Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была 22 апреля 18:17

Калининград — Россия Август 2018

В Калининград мы приехали на такси из Светлогорска. Дорога заняла меньше часа, за окном плыли луга с аистами и водоемы с цаплями — лепота!

Чего мы ждали от Калининграда? Наверное, узнать, Калининград он все-таки или Кёнигсберг. Тем более, что в Интернете всплывают периодически инициативы по возвращению немецкого названия.

Аппартаменты наши были недалеко от Северного вокзала. Пока ехали по городу, складывалось впечатление, что Восточной Пруссией здесь и не пахнет — это было весьма странно для нас.

Многое прояснилось на следующий день — день погружения в историю: сначала у нас была экскурсия по фортам, потом — бункер Ляша.

Но сначала немного истории.

Оборонительные сооружения Кёнигсберга

В XIV веке каждый из городов Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф, которые позднее объединились в Кёнигсберг, был окружен своей городской стеной.

Первый оборонительное кольцо было построено в 1626–1634 годах и окружало Кёнигсберг со всеми «пригородами». Кольцо состояло из валов и равелинов. В 1657 году на речном входе со стороны моря была сооружена крепость Фридрихсбург.

В середине XIX века был построено Второе оборонительное кольцо Кёнигсберга, которое включало в себя 11 бастионов, 3 равелина, оборонительную казарму, укрепленные ворота, башни-близнецы Врангель и Дон и земляную насыпь на севере. Вокруг форта Фридрихсбург возвели каменную стену.

К началу XX века, из-за развития артиллерии, Второе оборонительное кольцо утратило военное значение и было продано городу. Часть сооружений была разружена, в том числе и форт Фридрихсбург. На месте снесённых Трагхаймских и Штайндаммских сейчас находится Площадь Победы.

Площадь Победы. Вечер.

Сохранились 7 городских ворот:
Аусфальские ворота — мы их как-то пропустили,
Росгартенские ворота — сейчас в них кафе.

Калининград. Часть 1

Королевские ворота — в них разместился Историко-культурный центр «Великое посольство» с экспозицией, посвященной посещению Кёнигсберга Великим посольством Петра I.

Закхаймские ворота — в воротах разместились галерея современного искусства, кофейня и коворкинг.

Калининград. Часть 1

Фридландские ворота — одноименный музей. Особенность этого музея в том, что для него не подбирали коллекцию специально, сюда просто собирают старые вещи, которые находят при очистке города.

Бранденбургские ворота — собственно ворота и по сей день. А еще в них находится музей Марципана.

Калининград. Часть 1

Фридрихсбургские ворота — филиал музея Мирового Океана «Лодейный двор». Для детей проводятся занятия в рамках программы «Корабельное воскресение».

Когда мы искали музей Янтаря, то по ошибке пришли к башне Врангель,

спутав ее с Доном.

Из бастионов до наших дней сохранились «Астрономический», «Обертайх», «Грольман», «Прегель» и «Купфертайх».

Третье Оборонительное кольцо получило название «Ночная перина Кёнигсберга». Оно состояло из 12 больших и 3 малых фортов, расположенных на удалении 2–4 километра друг от друга. Поперечник кольца составлял около 13 километров, а протяжённость более 40 километров. Территория между фортами простреливалась артиллерией.

Калининград. Часть 1

Но время шло, вместо пороха появлялись новые взрывчатые вещества; на смену старым пушкам пришли более крупнокалиберные, противостоять которым не могли стены строящихся фортов. Таким образом, форты устарели уже на момент строительства. Хотя их еще пытались модернизировать, увеличивая толщину стен и устанавливая поверх кирпичных перекрытий бетонные плиты. Но к концу ХIХ века немецкое командование приходит к выводу, что форт, как артиллерийская позиция, устарел. Поэтому форты перешли в разряд пехотных укреплениий и складов боеприпасов и продовольствия.

Самое интересное то, что все эти оборонные сооружения пригодились Кёнигсбергу только во время Второй Мировой войны — Первая Мировая война до Кёнигсберга не дошла.

Форты № 5 и № 11 «Ночной перины Кёнигсберга»

Частного гида Валерия Куликова мы нашли на Туристере — в условленное время он забрал нас от дома.

Форт № 5

Сначала мы поехали на северо-запад, в Форт № 5 «Король Фридрих Вильгельм III».

Все форты создавались примерно по одному проекту. Поверх бетонных перекрытий была сделана земляная «подушка» толщиной до 7 метров, на которой высажены деревья для маскировки передвижений солдат и огневых точек.

Калининград. Часть 1

С внешней стороны форты окружались рвом с водой.

Форты были слишком маленькой целью для бомбардировочной авиации, но достаточно укрепленными для полевой артиллерии. Специально для штурма фортов под Кёнигсберг были направлены восемь отдельных дивизионов артиллерии особо большой мощности.

Калининград. Часть 1

Перед штурмом Кёнигсберга Форт № 5 был дополнительно укреплён противотанковым рвом на флангах, траншеямии и артиллерийскими позициями, а прилегающее подступы опутаны колючей проволокой и заминированы.

