Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 17:49

Ахтырка, Полтава — Украина Август 2016

Где лучше всего проводить жаркие летние дни? Конечно, возле реки — купаясь на её песчаных пляжах или сплавляясь по ней. Некоторые из нас в молодые годы серьезно увлекались этим видом туризма, сплавляясь во время отпусков по бурным рекам Карпат, Алтая и Сибири.

Техника того времени была довольно примитивной — многие будут сейчас смеяться и недоумевать — как это можно было проходить те серьезные реки на плавсредствах, брезентовые пустоты которых были наполнены надутыми волейбольными камерами или более дешевыми презервативами, которые тогда стоили всего 2 копейки за штуку. Да, все это было…

А сейчас проблем в плавсредствах нет — выбирай в магазине самую современную байдарку или катамаран, а еще лучше фирму, которая обеспечит «All Inclusive», включая и плавсредства, и кемпинговый сервис с трехразовым питанием.

И, забросив тяжелые горные походы с покорением довольно известных вершин типа Килиманджаро, наша дружная компания уже находящаяся в возрастной группе 65–80 лет и состоящая из бывших и еще действующих научных работников, профессоров и академиков, вот уже который раз проводит лето на воде. У нас были два замечательных сплава по черниговской реке с загадочным названием — Снов. В прошлом году всех очаровал Днестр. В июле этого года мы успели побывать и пройтись по бурным порогам Южного Буга. В Украине хватает хороших рек и для релакса, и для активного отдыха.

Если взглянуть на карту бассейна Днепра, то мы увидим, что с обеих его сторон есть множество рек, питающих эту основную водную артерию Украины. Вот по одной из них — реке Ворскле, начинающей свой путь в российской Белгородской области и протекающей далее по Сумской и Полтавской областям Украины, мы и решили пройтись в августе вместе с компанией «Экстрим-уикэнд». Шестидневный сплав типа All Inclusive от сумской Ахтырки до полтавской деревни Михайловка длиной около ста километров обошелся каждому в 2200 гривен (5800 руб).

Карта бассейна Днепра. Река Ворскла течет от Белгорода через Полтаву

Упоминание о Ворскле встречается в письменных источниках с 1173 года. Под этим именем река фигурирует и в знаменитой Ипатьевской летописи. Разные ученые толкуют название этой реки каждый по своему, привязывая его к тем этносам, которые там проживали в различные времена. Да и кто только не был на Ворскле! Начиная с племен скифов, аланов, славян, половцев и заканчивая войсками шведов и Петра-1, немцев и партизанскими отрядами знаменитого Ковпака.

Исторических мест и достопримечательностей здесь хватает! И мы хотим, делая остановки, посетить некоторые из них. Первой у нас будет экскурсия на древние Бельские валы, ведущие свою историю с еще дохристианского времени, затем — музей Ковпака в городке Котельва, потом посетить столицу украинского гончарства — село Опишню, поужинать на хуторе Прони, который «близ Диканьки» и закончить путешествие посещением знаменитой Сорочинской ярмарки, которая постоянно проводится в селе Великі Сорочинці каждую третью неделю августа!

Наш старт был намечен на берегу Ворсклы за городом Ахтырка, знаменитым своими несколькими старинными церквями и старыми казаческими традициями, уходящими в 16–17 века.

Место нашего старта по реке Ворскла

По приезду из Полтавы на берег реки, увидели, что там уже идет сборка катамаранов, прибывших этим же утром из Киева очень хорошим сервисом «Новой Почты» (вчера отправили — сегодня получили!).

Особенности сплава по украинской реке Ворскла
Залив реки Ворскла на месте первой стоянки

К сожалению, пока их собирали, погода стала ухудшаться, начал накрапывать дождик и мы решили поставить палатки и переночевать на этом месте. Но близость городка Ахтырка не позволила насладиться тишиной опушки леса на берегу реки — то и дело на берег прибывали веселые компании и музыка с громкими разговорами и веселым женским смехом, несмотря на дождь, были обеспечены до этого позднего воскресного вечера. Мы, конечно, тоже не скучали…

Наутро катамараны без разбитой бутылки шампанского были спущены на воду и мы начали наш путь по тихой и спокойной воде.

