так похожих в это время на флаг Украины.

Такой цвет флага Украина, видимо, выбрала не случайно — он в это время повсюду!