Турист Людмила Султанова (Ludmila52)
Людмила Султанова
была 31 марта 20:36

От песчаных барханов к снежным вершинам. Часть 3. Чарынский каньон

Казахстан Июнь 2017
Чарынский каньон

ЧАРЫНСКИЙ КАНЬОН

Самое известное, самое разрекламированное место в Казахстане — это Чарынский каньон. Great canyon — с гордостью переводят его на английский. Отснят во всех видах фотографами всех рангов. Потому немыслимо сказать и показать что-то лучше и новее. Но отчего ж не поделиться субъективными впечатлениями?

Чарынский каньон ведет название от речки Чарын и имеет значительную протяженность (154 км), но известностью и посещаемостью отличается только участок в 2 км, который назывется Долиной замков.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Тщетно я искала очертания каких-то замков в отвесных, терракотового цвета, стенах каньона. Иногда, правда, возникали ассоциации с украшенными статуями стенами эллинский храмов. Если напрячь воображение, то можно увидеть и еще что-то необычное, но об этом позже.

Ну, а в общем, это эффектные, тут ничего не скажешь, отвесные скалы, созданные природой 12 млн лет назад, когда степь разверзлась и образовался этот каньон, уходящий вглубь, к центру Земли, на 150–300 м.

Вернусь к началу — как мы подъезжали к каньону, который совершенно невидим со стороны степи. Все ровным ровно! Кругом сплошная, голая казахская степь. И лишь знак у дороги предупреждает: вы в зоне каньона. Будьте бдительны!

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Днем-то ничего, видно дорогу, видно знаки. Ночью тут ездить впервые я бы не решилась — велик риск свалиться в гигантскую трещину — в каньон. Он не видим, пока не подойдешь к краю.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Впрочем, есть еще одна мера предосторожности — шлагбаум. Прежде, чем проехать к каньону, надо заплатить пошлину. Небольшую. Вот теперь путь к каньону открыт.

После шлагбаума мы проехали еще немного и остановились у этой каменной беседки почти на самом краю пропасти. Указатель еще раз подтвердил, что перед нами каньон.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Напротив, через дорогу находилась еще одна крытая беседка — место для трапезы туристов.

Дело шло к вечеру, идти в каньон на ночь глядя не было смысла. Обзор достопримечательности мы отложили до утра.

А пока осматривались на местности. Разглядывали цветочки. Здесь рос популярный в сухих букетах кермек

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

А это растение похоже на мачок. Он встречается на каменистых склонах то тут, то там

О, это ж знакомая большая песчанка! Привет!

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Мы заночевали, поставив палатку совсем близко к краю — чтоб можно было любоваться через прозрачные стенки на каньон. Выход из палатки направили в сторону степи.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Утром я проснулась первая и успела захватить рассветный луч, осветивший нашу палатку. Ну да, снимок не айс. Но мне он напоминает, как это было прекрасно на самом деле.

Утро преподнесло еще одни сюрприз — с нами в палатке ночевала сколопендра! Ядовитая, страшного вида многоножка длиной целых 5 см. Есть отчего напугаться. Правда, её яд смертелен только для мух. Но и человеку будет неприятно, если укусит. Шустрая тварь, никак не давала навести фокус на нее, бегала по палатке. Только вывернув палатку и вытряхнув ее на землю, мне удалось хоть как-то поймать в объектив суетливое животное.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Это обстоятельство не испортило нам настроения. Мы все живы и непокусанные.

Как видите, на моей подруге теплая куртка. У меня такая же. В них и спали. Холодные ночи в степи даже летом. А что нас ждало в горах! Мы еще не знали, каким это окажется испытанием. Но не буду забегать вперед.

Оглянувшись вокруг, мы увидели, что не одни ночевали на краю каньона. Вдалеке видны были еще две машины и палатка.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Дмитрий тянул время, дожидаясь, когда свет попадет в каньон, который еще оставался в глубокой тени. Он был недоволен светом, небом, которое не высвечивало рельеф каньона. Но у нас не было времени дожидаться хорошего света. В конце концов, мы приехали в первую очередь смотреть! Решили, что после утреннего кофе выйдем на прогулку в каньон.

Тут я сделаю небольшое отступление от темы. Для меня это было ново, вдруг еще кто-то извлечет для себя пользу из этой информации. Дело касается насущного — питания туриста. Дмитрий возил с собой отличное приспособление: газовый баллончик с насадкой — мы готовили на нем себе пищу.

Вместе с горелкой это выглядело примерно так:

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Нужная вещь даже для пикника! Мало весит и не занимает много места. Парочки литровых баллонов нам хватило на все время путешествия. Правда, в горах газ слабее горел — сказывался недостаток кислорода. Но мы в любой момент могли быстро вскипятить себе чай, кофе, поджарить яичницу. Даже суп из тушенки с макаронами готовили!

После завтрака мы наконец отправились в каньон. В самом начале спуск был оформлен удобной лестницей с перилами. Были спуски и в других местах, дальше, протоптанные туристами. но они сократили бы прогулку, а мы хотели видеть все!

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

И вот мы уже можем посмотреть на эти скалы вблизи. Какая интересная дырка! В форме бабочки!

Экскурсия в Долину замков стартовала

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Проходите, не бойтесь, я держу этот камень!

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Всегда хорошо иметь свой угол

Мимо пронесласть машина с туристами — оказывается некоторые предпочитают с ветерком проехать по каньону.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Мы видим людей, стоящих наверху, совсем крочешными. Вероятно. мы им тоже кажемся мурьями, пользающими по дну каньона. На фото высота стен каньона не кажется такой уж большой. В реальности ощущение иное.

Мы дошли до места, где путь нам преградили две смыкающиеся глыбы.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Впрочем, проход такой широкий, что свободно проезжают машины.

Отдельные скалы имели весьма интересный вид — напоминали каких-то существ

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Стены каньона стали менять цвет — это значило, что мы миновали зону Долины замков и вступили в Черный каньон.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Мимо опять промчался автомобиль, уже в обратную сторону. Это машина эко-парка «Чарын», к которому мы были уже на подходе.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

За домиками протекала стремительная речка и тянулась многокилометровая отвесная стена Черного каньона.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

Наша экскурсия завершилась. Делать на речке было нечего. Купаться здесь опасно для жизни. Нам рассказали, что какой-то парень решил похвалиться перед девушкой, залез в воду — речка-то неглубокая в сущности. Еле выловили героя чуть живого. Течение тут сумасшедшее, да еще каменистое дно. И очень холодная вода!

Если прихватили с собой удочки, можно попробовать поймать форель.

От песчаных барханов к снежным вершинам.  Часть 3. Чарынский каньон

На обратном пути каньон осветился шикарным светом, стены его стали рельефнее, картинка эффектнее. И тут мой фотик издал прощальный писк «кончился заряд» и выключился. Сработал закон подлости. Впрочем, смотреть не через объектив на все, что вокруг, просто глазами даже еще лучше! Больше впечатлений. Они и остались у меня в памяти.