Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 22:20
Мы будем путешествовать!

Сардиния: Кальяри, «Седло Дьявола», нурагический комплекс Санта Кристина, Ольбия

Ольбия, Кальяри — Италия Октябрь 2023

Итак, порадовавшись, что накануне таким ударным марш — броском обошли Старый Город и посмотрели практичсески все, что я хотела, и у меня есть время для поездки (похода — карабкания — залазания) на побережье Тирренского моря, к так называемому Седлу Дьявола, мы туда и отправились.

Бухта Поэтто лежит под скалой, которая, действительно, напоминает огромное седло. Согласно библейской истории, между Ангелами и Дьяволами произошла грандиозная битва. И, если верить преданию, архангел Михаил отбил у нечисти красивейший залив в Кальяри, победив Дьявола. Дьявол так испугался Архангела, что бежал с поля боя, забыв свое седло. Именно с той поры залив носит название Залив Ангелов, а двойная скала над ним — Дьявольское седло. С учетом ландшафта и выемки — действительно, похоже на седло.

Муж пытался сачкануть и не подниматься, объясняя это желанием искупаться, но я сурово мило пообещала купание на обратном пути, тем более, что небо менялось ежеминутно от голубого до свинцово — серого, и мы отправились наверх от пляжа под названием Кала Моска.

Минут пять тропинка была вполне приличной, ее даже можно было назвать дорогой, вот она. Мы уже обрадовались, но рано.

Потому что потом началось! Собственно, местами ее вообще не было. Это были какие-то старые полуразрушенные ступеньки, порой полностью заросшие травой. Иногда они вообще исчезали, и тогда спасал забор воинской части — сетка — рабица, которая местами была натянута справа от бывшей тропинки.

Ко всему прочему, периодически так называемую тропинку перегораживали поваленные или растущие вбок деревья. Правда, в них было два плюса — за них можно было держаться, и на них можно было фотографироваться. Для меня все усложнялось… платьем! Шелковым, на подкладе, красиво летящим… и цепляющимся за колючие кусты. Приходилось еще и его держать.

Радовало, что мы шли карабкались не одни, с нами была пожилая итальянская пара, и французская семья с двумя детьми. Я все варианты сфотографировала. Не удивлена, что кто-то по пути поставил «Ловушку Дьявола».

А бонусом к этому ужасному подъему стали прекрасные виды пляжей, бухты и залива.

Но, перефразируя пословицу, «сколько тропинка не вейся, все равно финал будет». Мы поднялись на это Дьявольское Гнездо, и я начала «гнобить» мужа: «Вот, а ты не хотел!». Потому что вид сверху стоил этого карабкания!

Сергей терпеть не может, когда я лезу на какие-нибудь утесы, деревья или скальные выступы, а я совершенно не боюсь высоты и воздуха (в отличии от воды), и лезу всегда. Ему остается только меня фотографировать, и в его интересах сделать это хорошо с первого раза, иначе я спущусь, проверю, и, если мне не понравится, полезу опять. Он научился правильно фотографировать жену. Я его постоянно пугаю, что если будет возмущаться — зарегистрируюсь в Инстаграм, а это для него страшнее, чем Фейсбук.

А для тех, кто не в платье, а в спортивной одежде, в специальных ботинках и с веревками, существует опция подъема на вторую часть «седла». Мы двух таких правильно экипированных парней встретили наверху. Но, мое платье и муж не позволили даже попытку сделать. Хорошо, что в моду вошли кроссовки к любой одежде! Я в этой поездке третий раз об этом подумала (и не в последний).

Если на «макушке» седла (куда я залезла), посмотреть в другую сторону — на море, а не на бухту, то картинка совершенно другая — суровая морская стихия и серое небо.

Спуск был попроще, за исключением участка, на котором вообще не было подобия ступенек, и где мы просто скатились. Но, супруга подстегивало мое обещание дать ему возможность поплавать, а меня подстегивала мысль об обеде на набережной местными морепродуктами. (отчет о ресторанчике выложила отдельно, очень рекомендую). Мы вышли к пристани Марина Пиккола, куда подтянулись спортсмены. Яхтсмены и серфингисты напоминали мне колонны муравьев, а когда они начали заходить в море, то стали похожи на 33 богатыря, уходящих в воду.

Мы не спортсмены, поэтому, пообедав, я вспомнила о своем обещании предоставить супругу пляж, да и залезть в платье в море — это уже традиция, и мы остановились на чудесном пляже Поэтто. Не надолго, конечно, больше часа я не выдерживаю.

На пляже все оборудовано, можно взять лежаки и зонтики, есть ресторанчик и бар, общественные туалеты и прокат всякого пляжно-спортивного добра.

Национальный парк расположен почти за пляжем, и в нем есть соляные копи и искусственное озеро Молентаргии, населенный фламинго, поэтому мы туда и направились. Правда, фламинго сидели довольно далеко от нас и подходить не собирались.

В озеро впадает канал, совершенно не похожий на южный, картинка прямо среднеевропейская.

В этом национальном парке можно взять экскурсию, и прокатиться по нему на электровагончике, но мы решили, что нам это будет не очень интересно, и пора возвращаться домой.

Кстати, еще одна совершенно среднеевропейская картинка: роботы, стригущие траву. Всегда забавляет, когда такие малыши, или роботы, развозящие кофе по утрам, сами по себе бегают и трудятся. Интересно, им положен профсоюз?

Вечером этого дня мы никуда не пошли, как и накануне. Что грот Нептуна, что Седло Дьявола, переполнило меня впечатлениями, и мне не хотелось по городу гулять. А может, все-таки, дождик помешал, хотя он прокапал легко, чисто символически. Мой зонтик слился с небом.

Утром следующего дня началось с очередного выполнения обещания: с рынка. Рынки я не люблю также, как пляжи, то есть — совсем не люблю. Поэтому я посидела в машине, ожидая, пока муж сделает мне пару фоток и купит морепродукты, которые вечером приготовит. Рынок Сан Бенедетто считается самым большим и хорошим рынком Кальяри, он расположен в довольно престижном квартале города, и цены. насколько я поняла, довольно «кусачие». Но, выбор приличный, помимо овощей и фруктов, мяса, сыров, вина, оливкового масла и мармелада, конечно, свежевыловленные морепродукты и рыба.

Нам предстоит переезд по восточному побережью острова в Ольбию. Проехав часть пути, мы сделали остановку в Паулилатино, на западе острова, решив совместить полезное с приятным — осмотреть одну из лучших достопримечательностей древности на острове — Нуралогическую деревню 16 века до н. э. (во второй день мы не стали подходить к нурагам вплотную, довольствовавшись видом издалека), и пообедать. Первое получилось, второе нет — кафе в комплексе предлагало кофе и неаппетитные сандвичи. Но место оказалось удивительное.

Территория археологического парка составляет 14 гектаров, и это один из самых невероятных комплексов того времени. Комплекс состоит из трех крупных объектов: подземный храм, нураге, и раннехристианская церковь. Плюс, остатки доисторической деревни и паломническая деревня.

Начну с главного исторического объекта на Сардинии — нураге, которых на острове множество. Что это такое я подробно описала в первом рассказе, а сейчас покажу. Круглый нураге с башней, состоящей из неправильных рядов слоистых базальтовых блоков прекрасно сохранился.

Его внешний диаметр составляет около 13 метров, а оставшаяся высота достигает 7 метров. Вход выходит на юго-восток и имеет архитрав, над которым сохранилось отверстие. В круглой комнате все еще сохранился оригинальный потолок — толос, и три ячейки — углубления на стенах с крестообразным расположением. В коридоре справа еще одна камера, а напротив нее винтовая лестница, которая проходит сквозь толщу стены на более высокую площадку, на которой ранее располагалась еще одна комната, но она не сохранилась.

По пути к нураге можно увидеть остатки деревни доисторических и более поздних времен, спрятанные между оливковыми деревьями. Среди остатков выделяются два дома вытянутой формы.