Слегка извилистая река с небольшими холмистыми берегами, обрамленная небольшими рощами неспешно несла свои воды через удивительно красивые и интересные места. Вот проплыли последние уютные коттеджи жителей Ахтырки и на следующие несколько дней мы окунулись в тихую и, подчас, совершенно безмолвную атмосферу реки Ворскла. Деревень, подступающих к самой реке, на нашем пути не было.

Особенности сплава по украинской реке Ворскла

Полный релакс. Тихое течение реки, улучшающаяся погода — что еще надо, чтобы так встречать наступающую старость? Когда-то река была даже судоходной, а сегодня основными судами являются туристические байдарки с катамаранами и небольшие лодки рыбаков из недалеких поселений.

Особенности сплава по украинской реке Ворскла

Вода в реке очень чистая и просматривалась на всю ее глубину на полтора-два метра.

К концу дня погода восстановилась и, причалив к берегу, на котором мы обнаружили оборудованное для стоянки место со столом и скамейками, разбили там свой второй лагерь. Выше стоянки, на крутом холме, была великолепная сосновая роща, так что проблем с дровами для костра не было.

И хотя все мы были опытными туристами, все же порадовались, что всю работу по приготовлению трехразового питания и бытового обустройства стоянок взяли на себя организаторы этого сплава — отец и сын Геннадий и Андрей. Они были опытными «водниками», прошедшими бурные карпатские и альпийские реки и такой наш пенсионерский поход по Ворскле, который они взялись провести для нас, для них был как «семечки» …

Особенности сплава по украинской реке Ворскла

На следующий день погода с утра снова не заладилась и пришлось опять надевать дождевики. Русло реки причудливо извивалось. В некоторых местах над водой нависали вот-вот готовые упасть деревья и в таких местах мы невольно убыстряли темп нашей гребли.

В общем-то шли по реке не спеша, но иногда наступал приступ драйва, когда всем хотелось что-то новенькое по сравнению с монотонной греблей. Но ничего другого кроме как гонок мы придумать не смогли. Сначала соревновались оба плота со всеми гребцами, а потом — только с женскими! Наш катамаран в обоих видах состязаний почти всегда был первым!

Река Ворскла тиха и спокойна, и по ней хорошо спускаться, настроившись «на спокойную волну». Нет ни водоворотов, ни бурунов, ни порогов. Некоторыми препятствиями, правда, были поваленные деревья, которые, однако, везде удавалось обходить по воде. Нужно было быть и настороже, когда из воды торчали ветки от уже лежащих на дне деревьев.

По остаткам трав и мхов, висевших на ветках прибрежных кустов и деревьев, было видно, что уровень воды в половодье может подниматься еще на полтора-два метра. Но это бывает весной, когда на воду еще не хочется.

Подойдя к мосту, ведущему к поселку Котельва, решаем с этого места сделать две экскурсии — на Бельские валы и в сам поселок — посмотреть на родину знаменитого партизана Ковпака. Этим экскурсиям можно посвятить отдельный рассказ, ну, а если коротко, то можно на них и не тратить время — мы потеряли на них целый день. Только на валы ушло около 4 часов. И столько же — на Котельву. И то хорошо, что нам удалось поймать попутный транспорт на полупустынной сельской дороге, что было непросто для 14 человек.

Что такое Бельские валы? До этого путешествия я о них даже и слыхом не слыхивал. Но оказывается, это уникальный исторический раритет, уходящий в возрастную глубину 8 века до Нашей Эры!

В древности это был настоящий город-гигант Гелон, о котором писал известный историк Геродот. Археологами обнаружены землянки, избушки, мастерские, святилища, останки древнего храма с колоннадой и множество скифских курганных захоронений. Правда, в это же время были и Египет, и Греция. И греками вовсю шло освоение причерноморских земель …

Проехав на попутке около десяти километров, мы вышли за поселок Бельск и в километре от него увидели вдали цепочку этих валов.

Особенности сплава по украинской реке Ворскла

Поднявшись на один из них, стала видна вся гигантская картина этих сооружений, уходящих по окружности вдаль. Неужели когда-то здесь кипела жизнь и внутри этого круга диаметром около 10 километров, было гигантское городище, обнесенное земляной стеной высотой 8–10 метров, да еще и с глубоким рвом до 6 метров? Фантастика, но это Было…

Эти валы являются центром Ворсклинской группы памятников скифского времени. Городище состоит из трёх укреплённых поселений, объединённых одной крепостной стеной. По оценкам специалистов, общая площадь городища 4875 га с длиной стен около 37 км …

Хорошо, что на обратном пути удалось поймать попутный микроавтобус, благодаря которому добрались к лагерб уже на закате дня. А если бы не поймали?

А на следующее утро двинулись пешком в поселок Котельва — на родину Сидора Ковпака, героя Советского Союза, талантливого руководителя партизанских отрядов. Три километра пешком по шоссейной дороге. Под его руководством было проведено 5 успешных рейдов в тыл врага, которые вылились в известный слоган — «От Путивля до Карпат». В память об этом легендарном человеке в центре Котельвы установлен памятник.

Особенности сплава по украинской реке Ворскла

Рядом с ним находится и его музей, в который мы заскочили «на минутку», а пробыли, благодаря интересной и энергично-театральной директрисе Екатерине Ивановне Кулинич, больше часа. Она увлекла нас своим рассказом о военных подвигах Сидора Ковпака, бывшего в ранней юности озорником и конекрадом. На обратном пути, обратившись с вопросом на автостанции, без труда арендовали автобус до нашего лагеря.

Всем запомнилась и очень красивая стоянка на высоком берегу соснового бора, в котором сосны были не прямые — корабельные, а с причудливо изогнутыми стволами. Эдакий «Пьяный лес». Наверняка, здесь не обошлось без какой-то геомагнитной аномалии…

А какие рассветы на Ворскле! Но чтобы их увидеть, надо не лениться встать пораньше. И тогда вы увидите и туман над рекой, и два солнца — одно настоящее, а другое — его отражение в зеркальной глади еще покрытой туманом воды.

Особенности сплава по украинской реке Ворскла

Встречались на пути и препятствия искусственного характера — плотины — как построенные по планам ГОЭЛРО, так и для регулирования уровня воды для сельхознужд. Таких препятствий у нас по плану было три. И перед каждым из них нужно было полностью разгружаться и переносить все на другую сторону плотины ниже по течению. Обычно это занимало минут сорок.

Обнос плотины закончен и можно двигаться дальше вниз по течению

Уже рукой подать и до Опишни — гончарной столицы Украины. От реки до этого села 12 км. Мы садимся в арендованный автобус и направляемся в центральный государственный музей украинского гончарства, который расположился на его окраине. Там, благодаря очень эрудированной и симпатичной гидше Вите, одетой в модную вышиванку в стиле «белое по белому», мы провели около двух часов.

Особенности сплава по украинской реке Ворскла

Здесь, внимательно рассматривая тысячи экспонатов, можно легко провести и целый день. Скульптуры, композиции, горшки, чашки, миски — все из глины. Да еще и с росписями. Можно и поучаствовать в мастер-классах по лепке изделий из глины и их росписи.

А еще порадовало удачное расположение этого музея на окраине села. С высокого холма, на котором он находился, открывались великолепные дали с видневшимися в стороне уже знакомыми нам Бельскими валами. Но, уже с другой стороны…

Вернувшись в лагерь, отметили завершение сплава хорошими шашлыками, которые вкусно приготовили из приобретенного в селе мяса наши гиды-организаторы Геннадий и Андрей. Следует отметить, что во многих местах по берегам реки были неплохо организованные стоянки со столиками и скамейками под навесом. И кругом было довольно чисто. Народ потихоньку приучился убирать за собой и не разбрасывать кругом свой мусор. Мы тоже наши отходы упаковывали в отдельный мешок и везли с собой на плоту.

Особенности сплава по украинской реке Ворскла

Эта стоянка нам всем так понравилась, что мы решили провести на ней весь следующий день и здесь завершить сплав. Жаркое солнце, теплое течение реки. Полный релакс. После полудня следующего дня за нами пришел автобус и, погрузившись на него со всеми вещами, тепло простившись с Геннадием и Андреем, выехали к Диканьке в сторону Полтавы. Там, еще по пути в Ахтырку, мы забронировали наш прощальный ужин на всемирно известном, благодаря Гоголю, хуторе Прони, который «близ Диканьки».

Подъехав, видим, что нас уже ждут. У ворот в усадьбу стояла дивчина с парубком, которая, завидев нас, запела развеселую приветственную песню.

Зайдя на хутор, и глядя на окружающие пейзажи, сразу перенеслись в прошлое, когда на улицах села стояли белые хаты-мазанки. Вокруг каждой были плетеные из ивы ограды с горшками на стойках и желтые подсолнухи …

Когда-то здесь был настоящий хутор, описанный Н. Гоголем как место жительства пасечника Рудого Панько, рассказчика из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сейчас из нескольких домов, выкупленных у местных жителей бывшим председателем сельсовета Владимиром Удовиченко, в 2003 году был сделан развлекательный историко-культурный комплекс «Хутор близ Диканьки».

Ну, а это, как бы соблазняющая невзначай Дьяка, пани Солоха! Гоголь показал эту любвеобильную, дородную и совсем не молодую героиню повести как отрицательный персонаж. Она, как и черт, превращается в кого захочет и делает разные вещи, которые нормальный человек сделать не может.

В него входит шинок с ресторанным залом и оформленные в стиле украинских хат банкетные домики с летними беседками над прудом.

Мы заказали стандартный комплекс домашней полтавской кухни — наваристый борщ, паровые вареники и галушки со шкварками. И еще концерт в виде небольшого получасового театрализованного действия по гоголевским мотивам. За все-про все, с человека вышло по 150 гривен (ок. 400 руб). Были очень удивлены размерами галушек и вареников — с хороший мужской кулак!

После ужина нас ждал концерт. В качестве артистов выступали супруга Владимира — Валентина — директор местного дома культуры и несколько учителей из сельской школы. Они исполнили театрализованное действо с участием гоголевских героев и спели несколько народных песен. Валентина весьма профессионально исполнила главную роль — пани Солохи.

А потом она «завела» и всех нас! И некоторые наши женщины с удовольствием полетали даже и на метле.

Боюсь, что полетав на метле, жена может стать другой ...

Ну, вот и все! На этой приятной ноте наш недельный отдых со сплавом по реке Ворскла был закончен. Часть людей уехала ночным поездом в Киев, а мы с супругой, переночевав в Полтаве, следующим утром поехали машиной на Сорочинскую ярмарку (86 км), о которой тоже ярко писал незабвенный Гоголь. Посмотрим и сравним гоголевскую картину маслом, написанную более ста лет тому назад и наши нынешние впечатления ...

------------------------------------------------------------------------

СПИСОК

Рассказов о сплавах по украинским и зарубежным рекам:

1. Рафтинг на реке Замбези в Замбии (январь, 2007)
  2. Рафтинг в верховьях реки Нил (Кения). (январь 2010)
  3. Релакс на реке Снов (июль, 2013)
  4. Авторская видеозарисовка «Путешествие по реке Снов», 16' : https://www.youtube.com/watch?v=0mAeIwjb9c0
  5. Зачарованные Десной (июль, 2015)
  6. Рафтинг по Днестру (август, 2015)
  7. Рафтинг на реке Келани в Шри-Ланка (январь, 2016)
  8. Летний экстрим на Южном Буге (июль, 2016)
  9. Особенности сплава по украинской реке Ворскла (август, 2016)
  10. Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси (август, 2017)
  11. Сплав по срединной части Днестра. Подольские Товтры (август, 2017)
  12. Зачарованные зеркальной Десной . Сплав на катамаране (июль, 2019)
  13. Зачарованные зеркальной Десной . Мамонты и дворцы (июль, 2019)