Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Ленсойс — Бразилия Июль 2015

«Шапада Диамантина — это шо? а это хде?». Наверное, самый задаваемый вопрос, во время моих рассказов о бразильских приключениях. И, действительно, название этого природного парка не на слуху у европейского туриста, а зря. Эти места наполнены историей, невероятной природой и душевными людьми. Не мудрствуя лукаво, раскрою сразу всю завесу тайны. Надеюсь, что это получится интересно и занятно.

Шапада-Диамантина — известный национальный заповедник, разместившийся на просторах штата Баия. Его площадь 1520 кв. км., что, весьма, внушительно.

В переводе название парка звучит как «алмазное плато» по той причине, что здесь действительно были обнаружены драгоценности. Раньше в этих краях была настоящая чума, под названием алмазная лихорадка. Сегодня природный парк посещают, в основном, любители экотуризма, а раньше здесь можно было встретить лишь охотников за драгоценностями. По сути, здесь есть всё, что по сердцу активному туристу: горы, реки, пещеры, водопады, туристические тропы, уникальные флора и фауна, чистый воздух, вызов дикой природе… можно перечислять до бесконечности.

Основным городом (административным центром) заповедника является город Ленсойс, что в 408 км от Салвадора. Население всего 7000 человек, причем коренных намного меньше. Порой число туристов тут больше, чем местных жителей. Известный турист, господин Винский, сравнивает этот город с кубинским Тринидадом.

Главный недостаток заповедника — его площадь и не компактность. Объекты разбросаны друг от друга на расстояниях 50 — 200 км., а нормальные дороги были замечены лишь местами. Поэтому изучать владения красавицы Шапады можно либо на арендованном автомобиле, либо с групповой экскурсией. Общественного транспорта в национальном парке нет. Машину арендовать дешевле и проще, скорее всего, в Салвадоре, так как по некоторым источникам, аренда низкобюджетной машины в Ленсойсе может обойтись в 100 USD / день.

Из Салвадора в Ленсойс ходят автобусы примерно 6 раз в день. Как правило, Ленсойс — это остановка на маршруте Салвадор — Сибра. В пути около 6 часов. Цена билета от 70 $R ~23 USD. Автобусы очень комфортные, спать одно удовольствие. Лучше ехать ночным автобусом, так сэкономите за ночь в отеле и проспите всю дорогу, но я вот не выдержал и дал заднюю из Салвадора уже днем. Дорога не простая, помотает, будь здоров!

В Ленсойс я приехал в 20:00. Первым делом направился сразу на поиски своего отеля Pousada Natureza. С первых минут, город подкупает своей простотой и душевностью: центральная набережная, народ медленно гуляет, играет инструментальная музыка, кто-то вдали громко красиво поет, чуть правее журчит река, а влюбленные пары мечтают о будущем. Иду. Местные с любопытством разглядывают, всматриваются в моё немного уставшее лицо. Никто не пристаёт, даже не пытается завязать диалог, предложить такси или интим-услуги. Просто широко улыбаются, в ответ улыбаюсь и я.

На центральной площади ко мне подошёл старый-старый дедушка, спросил в какой отель мне надо. Второй вопрос был вполне предсказуем: «Откуда ты, христовенький, приехал?». Россия его явно устроила. К сожалению, такого отеля дед не знал, но с озабоченным видом обкричал всех своих знакомых, которые показали на улицу, уходящую вверх. Дед задумчиво «поцыкал», мол как ты с таким чемоданом в раздолбанную горку пойдешь, и тут же свистнул своего родственника. Через минуту меня я уже заталкивали в машину, чтобы отвезти в отель. Ехали не долго, всего 200 метров. И пик моего удивления был, когда водитель наотрез отказался от денег. Еле уговорил его взять, хотя бы 7 $R, а то неудобно как-то. Гостеприимно тут.

