Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова
была 8 мая 11:19

Сан-Антонио — США Май 2013

По Техасу на автомобиле с заездом в Новый Орлеан: как все начиналось

В Хьюстон не по делам

Добро пожаловать в Новый Орлеан — бриллиант Соединенных Штатов Америки

Даллас: лучше, чем мы думали

Скромное обаяние природы Техаса: часть 1

Скромное обаяние природы Техаса: часть 2

Страны Северной и Южной Америки (я не имею в виду сейчас доколумбовы индейские государства) молоды относительно своих родоначальников из Старого Света, и, как каждый ребенок перенимает какие-то привычки и предпочтения своих родителей, так и обе Америки активно черпали из сокровищницы Европы, особенно на ранней стадии своего развития. Поэтому чем старше американский город, чем больше в нем сохранилось шарма колониальной эпохи, тем больше он напоминает своих собратьев из Франции, Испании, Италии и других европейских стран. Пусть копия далеко не полностью повторяет оригинал, но в отдельных деталях нет-нет, да и мелькнет тень Европы.

И даже слабый намек на европейские корни очень льстит американцам (в данном случае речь пойдет о жителях США), которые стараются подчеркнуть это громкими сравнениями. Только за звание «Парижа Америки» борются Сан-Франциско и Новый Орлеан, хотя в действительности эти города настолько самобытны, что не нуждаются ни в каких сравнениях.

То же самое можно сказать и о Сан-Антонио, который иногда сравнивают с Венецией благодаря явной аллюзии на венецианские каналы.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Однако говорить, что Сан-Антонио только копирует на американский манер знаменитый итальянский город все равно, что ограничивать описание Санкт-Петербурга шаблонным «северная Венеция». В Сан-Антонио слышатся не только венецианские мотивы, но и куплеты и даже целые песни из других городов и стран.

Особенно явственно влияние соседней Мексики. Сан-Антонио, основанный как испанское поселение и даже провозглашенный столицей мексиканского штата Техас, похож на города всех американских штатов, входивших в состав Мексики.

Широтой своих проспектов, пальмами и зданиями преимущественно теплых оттенков он мне напомнил обласканный калифорнийским солнцем Лос-Анджелес. Не хватает только океана (до Мексиканского залива больше ста миль) и голливудских холмов с их особняками знаменитостей.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Аккуратным безличием высоток Сан-Антонио напомнил не даунтауны других американских городов, а скорее спальные кварталы Москвы и Подмосковья.

В центр проникли несколько ноток Нью-Йорка. Например, это здание строилось в то же время, когда шла активная застройка Манхеттена.

Местами Сан-Антонио был похож на какой-нибудь маленький европейский городок на Лигурийском побережье Франции или Италии с их церквушками, фонтанами и утопающими в зелени площадями.

Вид на собор Святого Фернанда.со стороны фонтана Леди Правосудие у здания суда
Вид на собор Святого Фернанда.со стороны фонтана "Леди Правосудие" у здания суда

Думаю, несправедливо, что у иностранных туристов Сан-Антонио менее известен, чем Сан-Франциско и Новый Орлеан, хотя он основан раньше их обоих, обладает героической военной историей и мексиканским колоритом, оставаясь при этом американским городом. Спешу восполнить этот пробел небольшим рассказом об основных достопримечательностях и интересных местах, которые нам удалось посетить за 1,5 дня, проведенных в Сан-Антонио.

Крепость Аламо (Alamo)

Первым пунктом нашей культурной программы стал музей крепости Аламо — самой известной исторической достопримечательности Сан-Антонио. У американцев с целью воспитания патриотических чувств принято организовывать поездки школьников в такие места, как Аламо, поэтому, несмотря на будний день, посетителей в крепости было довольно много. Кроме школьников, почти все остальные туристы — гости из соседней Мексики, что вполне объяснимо, так как Аламо является частью истории испанской колонизации Северной Америки и войны за независимость Техаса.

Аламо: главный вход в музей

Аламо (ударение на первый слог) — это бывшая католическая миссия, основанная в 18 веке испанскими миссионерами и известная первоначально под названием Сан-Антонио-де-Валеро (скрещивание имен Святого Антония Падуанского и маркиза де Валеро, вице-короля Новой Мексики). Целью миссионеров было обращение индейцев в христианскую веру, так как воевать с местным населением всегда обременительнее, чем попытаться перетянуть его на свою сторону. Миссионеры, однако, не были столь наивны, чтобы целиком уповать на волю божью, поэтому Аламо больше похож на крепость, чем на религиозное сооружение.

Осмотр мы начали не с часовни, в которой размещена основная экспозиция, а с внутреннего двора, где находятся вспомогательные постройки и разбит сад.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Мы побродили по тропинкам, в тени раскидистых деревьев, умело лавируя между стайками школьников

Посмотрели на откормленных рыб в ручье, который остался еще со времен первых поселенцев

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Полюбовались на кактусы — от тонколистных до пузатеньких

Понаблюдали за наглыми белками, по-хозяйски следящими за вверенной им территорией

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Но, конечно, не роскошные сады, цветники и живность делают Аламо столь популярным и любимым местом у техассцев. Крепость Сан-Антонио-де-Валеро, основанная как католическая миссия, в 19 веке превратилась в солдатские казармы. Мексиканские войска переименовали крепость в Аламо: по одной версии, название возникло от располагавшейся неподалёку рощи трёхгранного тополя (по-испански звучащего как álamo), по другой версии, в честь прозвища расквартированного здесь испанского подразделения.

Известность Аламо как одного из символов борьбы Техаса за независимость от Мексики принесли события, последовавшие после взятия крепости войсками Техаса. Генерал Сэм Хьюстон сомневался, что малочисленным и хуже оснащенным техасским подразделениям удастся удержать форт в условиях многократно превосходящих сил противника. Сэм Хьюстон приказал разрушить крепость, но командир гарнизона фактически саботировал приказ и начал работы по укреплению.

23 февраля войска мексиканского генерала Санта-Анны вступили на территорию Сан-Антонио, чтобы отвоевать эти земли обратно Мексике. Однако Аламо стала для них крепким орешком, об который обломался не один мексиканский зуб:)

Штурм Аламо продолжался почти 2 недели. Защитники крепости сопротивлялись целой армии, проявляя чудеса мужества и стойкости. Практически все из них погибли, но остались жить в сердцах техассцев национальными героями.

Реконструкция событий осады Аламо мексиканскими войсками. Мужчины и дети будут долго медитировать у этой инсталляции:)

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Даже не верится, что выглядящая в наши дни совсем не масштабно крепость Аламо была местом ожесточенных кровопролитных боев.

После войны об Аламо на долгое время забыли, и все постройки и сооружения начали приходить в упадок. Но благодаря усилиям организации «Дочери Республики Техас», целью которой являлось сохранение исторического наследия Техаса, Аламо удалось восстановить и сохранить как память о всех тех, кто погиб в крепости, защищая независимость и свободу родины.

Посещение музея мы завершили главной часовней, в которой хранятся артефакты, связанные с героями Аламо: например, среди экспонатов — кремниевые ружья, использовавшиеся в том самом бою с генералом Санта-Анной.

River Walk — набережная реки Сан-Антонио

Если просто идти по Сан-Антонио, не зная о его маленьком секрете, то никогда не скажешь, что этот город иногда называют американской Венецией. На поверхности он представляет собой ничем особо не выдающийся образец Текс-Мекс архитектуры.

Но если спуститься с основного полотна дороги вниз, следуя указателю River Walk, то как будто проносишься сквозь кроличью нору и попадаешь уже в другой город — город-праздник, где вдоль реки, от которой так приятно тянет прохладой в африканский зной ясного майского дня, тянутся бесчисленные ресторанчики, магазины, клубы и отели.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

River Walk (или Пасео-дель-Рио) — пешеходная набережная в самом центре Сан-Антонио, расположенная на уровень ниже основной поверхности города, как бы затерянная и запрятанная среди дерьвьев и зданий. Визитная карточка набережной — разноцветные зонтики многочисленных кафе и ресторанов. Красные, желтые, зеленые, голубые цвета зонтиков и делают River Walk такой по-праздничному нарядной и по-курортному расслабленной.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

До прихода испанских миссионеров индейцы, жившие здесь, называли это место «освежающие воды». Река Сан-Антонио частенько выходила из берегов и грешила разрушительными наводнениями. Именно со строительства защитных сооружений началась история набережной. В результате этих мероприятий были построены дорожки и мосты, посажены деревья и цветы.

Деревья обвязаны яркими бантами на мексиканский манер

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Один из множества мостов. Конечно, с венецианскими не сравнится, но тоже весьма мило

Лестница наверх

Вид на Пасео-дель-Рио с высоты основной поверхности города

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Набережная простирается на 4 километра, и, чтобы обойти ее неспешным шагом, понадобится не менее 2 часов.

В тот день, когда мы гуляли по Сан-Антонио без автомобиля, стояла невероятная жара. Солнце палило немилосердно, и мысль о пешей прогулке убивала заранее. Для таких утомленных путешественников существуют речные экскурсионные трамвайчики, который следует по маршруту, наиболее богатому достопримечательностями.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Здание суда графства Бексар (столицей которого является Сан-Антонио), вид со стороны набережной Пасео-дель-Рио. Строительство завершено в 1896 году. Здание, построенное из красного песчаника в неороманском стиле, входит в национальный реестр памятников США

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Лучшее время для посещения River Walk, а значит и Сан-Антонио, — середина весны, когда проводится Фиеста.

Фиеста — это ежегодный праздник, справлемый еще с 19 века в честь памяти погибших при битве за Аламо и Сан-Хасинто. В ходе Фиесты проводится очень красочный парад цветов, вечеринки и карнавалы. Волнующее зрелище — битва речных корабликов, украшенных живыми цветами. Отдельной строкой проходит шествие женщин, одетых в желтое («Желтая роза Техаса» — народная техасская песня). Если окажетесь во время Фиесты в Сан-Антонио, взрыв ярких красок на ваших фотографиях обеспечен

Не забудьте также посетить River Walk в вечернее время, и набережная предстанет перед вами в более романтичном и загадочном виде: зажигаются разноцветные огни, а из ресторанов все громче и веселее доносится музыка.

Церкви

Но не только River Walk может привлечь внимание туриста в Сан-Антонио. Основанный испанскими миссионерами с целью распространения христианства среди местного населения, Сан-Антонио является мощным региональным центром католичества. Множество католических храмов можно встретить как в городе, так и за его пределами, в так называемых «католических миссиях», о которых будет рассказано ниже.

Одна из самых известных церквей Сан-Антонио — собор Святого Фернанда, завершенный в 1750 году и построенный в нееороманском стиле. Это самая старая непрерывно действующая церковь на территории Техаса. Здание внесено в Национальный реестр исторических памятников США.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Собор был назван в честь Фернандо третьего Кастильского и построен силами переселенцев с Канарских островов, которые приехали в Сан-Антонио по приказу испанского короля в 18 веке. Поэтому собор еще посвящен покровительнице Канарских островов — Деве Марии Богоматери Канделярии.

Еще один примечательный католический храм, напоминающий замок из сказок братьев Гримм, — церковь Святого Иосифа, построенная в стиле неоготики на средства немецких иммигрантов. Примечательно, что храм с трех сторон окружен торговым центром, так как в 40-х годах прихожане отказались продавать церковную землю и переезжать на другое место.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

В оплоте католической религии все же нашлось место и некатолическому храму, ведь США привлекали и представителей и других конфессий. Нам встретилась симпатичная и аккуратная лютеранская церковь Святого Иоанна.

Кроме того, множество церквей сосредоточены за пределами даунтауна в так называемых «католических миссиях». Если у вас есть автомобиль, то рекомендую потратить полдня на их посещение — очень познавательно с точки зрения знакомства с историей Техаса и испанским колониальным влиянием в Америке.

Католические миссии Сан-Антонио

Освоение территории Техаса тесно связано с миссиями римской католической церкви по распространению христианства среди местного населения. Постройкой религиозных форпостов занимались ордена доминиканцев, иезуитов и францисканцев. Форпосты создавались не только с целью распространения христианской веры, но и служили в качестве опорных пунктов на приграничных землях испанской империи.

На территории Сан-Антонио существует целых пять таких миссий, образующих в комплексе национальный исторический парк. Об Аламо я уже писала выше. На автомобиле мы побывали еще в трех миссиях, находящихся к югу от даунтауна, так как они были нам по пути.

Первой мы посетили миссию San Jose (Святого Иосифа) — самую крупную среди всех, называемую еще «королевой миссий». Основана она на 2 года позже, чем Аламо, однако была лучше укреплена против набегов индейских племен и значительно больше по площади. Основателем миссии был падре Антонио Маргил де Хесус, известный Техасе служитель ордена францисканцев.

Центральное здание миссии — действующая церковь Святого Иосифа, построенная в 18 веке.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Особенно привлекает внимание портал переднего фасада, украшенный красивыми скульптурами и искусной резьбой

Интерьер

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Живописный вид на церковь с непарадного входа

По периметру территория миссия обнесена толстой стеной, в которой были устроены жилища индейцев.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Сан-Хосе совершенно заслуженно носит звание «королевы миссий»: осмотрев четыре из них, мы с уверенностью можем сказать, что эта самая большая и наиболее сохранившаяся среди всех. Если вы ограничены по времени, то достаточно посетить Сан-Хосе, чтобы получить представление о католических миссиях на всей территории Техаса, так как почти все из них строились по его модели.

Следующая миссия, которую мы посетили, — миссия San Juan Capistrano (названа в честь Святого Иоанна из итальянского города Капистрано). Миссия Сан-Хуан не процветала так, как другие миссии, так как не имела земли, чтобы посадить достаточно съедобных культур или разводить скот, и это видно по масштабам ее территории и построек.

Главной достопримечательностью миссии является вот этот католический крест, воткнутый прямо посреди кактусов.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

После роскошной церкви Святого Иосифа часовня Святого Иоанна кажется совсем крошкой.

Здесь, как и в других миссиях, были индейские кварталы, в которых жили обращенные в христианскую веру коренные американцы.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Несмотря на маленькие размеры миссии, мы зависли где-то на полчаса, наблюдая за тщательно отлаженной, как механизм дорогих швейцарских часов, жизнью муравьев, построивших себе на лужайке целые мини-города с развитой дорожной инфраструктурой.

Последней посещенной нами миссией стала San Francisco de la Espada, также известная как миссия Эспада — первая католическая миссия в Техасе.

Эспада производит впечатление самой зеленой и жизнерадостной среди всех. Буйство растительности на ее территории объясняется системой акведуков, которые францисканские миссионеры позаимствовали у древних римлян, строивших акведуки в том числе в Испании.

Крест у входа в церковь

Вальяжные местные коты

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Центральное здание миссии — небольшая часовня, возведенная в 18 веке. Нам она показалась очень уютной и милой. В отличие от Сан-Хосе, в Эспаде не оказалось толп школьников, которые могли бы нарушить покой и уединение этого места.

Еще один город муравьев

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Лично мне больше остальных миссий понравилась именно Эспада своей почти по-домашнему уютной атмосферой и минимальным количеством туристов.

Музей техасских рейнджеров

Рекламу музея мы заметили в одном из рекламных проспектов на стойке в отеле. Так как по ряду причин в аналогичный музей в Вэйко мы не попали, то решили заглянуть в The Buckhorn Saloon & Museum, расположенный на Хьюстон-стрит, 300, в даунтауне Сан-Антонио. Однако имейте в виду, что стоимость посещения этого музея в два раза выше, чем в Вэйко. Мы, например, в итоге решили отказаться от посещения, так как на четверых получалась кругленькая сумма.

Высокая стоимость билета в музей Бакхорн объясняется тем, что за одну цену вам предлагается осмотреть сразу 5 музеев, включая экспозицию, посвященную техасским рейнджерам.

Оленьи рога под крышей музея
Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

В любом случае зайти в Бакхорн стоит и осмотреть уникальные интерьеры на первом этаже совершенно бесплатно.

Салун и музей Бакхорн начался как частная коллекция Альберта Фридриха, который собирал рога и чучела животных с 19 века. В его коллекции оказались экземпляры, которыми владели Отто фон Бисмарк и королева Виктория.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Салун, украшенный уникальными рогами, стал настолько знаменит, что его посещал сам Теодор Рузвельт, солист Аэросмит Стивен Тайлер и Ева Лонгория (кстати, уроженка техасского Корпус-Кристи).

В Бакхорне можно весьма бюджетно перекусить: здесь находится столовая самообслуживания и бар, где можно заказать холодного пива к традиционному блюду текс-мекс — кесадилье.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Полуденную жару мы решили переждать в Бакхорне, потому что обнаружили сразу за общим залом комнату с игровыми автоматами, кривыми зеркалами и тиром.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Нам даже удалось выиграть две мягких игрушки — оказывается, среди игровых автоматов все же бывают честные!

Если с игровым автоматом вам не очень повезет, то можно купить забавный сувенир в магазинчике при музее.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Музей-салун нам очень понравился — оптимальное место, чтобы переждать жару и отдохнуть после насыщенной культурной программы в первой половине дня. Можно перекусить в зале с необычным «историческим» интерьером, после — немного расслабиться в зале игровых автоматов, и при большом желании посетить «пять музеев в одном».

Последним аккордом нашей программы в Сан-Антонио стало посещение исторической арт-деревни La Villita. Деревня расположена на южном берегу реки Сан-Антонио в пределах даунтауна, между улицами South Alamo и Nueva. D

Поселение возникло в 19 веке и было заселено преимущественно мексиканскими, а потом техасскими солдатами. После крупного наводнения хлипкие постройки сменили прочные строения из глины и кирпича. К началу 20 века здесь стали селиться немецкие и французские иммигранты — бизнесмены, банкиры, ремесленники, однако через некоторое время район превратился в трущобы. Новое дыхание в него смогла вдохнуть отстроенная заново набережная River Walk.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Сегодня Ла Виллита — это одна из наиболее интересных достопримечательностей Сан-Антонио, где сосредоточены художественные галереи, лавки мастеров-ремесленников и даже собственная мыловарня. Необычные сувениры ручной работы вы найдете именно здесь.

La Villita понравилась своей позитивной энергетикой и бережно сохраняемой атмосферой «старых-добрых» времен Техаса.

Сан-Антонио: мексиканский колорит и католические храмы

Суммируя наши впечатления, можно заключить, что Сан-Антонио — самый интересный город из тех, что нам удалось посетить в США. Его история — это история становления Техаса сначала как колонии Мексики, потом как независимого государства и в завершении — как штата в составе США. Чудесная совершенно набережная реки Сан-Антонио, множество старинных церквей и сохранившихся исторических зданий, мексиканский колорит в сочетании с европейской строгостью и американским размахом в совокупности создают неповторимый облик этого города, который не хочется сравнивать даже с Венецией — он и так самобытен и самодостаточен.

Сразу после посещения католический миссий в Сан-Антонио мы направились дальше на юго-восток, в сторону Мексиканского залива. Нас ждал Корпус-Кристи и пляжный отдых после 9 напряженных и насыщенных впечатлениями дней…