Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была сегодня 0:44

Катания — Италия Сентябрь 2014

Как я уже рассказывала, из-за дефицита времени, нам пришлось за один день познакомиться с двумя значимыми местами Сицилии.

О поездке на Этну я уже все рассказала здесь. Дальше наш путь лежал в Катанию — второй по величине город Сицилии.

Было грустно сознавать, что с Катанией, как и с Этной предстоит только краткое знакомство. Город, безусловно, заслуживал целого дня.

Подъезжая к Катании, я четко понимала, что времени очень мало, и посмотреть все не удастся. Надо было выбрать главное.

После некоторых раздумий и изучения карты достопримечательностей было решено ограничиться Соборной площадью (Piazza Duomo) и улицей Этны (Via Etnea), т. к. здесь расположено наибольшее число интересных достопримечательностей.

Немного покружив по городу, мы вырулили на улицу, прилегающую к Piazza Duomo. С трудом нашли парковочное место и, оплатив его, отправились осуществлять намеченный план.

Город у подножья вулкана. Часть 1

По пути немного задержались на площади Франциска Ассизского. Не могли же мы пройти мимо церкви Святого Франциска Ассизского, раз уж встретили ее на своем пути. Церковь привлекает внимание своим барочным обликом и тем, что в ней находится древний орган, на котором, по легенде, играл в детском возрасте Винченцо Беллини — итальянский композитор, уроженец Катании.

Из-за дефицита времени заходить в церковь мы не стали…

Город у подножья вулкана. Часть 1

Рядом с церковью, в центре площади, находится памятник легендарному кардиналу Дусмету, мощи которого хранятся в Кафедральном соборе Святой Агаты. Этот человек жил в 19 веке и прежде чем стать кардиналом долгое время был архиепископом Катании. Дусмет прославился своим милосердием и заботой о больных и страждущих. История гласит, что кардинал был бессеребрянником, после его смерти у него в доме не нашлось даже простыни, чтобы покрыть тело.

Через несколько минут мы вышли на Соборную площадь (площадь Франциска Ассизского находится всего в 5-ти минутах ходьбы от Piazza Duomo). Погода радовала…

Город у подножья вулкана. Часть 1

Не успели мы осмотреться, как налетел ветер и пригнал плотные дождевые тучи. Надеяться на чудо не стоило, и мы укрылись под тентом одного из кафе. Сделали мы это вовремя, так как через минут начался сильнейший ливень.

Город у подножья вулкана. Часть 1

Я с тревогой смотрела на часы. Была уже вторая половина дня, и время до захода солнца оставалось совсем мало. Мы выпили кофе, расплатились, а потоки воды с неба все продолжали литься.

Но постепенно ливень сменился дождем. Потом и дождь прекратился. С неба падали только редкие капли. Мы не стали больше ждать и вышли из кафе.

Как красиво выглядела умытая дождем площадь. Природа решила сделать в городе генеральную уборку. Все сияло и искрилось в лучах солнца и каплях дождя.

Город у подножья вулкана. Часть 1

Мы обошли площадь. Здесь находятся основные достопримечательности Катании.

Кафедральный собор Святой Агаты (Cattedrale di Sant’Agata) — главный собор города.

Город у подножья вулкана. Часть 1

Нынешний облик Cattedrale di Sant’Agata приобрел в 18 веке, хотя первые упоминания о нем относятся к 11 веку. Но буйный нрав Этны не позволил древнему храму дожить до наших дней.

Кафедральный собор посвящен раннехристианской мученице — Святой Агате. Она является покровительницей города. В православии Святая Агата известна как Святая Агафья.

Как и все раннехристианские святые, Агата стала жертвой гонения на христиан. Она была уроженкой Сицилии и жила в Катании. Претор Квинтиан, правивший Сицилией в то время, увидев Агату, воспылал к ней страстью. Долго и безуспешно он добивался ее любви. Узнав, что Агата христианка, Квентиан отправил ее на перевоспитание в дом блудницы Афродизии. Но жизнь в веселом доме не принесла плодов, и Квентиан вновь был отвергнут. Оскорбленный претор решил отомстить за свое унижение, заставив Агату отречься от веры в Христа. Девушку подвергли жестоким пыткам и после очередной экзекуции она умерла. Случилось это 5 февраля 251 года. За стойкость и мужество собратья по вере стали почитать Агату святой.

Город у подножья вулкана. Часть 1

После смерти святая Агата неоднократно являла чудеса, спасая Катанию от грозной силы Этны. Жители, взяв какой-нибудь предмет принадлежавший Агате, вставали на пути лавы и поток останавливался.

Но Святая Агата не единственная покровительница Катании. На Piazza Duomo находится второй покровитель города — знаменитый черный слон. Он тоже оберегает город от гнева Этны

Фонтан слона (Fontana dell’Elefante) находится в центре Соборной площади. Создал его сицилийский архитектор Джованни Биттаиса Ваккарини в 18 веке. Однако это не первый катанийский слон. До рокового извержения Этны на месте Fontana dell’Elefante много веков стоял слон, сделанный из вулканической лавы. Его называли Лиотру (u Liotru). Скажу честно, история катанийского слона меня очень заинтересовала.

Город у подножья вулкана. Часть 1

Я сильно удивилась, узнав, что на острове обитали слоны! Это были не те гиганты, которых современные путешественники встречают в Африке и Азии. На Сицилии жили маленькие карликовые слоники. Проведенные раскопки показывают, что сицилийские слоны были ростом всего 90 и весом 250 кг. Ученые выдели сицилийских слонов в отдельную группу — Elephas falconeri.

Интернет предоставляет нам возможность увидеть, как выглядели эти животные.

А это череп одного из найденных на Сицилии слоников (фото из Интернета).

Карликовые слоны на Сицилии вымерли в глубокой древности. По свидетельству ученых даже сикулы, элимы и сиканы — догреческие жители острова уже не могли их встретить. Однако в 12 веке арабский географ Идриси (эль-Эдризи) на своей карте назвал Катанию Городом Слонов.

Город у подножья вулкана. Часть 1

Всего вероятней, что к моменту, когда Идриси прибыл на Сицилию скульптура слона Лиотру (u Liotru) уже украшала центр города.

Жители Катании с древних времен считали слона символом и защитником города. Предание гласит, что в 8 веке маг Илиодор изваял слона из вулканической лавы для защиты города от огнедышащей Этны.

Как гласят летописи Илиодор умел управлять слонами и на одном из них совершил путешествие из Катании в Константинополь. В летописях также засвидетельствовано, что Илиодор был гипнотизером. Он мог внушить толпе, что перед ней течет река и, что простой камень — слиток золота. Сохранилось придание, что каким-то непостижимым образом Илиодор сумел сократить путь корабля, на котором плыл. Вместо ожидаемых двух дней корабль доплыл до места назначения всего за один час. Судя по всему, Илиодор был талантливым ученым-естествоиспытателем. Его опыты пугали и восхищали одновременно и в конечном счете привели его к гибели. В жизнеописании Льва Катанского описаны события, связанные с кончиной Илиодора. Святой отец собственноручно сжег мага. Прочитав это, я подумала, не стал ли этот эпизод предтечей костров инквизиции, на которых в средние века горела и искоренялась ученая мысль?

Канула в Лету история мага Илиодора, но в память о нем на Соборной площади в Катании стоит слон, ставший символом города.

Город у подножья вулкана. Часть 1

Кроме Кафедрального собора и фонтана Слона на Piazza Duomo есть и другие интересные достопримечательности. Меня очень впечатлил фонтан Аменано (Fontana dell’Amenano).

Аменано это река, на берегах которой возникла Катания. Однажды Этна погребла русло этой реки под своей лавой, но жители города прорубили породу, и в этом месте заструилась вода. Позже, уже в 19 веке, в честь этого события был установлен фонтан. Вода Аменано наполняя бассейн фонтана, стекает в русло реки находящееся теперь под землей.

Кроме Кафедрального собора и двух интересных фонтанов на Соборной площади можно видеть Дворец слонов (Palazzo degli Elefanti). Скажу честно, это здание на меня совсем не впечатлило. Ниже на фотографии его немного видно за фигурой слона.

Город у подножья вулкана. Часть 1

Не очень мне понравился и другой дворец, расположенный напротив Дворца слонов.

Это Дворец семинарии. Он примыкает к Кафедральному собору Святой Агаты. Их отделяет друг от друга еще одна достопримечательность Катании — Ворота Уседа (Porta Uzeda). Когда-то эти ворота были частью городской стены.

Город у подножья вулкана. Часть 1

Ворота Уседа были построены в 1695 году в чecть испанского вице-короля Пачеко де Уседы. Хуан Франсиско Пачеко, герцог Уседа был наместником Сицилии в период с 1687 г. по 1696 г.

От Porta Uzeda берет свое начало улица Этны (Via Etnea). Это прямая как стрела улица, в конце которой, за стеной новых кварталов Катании, в хорошую погоду хорошо видна Этна. Мы оказались здесь после дождя, поэтому вглядевшись, могли видеть только силуэт вулкана.

У нас оставалось совсем мало времени до темноты, поэтому бросив взгляд на Ворота Уседа, мы поспешили на Via Etnea…

Город у подножья вулкана. Часть 1

Об этой улице и ее достопримечательностях я расскажу в следующий раз.