Турист Дмитрий Потоцкий (Dmitrijj_Potockijj)
Дмитрий Потоцкий
был 11 сентября 2022 15:16

Непал. "Обширный храм - без божества". Часть 3

Покхара — Непал Май 2014

Непал. Часть 1

Непал. Часть 2

Часть третья. Покхара.

На четвертый день нашего путешествия был назначен перелет из Катманду в Покхару. Как положено, мы собрались и отправились в аэропорт за 2 часа до вылета (вылет был назначен на 10.20). Приключения начались сразу после выезда из отеля. Такси в Катманду в своем абсолютном большинстве небольшие сузуки, с крошечным багажником и таким же небольшим салоном. Занимают они маленькую площадь, отчего свободно проезжают по узким улочкам города. Но нас трое. Следовательно, чемоданов тоже три. И вот тут началось шоу. Сторговав поездку до аэровокзала до 850 рупий, таксист решил выполнить невозможное — он решил все три чемодана уложить в свою крошечную легковушку. На это собралась посмотреть вся улица. Объясняю задачу: в багажник влезать только один чемодан. В салон тоже. Багажника сверху у него нет. Как укомплектовать три чемодана в машину, рассчитанную только на два? Таксис бегал и суетился, распихивая чемоданы по всем возможным комбинациям. Видимо, когда на него смотрела вся улица, в том числе и его коллеги, для него стало просто делом чести запихнуть в машину все. Как ни странно, но упорство и труд, все-таки все перетрут — ему удалось сделать невозможное — он все-таки разместил их. Один в багажнике и два в салоне. Правда, мне пришлось ехать с колесом на голове, но это мелочи. А когда мы выезжали из города, нас догнал (на своих двоих) рабочий отеля и сообщил, что мы забыли сдать ключ. Пожелав приятного путешествия, он удалился, а мы поехали в аэропорт. Но столичные дороги явно не предполагают, что утром расстояние в десяток километров можно доехать за полчаса. Мы ехали практически полтора часа и когда мы судорожно добежал до терминала внутренних перелетов время до закрытия стойки регистрации оставалось минут 15. Кстати, терминал внутренних рейсов выглядит как среднестатистический вокзал какой ни будь российской глубинки. Мне напомнило это вокзал в Петушках, а Андрею — вокзал в Муроме. «Даже вокзал в Муроме выглядит цивилизованнее». Ну, собственно, судите сами в меру своей развитой фантазии, фотографий я, увы, не сделал.

Пройдя регистрацию, мы прошли «досмотр», заключающийся в том, что нас ощупали и пропустили внутрь. Разница между залом ожидания и залом регистрации практически нулевая. Она заключалась только в том, что в зале ожидания были какие-то сомнительные магазины с сувенирами и какой-то едой и по всему залу висели мониторы с рекламой и информацией по вылетам. Кстати, на фоне всего эти мониторы, как и эскалаторы в аэропорту выглядели чужеродно.

Так вот, сидели мы сидели, ждали посадки… Время 9.50 — вроде как должны были объявить посадку… Но объявили на какой-то другой рейс. Мы подошли узнать. Ответили: ждите. Ждем. Время десять. Посадки нет. 10.10 — объявляется посадка с нашего выхода (кстати, их всего 2). Мы подходим, а нас разворачивают: «Не ваш рейс». Мы растерялись — как так, не наш рейс? Осталось же 10 минут до вылета! «Не ваш. Ждите». Ждем. Если верить монитору, время нашего вылета перенесли на 20 минут позже. Теперь он в 10.40. Ждем. Посадки нет и нет. 10.20, 10.30- посадки по прежнему нет. Выключили электричество. Мониторы погасли и мы остались вообще без какой-либо внятной информации. К нам подошла какая-то русская с вопрос куда мы летим и какой авиакомпанией. Посетовала, что на стойке информации ее авиаперевозчика вообще никого нет. И вправду — там пусто. Причем, как я помню, там не было ни одного человека и до того как она пришла. Теоретически, через 5 минут самолет вылетит без нас — время 10.35, а мы до сих пор в зале ожидания. А я уже играю роль татхагаты — никаких эмоций я уже не испытываю и только думаю о том, где бы заказать автобус до Покхары… И тут объявили посадку. 10.50. У меня были мысли относительно того, что время на посадке — это не время вылета. Это время посадки. А теперь все встало на свои места. Ура

Непал. Обширный храм - без божества.  Часть 3

Нас сажают в автобус и мы доезжаем до самолета. Машинка крошечная, пропеллерная. Но, ничего, внутри довольно удобная. Правда, меня посадили прямо напротив винта, и я весь небольшой полет наблюдал за тем, как рядом со мной вращается раздолбанная мясорубка. Моя фантазия нарисовала массу вариантов того, что будет, если этот вентилятор-переросток отвалится. Плохо иметь богатую фантазию. Особенно такую извращенную, как у меня. Полет длился полчаса. Собственно, мы взлетели пролетели минут 10 и сели. Покхары впечатляет еще больше, чем аэропорт Катманду. Размером он как дача среднестатистического москвича. Небольшой домик, где багаж выдают вручную. Да, Непал такой Непал. Покхара городок крошечный его весь можно за полчаса пройти пешком. От аэродрома до отеля Fish Tail Lodge мы ехали минут пять за пять долларов на троих

Заселившись и узнав обо всех достопримечательностях города в экскурсионном бюро, мы решили посетить на сегодня водопад Дэвида. И мы отправились в путь. Скажу сразу — этот квест был завален — самостоятельно найти водопад мы не смогли — сколько мы не бродили по улицам, ничего похожего мы не нашли. Не соло нахлебавши, мы решили вернуться, ибо начало смеркаться. Купив по дороге арбуз, мы под начавшимся дождем добрались до отеля. Мне впервые в жизни пригодилась пантомима в обычной не театральной жизни. Как выяснилось, пантомима является интернациональным языком, а этюды с воображаемыми предметами, которые мы делали на первом курсе, пригодились в жизни. Спасибо Вам, Ирина Алексеевна, если вы читаете этот пост! Пока мы ждали поднос и нож, к нам пришел ивнинг сервис, что бы взбить кровати и подушки, а так же отогнуть уголок одеяла. Как это мило.

Разделавшись с арбузом, который оказался по вкусу чуть слаще воды, мы легли спать, что бы быть свежими к завтрашним подвигам. А их обещало быть много.

Непал. Обширный храм - без божества.  Часть 3

Утро началось с того, что как-то ли испанцы, то ли мексиканцы, — шут их разберет! — достаточно громко чем-то восхищались на соседнем балконе. Восхищаться они начали где-то часов в шесть утра. Сначала, я честно пытался не обращать внимания на это бурное фонтанирование эмоций и постараться уснуть. Сделать это удалось ровно на час. Поднявшись в итоге в семь утра, я решил выглянуть в окно и посмотреть, что же вызвало у них такую бурную эмоциональную реакцию. Выбравшись на балкон, я сам не сумел сдержать эмоций и вскрикнул от радости — над озером сияли белоснежные горные вершины. Наконец-то! Я наконец-то увидел то, ради чего я ехал через полмира, в страну, о существовании которой далеко не все знают! Это стоило того. Может, это чисто психологический эффект, мол, я вижу Гималаи, а не что-то там, и передо мной гора Аннапурта, вышиной в восемь с лишним километров… Но выброс адреналина и свою долю эндорфина я получил сполна. Не сдержав эмоций, я побежал будить своих товарищей по путешествию. Те далеко не сразу подхватили мою волну, и, видимо, были не слишком рады тому факту, что их подняли с утра пораньше. И, как выяснилось, я не зря это сделал — в девять часов горы вновь ушли в дымку и перестали быть видны.

Непал. Обширный храм - без божества.  Часть 3

Позавтракав, мы отправились на лодках к Ступе Мира. Ступу построили не так давно — в 90х гг. В строительстве принимали несколько стран: Непал, Шри Ланка, Таиланд и Япония. Каждая страна занималась оформлением одной из частей света -«Дхармачакра мудра " из Японии, " Бодхгая " из Шри-Ланки, " Кушинагар» из Таиланда и «Лумбини» из Непала. Каждая статуя представляет важные события, связанные с Буддой и названы в соответствии с местом, где оно имело место.

Подъем к ступе оказался не таким простым, как мне думалось. Как и сказали в отели мы поднимались в гору почти час по бесконечной лестнице, в которой по меньшей мере больше тысячи ступеней. Даже подъем на Эйфелеву башню в Париже отняло у меня меньше сил, чем попытка вскарабкаться на вершину, на которой стоит ступа. Но подъем того стоил — белая, как горная вершина ступа, как будто висела в воздухе, такой легкой и невесомой она казалась. А так же с нее открывался потрясающий вид на озеро Фева и Покхару. В озере отражалась гряда холмов, и, видимо, в дни, когда не было дымки, окутывающей горы, то на водной глади отражались и белоснежные шапки Анапурны. Вид на самом деле впечатляющий. Очень жаль, что фотография не способна передать бинокулярность человеческого восприятия.

Непал. Обширный храм - без божества.  Часть 3

После ступы мы решили предпринять попытку № 2 в поисках водопада. Логика у нас была примерно следующая — если мы не смогли найти водопад со стороны города, то, следовательно, его будет проще найти со стороны гор и озера. И от ступы мира мы начали свое следование по горам. Ничего, кроме природного святилища, расположенного на открытом воздухе на вершине холма, с которого открывался потрясающий вид на близлежащие холмы, не нашли. Глядя на это святилище сразу вспоминалось, как арьи, пришедшие с севера в Индию поклонялись своему верховному, и что характерно, единственному божеству Дьяушпитару, складывая под открытым небом жертвенники из нетесаных камней. Сразу представилось усыпанное звездами уходящее в бесконечность черное молчаливое Небо, а внизу горят огоньки костров, а в темном озере в лунном свете и звезд отражаются еще более темная громада гор… И среди этого величия на вершине стоит сложенный грубый жертвенник, на котором горит алый огонь и вокруг него люди, пребывающие в молитвенном экстазе, танцуют под куполом неба, полностью отдаваясь на волю божества Дьяушпитара…

Непал. Обширный храм - без божества.  Часть 3

Вынырнув из своих вольных фантазий, я предложил пойти дальше. Но ничего, кроме зарослей каких-то кустов и обрыва мы не обнаружили. И только после того, как мы потрепели фиаско и на этом фронте, мы решили свериться с картой и уточнить верно ли мы идем. Разумеется, мы пошли в прямо противоположном от ступы направлении. Но, честно говоря, я не жалею, что мы нашли этот буддийский жертвенник, увешанный со всех сторон разноцветными молитвенными платками… Ветер дует, а молитвы возносятся к небу. А тем временем, бренное преходяще, Сансара неумолимо совершает свой бесконечный круг, а жизнь продолжает свой бессмысленный поток…

Вернувшись к сиявшей на солнце совершенной белизной ступе, мы спустились, съели перемороженное непальское мороженное, выпили сок и, сдавшись, поймали такси и поехали к водопаду на машине. Водопад-призрак победил.

Спустившись по серпантинам вниз, попутно радуясь, что мы обратно мы решили ехать на машине, а не спускаться на своих двоих, мы, наконец увидели вход на водопад… У меня невольно сжались кулаки — мы вчера как минимум два раза прошли мимо входа, даже не заметив его. Вечная караван-сараевость Непала не позволила увидеть вывеску. Оплатив 30 рупий, мы попали наконец на территорию сада, в котором находился водопад. На первый взгляд, он кажется ничем непримечательным ручейком. Но при более близком знакомстве, оказывается, что вода, пробившая в известняке замысловатые фигуры и узоры, падает в многометровый карстовый воронку. Настолько глубокую, что ни из одной точки просмотра дна у этой дыры не видно.

Непал. Обширный храм - без божества.  Часть 3

Возле водопада мы залипли почти на полчаса — убаюкивающий шум падающей воды и ее стремительный бег, уводит тайными коридорами подсознания в самые глубины собственного я. Видимо, сам воздух Непала заставляет из раза в раз возвращаться внутрь себя, задуматься о чем-то пространном и вечном. Но нас ждет дорога дальше — выяснилось, что поблизости от водопада существует священная пещера, посвященная Магадеву. Заплатив еще 300 рупий, мы попали вниз. Вознесясь к небу, мы пали глубоко под землю. Я первый раз был в пещере. И мне почему-то вспомнилась Мория и Эребор. Видимо, фентази мир слишком глубоко сросся с моим сознанием… Потолок пещеры то возносился кверху, то опускался так низком, что приходилось идти сильно согнувшись, чтобы не собирать головой грязь и воду, капающую сверху. Хотя воду мы (во всяком случае я) все-таки собрали именно по той причине, что она обильно лилась сверху. Под ногами хлюпала грязь, духота и влажность пещеры не позволяли дышать полной грудью. То тут, то там были видны небольшие площадки, посвященные праматери, Богине-Матери Шакти. Они представляли собой площадки, на которых высились десятки небольших грубых и примитивных статуэток, сложенных из плоских камней, похожих издалека на небольшие сталагмиты, растущие с пола. Миновав самый большой жертвенник, мы спустились еще ниже… И это того стоило — в природной трещины в скале проникал солнечный свет, за завесой которого падал водопад. Кромки трещины, чернеющие на фоне солнца напоминали целующихся влюбленных. Небольшое озерцо отражало рассеянный солнечный свет и поблескивало, как если бы на ней была лунная дорожка. Не удивительно, что такое красивое место было посвящено Магадеве. Природный храм, он сам себе был святилищем неведомого божества… Под сводами сумрачного храма, в тумане мелких водных брызг и восточных благовоний, незримо присутствует Оно, божество, не имеющее облика и качеств. Незримо, без звука и следа, скользит Оно под сводами пещеры. Всезнающее, всемогущее, апофатическое, выражающееся как «Нети-нети» — «ни то ни то»… Это божество, Брахман, оно присутствует во всем — в лицах; в камнях, сводами храма смыкающегося над головами людей; в воде, падающей с высоты; в воздухе, пропитанном водой и пылью; в легкой дымке курений и всесожжений, бескровной жертве этому божеству. Всё это является им, и он — это всё. Весь мир — порождение Брахмана. Весь мир — это божественная игра безначального трансцендентного, отрешенного от мира и одновременно являющегося им самим, божества. Мир, являющийся плодом грехопадения Абсолюта — вся философия, вся космогония индуизма становится осязаемой в этой пещере, заполненной паломниками….

Выйдя из этой загадочной и очень красивой пещеры, оказываясь в освещенном солнцем мире, ты вновь окунаешься в эту рыночную сутолоку, царящую вокруг священного места, кажется, что из острова спокойствия ты вновь бросаешься в бесконечные и безличные волны мирового Океана. Становится ясно, о чем говорил Будда, говоря о Нирване, как острове спокойствия в горящем и мятущемся, вечно умирающему и вечно перерождающемуся в разных формах мире. Вот он, идеал буддистов.

Непал. Обширный храм - без божества.  Часть 3

Чтобы отойти от переполнявших душу эмоций, мы решили побродить по рынку без всякой цели. Рынок оказался на удивление не большим, а вот товар довольно однообразный. Купив в итоге на складе по оптовой цене сувениры, мы пешком отбыли в отель. Вечер закончился «Дракулой» по рассказу Брема Стокера. Скажу, что книга удачнее фильма.