По плану заселиться я должен лишь завтра. Цена на букинге на эту ночь выросла в 5 раз и вместо 18 долларов, номер стоил 90. Но почему-то была уверенность, что смогу договориться за вменяемую сумму, ведь тут такие душевные люди.

Уже с порога меня встречали как дорогого гостя, несмотря на то, что сегодня не ждали. К сожалению, хозяева не говорят по английский, но с помощью подручных листочка и ручки, стало все понятно: меня согласились заселить за все те же 18 USD.

Pousada Natureza — очень простой отель с минимальной ценой и отличным завтраком. У меня был номер, что-то вроде домика на дереве. Комплектация номера как в 3*, есть всё необходимое, кроме сейфа. На завтрак шведский стол с домашней кухней, что при цене 18 долларов, казалось бы, невозможно! Даже есть ежедневная уборка. Поразил чек аут в 20:00. Ну и очень хорошие хозяева. Это лучший вариант для остановки в Ленсойсе. Рекомендую всем.

Закинув вещи, я вернулся на площадь. В ближайшем агентстве ZEN TOUR покупаю экскурсию на водопад Fumaca. Цена 140 $R с ланчем. Неподалеку дешевый фаст фуд K-Lunch: гамбургер от 0,8 USD, свежевыжатые соки 0,5 л — 1 USD. Всё достаточно вкусно и калорийно. Ещё раз убеждаюсь, что обстановка деревенского быта меня расслабляет и мне тут хорошо, а затем направлюсь спать. Завтра вставать в 6 утра и ехать в своё первое путешествие по Шападе Диамантине.

День 1. Водопад Фумаса.

Утром барабанил дождь, на улице было прохладно. Я сижу в агентстве, ожидаю своего гида и группу, с которой мы отправимся в будущий вояж. Сижу никого не трогаю, иногда постукиваю зубами от холода, и тут как снег на голову, на чистом русском: «Доброе утро!». От неожиданности я немного растерялся, а мой собеседник продолжает: «Меня зовут Даниел, я немного говорю по-русски». Вот что неожиданно, то неожиданно. В такой глуши есть человек, хоть и немного, но понимающий и говорящий по-русски. Вот это сервис. Вскоре меня вышел поприветствовать и хозяин агентства. С его слов, девочка турагент сообщила, что в группе будет русский турист и он распорядился автоматом на все экскурсии, на которые я поеду, назначить гидом Даниела — единственного русскоговорящего в Ленсойсе. Хозяин пояснил это тем, что русские гости, не так уж часты в Ленсойсе, поэтому ему нужно расширять клиентооборот среди россиян.

Вскоре мы собрались небольшой группой: один русский, пара из Германии, пара из Италии и семь бразильцев. Выдали ланчи, погрузили в микроавтобус, поехали.

Дождь хлестал по автобусу, не давая даже сомкнуть глаз и покимарить. Виды за окном серые, скучные, унылые. Даниел уверял, что там, куда мы едем, погода идеальная.

И действительно, отъехав от Ленсойса всего 30 км, погода стала ясной и малооблачной. Чуть погодя, съезжаем с асфальтированной дороги и едем по бездорожью около 60 км. Американские горки отдыхают. Я головой пару раз чуть не пробил крышу, даже с пристегнутым ремнем. Нахохотались, хоть и было местами больно.

В гости к Шападе Диамантине

Погода тут крайне переменчива, так как кругом горы. В этом мы убедились на конечной остановке. Холодрыга, дождь и ветер. Мы находились у подножия горы, большинство из нас не понимали, зачем мы тут. Далее пошли по лужам, какими-то огородами, по уши в грязи, глине.

Водопад Фумаса могут посещать не более 120 гостей в день. Всех регистрирует в книге посетителей, обязательно требуют проводника. После всех формальностей, Даниел собрал нас, чтобы морально поддержать на дорожку. До водопада 4 километра. 2 километра в крутую горку, а потом 2 км — сюрприз. Что за сюрприз Даниел, конечно, не сказал.

Начало подъема преодолевали ценой большего труда и пота. Было очень скользко, глина скользила под ногами, шатающиеся камни выбивали из равновесия, приходилось хвататься зубами за каждую ветку, чтобы не улететь, не обещав вернуться. Местами приходилось подниматься на корячках.

Первые 500 метров — задохнулись все. Мы сделали остановку. Тучи свисали прямо над нашими головами, моросил холодный дождь, дул ледяной ветер, было очень холодно, а мы в футболках не подготовленные.

Последующие 1,5 километра дались тоже непросто, но уже полегче. После 1,5 часового подъема начался «сюрприз». Мы пошли по плато. И началось суровое веселье. Мы продолжали идти среди туч, в холодной антидушевной обстановке, а наш гид говорит, что мы сейчас должны, а) снять штаны и переплыть реку; б) должны по камням перескочить топь или болото; в) должны перепрыгнуть через ущелье и т. д. Мы шли по пояс в воде, постоянно что-то перепрыгивали, вытягивали друг друга канатом, лазали по ветвям и т. д., а хлестающий дождь и ледяной ветер только усиливали эффект. Одну реку мы так и не смогли переплыть, по словам гидов, уровень воды может значительно подняться уже через 10 минут и мы отрежемся от цивилизации.

Водопад Фумаса скрыт от глаз человека, находится в труднодоступных местах, куда редко вступала нога человека.

К водопаду мы пришли через 4 часа. А водопада и не видно за плотным занавесом туч. Мы достали ланчи, подождали пока тучи все же преоткроют нам занавес таинства (даже пара снимков вроде получилась) и пошли обратно.

В гости к Шападе Диамантине

Вообще такое впечатление, что сама цель экскурсии состоит именно в этом походе, а водопад — маленький подарок, бонус, награда за смелость.

В гости к Шападе Диамантине

Обратно дорога была ещё сложнее. Все реки и болота подняли свой уровень, ускорили течения, а прошло то всего 2 часа, спуск был очень скользкий, у нас был раненные: травма головы, ноги и копчика. В общем приключение на 5+, я ещё раз проверил себя на выносливость. Были те, кто сошёл с дистанции на полпути. Спускались с гор долго, с каждым шагом ловили себя на мысли, куда ж мы забрались, больные люди. Хотя я даже не знал, что все так будет.

Потом мы съездили ещё на один водопад, но были все очень уставшие. Некоторые боялись выйти из машины, а то вдруг заставят куда-то ещё подниматься. После водопадов, все как по-щелчку уснули в теплом микроавтобусе, несмотря на бесконечную тряску.

День 2. Золотое кольцо Шапады Диамантины.

Думаю, что логичней начинать знакомство с Шападой именно с этого классичечкого тура. Иначе, Фумаса может отбить всё желание путешествовать. Утро в Ленсойсе снова началось с дождя. Я снова сижу в турагенстве. Снова слышу: «Доброе утро», уже не вздрагиваю и не удивляюсь. Как Вы уже поняли, сегодня наш гид снвоа Даниел.

Маршрут сегодня такой: водопад Фумасия, пещера Фумаса (с фантазией тут туго), пещеры Azul, скальные плато. Стоимость тура 160 $R.

Наша команда: испанец, русский (я), две девочки из Голландии и 10 бразильцев. Все молчаливые и серьезные, как я, когда проверяю контрольные.

Вскоре все повторилось как вчера. Переходы и переправы по реке, пешая прогулка вдоль долины реки с новыми барьерами и испытаниями. После вчерашнего было не сложно, только слишком скользко.

В гости к Шападе Диамантине

А вот чтобы спуститься к водопаду пришлось встать на корячки, цепляясь за каждую ветку и камень. Порой тупо приходилось ехать на попе. Во всем парке все достопримечательности не оборудованы ничем. В итоге ссадины и рыжая попа.

В гости к Шападе Диамантине

Водопад красивый. Водопады в диамантине особенные, большинство имеют небольшой угол падения. Смотрится очень красиво и плавно, вода здесь коричневого цвета везде. Люди полезли купаться, я предпочёл просто созерцание. Обратно снова на корячках, только уже вверх. Корячки решают.

Далее мы поехали в пещеру Фумаса. Виды за окном напоминали дикий запад: пустые глинистые поля, кактусы, аллоэ, одинокие домики (1 дом на 5 км). Яркое солнце и жара.

В гости к Шападе Диамантине

На входе нам выдали каски и фонари, начали погружение. Как мы носы не расквасили, ума не приложу, снова корячки помогли.

В гости к Шападе Диамантине

Пещера заворживает дух, очень красиво и необычно смотрится.

Пещера большая, много всяких сталактитов разной формы. Разбудили летучих мышей.

Когда спустились в самую глубь, гид предложил отключить все фонари и посидеть в темноте и тишине. У девушек из Нидерландов на второй минуте началась истерика, ввиде бесконечного смеха. После вылазки нам накрыли обед, оттрапезничав поехали дальше.

В гости к Шападе Диамантине

Название следующей остановки я не помню, но это было пещерное озеро, с кристально чистой водой.

В гости к Шападе Диамантине

Нам выдали ласты, фонари и маски. Читали длинный инструктаж, раз 5 сказали, что это опасно. Поплыли. Сначала даже забавно. Напоминает лёгкую прогулку, кругом рыбки, красивое дно. Чем глубже уплываешь в пещеру, тем сильнее чувствуешь тревогу. Под нами огромная пропасть, дна которой не видно, нет ни рыбок, ни света, нет ничего, кроме жилета, маски и инстинкта самосохранения. Доплыли до конца, пещера очень красивая над водой и под ней. Приказали всем выключить фонари, и мы как поплавки в темноте провисели пару минут. Страшно, но интересно. Дорога обратно заняла 15 минут, на финише разрешили поплавать на мелководье с рыбками.

В гости к Шападе Диамантине

По окончанию заплыва предлагают выполнить прыжок Тарзана: с высоты 20 метров пролетел 80 метров над озером над головами туристов. Брызгов было много, даже аплодисменты получил.

Потом мы пошли пешком в пещеру Azul. Это тоже пещера со своим озером. Но тут есть своя особенность. Пещера имеет щели и солнце под определённым углом проникает в неё, образуя синеву, озеро становится бирюзового цвета, зрелище достойное внимания! Но опять же спуски и подъемы, будь они не ладны.

В гости к Шападе Диамантине

Когда погрузились в автобус, думал, что едем в город. А оказалось, что все только начинается, мы поехали высоко в горы, чтобы забраться на одно из самых высоких скальных плато Шапады Диамантины. И снова корячки, позы буквой зю, хватания зубами за камни и ветки. Подъем всего 380 метров занял около часа. На вверху нас ждала потрясающая панорама. Вся шапада как на ладони.

В гости к Шападе Диамантине

Даниел предложил дождаться сансет, усадил всех и начал рассказывать легенды, связанные с этими местами, бразильцы сидели с открытым ртом. Красивый закат. Далее спуск, снова все позы имени буквы зю, вот мы и дома.

День 3. Пещеры Poco и Poco Azul.

Сегодня утром заболели ноги, но русские не сдаются! Утро снова вполне предсказуемо, дождь, холод. Видимо, в Ленсойсе всегда так, по крайней мере, в июле.

Очередной день снова будет посвящен лазаниям по пещерам, край тут такой, что поделать. В районе 7:20 организованной группой мы направились в поисках очередных приключений.

С утра посетили долину реки, вдоволь полюбовались плавными перекатами воды по скальным плато.

Все реки, водопады в Шападе Диамантине диковинного рыжего цвета. Сей феномен объясняется высокими концентрациями железа. Даже в отельном куллере, всегда был рыжий осадок, а воду пить невозможно, из-за ярко-выраженного привкуса. Вот тут остается посочувствовать местным жителям.

Далее поехали в пещеру Посо, что в 90 км. от Ленсойса. Пещера знаменита озером синего цвета, абсолютно прозрачной водой, раскрывающей всю обворожительную красоту дна.

Спустились до пещер 150 метров и вошли в узкую щель скалы, почти на коленях.

В гости к Шападе Диамантине

Далее длинный путь вниз по самой пещере с осмотром окружающей действительности, и на финише нас ждала красота:

В гости к Шападе Диамантине

Нам повезло сегодня с Солнцем. Сегодня оно ярко светило, озаряя пещеру необычным светом. Иногда оно скрывалось за облаками, в пещере происходило световое шоу. Очень яркое зрелище, созданное без спецэффектов, матушкой природой.

В пещере очень жарко, наверно, градусов 40, поэтому при вылазке из пещеры на улицу, местные +28 казались божественной прохладой Арктики.

Следующая остановка: пещера Посо Азул. Перед самой пещерой нас пересадили в самодельную бразильскую лодку для переправы через быстротку.

У входа покормили обедом, обязали принять ледяной душ, выдали маски и спасательные жилеты, и мы начали погружение в пещеру. Спуск пустяковый — 50 метров.

Перед нами предстала невероятное кристально-чистое озеро с необычным рельефом. Девчата задрейфовали вначале, мол глубоко, опасно, холодно, я полез первым.

В гости к Шападе Диамантине

Наверно, самое запоминающееся место в Шападе Диамантине. Плавать тут не страшно, в отличии от темных пещер. Рельеф шикарный, цвет воды безумный. Вода прохладная, порядка + 18. Погружение на 100 баллов из 10. Дно видно от а до я. Рельеф словно с другой планеты, ничего подобного я не видел. Вода холодная, градусов 18, но я проплывал, отведенные все 40 минут. Это драйв и очень необычное действо — плавание в пещере.

Чем мне понравились экскурсии с Zen Tour — внимательный персонал, хорошие автобусы, интересные маршруты, никаких магазинов сувениров, фабрик и бесконечных кафе и ресторанов. Всё только по делу.

День 4. Окрестности Ленсойса.

На последний день пребывания в этих замечательных краях я решил самостоятельно изучить окрестные районы. Даниел подробно рассказал, куда бесплатно самому сходить в районе городского округа. Смотрим, что из этого получилось…

В гости к Шападе Диамантине

Сегодня в 23:30 я выезжаю на ночном автобусе в Салвадор. Настроение очень грустное, абсолютно не хочется отсюда уезжать, тут все уникальное. Для знакомства с Шападой нужна минимум неделя.

На этой лиричной ноте я заканчиваю свой цикл повествований о Бразилии. На это есть несколько причин. Одна из них — поломка моего фотоаппарата. Дальнейшие мои передвижения были без моей любимой камеры, поэтому писать отчёты без фотографий я не буду.

Скажу, что из Ленсойса я поехал снова в Салвадор, где 3 дня наслаждался пляжным отдыхом в пятизвездочном отеле Catussaba Resort, наверное, это единственный отель в Салвадоре со своим ухоженным пляжем. Далее, я полетел в Рио-де-Жанейро, где ещё прогулял три дня.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается, так произошло и с бразильским вояжем. 22 дня пролетели как 3, зато эти дни были наполнены смыслом, новыми впечатлениями, эмоциями. Спасибо всем читателям, которые прожили это путешествие вместе со мной. Obrigado, Brazil.

Предыдущие эпизоды:

1й день в Рио-де-Жанейро

2й день в Рио-де-Жанейро

3й день в Рио-де-Жанейро

4й и 5й дни в Рио-де-Жанейро

Поездка к водопадам Игуасу

Выживание в красивом Салвадоре

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм