Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:45

Зачарованные Десной

ВЫШГОРОД — Украина Июль 2015

Десна — любимое место отдыха жителей Черниговской и Киевской областей Украины. Словно уж, петляя и извиваясь, река не очень спеша проходит в основном по этим двум областям, правда, немного захватывая еще и Сумскую область.

А свое начало Десна берет в местечке с приятным для моего уха звучанием — деревне Юрьево, что в Смоленской области и оттуда течет до впадения в Днепр почти 1130 км.

Десна еще со времён Киевской Руси была важным транспортным путём, соединявшим Киевское и Черниговское княжества с бассейном Дона (по Сейму) и бассейном Оки (по Болве). Через эти пути и расселялись на Север и Восток славяне.

Еще на моей памяти на Десне было большое и регулярное судоходство. Существовал и Минречтранс, который много делал для укрепления берегов и русла реки. Ну, а сейчас этот транспорт по реке практически не ходит, и Десна целиком перешла во власть рыбаков и туристов.

Рассвет на Десне

Почти вдоль всей реки сейчас можно проехать на машине и поэтому все наиболее красивые места возле берега известны многим и каждый, кто их знает, старается занимать их пораньше.

Некоторые киевляне, и особенно неработающие пенсионеры, летом в таких местах создают комфортные лагеря со всеми современными удобствами, включая электричество от солнечных батарей и интернет, и живут там неделями и месяцами.

С портативными солнечными батареями сейчас не пропадешь — всегда будет и свет, и Интернет

Ну, а для тех, кто еще связан с работой, «бум» по занятию хороших и удобных мест около реки для рыбалки и для отдыха, наступает в пятницу. И сразу за древним Вышгородом начинаются придеснянские села с красивыми старинными славянскими названиями — Дубечня, Летки, Леточки, Жукин и другие. От каждого села к реке можно проехать уже по «грунтовкам».

Грунтовая дорога в заливных лугах
Зачарованные Десной

Сначала наша дорога идет по искусственно созданной еще во времена «Советов» дамбе, защищающей каждое село от весенних разливов реки. Видно, что дамба тянется на много километров, огибая разросшееся современными коттеджами старинное село.

Свернув с дамбы, выезжаем к реке — вот она уже мелькает за громадными черными тополями, которые здесь называют «осокоры» (в Киеве есть даже район на берегу Днепра — «Осокорки»). Кстати, осокор — черезвычайно полезное растение. Это дерево обладает многими достоинствами — оно и медоносное, и дубильное, и эфиромасличное, и красильное, и лекарственное, да еще и декоративное растение!

Тут и там уже видны рыбаки. Нужно поспешить к «нашему» месту, которое мы присмотрели еще много лет тому назад. К нашему счастью, оно оказалось и не занятым, и чистым. Чистыми были и места для палаток в тени осокоров, и место для костра. В порядке был и сам небольшой очаг, выложенный камнями. Это замечательно, что сейчас все следят за чистотой и вывозят свой же мусор, а не разбрасывают его под ближайшие кусты.

С дровами для костра на Десне тоже обычно проблем не бывает — вокруг, кроме осокоров, много и других деревьев — сосны, дубы и ивы, у которых всегда найдутся засохшие ветви — нужно только иметь пилку и топор. А можно и привезти все это с собой, купив по дороге вязанку сухих дров или мешок углей для барбекю.

Если не лениться и встать утром пораньше, то можно увидеть над рекой туман. Он вызывает загадочные и постоянно меняющиеся чарующие картины. Но еще полчаса-час и туман растает — будто его и не было.

Утро туманное

Настоящие рыбаки уже давно на берегу со своими довольно хитрыми современными снастями. И это уже не та удочка на прутике с леской и простым крючком, на которую я ловил рыбешку в детстве. А еще помню как мы тогда ловили на «петельку» из тонкой проволоки щурят, стоявших против течения в прозрачной уральской речушке. Вряд ли кто сейчас знает о таком способе ловли.

Сейчас все намного лучше и серьезнее. О сетях и всякого рода «мордах» и «вентирях» я не говорю. Настоящий рыбак получит удовольствие только от того, что «подцепит» лично сам!

У настоящего рыбака суперсовременные удочки. И не одна!

На Десну можно любоваться часами

Чтобы не сидеть на месте, можно прогуляться вдоль Десны и посмотреть на ее разливы,
А можно пройтись по заливным лугам и набрести на многочисленные «старицы» — наполовину высохшие озера и протоки, которые оживают при половодье весной.

Сейчас, в середине июля, уже не та вода что в апреле—мае. Иногда весной Десна разливается очень широко, затапливая сотни и сотни гектаров прибрежных лугов. Потому они так и называются — заливные.

А в этой "старице" еще можно и половить рыбку

Прогуляться по таким лугам — одно удовольствие. На километры — ни души. Некошенная веками трава — по пояс. И стоит необыкновенный аромат из десятков благоуханных цветов.

Посреди лугов нет-нет да и можно найти фруктовые деревья — яблони и груши, невесть как попавшие сюда. Сейчас самое время потрусить их — и ведро яблок можно насобирать за пару минут.

Дармовые яблоки вкуснее

А можно заняться сбором различных ягод. Сейчас поспел урожай ежевики и ближе к «старицам» стоят сплошные непролазные кусты ежевики и малины. Зная, что такая ягода будет очень хороша зимним вечером к чаю, можно не спеша за часок-другой насобирать вот такое ведерко с ароматными плодами. Или купить его у собирающих ягоды местных женщин.

Деснянский урожай ежевики

Чем еще можно заняться на Десне? Конечно, нужно купаться и плавать. Но надо знать, что река довольно коварна и имеет омуты, в которых вода завихряется, и это может быть опасным для неопытного пловца.

Течение Десны довольно сильнО, но всегда можно найти места, где оно практически отсутствует. Это всякого рода заводи и места с песчаными отмелями. Так что нужно знать такие места для безопасного купания и не лезть в воду, как говорят в Одессе - «наобум Лазаря».

За такими «заботами» три дня деснянского отдыха пролетают очень незаметно.

И Десна знает, что никто не скажет ей «Прощай»! И знает, что все, зачарованные ею, всегда говорят — «До встречи»!

------------------------------------------------------------------------

СПИСОК

Рассказов о сплавах по украинским и зарубежным рекам:

1. Рафтинг на реке Замбези в Замбии (январь, 2007)
  2. Рафтинг в верховьях реки Нил (Кения). (январь 2010)
  3. Релакс на реке Снов (июль, 2013)
  4. Авторская видеозарисовка «Путешествие по реке Снов», 16' : https://www.youtube.com/watch?v=0mAeIwjb9c0
  5. Зачарованные Десной (июль, 2015)
  6. Рафтинг по Днестру (август, 2015)
  7. Рафтинг на реке Келани в Шри-Ланка (январь, 2016)
  8. Летний экстрим на Южном Буге (июль, 2016)
  9. Особенности сплава по украинской реке Ворскла (август, 2016)
  10. Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси (август, 2017)
  11. Сплав по срединной части Днестра. Подольские Товтры (август, 2017)
  12. Зачарованные зеркальной Десной . Сплав на катамаране (июль, 2019)
  13. Зачарованные зеркальной Десной . Мамонты и дворцы (июль, 2019)

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Рыбалка, Самостоятельные путешествия