Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 17:01

Русский Север. Архангельск

Архангельск — Россия Июль 2013

По прилету самолета из Соловков, где мы познакомились и с трагическими страницами истории архипелага, и с его природными достопримечательностями, в аэропорту Васково нас встретил представитель компании Помор-тур и показал сначала одну гостиницу, потом другую.

Выбрали третью — «Двину», расположенную на центральном Троицком проспекте. Видно, что это здание типичной советской постройки, но оно отремонтировано, и в нем заменено все оборудование, двери, окна и мебель. Самый дешевый номер Double стоил 3200 р. — почти Хилтон. Завтрак отдельно — 360. Есть вай-фай, который работает и в номерах.

Устроившись, пошли прогуляться и поискать что-нибудь на ужин. Напротив строящегося на этой же Троицкой уже не один год собора, нашли кафе и там неплохо поужинали. В городе не так уж и много подобных заведений. Самая распространенная их сеть — это «Блин». Она широко раскинулась и в пригородах. В них хороший и быстрый сервис и, по сравнению с ресторанами, вполне приемлемые для среднего туриста цены.

Утром пошли в Помор-тур чтобы заказать экскурсии по городу и пригородам. Увы — сегодня суббота, и фирма в субботу и воскресенье не работает. Более того — никакая турфирма по Архангельску не работала сегодня тоже! А представители турфирм, работавших в субботу в нашем отеле, только презрительно морщились — «Фи! Мы работаем только с теплым зарубежьем — Египтом или Турцией!»

Что делать? Мы впали в панику — заменив поезд Кемь — Архангельск, который бы весь завтрашний день тихонько полз с 7 утра до позднего вечера каких-то 250 км, на самолет Соловки — Архангельск, мы получили лишних полтора дня в городе к двум запланированным ранее. Местный Аэрофлот, которым мы должны были вылететь домой в Киев, уже не работал, закрывшись в 15.00. Созвонившись с центральным офисом в Москве, узнали, что за смену дат нужно заплатить 450 долларов. И это при стоимости билета в 250! Нормальный российский сервис.

Достопримечательности Архангельска

Пройдясь по пешеходной улочке Чумбарова-Лучинского, на которой власти удосужились собрать типичные деревянные дома небедных жителей 19 века, в одном из магазинчиков, продающих сувениры и рекламные проспекты, мы разговорились с работавшим там молодым человеком и он любезно согласился показать нам город после своей работы.

Архангельская улочка Чумбарова-Лучинского. Даже в полдень здесь длинные тени от солнца.

На этой улочке находятся несколько оригинальных памятников, придающих ей своеобразное лицо. Это памятники местному писателю-сказочнику Писахову, одному из героев его сказок — разудалому мужику помору и поморской женщине — хранительнице домашнего очага.

Разудалый помор на улочке Чумбарова-Лучинского
"Разудалый помор" на улочке Чумбарова-Лучинского

Дома, собранные в коллекцию этой улицы с разных улиц города, не являются типично поморскими. Они несут в себе черты западноевропеской культуры от проживавших в городе иностранцев — имеют балконы, выносные эркеры и другие элементы. Во всех этих домах никто не живет и они отданы городом под всякие общественные дела — кафе, музеи, государственные и частные организации и фирмы.

Дом с балконами и эркером

Примечателен один из домов — бывший когда-то дворянским собранием. В нем был зал, вмещавший до 400 человек. Из надписи на памятной доске на стене дома, видно, что в его стенах была провозглашена в городе советская власть. А годом раньше — власть «белых». Но об этом — уже ни слова. Сейчас перенесена и восстановлена только часть его и в доме находится небольшой музей, который тоже был закрыт в эти воскресные дни.

Часть дома бывшего дворянского собрания

В принципе, город несложный и по расположению улиц прост и разумен, так как абрис улиц был указан самим царем Петром, подучившимся перед этим в Европе. Анатолий — так звали нашего новоиспеченного гида, оказался студентом, изучающим иностранные языки. Поначалу стеснялся своего такого первого выхода на новую работу, но потом освоился и стал рассказывать о достопримечательностях города не волнуясь и более профессионально.

Памятников истории и архитектуры в городе не так уж и много. Многие из сохранившихся старинных зданий находятся на набережной Северной Двины. Здесь и монашеское подворье вместе с церковью, и чуть дальше подворье Соловецкого монастыря с большой, действующей и сейчас, гостиницей. Кстати, по бедности, можно останавливаться и там. Напротив этого подворья находится и Северный Морской музей, расположившийся прямо на берегу реки.

Наша экскурсия
Набережная Северной Двины

И сама набережная, и дорога идущая вдоль нее — пусты. Автомобильного движения здесь практически нет и по улице катается много молодежи на велосипедах и роликах. Вдоль берега, и в небольшом парке Петра Первого, высажены в основном тополя и все дороги кажутся покрытыми свежевыпавшим снегом — так много тополиного пуха на нем лежит. Такая любовь к «снежным» тополям есть почему-то у всех северных и уральских городов России.

Здесь же на высоком гранитном постаменте, немного несоизмеримом с фигурой, который спроектировали и изготовили на Соловках, стоит бронзовый памятник Петру Первому. Тут же девушки-архангелки, покуривая, потягивают пивко и, якобы в шутку, требуют за проход мзду.

Памятник Петру Первому

Набережная Двины плавно заворачивает вправо и приводит на мыс Пур Наволок — место, откуда с 1584 года по указу Ивана Грозного есть-пошел Архангельск. Здесь тоже поставлен памятный знак — монумент в виде большой морской волны из камня и малопонятной стрелой на нем, показывающей на Запад — дескать, туда и нам дорога?!

Стрелка указывает путь России - на Запад!

На берегу широкой Двины на мысе Пур Наволок находится и архангельская Копакабана — широкий песчаный пляж с несколькими волейбольными площадками. Однако, несмотря на теплый день и яркое солнце — он пуст. Наверно, вода в реке все-таки холодна.

На площади Ленина есть еще один, кроме бывшего вождя рухнувшей в одночасье страны, самый старый из памятников города, установленный еще в 1930 году — поморский мужик с лесным рогатым оленем.

Своими надписями по сторонам памятника, он напоминает гражданам города и его гостям, что «Пролетарской волей и напором край суровый и отсталый превратим в индустриальный Новый Север», а также и «По завету Ленина леса Севера должны дать до полумиллиарда валютных рублей в год в ближайшее же время».

Памятник развитию Севера

Был еще и стандартный для всех уважающих себя городов — «Нулевой километр». И здесь, увидев расстояние до какого-то места на Земле, можно принять решение — стоит ли ехать-лететь туда или нет.

Гостиный двор и выставки в краеведческом музее

Но самое знаковое и интересное место на набережной — уцелевшая Северная башня и остатки западных стен Гостиных дворов. Архангельский Гостиный двор, даже по нынешним временам, глядя на сохранившуюся его седьмую часть, был огромным сооружением. Именно здесь проживали и наши, и иностранные купцы и происходили их торги. Сегодня здесь располагается музейно-выставочный комплекс Архангельского областного краеведческого музея.

В нем хранится около 170 тысяч экспонатов, которые представлены в разнообразных коллекциях — исторической, природной, археологической, этнографической и естественно-научной. Есть также экспозиции по освоению Арктики, судостроению, древнерусскому и декоративно-прикладному искусству, нумизматики и бонистики.

У Гостиного двора на набережной Северной Двины

В 16–17 веках архангельские ворота были единственными, через которые можно было попасть в Европу морским путем. Заморским купцам нравились наши меха, древесина, всякого рода кожи, сало, мясо и забытая уже сейчас ворвань.

А они привозили фарфор, восточные пряности, персидские ковры, шелка и всякие разные технические новинки. За тысячу белок, например, в 1653 году давали 16 рублей, за сорок соболей — 100 рублей. Это были очень большие деньги тогда.

Ежегодно в город приходило от 40 до 80 английских, голландских, гамбургских, датских, французских и других иностранных кораблей. В морской заграничной торговле принимали участие более 70 русских городов. И очень популярна тогда была пословица — «Архангельский город — всему морю ворот».

На территории Гостиного двора встречались русские и иностранные купцы

Меня поразили все полярные экспедиции, которые осуществлялись из этих мест. Это были необыкновенные люди, которые осваивали тогда Север и искали морские пути на восток — до Китая и Индии! Англичане, норвежцы, голландцы, русские. Сколько было таких экспедиций, начиная с 15–16 века! И их не останавливали ни затертые льдами утлые парусные корабли, ни смертельные зимовки на необитаемых островах, ни гибель целых экспедиций.

Да и какое тогда было навигационное оборудование? Долгое время мысленные карты и устные описания были единственным способом запомнить курс вдоль побережья. До Китая не дошел никто из них, но Север, в конечном счете был освоен. Особый вклад в исследование неведомой Арктики внесли рыбаки, охотники-зверобои, торговцы. Поэтому их охотно нанимали проводниками более поздних научных экспедиций.

В музее были прекрасно сделанные компьютерные маршруты почти всех полярных экспедиций, которые состоялись в этом регионе за четыре века! Я долго и завороженно следил за каждой из них и наяву представлял и весь маршрут, и те сложности, которые встретились на пути их участников.

Потрясла одна из последних фотографий Георгия Седова, руководителя русской полярной экспедиции 1912 года, сделанная при отходе корабля. Он стоит вместе со своей женой и у нее такой вид и взгляд, словно она явственно предчувствует свое будущее, более чем пятидесятилетнее, вдовство…

Была еще там выставка норвежцев, посвященная рыбакам и охотникам. На ней были представлены хорошие экстремальные фотографии, сделанные в 20-30-х годах. Зная, какая тогда была фототехника, восхищался умением в столь сложных и холодных условиях сделать такие профессиональные фото — прыжки рыбаков со льдины на льдину, вытаскивание подстреленных моржей, переправа на санях через промоины среди льдов и некоторые другие.

Еще была экспозиция, посвященная иностранцам, которые поселились здесь на постоянное жительство и привносили вместе с собой в местную жизнь европейскую культуру производства и быта. Они образовали т.н. «Немецкую слободу», в которой компактно и проживали. Именно там появились дома с невиданными доселе балконами и эркерами. Местные жители всех жителей слободы называли «немцами», хотя среди них были и англичане, и голландцы, и норвежцы.

Но большую часть из них, действительно, составляли немцы. Многие из них настолько освоились здесь, что приняли российское гражданство, и это их всех погубило в 20-м веке как «иностранных шпионов» во время сталинских репрессий.

Апогеем обвинений против жителей Немецкой слободы стало дело норвежского консула Арнольда Виклюнда.

Фото из архива норвежского консула Виклюнда

Осенью 1937 года как минимум 63 человека были арестованы по т.н. «делу Виклюнда» и обвинены в принадлежности к «шпионской агентурной сети, организованной консулом». Большинство из них получили смертный приговор, остальные «растворились», попав в широкие сети Гулага.

А ведь все эти «немцы» привезли тогда сюда с собою культуру неизвестных в России ветряных мельниц, производства керамической и металлической посуды, удобной мебели вместо лавок вдоль стола, судостроения, строительства, обустройства домов и многого, многого другого без чего не было бы ни современного Архангельска, ни таких развитых уже тогда северных областей России.

В стоящий на набережной Северный Морской музей заходить не стоит. Ну, разве что «на минутку» — там на втором этаже работал только один маленький зальчик, посвященный строительству в СССР теплоходов.

Следующий день выдался дождливым и это помешало нашей поездке в Ломоносово и Холмогоры. Пришлось заменить ее поездкой на автобусе № 6 из одного конца Архангельска в другой. На одном конце маршрута были архангельские бетонные новостройки, не имеющие какого то своего особого лица, а на другом — знаменитый своими первыми судовыми верфями, поселок Соломбала. Но где были старые петровские верфи, нам так никто из местных прохожих и не смог объяснить.

Поселок Соломбала разнокалиберный — тут и старые деревянные дома и в приличном, и в разваливающемся состояниях, бетонки и неплохие коттеджи. Много деревянных тротуаров.

Еще день посвятили поездке в интересный этнографический музей Малые Корелы. Там в одном месте собраны образцы архитектуры и быта четырех районов Архангельской области — Каргопольско-Онежского, Мезенского, Двинского и Пинежского, то есть, почти всего русского Севера. Очень удобно.

Вечерами улицы центральной части Архангельска пусты. На них нет праздношатающейся и отдыхающей публики. Спускаясь ниже к горизонту, солнце кажется еще более ярким, так как его лучи постоянно попадают в глаза. Лучи заходящего солнца играют серебром на сохранившихся еще в некоторых местах города тротуарах из осиновых досок.

Длинные многометровые тени от всего — от редких деревьев, людей, домов и памятников. И даже ближе к полуночи верхние этажи зданий все еще были освещены слегка зашедшим за горизонт солнцем. А через пару часов они начинали сверкать снова — начинался рассвет уже нового дня.

В середине июля все еще Белые ночи.