Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 16:27

Пятигорск — Россия Октябрь 2020

Самый популярный и исторический курорт Кавказских Минеральных вод в этом году празднует почти круглую дату — 240-летний юбилей. Уютный городок любили и представители творческой элиты, и простые путешественники — сегодня и всегда. Отметились тут и представители царской фамилии Романовых: в особняках, парках, памятниках архитектуры чувствуется дыхание прошлого величия.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

При желании, можно пройти по Пятигорску Имперским маршрутом — такой вариант предлагают местные гиды. Мы же прогуляемся самостоятельно. Начинать знакомство удобно у Провала.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

Это не только интересный арт-объект — таинственная пещера, лабиринт огоньков, лазурная лужица озера в конце, но и одна из причин основания курорта. Отсюда можно проследить разлом в скале, что проходит по гребню горы Горячей. Ее целебными источниками заинтересовался еще Петр Великий, но по настоящему дело пошло при Александре I. Именно он подписал документ о признании региона имперской здравницей.

Дело было 24 апреля 1803 года — эта дата считается точкой отсчета термальной истории Кавказских Минеральных вод. Позже у Провала засветились и Пушкин, и Лермонтов, Ильф и Петров. На память рядом стоит великолепный Остап, продающий билетики в Провал, «чтобы не слишком проваливался». С его соратником по авантюре мы встретимся чуть позже.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

От Провала спускаемся к Михайловской галерее, названной в честь младшего брата императора. А затем ниже, в гости к царице Елизавете, супруге Александра I.

Эти источники открыли более 200 лет назад, одними из первых на курорте. Правда, пользоваться ими можно было только по хорошей погоде, не рискуя увязнуть в грязи по самые уши. Красивая галерея с арками, похожая на итальянское палаццо, появилась здесь много позже, в 1848 году.

Она возникла с легкой руки наместника Кавказа, графа Михаила Воронцова, человека с большим вкусом и такими же возможностями. При советской власти Елизаветинская галерея стала Академической. Она приобрела красивую ярусную лестницу и цветочные композиции, еще больше подчеркивающие легкий итальянский флер. Первую рекламу галерее сделал Лермонтов, он и сам тут прогуливался, и своих героев отправлял.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

Если спуститься с горы Горячей по другую сторону, вы попадете в Цветник. Самый красивый ландшафтный парк Пятигорска также и самый исторический: он помнит и великосветскую публику «водяного общества», и визит царя-императора, и весь цвет русской интеллигенции.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

Здесь вас ждет неприметное здание Николаевских ванн, названных так в честь визита царя Николая I в. молоденький Пятигорск, и воздушное здание галереи. И то, и другое в наши дни носит имя Лермонтова.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

Если подняться от грота Дианы (еще одно творение незабвенных Бернардацци) вверх, попадете на отличную смотровую. Тут и орел — символ Кавминвод, и Китайская беседка, и Пятигорск сколько видно глазам.

А еще отсюда отходят сразу несколько интересных прогулочных маршрутов, мы выбрали Музей каменных древностей под открытым небом. Коллекция не слишком большая, но симпатичная.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

Заночевал тогда царь-батюшка в Ресторации, первом красивом каменном здании Кавказских Минеральных вод. Его построили в 1828 году, с легкой руки заморских архитекторов — Джованни и Джузеппе Бернардацци. На втором этаже останавливалась вся приезжающая на отдых аристократия, а на первом кутили, давали балы и проигрывали состояния. Здание Ресторации работает и в наши дни, правда, теперь по совсем другому профилю — как институт Курортологии.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

Переночевав и позавтракав, царь решил помолиться. Достойного его величества храма на тот момент в Пятигорске не было, значит, надо построить. Архитектора для будущего Спасского собора прислали из Петербурга, а вот деньги на храм собирались всей страной.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

Выйдя из собора, прогуляйтесь по улице Кирова. Центральный променад Пятигорска назывался и Царской улицей, и Романовским проспектом, и проспектом Свободы. В народе его зовут просто Бродвей, и это лучшее место, чтобы задержаться в Пятигорске.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

Есть в Пятигорске и старинный театр оперетты, и особняки, давно отпраздновавшией 100-летний юбилей.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

Есть новенькая мечеть — пока еще на стадии строительства.

Едем в Пятигорск: Маршрут по имперским местам

И конечно целый перечень достопримечательностей в стиле «по Лермонтовским местам».