Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была вчера 16:12

Янтарный — Россия Август 2018

Ну не могли мы, находясь в Светлогорске, оставить без внимания Янтарный, где находится самый большой карьер по добыче янтаря. А еще пляж с голубым флагом и о-о-очень длинный променад.
Поэтому в одно прекрасное утро мы отправились на остановку автобуса до Янтарного.
Из Светлогорска автобусы идут в Янтарный по 2-м различным маршрутам. В идеале хотелось бы уехать по одному, а вернуться — по другому. Расписание было с собой, так что подгадать время отправления труда бы не составило.
Но, как говорится, хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.
Хотя до времени прибытия автобуса было еще 20 минут, на остановке скопилось уже довольно много народа — примерно, как раз на автобус. Мы еще робко надеялись, что часть рассосется по другим маршрутам… Куда там! Как выяснилось, всем надо именно на Янтарный. А автобус пришел уже со стоячими пассажирами. Брать его на абордаж и утрамбовываться внутри мы не стали, а просто грустно отошли в сторонку в размышлениях, что делать дальше.

Тут к нам подошла молодая женщина и предложила вскладчину взять такси. Подсчитав количество пассажиров, мы поняли, что в одну машину мы не поместимся, но озвученная ей средняя цена поездки до Янтарного нас порадовала.

В итоге такси приехало за нами минут через 3, добрались до карьера с ветерком и комфортом. Заодно узнали, что любая поездка по Янтарному на местном такси стоит фиксированную цену. Сейчас уже точно не помню, но что-то порядка 100 руб. Если просят выше, то торгуйтесь.

Итак, карьер.
Честно говоря, смотреть нечего.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Нет, понятно, что карьер самай-пресамый огромный. Да, экскаваторы маленькими в нем кажутся… Но СМОТРЕТЬ нечего.

Чтобы хоть как-то привлекать туристов, сделаны несколько завлекалочек.

Магазин янтаря. Это основное из-за чего стоит ехать. Мы с дочкой себе побрякушек купили — не сказать, чтобы существенно дешевле, чем в магазинах в Светлогорске, но выбор очень богатый.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Можно подняться на смотровую площадку — обойти вокруг башенки.

Сама площадь перед магазином тоже сделана для привлечения туристов. Тут и дерево с янтарными листьями, и янтарная пирамида, и памяник-напоминание про шахту Анна (про нее дальше расскажу).

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Идти пешком от карьера до остановки автобуса далеко, поэтому попросили в магазине вызвать нам местное такси. Ходим по площади, ждем. Рядом пожилой мужичек в Мерседесе сидит, ждет кого-то. Потом он нас спрашивает, не мы ли такси вызывали. Оказалось, что нас ждет. Такси — Мерседес (не старый!), за 100 рублей!

Вышли у музея Янтаря Янтарного комбината.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Понравилось. Однозначно стоит побывать.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Музей оставляет совсем другие впечатления, чем музей в Калининграде. Вот пример, как можно сделать 2 разные подачи материала на одну и ту же тему.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Еще хотели попасть в музей Суеверий в Янтарном замке. Оказалось, что музея уже там нет — ну и ладно.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Отправляемся к морю через парк Беккера, заодно с городом-поселком знакомимся.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Парк назван в честь купца Морица Беккера, который в 1881 году купил прииск в Пальмникене (так раньше назывался Янтарный) и вместе со своим компаньоном Вильгельмом Штантином создал фирму «Штантин и Беккер», которая впервые поставила добычу янтаря на промышленную основу. Помимо развития фирмы, Беккер занимался благоустройством поселка. Именно он заложил парк, который сейчас носит его имя.

В парке были высажены деревья редких пород. Понятно, что не все из посаженного Беккером сохранилось, но и сейчас еще в парке растут деревья, которым больше 100 лет.

Пляж Янтарного тянется вдоль берега моря насколько хватает глаз. Песок чистый, народу много, с моря дует довольно сильный ветер.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Мы идем по деревянному промераду, длиной почти 2 км.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Порядка 700 метров проходит на водой — затопленными выработками янтаря.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Дно поросло водной травой, по которой бегают шустрые птички.

Лебеди не прочь получить угощение от прохожих.

Место, где расположена шахта Анна.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

А вот история этого места.