Тот, который лучше сохранился, имеет размеры 15 на 2 метра, и внутри него эллиптический коридор высотой около 2 метров, перекрытый горизонтальными плитами. С правой стороны на уровне земли расположен оконных проем, через который в помещение поступает свет и проникает свежий воздух. Я, конечно, залезла внутрь, муж — клаустрофоб снаружи подождал.

Второй дом почти не сохранился, только камни и очертания на земле.

Одна из самых интересных построек доисторической эпохи — подземный храм или священные колодцы 11–9 веко в. до н. э. Он сложен из трех элементов: вестибюля (дромос), лестничной площадки и круглого подземного помещения с толосным потолком, обрамленного эллиптическим ограждением (темаос), размерами 26 на 20 метров, функция которого — разграничивать культовую зону. Вход в сооружение находится на уровне площадки, интерьер представляет собой своеобразную трапециевидную лестницу, включающую широкий лестничный пролет с 25 ступенями в едином пандусе со ступенчатым потолком.

Подземное помещение круглой формы диаметром 2,54 метра имеет совершенно безупречный контур. Здание поднимается к вершине с сильно выступрающими толстыми стенами и образует купол (толос), состоящий из концентрических колец, которые уменьшаются к вершине и последнее из которых оставляет проем размером 35 см. В подземном пространстве, опирающемся на фундамент из натуральной скалы, выдолюлен круглый бассейн глубиной 50 см. Через него течет родник, что позволяло осуществлять культ воды — ритуального очищающего элемента. Родник тек обильно, особенно весной и зимой. Стены лестничной площадки и подземного помещения построены из хорошо отполированных блоков щелочного базальта, которые расположены под углом на горизонтальных направляющих.

За пределами культовой территории можно увидеть структуры круговой среды с центростремительным развитием, с хижинами для собраний и другими открытыми пространствами, от которых сохранился только фундамент и которые использовались для осуществления повседневной жизнедеятельности. Некоторые результаты археологических раскопок до сих пор не опубликованы, пока показаны только четыре небольшие бронзовые фигуры финикийского происхождения, датированных 1000 годом до н. э. (три мужчины и одна женщина), она находятся в музее.

Помимо того, что это место отмечено людьми Пунической и Римской эпох, с распространением христианства на острове, здесь размещалась раннехристианская деревня. Изначально христианская религия существовала рядом с языческой. Между главным Колодезным храмом язычников и нурагой стоит небольшая церковь Санта-Кристина, существование которой задокументировано в начале 12 века. Церковь принадлежала камальдольским монахам Санта-Мария-ди-Бонаркадо, а ее нынешний вид является результатом многочисленных реконструкций и обновлений, проводившихся на протяжении веков.

Небольшую церковь окружают хижины паломников, или — ночные приюты, типичный пример спонтанной архитектуры, построенной из базальтового камня и глиняного раствора. Деревня по-прежнему оживает два раза в год, на девять дней светских и религиозных торжеств во второе воскресенье мая, в честь святой Кристины; и в октябре, в четвертое воскресенье, в честь святого Рафаэле Арканджело.

Сохранившийся старинный колодец после некоторых изменений используют до сих пор.

В общем, мне очень интересно было погулять по этому комплексу, я такого нигде не видела, нураги — это очень сардинская история.

И, к вечеру, мы прибыли в Ольбию. Теперь, если помните, вернемся к истории наших противных апартов. Они нам письменно подтвердили согласие вернуть деньги без штрафа, а потом… папапа… передумали! Букинг, вполне справедливо, сообщил, что без согласия хозяев отменить не могут. Хозяева, написали, что у нас безотказный заказ. Я скинула им скрин, в котором они соглашаются с отказом неиспользованных дней без штрафа, они мне в ответ: у вас тариф безотказный. Я им — их письмо с согласием. Они мне…. и так несколько раз. Вот думаю, стоит ли связываться с ними с судом, но все, что мы смогли сделать, еще на две ночи притащиться туда, выудить из шкафа все одеяла (к счастью, их было много) и соорудить себе подстилку на матрас, чтобы нормально спать, везде повключать свет, газ и воду, дабы из наших денег мало что им осталось. Ну, и естественно, накатала соответствующий отзыв, который успешно был опубликован. Сдержусь, и ничего не буду писать о левантийском менталитете, но слабо представляю себе такую историю где-нибудь в Норвегии или Швейцариии.

Во время вечерней прогулки по Ольбии увидела множество граффити, которые я в первый день не увидела. Люблю такое.

Мы отправились на набережную, хотела на колесе прокатиться, и именно вечером, в первый день не успела. По всей набережной установлены вот такие автоматы — выкачивание денег у родителей.

А уж какое выкачивание это колесо — не описать словами! Билет стоит 10 евро на человека! Это очень дорого, в Швейцарии вдвое дешевле! Ну, мне очень хотелось, поехали. Но видели, как подходили семьи, смотрели цену и уходили.

Сергей, бедолага, весь проезд (несколько кругов) страдал, видимо, пересчитывая стоимость двух билетов на количество кружек пива, которое можно выпить за эти деньги.

Виды с колеса, конечно, замечательные.

И, вот еще что вспомнила, еще не рассказала. Произнося название острова «Сардиния», сразу вспоминается две вещи: рыбки и смех. Почему они так названы?

«Сардинический смех» — эту фразу впервые произнес, точнее, написал, Павсаний, в своем труде, описывая Сардинию, он упомянул о растении, «вкушая которое людей охватывают судороги и конвульсии и они до тсмерти, не хотя смеются, и умирают, смеясь». Есть страшные версии, что это растение использовалось для ритуальных убийств пожилых людей, которых приносили в жертву на глазах смеющейся толпы. Жуть. Вот оно, это интересное растение — аронстаб, или, га латыни, Аром Пиктум, цветок семейства цистовых. Греческое название происходит от слова «Тепло» — «Арон», потому что цветя, растение выделяет тепло. Цветок бывает от темно-фиолетового до коричневого, и цветение происходит с сентября по декабрь, мы, как раз и увидели его. Цветок этот встречается только на Сардинии и Корсике (мы там были в августе, поэтому не встретили), и растет в прибрежных, горных, тенистых и песчаных районах. Он является эндемиком и охраняется. но кабаны этого не знают, и охотно его едят, хотя он и оставляет кислое послевкусие (а вот с кабанами с «точностью до наоборот» — здесь не встречали, а на Корсике их было полно). Присутствие цветка можно определить на расстоянии нескольких метров, так как он издает неприятный запах, и ядовиты все части цветка.

А вот кактусы здесь чудесные, многие цветущие.

А эти съедобные, только очень колючие. Что не мешает моему мужу чисть их и есть, не боясь уколоть язык. Я не рискнула, мне язык дорог — я работаю, болтая по 12 часов подряд.

Вторая вещь, которая приходит на ум при слове «Сардиния», пожалуй, даже первая ассоциация — рыбы сардины. Ничего интересного в этимологии слова нет, просто вокруг берегов острова когда-то водилось много этой селедки (а сардины относятся к сельдевым). Сейчас эта рыба водится только в открытом море, а не у побережья. А остров назван в честь Сардуса, племянника Геркулеса, который когда-то почему-то выбрал именно этот остров для отдыха (наверное, скидки были).

Надо сказзать, закат в Ольбии прекрасен (как и на всей Сардинии), так что, может, этот Сардус приехал закатами любоваться.

Город готовился к Хеллоуину, я подошла к своей товарке, попросила исполнить желание. Надеюсь, что сбудется. Жду.

И, перед сном пообщалась с соседкиной кошкой. как раз на следующий день я и выяснила, как это на отдельно взятой Сардинии такая хорошая ситуация с кошками, в отличии от всех южных стран.

На следующий день нас ждала очередная природная красота!

Всем спасибо за внимание, продолжение следует.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия