Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 12:36

Соловецкие острова — Россия Июль 2013

Прибыв на Соловецкий архипелаг пароходом из маленького портового городишка Кемь, мы не стали терять время и сразу, в день приезда, посетили музей печально известного лагеря СЛОН (Соловецкого Лагеря Особого Назначения) и заказали в Информационном бюро Центра Гостеприимства несколько других экскурсий.

Экскурсия по озерам Малого Круга

На Большом Соловецком острове около 650 озер. Точное число их определить трудно — во время дождей, сливаясь друг с другом, количество озер становится меньше, а в сухое время — соответственно — больше. Многие из этих озер соединены между собой рукотворными каналами, сделанными еще в те давние времена монахами и приезжавшими «трудниками».

Центр Гостеприимства предлагает две озерные экскурсии — Большой и Малый круги. Мы взяли c утра вторую (300 руб) — по Малому кругу системы каналов озер (Средний Перт, Круглое Орлово, Щучье, Плотичье) и она была рассчитана на 5 часов. А Большой круг — на 9!

Поыть по озерам придется на весельных лодках. И нужно учесть, что ни моторов, ни штатных гребцов на лодках нет — поэтому надо рассчитывать только на свои силы и иметь в лодке хотя бы по одному мужчине. Потрудиться ему придется хорошо.

До места старта от Центра Гостеприимства нужно пройти пешком около 2 км. Миновали метеостанцию, причал Тамарин, филипповские садки. Затем свернув направо, вышли к озеру Средний Перт.

Все готовы к старту

Там была лодочная станция, небольшой домик и киоск с сувенирами. Нам выдали весла, спасательные жилеты и, рассевшись по лодкам, вышли в плавание. Проходя по каналам между озерами нужно было грести или отталкиваться еще одним веслом.

Нам повезло — стояла замечательная погода. Светило яркое солнце и вода казалась иссиня-синей, а не торфянисто-коричневатой, каковой была на самом деле. Берега всех озер сплошь заросли густым лесом и кустарником и, казалось, что пройти сквозь него невозможно — никаких дорог и тропинок по берегам не было видно.

Вот, наконец, дошли до конца первого озера и увидели выложенный камнями рукотворный канал шириной метра три. Он вел ко второму озеру — Круглое Орлово. За ним был второй канал, третий и, доплыв так до конца четвертого озера, мы повернули обратно.

Мы увидели, что монахи прошлых веков и их добровольные помощники — т.н. «трудники», изрядно потрудились, чтобы создать довольно совершенную систему навигации по озерам острова. Почти все они соединены между собой такими выкопанными каналами, заботливо укрепленными по обеим берегам камнями. Для чего был этот титанический труд?

Рукотворный канал между озерами

Эти каналы выполняли множество функций, но самой важной из них была транспортная — на лодке было проще добраться в глубинные районы острова и по воде легче доставлять в порт заготовленный лес. Ведь монастырь осуществлял еще и большую хозяйственную деятельность — монахи добывали и обрабатывали не только лес, но и производили кирпич, свечи, молочные продукты и выращивали скот.

Монастырь имел и свой транспорт — железную дорогу и пароходы. По каналам из дальних озер, находившихся на возвышении, всегда поступала вода в прилегающее к монастырю Святое озеро, из которого был большой расход воды на хозяйственные нужды монахов — приготовление пищи, мельницу и даже гидроэлектростанцию.

Русский Север. Основные экскурсии на Соловках

Экскурсия продолжалась с 11 до 16 часов. Пообедали в ресторане отеля Соло, расположеном чуть ниже информационного центра. Номер с удобствами здесь стоит 3200 руб. Окна одной стороны отеля выходят на монастырь, а другой — на старые покосившиеся сараи.

Экскурсия на Большой Заяцкий остров

Утро третьего дня выдалось пасмурным и чувствовалось, что дождь будет. Но мы все-таки решили не откладывать намеченную поездку на соседний Заяцкий остров. И, хотя он расположен южнее, климат там совершенно другой. На нем совершенно нет озер, болот и лесов с высокими деревьями — одни только карликовые березки, заросли недоспевшей еще черники и мягкие ковры из мха, характерные для пейзажей приполярной тундры.