В конце января 1945 года в Кёнигсберге были собраны заключенные нескольких концентрационных лагерей, расположенных в Восточной Пруссии. После нескольких дней пребывания в городе заключенных вывели из Кёнигсберга и погнали по окольным дорогам до городка Пальмникен. Ни тёплой одежды, ни провианта у пленников не было. В Пальмникене предполагалось загнать еврейских пленников в старую штольню шахты «Анна» янтарной мануфактуры и замуровать вход. Жилье и еда не были предусмотрены ни для пленных, ни для их убийц.
Из 6500–7000 пленных до Пальмникена дошли только около 3000 человек. Трупы просто оставляли на обочине. Колонна вступила в поселок ночью 26 или 27 января 1945 года.

Но директор шахты Ландманн (Landmann) не дал использовать штольню для массового убийства. В качестве аргумента он заявил, что эти штольни служат водоснабжению Пальмникена. Вместо этого он велел открыть ворота и разместить истощенных, полузамерзших людей в большом слесарном цеху. Охранникам разрешили устроиться в кабинетах и коридорах. Утром, когда прибыл директор имений Ганс Файерабенд (Hans Feyerabend), эсэсовцы были практически вынуждены подчиниться ему. Существует множество свидетельств и доказательств того, что Файерабенд заявил: пока он жив, евреев будут кормить, никого не убьют.
В этой местности Файерабенд пользовался высоким авторитетом. Чтобы убрать Файерабенда, из Кёнигсберга пришел приказ, следуя которому, он должен был собрать сотню фольксштурмовцев и укрепить позиции вермахта под Кумененом. Во вторник, 30 января, собравшиеся ополченцы отправились в путь, но встретились с армейским подразделением, которое не только не просило подкрепления, но и не знало, что с ним делать. 30 января нашли тело Файерабенда — все выглядело так, как будто он сам выстрелил из ружья себе в рот. Было ли это действительное самоубийство или только его инсценировка, никто не проверял.
Ночью, с 31 января на 1 февраля, под предлогом перехода на корабли, которые доставят всех в безопасное место, СС вывели свои жертвы через северные заводские ворота вниз по склону к морю. Там их направили к югу, по обленедевшему балтийскому берегу. Стрелки-эсэсовцы окружили далеко растянувшуюся колонну, отсекли от хвоста небольшую группу людей и автоматными очередями погнали их в сторону моря, на лед и в воду. В темноте, в спешке, несмотря на использование сигнальных ракет, убить всех сразу не получалось. Некоторые были только ранены или вообще остались целы. Кто-то падал без чувств, кто-то замерз, утонул, кого-то затерло между льдинами. Местные жители позднее видели трупы, которые прибой выносил на берег.

Памятник установлен в 2010 году.

Янтарный, янтарный карьер, янтарный променад и янтарные таксисты

Домой собрались ехать на такси. В качестве ориентира, к которому должна была подъехать машина, указали отель «Aquatoria».

Минут через 5 приехал Lexus (я на такой машине еще не ездила!), из которой вышел молодой парень вида а-ля «гопник-стайл»: треники, кепочка, музыка соответствующая.
Мы переглянулись, но вроде такси официальное…
Чтобы избавиться от музыки, пришлось начать разговор — парень оказался общительным и с удовольствием поведал нам об особенностях жизни добытчиков янтаря.
Из его рассказа стало ясно, зачем за линией буйков в Светлогорске стоят на якорях лодки с работающими моторами и что там делают люди в гидрокостюмах. А мы-то, наивные, гадали, что там такого интересного для дайверов может быть!

Кстати, помпу мы видели на променаде, но не знали, что это такое.

Сам он занимается нелегальной добычей лет с 10. Лет с 15 подъезжал к школе на своей новенькой машине. Деньгами откровенно избалован, но относится к ним легко: пришли-ушли. Работы не боится. К настоящему моменту поиздержался — пришлось срочно устроиться шофером в такси, и сегодня его первый рабочий день.

Самый большой кусок янтаря, который он находил в своей жизни, весил 1 кг. Но соседняя бригада, говорит, нашла 3кг — вообще огромный был.

Пожаловался, что сейчас контроль за нелегальной добычей ужесточили, за сбытом тоже.