Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 23:16

Черниговская область, Сумская область — Украина Август 2019

Наш сплав по верхней части Десны, начатый пару дней назад от села Чернацкое Черниговской области — продолжается. Первые два дня сплава восхитили всех хорошей погодой, полной тишиной, отсутствием населенных пунктов по берегам реки и зеркальностью водной глади. За это время мы прошли по петляющей в разные стороны реке около 45 километров и на ночевку, миновав паромную переправу, остановились на большой поляне за селом Мезин.

В этом месте было довольно широкое, но мелковатое русло. Может быть поэтому его и выбрали в свое время для форсирования Десны Карл ХII и Мазепа, о чем мы расскажем ниже.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Разбив лагерь и поужинав, на следующий день решили сделать дневку и посетить самые знаковые места в окрестностях села Мезин. Чем же знаменита эта часть Черниговщины? Оказывается, мы попали на очень уникальную территорию, которая стала всемирно известной благодаря своим очень древним археологическим и палеонтологическим находкам и которой дали статус Национального Природного Парка.

Черниговщина. Мезинский Национальный Природный Парк

Специалисты-археологи, которые работали в этих местах в начале 20 века, обнаружили, что на Черниговщине человек впервые появился около ста пятидесяти тысяч лет тому назад. И одним из таких памятников Мустьерской эпохи (120–40 тыс. лет тому назад), является уникальная стоянка первобытного человека позднего палеолита, обнаруженная в 1908 году как раз у села Мезин, возле которого мы разбили наш лагерь.

Карта интересных мест первых четырех дней сплава

Дуб Мазепы

Также эти места знамениты и своими огромными старинными дубами, средний возраст которых более 400–500 лет. Их в окрестностях насчитывают почти два десятка. Среди них наиболее известными являются Дуплистый дуб, Дуб желаний, Рогатый дуб и Дуб Мазепы. Дуб Мазепы как раз находится в ста метрах от наших палаток.

У дуба Мазепы

Почему он носит имя гетмана Мазепы? Да потому что был живым свидетелем важных исторических событий, связанных с этим человеком. Сохранилось предание о том, как возле него (как раз на месте нашего лагеря) в годы Северной войны (1700—1721 гг.) отдыхала армия шведского короля Карла XII и гетмана Мазепы. И действительно, исторические источники свидетельствуют, что осенью 1708 возле соседнего села Деснянское состоялась переправа шведской армии. Это урочище среди местных жителей до сих пор называется Шведовщина.

И с вершины склона, на котором растет этот дуб, военачальники наблюдали за форсированием своих войск через Десну.

Форсирование Десны

Село Мезин

Спустившись с холма, через полкилометра подошли к околице села Мезин.

Перед нами предстала эдакая украинская глубинка в Коропском районе Черниговской области. Население села около 400 человек. Дома и обустройство деревни в корне отличаются от таковых в немецкой глубинке.

Фельдшерско-акушерский пункт села
Продуктовый магазин-кафе
Типичный дом в сельской глубинке Черниговщины. Скорее всего это постройка начала 20 века

Мезинская палеолитическая стоянка охотников на мамонтов

Но самым знаковым местом села является Мезинский археологический научно-исследовательский музей, созданный в 1965 году на чистом энтузиазме и без какой-либо материальной поддержки со стороны государства учителем рисования и просто небезразличным человеком Василием Куриленко.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Он сумел заинтересовать профессиональных археологов из Ленинграда, Москвы, Киева и Чернигова и с их помощью в окрестностях села были проведены множество исследований, в результате которых существенно пополнились и исторические музеи этих городов, и что-то осталось и в Мезинском сельском музее. В 1968 году под музей передали довольно просторное здание старинного особняка, принадлежавшего ранее отставному российскому офицеру Поливоде — там экспозиция музея размещена и ныне. Этот дом был построен еще в XVIII веке и сам является памятником архитектуры Мезенского края.

Вместе с гидом Оксаной мы прошлись по залам этого небольшого, но очень насыщенного экспонатами музея. Его экспозиции размещены в шести залах и охватывают весь период времени от палеолита до современности. Ему стоит даже как-нибудь посвятить и отдельную статью — настолько там много всяких экспонатов от древнейшей мамонтовой эпохи до современной, типа памяти местных ребят, погибших неизвестно за что в Афганистане в 80-х…

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Был там и стенд, посвященный известному революционеру-террористу и теоретику порохового реактивного двигателя времен 19 века Николаю Кибальчичу. А он каким боком к этому музею? Оказывается, он тоже родом из этих краев — из районного городка Короп (Короп в переводе с украинского — рыба Карп).

Однако большая часть экспозиции все же посвящена древнейшей истории, так как главное направление работы музея — изучение Мезинской палеолитной стоянки охотников на мамонтов, открытой в 1908 г. археологом Ф. Вовком.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

В 1912 году на Международном съезде антропологов и археологов в Женеве Федор Вовк (Волков) представил результаты исследования Мезинской стоянки. Так мировая наука узнала о существовании оригинальнейшей культуры, существовавшей на территории современной Украины в период от 17 до 10 тысяч лет до нашей эры.

В этом музее хранятся находки более чем из ста мест, добытых в окрестностях Мезина. Всего около 35 тыс. экспонатов.
Особенную ценность представляет экспозиция, посвященная Мезинской палеолитной стоянке. В экспозициях представлены кости мамонта, орнаментированные статуэтки, муляжи, фотокопии. Некоторые экспонаты вы не увидите больше нигде в мире.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Найденные находки позволяют восстановить внешний вид жилья древнего человека, которое сооружалось из костей мамонта, камня, деревянных жердей и звериных шкур — оно очень похоже на современные яранги или чумы народов Севера. Различия есть лишь в двух важных деталях — наши предки в качестве несущих конструкций использовали преимущественно кости мамонта и делали это почти 20 тысяч лет назад. Ученые подсчитали, что для постройки одного мезинского жилища использовалось около 300 костей животных.

На обратном пути от мезинской палеолитной к нашей палаточной стоянке, поднялись на один из крутых холмов и взлянули на овраги (яры) с отвесными стенами, которые его окружали. Действительно, если с высокой равнины правого берега загнать в этот яр мамонта, живым ему оттуда не выбраться. Вот таким способом, якобы и охотились древние деснянцы на мамонтов — загоняли их к крутым ярам и потом, упавших вниз, забивали камнями…

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Здесь же наверху стояла уютная беседка со столом и скамейками. Рядом было небольшое место для кострища, приготовленные дрова и даже — топор, заботливо оставленный гостям. Оказывается, ни у кого и мысли не возникает его «прикарманить» …

Отметив вечером 81-й день рождения нашего друга Константина, почти до полуночи просидели у костра, слушая его песни на различные туристические и бытовые темы. Как всегда, он мастерски исполнял как свои песни, так и произведения других знаменитых советских авторов «наших лет» от Высоцкого до Митяева…

Дворец Румянцева-Задунайского

На следующий день после завтрака — снова в путь по воде. Дойдя до села Разлеты, вышли к точке, обозначенной на карте как «Хороший вид. Достопримечательность».

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Несложный подъем по лестничной тропинке с перилами и мы вышли на площадку, с которой открылась великолепная панорама деснянских далей. Здесь тоже стояла большая беседка со столом и скамейками внутри. Жаль — не было времени на большое застолье с шампанским…

Спустившись вниз, продолжили наш сплав. И снова — зеркальные картины как будто заснувшей реки. Но нет! Если опустить руку в воду, то течение Десны было довольно ощутимым…

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Пройдя еще немного до села с аппетитным названием Вишенки, увидели уникальный для этих мест дворцовый комплекс и причалили для знакомства с ним к берегу. Ниже по течению будет еще одно село, но уже с названием Черешенки. Оба они когда-то принадлежали герою битв при Эгерсдорфе (Пруссия), Ларги и Кагуле (Молдова) фельдмаршалу, графу Петру Румянцеву-Задунайскому. И этот дворец, который мы видим перед собой — был его творением и его собственностью.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Как известно, граф питал слабость к архитектуре и своим многочисленным имениям придавал эдакий вычурный вид.
В обоих своих селах — Вишенках и Черешенках в период 1782–1787 он построил на берегу Десны целый комплекс строений в модных для того времени формах романтизма.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Дворец был возведен специально к приезду Екатерины II во время ее путешествия в Крым. Расположенное на холме здание, отдалённо напоминало средневековые замки и удачно вписывалось в ландшафт. В архитектуре зданий был эдакий микс из готики, классицизма и восточной архитектуры. Величественный фасад с декоративными башнями, контраст кубических объемов, круглых башен и ниш, различных по форме и размерам окон — все создавало сильное впечатление непростого здания.

Внутрь пройти было нельзя, так как все двери были закрыты. Говорят, что кое-где в интерьере сохранились изумительные лепные украшения в духе арабесок. А вот эти остроконечные башенки, похожие на минареты, навевали восточные мотивы и должны были напоминать хозяину о его победах над турками.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

В соседних Черешенках от владений Румянцева ничего не осталось, а ведь когда-то здесь помимо жилых построек были канцелярии, кухня, службы, птичник, казарма, прачечная и китайская беседка. Ничего из этого сейчас нет. В советские времена на территории усадьбы был устроен пионерский лагерь. Потом приют для стариков. Сейчас, судя по всему, здание пустует и потихоньку разрушается…

Последние дни сплава

Следующие два дня прошли без особых впечатлений — та же зеркальная река и та же тишина кругом. И — безнаселенка. Судя по картам, селения есть, но все они, из-за угрозы постоянных весенних паводков, стоят в отдалении от реки — километрах в двух-трех. И только изредка, показывая, что жизнь в этих прибрежных селениях все еще есть, к берегам попить водицы и поплавать приходят стаи гусей и стада коров.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Много попадалось и рыбаков. Как местных, так и заезжих. Но, правда, их было не так много как на участке Десны от Чернигова до Киева — там к берегу не подступиться и хорошие места, образно говоря, нужно занимать еще с прошлого года.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Были серьезные рыбаки, имевшие дорогие импортные снасти, но попадались и ловкачи-браконьеры, использовавшие вот такие снасти под названием «Морда», которые обычно ставятся на ночь…

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Проплывающие мимо зеркальные картины Десны все еще завораживали. Особенно впечатляли эдакие танцующие по воде отражения деревьев.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

К концу пятого дня стало видно, что погода меняется. Похолодало и небо стало затягивать темными тучами. Судя по прогнозу, просвет наступит только дня через три-четыре и, посовещавшись, мы решили вечером закончить сплав и утром, вызвав автобус к нашей стоянке у села Спасское, уехать в Киев.

Зачарованные зеркальной Десной. Мамонты и дворцы

Ну, вот! Наше очередное водное приключение закончено. Наверно, по впечатлениям и положительным эмоциям, оно будет самым запоминающимся из всех сплавов, которые мы провели в минувшие годы на наших реках. Хотя и те водные приключения прошлых лет помнятся очень хорошо. В Черниговской области это был сплав на байдарках по спокойной и красивой речке с загадочным названием Снов. В Полтавской — по реке Ворскла. А еще ранее нас всех очаровал Днестр и эмоционально порадовали бурные пороги Южного Буга.

И мы не говорим таким водным походам «Прощай». А говорим — Досвидания!

------------------------------------------------------------------------

СПИСОК

Рассказов о сплавах по украинским и зарубежным рекам:

1. Рафтинг на реке Замбези в Замбии (январь, 2007)
  2. Рафтинг в верховьях реки Нил (Кения). (январь 2010)
  3. Релакс на реке Снов (июль, 2013)
  4. Авторская видеозарисовка «Путешествие по реке Снов», 16' : https://www.youtube.com/watch?v=0mAeIwjb9c0
  5. Зачарованные Десной (июль, 2015)
  6. Рафтинг по Днестру (август, 2015)
  7. Рафтинг на реке Келани в Шри-Ланка (январь, 2016)
  8. Летний экстрим на Южном Буге (июль, 2016)
  9. Особенности сплава по украинской реке Ворскла (август, 2016)
  10. Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси (август, 2017)
  11. Сплав по срединной части Днестра. Подольские Товтры (август, 2017)
  12. Зачарованные зеркальной Десной . Сплав на катамаране (июль, 2019)
  13. Зачарованные зеркальной Десной . Мамонты и дворцы (июль, 2019)