На момент штурма гарнизон форта насчитывал 350 человек, имел на вооружении 8 орудий, 25 миномётов и до 50 пулемётов.

Во внутренних помещениях размещена экспозиция об оборонительных сооружениях Кёнигсберга.

Калининград. Часть 1

Это форт больше всех пострадал во время штурма.

И именно здесь была прорвана оборона Кёнигсберга — форсирование рва с водой происходило в местах разрушения стены рва (слева и справа на фото).

За этот штурм 15 советских солдат получили звание Героя Советского Союза.

В настоящее время здесь работает музей. У входа выставленна военная техника и вооружения времен Великой Отечественной войны.

В том числе и не имеющая отношения к форту. Корабельное орудие, например.

И торпеды.

Форт № 11

Форт № 11 «Дёнхофф» — двойник форта № 5.

Калининград. Часть 1

И в то же время его «противоположность» — находится на юго-востоке Калининграда и является наиболее сохранившимся фортом, поскольку при штурме Кенигсберга он капитулировал, почти не оказав сопротивления.

В настоящее время он сдан в аренду частникам, которые превращают форт в туристический объект — реставрируют, открыли кафе, переоборудуют помещения под детские комнаты и выставочные залы.

Калининград. Часть 1

Отсылка к платформе с дробным номером.

Офицерский наблюдательный пункт. В эту узкую щель мы смотрели изнутри на экскурсионную группу, стоящую снаружи. Интересное впечатление.

В этом крыле форта саперы взрывали собранные с окружающей местности боеприпасы. Сталактиты на потолке — оплавленный клинкерный кирпич (температура плавления 1500 градусов).

Бункер Ляша

После посещения фортов решили продолжить военную тематику, и отправились в музей «Блиндаж», или «Бункер Ляша».

Опять немного истории.

В середине января 1945 года началось наступление советских войск на Восточную Пруссию, город Кёнигсберг был окружен — открытым оставался только путь на запад, вдоль залива.
В конце января 1945 года генерал Отто Ляш был назначен командующим укрепрайоном и крепостью Кенигсберг. Ляш предложил гауляйтеру Восточной Пруссии Эриху Коху эвакуировать население за линию фронта, но это предложение было отклонено. Зато сам гауляйтер с началом наступления советских войск эвакуировался в подземный бункер недалеко от Пиллау (ныне Балтийск).
После того, как оборона Кёнигсберга была прорвана, в бункер Ляша советским командованием была направлена группа разведчиков-парламентеров с предложением капитуляции. Советское командование обещало сохранение жизни населению города и сложившим оружие. Сдавшимся в плен обещано обращение как с военнопленными.
К тому времени Кёнигсберг был полностью блокирован советскими войсками, в городе не было электричества, не работала канализация. Взятие города советскими войсками было лишь делом времени.
9 апреля в присутствии парламентеров Ляш отдал приказ о капитуляции гарнизона и по радио обратился к немецким войскам с призывом прекратить сопротивление.

Калининград. Часть 1

За это Гитлер заочно приговорил его к смертной казни, а его семья была признана судебно ответственной за его преступления. Супруга Ляша и его старшая дочь были посажены в тюрьму в Дании, его зять и младшая дочь — посажены в тюрьму в Германии. Однако все они в конце войны были освобождены.

Сталин тоже повелел приговорить Ляша к смерти, но затем эту меру заменили на 25 лет заключения в лагере. В 1955 года Ляш был освобожден и вернулся в Германию. Умер он 1971 году.

Теперь о самом бункере.
Строительство бункера началось в конце января 1945 года. В марте строительство было закончено, и сюда переехал штаб немецкого гарнизона Кёнигсберга. Бункер находился на глубине 7 метров, состоял из длинного коридора с отходящими от него 21 комнатой, был электрифицирован, проведены водоснабжение, канализация и система очистки воздуха. Толщина потолочного перекрытия (бетон, гидро и звуко изоляция, земляная насыпь) — около 3 метров.

9 апреля 1945 года в 21 час 30 минут в бункере была принята капитуляция немецких войск.

Калининград. Часть 1

Основная часть экспозиции посвящена штурму Кёнигсберга. Есть несколько диарам разрушенного Кёнигсберга, много исторических фотографий.

В результате военных действий Кёнигсберг был очень сильно разрушен. Уже в 1945 году в Калининградскую область пошли эшелоны с переселенцами из Белоруссии, Псковской, Калининской, Ярославской и Московской областей — они ехали на восстановление промышленности и сельского хозяйства бывшей Восточной Пруссии. Немецкое население оказалось в «подвешенном» состоянии — с ним не знали что делать. Те, кто был в силах работать, работали и получали продуктовые карточки. Но таких было порядка нескольких десятков тысяч, в том числе учителя немецких школ и священнослужители.

«Неработающее немецкое население… продовольственного снабжения не получает, вследствие чего находится в крайне истощенном состоянии,- докладывали в 1947 году в Москву калининградские власти.- В результате такого положения среди немецкого населения за последнее время отмечается резкое повышение уголовной преступности.»

11 октября 1947 года Совет министров СССР принял постановление «О переселении немцев из Калининградской области РСФСР в советскую зону оккупации Германии». Переселение длилось около года.