От Большого Соловецкого катером идти до него всего 25 мин. Сбоку от причала из камней сделана гавань для лодок, где они могут отстаиваться в плохую погоду. Раньше на этом острове делали промежуточную остановку перед прибытием на Большой Соловецкий и здесь высаживали и оставляли всех женщин — дабы не искушали своим присутствием монахов и отшельников.

Причал на Большом Заяцком острове

Рядом с Большим Заяцким островом находится Малый Заяцкий, который по размерам немного меньше. Прямо над причалом построена небольшая деревянная церковь Андрея Первозванного. Cвое начало она берет с середины 16 века, когда монахами здесь был построен один из самых строгих скитов. Обитавшие здесь монах и его «служебник» обязаны были полностью обеспечивать себе жизнь в ежедневных трудах и молитвах. Ближе к берегу стоят два каменных дома — «палата» для проживания и «поваренное» здание, в котором готовилась пища.

Для тех, кто разбирается в церковной архитектуре, эта Андреевская церковь должна представлять интерес — она относится к редкому «смешаному типу», потому что в ее архитектуре соединены черты, свойственные и старинным шатровым церквям, и церквям с кровлей в два или четыре ската.

Церковь Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове

От церкви по острову идет тропа. Сейчас она сделана из досок и имеет довольно приличный вид. Маршрут нашей экскурсии привел к трем лабиринтам, сложенных из небольших камней. Специалисты, изучавшие эти феномены, не дали им никаких названий, а только пронумеровали. Их всего на острове тринадцать. Входить внутрь заяцких лабиринтов нельзя и они сплошь заросли черникой, столетними мхами и лишайниками. Но контуры их все-таки хорошо угадываются. А их история — сплошной «темный лес».

Большой лабиринт

Когда и для чего они сделаны? Ученые полагают что они были созданы около четырех тысяч лет тому назад угро-финскими жителями, а по другой версии — древними кельтами. Считается, что лабиринты имеют определенный сакральный смысл и что у проникших в них людей наблюдается как бы «выравнивание» функций организма — приходит в норму повышенное давление и в то же время происходит всплеск жизненных сил. Причем мужчины там начинают лучше соображать, а женщины могут излечиться от бесплодия.

На первый взгляд эти лабиринты кажутся очень сложными и запутанными. Но на самом деле все это не так уж и сложно и подчинено очень простой логике, которую изобразила на листе бумаги наша девушка-гид. Соединяя в определенной последовательности точки от первоначально нарисованного креста и точек внутри него, она на наших глазах нарисовала этот сложный лабиринт, который и был выложен на земле из камней несколько тысяч лет тому назад.

Пройдя лабиринты, видим кругом груды небольших камней, покрытых мшистой патиной. Груды как груды — таких полно на любых горных осыпях, особенно, там где прошли ледники. Но, оказывается, это тоже памятники старины, да еще и датированные первым веком до нашей эры.

Насыпями Заяцких островов (а их около 900), археологи называют искусственные кучи (груды) овальной в плане формы, сложенные из небольших валунов. Их диаметр варьирует от 1 до 4 метров, а высота от 0,3 до 1,2 метра.

При раскопках груд под некоторыми из них были обнаружены культурные остатки в виде отходов кварцевой индустрии (отщепов, сколов и заготовок орудий труда), обожженных косточек морских животных, птиц и рыб, а также мелкие угольки. Всего на Соловецком архипелаге зафиксировано более 1200 каменных насыпей предположительно разного назначения, относящихся к разным временам.

Каменные груды Большого Заяцкого острова

Еще гид обратила наше внимание на другие каменные «символические» выкладки. К ним археологи относят каменные сложения, напоминающие традиционные для Беломорья рыболовные устройства («вентирь», «ловушки», «оградки»), а также некоторые геометрические фигуры («звезда», «пирамида»). Их принадлежность к первобытным святилищам не доказана, а символика не поддается достоверной разгадке. Поэтому и названия таких выкладок условны. В общем, тут есть еще над чем работать и ученым, и особо любознательным туристам.

Погода вконец испортилась, небо сплошь заволокло тучами и даже начало немного моросить, но видимость еще сохранялась довольно далеко. Мы прошли круг около пары километров и вернулись на пристань. Не доходя до нее стоял небольшой бревенчатый домик смотрителя острова, который жил в нем. Неподалеку от него и ближе к берегу моря стоял столик с лавкой и, по-видимому, это было его любимое место для созерцания окружавшей его вечной северной красоты — низких берегов с карликовыми березками, мшистой земли, серого неба и такого же серого сегодня моря.

Русский Север. Основные экскурсии на Соловках

Такое место хорошо только для убежденных отшельников. И ведь такие люди находятся даже в наше деловое и суетное время.

Ботанический сад Соловков

Интересна экскурсия и Ботанический сад — очередное соловецкое чудо монашеской смекалки и трудолюбия. Поездку в Ботсад лучше совмещать с посещением Секирки — он совсем недалеко от этой, оставившей по себе недобрую память, горы.

В Ботаническом саду во времена СЛОНа были высажены и уже выросли громадными кедры и лиственницы. Эти деревья на главное аллее не являются эндемиками этих мест, но прекрасно здесь прижились. Так получилось, что они напоминают монументальную колоннаду в стиле сталинского ампира и являются как бы памятником ГУЛАГу. Но так вышло случайно. Деревьям уже по 90 лет и их нижние ветки засохли и обвалились.

Были там и липы с дубами. Правда, из-за местного климата они приняли какой-то кустообразный вид. Встретились даже подарки от далай-ламы в виде кустов роз. В целом, этот сад — маленький естественный оазиз на южных склонах двух небольших холмов. И именно это обстоятельство отметил первый поселенец этого места — монах-отшельник Макарий, по имени которого это место получило свое первоначальное название «Макарьевская пустынь».

Однако некоторые ученые полагают, что дело не только в защищенности этой местности от холодных ветров соседними холмами. Они уверяют, что на некоторых участках интенсивность прогрева сопоставима с интенсивностью прогрева на вулканических островах Японии и делают предположение, что Соловки — это древний палеовулкан.

Экспериментами по выращиванию экзотических растений Соловки славились еще с XIX века. Нынешние сотрудники Ботанического сада не только сохранили коллекцию растений «тех» лет, но и приумножили ее. Сейчас в ней около 800 видов. Впервые в открытом грунте зацвели розы. Лекарственными растениями в огороде может воспользоваться любой житель, если нужной травы не найдет в островной аптеке.

Свидетельства говорят, что здесь выращивали даже арбузы. Верю. В этом месте можно создать такие условия для их выращивания. Конечно, они не будут такими громадными и вкусными как астраханские или херсонские, но напомнят вкусившим его о том, что все-таки есть на Земле и более райские места.

В этом месте любило проживать в теплое время года все руководство острова от настоятелей монастыря до всех начальников первого советского концлагеря.

Соловецкие киты

Идет уже четвертый день нашей островной жизни. Завтра по прогнозу должна быть хорошая погода и мы договорились о лодочной экскурсии на Белужий мыс (1000 руб/чел). Там можно увидеть белух из семейства китообразных (Delphinapterus leucas). Это самый маленький их вид. Подойдя к причалу Хета, увидели большую резиновую лодку, на которой нам и предстояло плыть.

Управлял ею наш земляк киевлянин Андрей, который вот уже несколько лет подряд приезжает в эти края поработать на лето.

Выйдя в море, обошли несколько близлежащих островков и двинулись на север. Море было гладким и спокойным. Через полчаса вышли на траверс горы Секирная и увидели бурлящую полосу моря. Это был виден отлив уходящей воды от каменной гряды, вдававшейся глубоко в море. Бросив за ней якорь, мы остановились и стали наблюдать.

В ста метрах от нас стали появляться громадные спины белух. Ближе подойти было нельзя из соображений экологии и нашей с белухами безопасности. Сначала появлялись белые спины, а потом серые. Они кружились на одном месте, ныряли вглубь, отплывали и снова возвращались на то же самое место. Прямо какой-то хоровод.

И так каждый день и в одном и том же месте! Таких мест во всем мире всего несколько и это — одно из самых удобных для наблюдения с берега. Здесь, на мелководье, вода на пару градусов теплее чем в море и это привлекает сюда самок для родов и воспитания малышей. За белухами можно наблюдать прямо с берега и для этого учеными построена прямо на мысу 14-метровая вышка с несколькими платформами.

