Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была вчера 11:22

Калининград — Россия Август 2018

Погружение в военно-фортификационную историю Калининграда я описала в Калининград. Часть 1 .

Теперь перейдем к культурной составляющей нашей поездки, которую условно можно назвать «тяга к прекрасному». Хотя опять без упоминаний войны не обойтись.

Музей янтаря

Музей янтаря насположен в башне Дона — одном из оборонительных сооружений Кёнигсберга.

Калининград. Часть 2

По ошибке мы приняли за музей Янтаря, точнее, за башню Дона, башню Врангеля — покрутились вокруг, все закрыто. А Дон оказался на противоположном берегу. В музее народу было немного, но в кассу пришлось постоять. Почти весь первый этаж отдан под торговлю янтарем. Конечно, основное внимание привлекают изделия из янтаря.

И «мухи» в янтаре. В данном случае — ящерица.

Калининград. Часть 2

Но есть проблема с расстановкой экспонатов. Например, стоит интересная инсталляция под названием «Два портрета».

Как ни пыталась ее рассмотреть и сфотографировать — то на фоне части двери, то на фоне плана эвакуации получается. А повесить ее на фоне чистой стены не смогли. Или не захотели. А жаль.

Башня только снаружи кажется большой.

Но на самом деле места для экспонатов катастрофически не хватает. Очень мешают блики и засветка из окон. Но зато в историческом здании — это создает определенную атмосферу.

Музей можно посетить как с экскурсией, так и самостоятельно. С экскурсией можно подняться на крышу башни.

Калининград. Часть 2

В целом, мне музей понравился больше, чем аналогичный музей в Янтарном. Хотя в Янтарном интерактива больше, да и он совсем другой.

Остров Канта

Остров Канта — самый центр Калининграда, в географическом, культурном и историческом аспектах.
Это сейчас он называется «Остров Канта», а раньше он носил название «Кнайпхоф», как и находящееся на нем городское поселение. Впоследствии, после объединения 3-х городов, в числе которых был и Кнайпхоф, возник город Кёнигсберг.

В силу своего географического положения, Кнайпхоф специализировался на торговле и судоходстве. К концу XIX века он имел на своей территории ратушу, Кафедральный собор и плотную жилую застройку.

Доминантой острова был Кафедральный собор, построенный в XIV веке. До начала церковной реформации 16 века он являлся главным католическим храмом Кенигсберга.

В 1695 году в соборе появился орган.

Кафедральный собор и по сей день является визитной карточкой Калининграда.

Калининград. Часть 2

В 16 веке рядом с собором открылся университет «Альбертина» — это был второй университет в Германии. Университет пользовался большими привилегиями и свободами, его преподаватели относились к высшим слоям общества.

Спустя некоторое время одну из башен церкви приспособили хранилище старинных книг — Валленродскую библиотеку.

31 августа 1844 года, в день 300-летия университета, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV заложил первый камень в фундамент нового здания «Альбертины».

К началу века в университете обучались более тысячи студентов.

В здании собора находилась усыпальница, в которой хоронили профессоров университета. Философ Иммануил Кант стал последним из тех, кого здесь похоронили. Его могила и сейчас является одним из самых посещаемых туристических мест Калининграда.

Кстати, интересный факт: первый раз Кёнигсберг вошел в состав России в 1758 году при императрице Елизавете Петровне. В 1762 году взошедший на престол Петр III вернул Фридриху II, ярым поклонником готорого он был, все территории, прежде занятые русскими. Таким образом, Иммануил Кант около 4 лет был подданным ее Величества Елизаветы Петровны.

Жизнь Кенигсберга круто изменилась в августе 1944 года. 27 августа 1944 года 174 бомбардировщика «Ланкастер» ВВС Великобритании отбомбились по восточной стороне города. Через три дня, в ночь на 30 августа 1944 года 189 «Ланкастеров» сбросили 480 тонн бомб на центр города, где не было НИ ОДНОГО военного объекта. Это было первое применение НАПАЛМОВЫХ бомб.

В результате британских бомбардировок, было разрушено порядка 20% промышленных объектов и около 40% всех домов Кёнигсберга. Исторический центр города был ПОЛНОСТЬЮ уничтожен — что не разрушили взрывы, сжег напалм. Королевский замок, старое и новое здания Кёнигсбергского университета, кирхи старого города были превращены в руины. Погибло порядка 4200 жителей, около 200 тысяч остались без крова.
В Кафедральный собор не попала ни одна бомба, но напалм сделал свое дело — выгорело все, от Кафедрального собора остались только оплавленные стены.

После передачи Кёнигсберга в юрисдикцию СССР было неизвестно, надолго ли город вошел в состав СССР. Поэтому городске руины разбирают на кирпич, часть из которого идет на восстановление Калининграда, а часть отправляют на восстановление Ленинграда.

В 1970-е годы на территории острова закладывают парк.

В 1996 году начинаются работы по восстановлению Кафедрального собора.

Калининград. Часть 2

Тогда же была отреставрирована и могила Канта.

Композиция «Символы Кёнигсберга 1930 года» перед центральным входом в собор.

В 2005 году назад в Кафедральном соборе появился новый орган. Да еще и уникальный — это комплекс из двух органов: Большого и Малого, который находится в дальней части зала.

Калининград. Часть 2

Два органа могут звучать как отдельно, так и вместе — между собой они соединены оптоволокном. При этом один органист может использовать оба органа одновременно.

Орган был изготовлен немецкой фирмой, а декор делали наши, в России, по сохранившимся старым фотографиям.

Сейчас в соборе работает музей и проходят вечерние и дневные органные концерты.

Калининград. Часть 2

На такой дневной мини-концерт мы и сходили. А всю изложенную выше историю услышали на короткой вводной лекции перед концертом.

Дневные концерты длятся 40 минут, исполняют органную «классику».
Бах в «стереозвуке» от двух органов впечатляет, а немецкие марши меня оставили равнодушной.

Но возможности у органа в плане звучания — громадные.

В завершение концерта, фигурки ангелов на Большом органе начали двигаться — в трубы дудеть, в барабаны бить. Мне показалось, что на балаган смахивает. Когда мы спросили, нужна ли такая анимация, лектор ответил, что так было на орининальном органе, что это такая немецкая сентиментальность.