Турист Катерина Климкина (kklimkina)
Катерина Климкина — была 23 ноября 2023 5:10
Влюбляю в мир🌍

Камбоджа Март 2014

Даже когда было принято решение лететь именно в Таиланд, я все равно воспринимала эту поездку в первую очередь как возможность попасть в Камбоджу, просто более бюджетным способом.

Реквием на струнах души

Камбоджа манила меня. Представлялась невероятной странной, пережившей не так давно столько трагедий и все-таки выжившей. Сила духа кхмерского народа была для меня примером и главным стимулом оказать в этой удивительно стране, понять и прочувствовать, как они как живут, восстав практически из пепла после правления Пол Пота.

В Камбодже, к сожалению, я была всего два дня и это очень-очень мало. Странна захватывает полностью. Очаровывает не архитектурой и даже не природой. А силой! Силой людей, силой времени, силой веры и духа!

Реквием на струнах души

Мы были в двух самых значимых местах Камбоджи — храмовом комплексе Анкор и плавучей деревне на озере Тонлесап.

Оба эти места просто не могут оставить равнодушными никого, у кого есть сердце.

Реквием на струнах души

Храмы Анкор — это дух тысячелетий, это империя, которая существовала тогда, когда Москва была еще просто полями и болотами, а они уже строили произведения искусства.

Реквием на струнах души

Сейчас храмы Анкора — это борьба того, что создал человек и того, что создала природа. Борьба, которая в скором времени возможно будет проиграна человечеством, потому что деревья, постепенно разрушающие храмы и опутывающие их полностью своими корнями, очень настойчивы!

Реквием на струнах души

Я, наверное, слишком пристрастна, потому что я дико впечатлительная! Поэтому я считаю, что это такая страна, которую должен неприменно увидеть каждый! К тому же в Камбодже у нас были невероятные гиды Александр и Тимофей. Огромное им спасибо за то, что дали мне возможность всего за два дня узнать и прочувствовать эту страну. Проникнуть в ее нутро, в самую душу. Их рассказы, людей переехавших из России в такую удивительную для русского человека страну, поражали воображение и были настолько интересными и захватывающими, что запомнились мне и запали в душу. Прошло уже больше года, но я как сейчас помню каждый наш камбоджийский миг!

Реквием на струнах души

Расскажу Вам немного истории этой страны.

На случай, если она все-таки прошла мимо Вас)

Согласно идее Пол Пота, для строительства «светлого будущего» стране был необходим «один миллион преданных людей». Таким образом, остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться.

Правление Пол Пота, сопровождавшееся массовыми репрессиями и голодом, привело к гибели, по разным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек.

В 1975 году партизанские отряды «Красных кхмеров» под предводительством Пол Пота занимают Пномпень — столицу государства. И в Камбодже начинается период «революционного эксперимента», цель которого — превратить страну в коммунистическое государство.

Это было страшное время голода и разрухи!

Выселение людей из городов, уничтожение интеллигенции и монашества как класса, а также физическое устранение военнослужащих, присягавших в верности монархии. Неприятие современного уклада жизни, отстаивание жесточайших принципов «маоизма», разрушение всех предыдущих ценностей и насаждение новых — вот что такое время правления «Красных кхмеров».

Страшным был тот эксперимент.

Разрушались все культурные, религиозные и социальные здания. Ученые, врачи, учителя, студенты — были признаны «классом неспособным к перевоспитанию». По всей стране создавались «сельские концентрационные кооперативы», в которых рабочие обязаны были с помощью лопаты и кирки обрабатывать земли. Прекращать работу означало расстрел. Скидок не было даже детям и старикам.

Массовые нарушения отрядами «красных кхмеров» границы, захват вьетнамских жителей и бесчинства не могли долго остаться безнаказанными. Правительство Вьетнама вынуждено было ввести войска на территорию Кампучии. Так началась беспощадная война с партизанским движением. Пол Пот бежал с небольшим отрядом самых преданных подвижников. Непроходимые джунгли позволили беглецам еще более двух десятилетий вести свои разрушительные набеги.

Только в 1983 году государство Камбоджа достаточно окрепло, чтобы дать отпор остаткам партизанского движения. В 1997 году состоялся показательный суд над диктатором. Пол Пот был заключен под арест, где через год и скончался. Теперь о том кровавом времени напоминает только небольшая могила, которую местные жители не сравняли с землей только из суеверного ужаса перед несгибаемым духом и железной волей этого страшного человека.

Режим Пол Пота длился недолго, но оставил стране изможденных людей, несметное количество калек, сирот, инвалидов и более двух миллионов невинно убитых жизней.

Страна, пережившая все это совсем недавно, только последние два десятилетия пытается начать жизнь в прямом смысле с нуля. Ведут сельское хозяйство, рожают детей, пытаются заново учиться улыбаться. В кхмерских семьях принято рожать минимум по 6–8 детей. При этом у среднестатистических семей в лучшем случае хватает денег на оплату школы только для одного ребенка. И чтобы все дети были образованны, ребенок, посещающий школу, приходя домой и учит грамоте остальных. Но в большинстве своем население страны пока очень слабо образовано. Но все-таки, за последние 10 лет Камбоджа заметно изменилась в лучшую сторону! Но вместе с этим стал развиваться и туризм. Что привело к большому количеству приезжих. Боюсь, лет через пять в стране будет не протолкнуться от назойливых толп туристов. Сейчас от них можно спастись, встав пораньше с утра. Особенно если успеть приехать в Анкор до рассвета и занять удобное место для того, чтобы встретить там восход солнца. Когда солнце медленно поднимается над храмами, окрашивая верхушки храмов в золото. Невероятные моменты переживаются в это время.

После встречи рассвета самое время отправиться гулять по храмам. Мой совет оставьте группу и гида, гуляйте, бродите, прочувствуйте храмы, впитайте в себя этот воздух, любуйтесь, представляйте, как миллионы лет назад здесь жили люди, такие как мы и в тоже время совсем другие. Эта связь эпох в Анкоре чувствуется, как нигде в других местах мира, в которых мне посчастливилось побывать. Это невероятное место. Что-то происходит там с подсознанием, ты как будто пускаешь эти потоки в свое сердце и душу. Пускаешь туда людей, события, время. Ты как будто оказываешься вдруг там с ними и становишься, кажется, чище и лучше. В Анкоре я впервые прочувствовала, что такое, когда внутри тебя океан, гармония мыслей с внешним миром …. кажется, именно это состояние и можно назвать счастьем.

На контрасте с утренним Анкором потом мы были в плавучей деревне на озере Тонлесап. В домах, подобных то ли лодкам, то ли плотам, живут, трудятся, учатся, рожают и умирают уже несколько поколений вьетнамцев, сбежавших из своей страны во время во войны, не представляя себе другой жизни.

Реквием на струнах души

Говорят, что когда-то эти люди получили землю от государства, но, продав ее, перебрались в эти странные дома на воде. Когда уровень воды в озере минимальный — деревянные жилища упираются в дно и почти не дрейфуют, когда же в сезон дождей глубина озера увеличивается почти до девяти метров — они начинают свое путешествие по воде. Для большей устойчивости по бокам домиков привязаны металлические и пластиковые бочки — выглядит это довольно забавно.

Деревня живет полноценной жизнью: дети учатся в плавающей школе, покупки совершаются в плавающих магазинах, дети резвятся на плавающих спортплощадка. И только одно здание выполнено из камня и стоит неподвижно на металлических сваях — буддистский храм.

Реквием на струнах души

Больше всего меня поразило то, как они хоронят покойников. Говорят, что и умерших местные хоронят в озере, заворачивая в саван и прикрепляя к камням.

Существуют жители деревни за счет озера. Они ловят рыбу и моллюсков, часть добычи идет на продажу. В последнее время постоянным источником доходов стали и туристы. Желающих увидеть необычную деревню становится все больше, и местные жители активно этим пользуются.

Реквием на струнах души

Дети в руках со змеями просят дать им один доллар. Эту фразу они, кажется, с пеленок произносят отлично и без акцента. Смотря на эту жизнь сначала ты их безумно жалеешь. Жалость когтями цепляется за твое сердце, держит его в своих цепких объятьях, и вот ты уже протягиваешь доллары, каждому встречному ребенку, коих там невероятное множество. Струятся слезы, ты вспоминаешь свою уютную квартирку, размеренную европеизированную жизнь, тебе хочется им помочь, ты думаешь, о том, как повезло тебе родиться и жить в другом месте и в других условиях. Но постепенно слезы высыхают, ты плаваешь между домов, большинство из которых оборудовано спутниковыми антеннами, смотришь на улыбающихся людей, и начинают закрадываться мысли о том, что эти люди далеко не страдальцы, они по-своему счастливы, и они сами сделали свой выбор. Они не захотели жить на суше, соблюдать законы страны, платить налоги, им нравится жить так, за счет озера и толп впечатлительных туристов. Это их личных выбор, их никто не принуждал и не заставлял, просто они сами выбрали такой путь. И они счастливы в своей свободе выбора, да и не видели они другой жизни, потому и не рвутся завидовать нам, глазеющим на них, белым.

Реквием на струнах души

Камбоджа страна способная проникнуть в самое сердце, в самую глубину человеческого сердца, затронуть и заставить зазвучать струны, которые давно заржавели и считались не работающими.

Это другой мир, мир в котором каждый сможет по-новому взглянуть на свою жизнь.

Увидеть то, что мы не замечаем в нашей повседневности.

И начать ценить все то, что мы получили по праву рождения не в стране третьего мира….

Право на образование, квалицированную медицину, право выбора профессии….

В конце концов — на чистую воду, которая течет у нас из крана, мягкую постель, беспроводной интернет, вкусный кофе и возможность ходить по земле и путешествовать!