Белухи вот уже сотни лет приходят к этому берегу Соловецкого острова, а с 94−го года напротив них, на мысу, расположились исследователи Института океанологии. В первые годы собирались популяционные данные — ведь до этого никто толком ничего о них не знал. Только сейчас можно говорить о более-менее точных цифрах. Здесь — в южной части Белого моря — живет около тысячи белых китов, и в каждом из известных скоплений — по 60–80 взрослых самок.

Беломорский кит — белуха

Сейчас главная задача ученых — изучение поведения этих животных. И они не просто наблюдают с поверхности, но и используют для этого современную подводную аппаратуру. В конце мая, когда исчезает прибрежный лед, сюда приходят материнские стада для родов и выкармливания детенышей. В августе подходят стада самцов для нового спаривания. Все остальное время года материнские стада с детенышами первого и второго года жизни держатся отдельно от самцов и дети учатся навыкам взрослой жизни и поведению у матерей и их подруг. Прямо, матриархат какой-то белужий.

Белухи очень остро реагируют на некоторые звуки, которые хорошо проводит морская среда — издалека слышат удары весел о воду, шаги по припаю, всплеск волн о края льдин и лунок и т. д. Ученые отметили, что они издают более тридцати звуков в разной последовательности. То есть — имеют свой разговорный язык! И действительно, прислушавшись, мы различили кряканье, клацание зубами, свист, визг, щебетание, щелкание, клекот, скрежет и даже громкий «рев». Наверно, осюда и пошло — «Орет как белуха».

Взрослые особи белого цвета, а малыши — голубоватого

— Белые спины принадлежат взрослым особям, которые вырастают до 5–6 метров — объяснил Андрей.

— А темносерые (на самом деле — голубоватые) — детенышам. Самцы нагуливают свой жир где-то в стороне и к берегу в этот период не приплывают. Их свидания начнутся где-то с августа.

Мы все с детства знаем, что киты — млекопитающиеся. Но ведь привычной и всеми нами любимой титьки у китов нет. Как же малыши получают материнское молоко? Оказывается все просто — мать выпускает наружу пузырь молока. И он, обладая очень высокой жирностью, плавает, не растворяясь в морской воде. Малыш видит его и… заглатывает. Все просто, как и наш мир.

На Белужий мыс, вдающийся далеко в море, можно придти и пешком — сначала километров восемь проехать на взятом напрокат велосипеде (60 руб/час), а потом еще около шести протопать по лесной и болотистой тропе. Ну, а потом столько же обратно.

На Белом море холодно даже в середине июля

Погода была замечательной — тихой, теплой и спокойной, и два часа наблюдения за этими удивительными животными пролетели как один миг. Положительных эмоций было много.

Поездка на остров Муксалма

Сегодня, на пятый день, улетаем с острова. А не хочется. Еще многое не увидели. Не успели побывать на двух интересных островах — Анзере с его самыми дальними скитами и архипелаге Кузова с его красивыми пейзажами. Каждая из них — экскурсия целого дня. Были еще и тематические религиозные по разным скитам и церквям, коих здесь немало.

Но до отлета еще полдня и мы решили, взяв напрокат велосипеды, посетить остров Большая Муксалма. До него от нашей гостиницы около 7 км. Дорога проселочная и разного качества — то приятная и ровная, а то бугристая и иногда болотистая. В этом случае дорога сворачивала прямо в поле или лес и огибала эти участки. То справа, то слева мелькали голубые глаза озер, но, из-за лимита времени, остановились только раз у одного из них. Его берег был болотистый и кругом росло много еще не поспевшей черники и морошки. Было тепло и солнечно, и от этого ехать было даже жарко.

Через час лес стал заметно редеть и уменьшаться по высоте, а вскоре и вообще стал какой-то мал и жидок. Дул свежий ветер и чувствовалось приближение морского берега. И вот впереди, наконец, показался морской залив и дорога перешла в рукотворную каменную дамбу, соединившую оба острова — Большой Соловецкий и Большой Муксалма.

Эта дамба — интересное инженерное сооружение, возведенное еще в 19 веке. Она не просто по прямой соединяет оба острова, а сделана в виде сложной змеевидной фигуры. По-видимому, это задумано для ее большей сохранности во время длительной штормовой погоды. Длина дамбы больше одного километра и она находится в хорошем состоянии. Однако проезд по ней на остров запрещен на всех видах транспорта кроме велосипедов.

Перехав на остров по дамбе, сразу же видим иные пейзажи. Здесь уже чувствуется сильное влияние Севера — редко стоящие и низкие деревья и много валунов, поросших мхом. Углубившись на остров около километра, на большой поляне увидели два больших заброшенных двухэтажных здания.

Первое — деревянное — это Сергиево-Радонежский скит, в котором сейчас живет один монах, а второе — кирпичное — служившее раньше жилищем для посетителей скита и заключенных. Раньше здесь были еще деревянная часовня и одноэтажная каменная Сергиевская церковь. Сейчас от них остались только фундаменты.

Оба сохранившихся здания были построены в начале 20 века и это свидетельствовало о привлекательности Большой Муксалмы и для монахов, и для посещавших его паломников. Монахи жили в деревянном здании, а паломники и трудники размещалась в кирпичном. Трудником мог стать добровольно каждый желающий, который умел что-то делать. И оплатой за его труд были только еда и кров над головой. Но, по-видимому, самой главной оплатой для него было осознание того, что он внес свой вклад во что-то вечное и прекрасное. И таких трудников на Соловках были сотни.

На острове Муксалма еще издавна были организованы скотные дворы. В свое время в них было до 120 коров и телят и 120 лошадей. Скот содержался в обширном двухэтажном хлеву длиной более 70 метров, на втором этаже его хранилось сено, которое прямо оттуда и подавалось через люки в нижнее помещение. Эти дворы были сделаны, чтобы не смущать монахов монастыря никаким присутствием женщин, ухаживавшими за скотом.

И поэтому все особи женского пола, а также коровы, сучки, козочки и овечки содержались и отправлялись на этот остров. Эта идея «дабы не нарушать благолепия около монастыря» принадлежала еще игумену Филиппу в 16 веке. Также все особи женского пола отправлялись на ночь с Большого Соловецкого на островок Бабья луда, который был поближе от монастыря чем Муксалма.

Остров Муксалма остался в нашей памяти как самое умиротворяющее место на Соловецких островах. Это была хорошая точка в памяти о Соловках.

Соловецкий аэропорт

Пробыв на Соловках пять дней, улетаем с архипелага в Архангельск.

Аэропорт Соловки — небольшое деревянное здание, построенное около маленькой старой башенки-церквушки. Взлетная полоса выложена ребристыми металлическими плитами, обеспечивающими хороший дренаж в дождливую погоду.

Сервиса, привычного пассажирам в других аэропортах, здесь никакого нет. Туалет на улице. На Руси про такой, провалившись в нем по пояс, обычно говорили — «в глазах тоска, на шее доска».

Билеты на самолет были заказаны через архангельскую фирму Помор-тур и, несмотря на наш электронный век, мы cмогли получить их только с прилетевшим из Архангельска самолетом. До прилета самолета о билетах ничего нельзя было узнать, так как длительное время не существовало никакого контакта между островом и материком из-за падения какого-то российского спутника связи. Говорят, на пару часов каким-то чудом связь включалась днем, но мы в это время обычно были на экскурсиях в отдаленных от поселка местах.

Наконец, с прилетевшим из Архангельска небольшим самолетом чешского производства прибыли и наши билеты. Выпускающая девушка скрупулезно проверила вес нашего багажа, который не должен был превышать 10 кг. За превышение веса, имеющим его пришлось заплатить по 55 рублей за кг. Несмотря на строгое ее предупреждение — «В аэропорту ничего нельзя снимать!», все щелкали себя фотоаппаратами у самолета на взлетной полосе и, конечно, во время взлета над островом, когда показались в полной мере все его красоты.

Большой Соловецкий остров — край лесов и озер

Нашему взору открылись десятки озер — только небольшая часть из всего соловецкого природного богатства и монастырь, благодаря которому этот архипелаг и стал таким знаменитым на весь мир.

Развернувшись, самолет взял курс на юг в Архангельск.

И Соловки постепенно растаяли, слившись с голубым горизонтом Белого моря…

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм