Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Рио-де-Жанейро — Бразилия Июль 2015

В Бразилии я сплю, как нормальный человек. Ложусь рано, встаю по расписанию, как только Солнце начинает брать бразды правления. Вот бы дома так роскошно спать, да ещё и летом.

Это утро не стало исключением, вначале восьмого я уже активно собирался в очередную прогулку по Рио-де-Жанейро. Сегодня пришлось разобрать свой багаж в поисках кроссовок. К сожалению, мозолей становилось всё больше. Здешний климат как-то малоприятно встретил мои ноги, обутые в сандалии.

Отель беззаботно спит, из номеров доносятся мелодичные ноты храпа. На ресепшен заспанная администратор гоняет косынку, даже не заметила и не услышала моего приветствия (может и не поняла).

В ресторане тоже никого. Я поспешил занять своё любимое место у окна, с видом на дворец, который разместился через дорогу от отеля. Вкусный завтрак с видом на дворец — залог хорошего дня, даже не сомневайтесь. Сегодня снова не было обещанного синоптиками дождя, стояла сухая малооблачная погода и в 7:15 уже было +28, согласно термометру в ресторане. Можно только порадоваться за себя и других туристов, прибывших в Рио-де-Жанейро в этот период.

Сегодня самая главная цель моего туристического похода — некогда самый большой в мире футбольный стадион Маракана. Посетить Бразилию и не побывать в святая святых — непростительная ошибка. Я не поклонник футбола, но ещё дома твёрдо было решено, что обязательно надо навестить сей архитектурный шедевр, поражающий размерами и свой богатой спортивной историей.

До Мараканы можно добраться совершенно без хлопот из любой точки города. От метро Catete или автобусной остановки Прайя-де-Фламенго ходят прямые автобусы. Туристы, предпочитающие комфорт могут заказать такси на любой вкус и кошелек. Но самый быстрый способ был, есть и будет — метрополитен. Его услугами я и воспользуюсь сегодня.

Перед визитом на Маракану, надо сначала определиться до какой станции метро Вы поедете. Стадион настолько большой, что растянулся между двумя станциями метро: «Maracana» (ближе кассам) и «Sao Cristavao» (ближе к природному парку Кинта-да-Боа-Виста и некоторым трибунам). Для первого визита лучше доехать до станции Маракана.

От котят (станция метро Catete) ехать около 20–25 минут.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

Часть пути проходит под землёй, часть по земле: электричка метро встаёт на параллельную рельсовую колею и гоняет наравне с пассажирскими поездами.

Как только наш вагон выехал из подземелья, окружающие виды откровенно стали разочаровать туристический глаз. Словно, приехали в другой город: серый, нищий, грязный. За окном уже не было ни дворцов, ни церквей, ни площадей. Вместо этого полуразрушенные постройки, трущобы и промышленные здания и производства. Это Вам не пафосные Ипанема, Леблон или торговый район Бара.

Трудно представить, что посреди этого буйства бедности покоится, словно вулкан, Маракана. А просыпается этот вулкан во время футбольных матчей, заполняя светом, шумом и страстями всю ближайшую округу. Десятки тысяч фанатов футбола, как лава выходят из недр «вулкана», после футбольного матча: медленно, очень шумно и горячо.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

Сегодня Маракана вмещает около 78 000 болельшиков, из-за бесконечной реструктуризации потеряла статус самого большого футбольного стадиона, сегодня не входит даже в топ-25 крупных стадионов мира. Однако, за свою богатую историю стадион вошёл в книгу Гинесса, как стадион, одновременно вместивший 180 000 болельщиков (матч Бразилия — Уругвай в 1950).

От станции метро до входа проложен широченный мост с плавным, а не ступенчатым спуском. На мосту орудуют торговцы и попрошайки. Учитывая геометрическую форму стадиона и масштаб, в полной мере его можно сфотографировать лишь только с воздуха.

В билетных кассах никого, без проблем приобретаю билет. 24 $R (8 USD) — билет без услуг португало- и англоговорящего гида, 36 $R (11,5 USD) — с гидом. Накой мне гид? Тут всё интуитивно понятно, для массового пользования же строили.

После касс и магазина сувениров сразу попадаешь в центральный холл. И глаза в разные стороны разбегаются. Тут и слепок ступни легендарного Пеле, и футбольные кубки, и макеты Мараканы, и выход на нижний уровень стадиона (к скамейкам запасных), и наконец, настоящая раздевалка футболистов.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

Ничего не запрещено. Везде заходи, все трогай и фотографируй. Только туалетами в раздевалке нельзя пользоваться. Такой подход мне был явно по душе.

На футбольное поле выходишь по коридору, через который проходили, наверное, все мировые знаменитости индустрии футбола. Сам футбольный стадион, когда на него смотришь снизу, напоминает огромную волну цунами. Можно посидеть на местах для тренеров или скамейках запасных игроков. Удивительно, что всё в целостности и идеальном состоянии. У нас бы уже давно маркером написали: «Здесь был Вася», «Гуф жив» и прочие подростковые шалости.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

Во время моего визита шла активная подготовка футбольного поля. Я разговорился с одним из охранников. Он хорошо говорил по-английски, намного лучше меня, к моему стыду. Двухметровый грузный бразилец сообщил, что сегодня короткий рабочий день, сейчас идёт активная подготовка к вечернему захватывающему матчу. Сходить в Бразилии на футбол? Это пока самая лучшая идея на сегодня.

Поднимаюсь на следующий этаж на лифте (лестниц тут нет). Здесь нечто золотой середины. Места повышенной комфортности — прорезиненные сиденья с подстаканниками. Для фотографий — не самая лучшая локация. Больше впечатлил самый верхний этаж, но вся Маракана в кадр не войдет, даже если у вас широкоугольник.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

Очень порадовало большое внимание лицам с ограниченными возможностями. Например, для колясочников мало того, что тут куча пандусов, так и есть специально выделенные места на самых хороших и немноголюдных смотровых.

Вообще в Рио-де-Жанейро много внимания уделяют людям в «особом положении» и это, на самом деле, сильно радует. К таковым относятся беременные, инвалиды, престарелые люди, женщины с грудными детьми… и внимание!!! люди, страдающие ожирением. В общественном транспорте, аэропорту, вокзале для таких людей всегда есть расширенные (двойные) места. Их не принято занимать, даже если в данный момент таковых пассажиров нет.

В супермаркетах вся та же история. Если в магазине 10 касс, то две из них обязательно работают только для лиц «в положении». Проскочить «зайцем» в данную очередь не получится, Вам неоднократно укажут на это и будут агрессивно осуждать, если Вы ослушаетесь.

В аэропорту с инвалидами на колясках сотрудники носятся как с родными. За все мои перелёты, стюарды уделяли очень много внимания таким пассажирам, словно медсестры в дорогой клинике.

Это всё, безусловно, достойно уважения и лично от меня респект бразильским порядкам и нравам!

На Маракане я пробыл около 1,5 часов. Этого времени вполне достаточно, чтобы проникнуться футбольной тематикой. На выходе я спросил про футбольный матч, меня направили всё в те же кассы. Сегодня в 16:30 по местному времени играли легендарный клуб Васко-да-Гамма против Флемуненсе. Цена билета 40 $R = 12,5 USD. Почти даром. Я выбрал место в центральном секторе и счастливый направился дальше по своему маршруту. Теперь главное не опоздать на матч, так как день сегодня не менее насыщенный, чем прошлые.

Моя оценка в категории «архитектура и памятники»: 9,0/10

Рекомендованное время к посещению: 90 минут.

Цена билета: от 24 $R.

При составлении плана маршрута, обнаружил на карте, что рядом со стадионом расположен природный парк с красивым названием Кинта-да-Боа-Виста.

К парку ближе и лучше подойти со стороны станции Sao Cristavao. До соседней станции решил дойти пешком. Перешел по мосту через метро, железную дорогу и спустился в трущобы.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

При виде камеры в моих руках, женщины злобно выглядывали из окон своих казарм. Косые взгляды местных неодобрительно сопровождали мой путь. Может, не хотели становиться жертвами папараций, а может, хотели легкой наживи. История об этом умалчивает.

Камеру убрал в рюкзак от греха подальше и двинулся в сторону парка. Кругом свалка, свалка, свалка… дурно пахнущие ручейки непонятной жидкости, растекающиеся по асфальту в разные стороны и всюду кашляющие бразильцы в худых тряпках и с повышенным вниманием к вашей одинокой белой персоне (конечно, может это простое любопытство). Если Вы человек, привыкший к комфорту, то до парка лучше доехать на метро. Я к таковым не отношусь, но мне было дискомфортно и хотелось быстрее выбраться из этой западни.

Спустя 700 метров, трущобы остались позади. Я шёл в гордом одиночестве вдоль огромной бетонной стены. Вскоре, стены снова сменились трущобами, но район был живее. Тут была и полиция, и торговые палатки. Согласно указателям свернул в сторону парка.

Кинта-да-Боа-Виста — дворцово-парковый комплекс, который совмещает дворец Сан-Кристован, парк и зоопарк Рио-де-Жанейро. Дословно с португальского можно перевести как «Поместье красивого вида».

Этот парк не очень известен и раскручен в рунете. Однако, имеющиеся отзывы, отнюдь неплохие.

Вход в парк бесплатный, во дворец — 3 $R, в зоопарк — не уточнял.

Первое впечатление — никакое. Пыльная асфальтированная дорога, деревья и неубранная листва. Местные бродяги спят на земле, а студенты рисуют.

Иду дальше, а юмора не понимаю. Дошёл до беседки на холмике. Тут многолюдно, всё фоткаются. Сложилось впечатление, что это и есть главная достопримечательность парка.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

За беседкой милый пруд с водоплавающими птицами, арка, несколько скульптур и дворец на горизонте. В принципе, красиво.

Прогулялся вдоль пруда, пофоткал местных птичек и пошёл ко дворцу. Бразильцы спят в тени деревьев, уборкой парка никто не занимается.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

Дворец не произвёл особого впечатления. Трудно назвать дворцом, большее на мэрию российского провинциального города похоже.

Территория перед дворцом, неряшливая, неубранная, внутри скука. Поэтому вход и стоит меньше доллара. Потолкался с туристами и пошёл обратно. Расписывать длинных повествований о данном парке, в принципе невозможно, так как писать не о чем.

Данное место неплохое, точнее сказать, ни рыба, ни мясо. Вот какие-то такие впечатления. От «поместья красивого вида» я откровенно ждал большего. В зоопарк я не пошёл, так как время поджимало, да и «зоопарка» в России хватает. Может, поэтому сей объект, не особо раскручен, среди туристов.

На территории много голодных, тощих и больных кошек, которые жалобно будут умолять дать еды. Однако, помните, что за кормление кошек в этом парке, штраф — 2000 $R (635 USD).

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

Ревизорро Денис Летучий воздержится от рекомендации посещения парка Кинта-де-Боа-Виста, поскольку если Вам нужен зоопарк, то все дороги приведут Вас сюда.

Моя оценка в категории «природа и парки»: 4,0/10

Рекомендованное время к посещению: 60 минут.

Цена билета: от 0 $R.

После парка я направился в следующую «святыню» — самбодром. Уж если я не попал на яркий карнавал, то хоть одним глазком увидеть культовое место, всё же стоит. Удивительно, что место проведения карнавалов также расположено среди трущоб. Добраться можно на метро (ехать до станции Praça Onze).

Выходим из метро, осматриваемся и идем в сторону больших прожекторов, их видно издалека. Добраться можно разными дорогами. По дороге «туда», я выбрал, наверное, самый простой путь — вдоль трассы и бетонной стены. Очень хорошо помню, что грязно и, возможно, придётся потерпеть неприятные запахи (они меня как раз застали). Шёл в гордом одиночестве, на улице ни души.

Сам самбодром люди обычно представляют в виде большой длиной улицы протяжённостью 3–5 километров, кто-то вообще думает, что это замкнутое пространство на подобии стадиона.

В реалии всё намного скромнее. Улица, протяженность 500–700 метровс трибунами по бокам. Вместимость, кстати, 75 000 человек. Вообще самбодром мне показался очень маленьким и простым. Видимо, в меньшем пространстве, легче демонстрировать пестроту и массовость карнавала. По самбодрому нельзя гулять, только одна смотровая, всё остальное огорожено.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

При самбодроме есть магазин недорогих сувениров и фотограф. Здесь, за умеренную сумму, можно примерить карнавальные наряды и сделать фотографию на память (по-моему, цена чуть больше доллара). Наряды исполнены из самой дешёвой синтетики и на манекенах смотрятся не так красиво — «а-ля тряпошка».

Даже не знаю, как оценивать данный объект. С Вашего позволения воздержусь от оценки.

А вот обратно найти метро мне было сложнее. Я свернул не на том повороте, и увели меня ноги, туда, куда нога туриста, вступать не должна. Это были узкие улочки очень нищих местных жителей. При мне женщина набирала ведром воду из лужи, чтобы помыть дом. Мужики играли в карты, сидя на земле. Кто-то просто спал посреди проезжей части. Мое появление несколько оживило улицу. Камера была убрана. Я понял, что попал туда, куда не должен попадать. Дал заднюю и вернулся обратно к самбодрому. В общем метро мне пришлось поискать. Нашел благодаря местным.

Когда я ехал в автобусе на сахарную голову, то для себя заприметил очень красивую бухту — Ботофаго. При всей своей красоте и спокойности пляж тогда пустовал. Чтобы разобраться в данном вопросе и снова полюбоваться необычным видом я направился именно туда. На метро едем до одноименной станции «Botofago» и идём изучать район и бухту.

Место произвело впечатление торгового района, тут много магазинов (в том числе брендовых) и супермаркетов. Чтобы попасть на пляж, надо постараться перейти кучу оживленных трасс, светофоры на которых найти сложно.

Сегодня Ботофаго тоже пустовал. Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять причину отторжения туристами данного места. В нос врезался запах протухших водорослей. Пляж тут не чистят, все побережье усыпано гниющими растениями, а голуби, чайки и вороньё кружат над пляжем в поисках чего-нибудь съедобного.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

Более того, насколько я понял, бухта рыбацкая, тут ещё и запах рыбы до кучи. Океан спокойный, но грязный. Так загадили такое волшебное место. Вот тут бразильцы меня разочаровали. Не думаю, что себестоимость местных рыбёшек сопоставима с испорченным рекреационным объектом.

Моя оценка в категории «пляжи»: 6,0/10 (только из-за пейзажей)

Рекомендованное время к посещению: 30 минут.

Цена билета: от 0 $R.

Я пошёл вдоль набережной в сторону своего отеля. Красивая и ухоженная набережная раскинулась на несколько километров и соединяет между собой районы Фламенго и Ботофаго. Облачная погода сменилась резким солнцепеком. Пляжи Фламенго значительно чище, тут много отдыхающих.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

В отель я вернулся в 15:30. С ужасом понял, что перед футбольным матчем мне не отдохнуть. Принял душ, полежал пару минут и снова на метро.

Метро напоминало Ноев ковчег, все стремительно пытались попасть в вагоны. В метро творилось безумие, словно весь Рио-де-Жанейро ехал на Маракану. Я рыбкой запрыгнул в вагон, как говорится одна нога здесь, другая там и сумка в зубах. Ехать 30 минут. В такие часы метро, наверное, не самое удобное средство.

Перед Мараканой километровые автомобильные пробки. В метро пробки на турникетах. Огромные толпы болельщиков идут мощным непробиваемым потоком из метро и уже кричат лозунги и кричалки. Атмосфера жаркая. Фан клубы соревнуются, кто кого переорет или лучше обстебёт. Некоторые ведут себя очень вызывающе. Самое главное, чтобы не раздавили. У тех, кто плохо переносит толпу, будет стресс и страх. У меня, на самом деле, с непривычки пошла голова кругом, во-первых, от небывалого количества народа, во-вторых, в левое ухо орут фанаты васко-да-гаммы, в другой флемуненсицы. Ко мне подошёл парень лет 18 и приказал болеть за васко.

На входе отбирают еду и воду. Куча проверок на металлоискателях, выворачивание сумок. В кафе цены доступные, банка колы 5 реалов, картошка фри — 10 реалов. Я вошёл на стадион, в котором был ещё 7 часов назад. Это был совсем другой стадион: упичканный до отказа фанатами, прессой и режесурой.

Моё место было в секторе «промо-эконом» (самое дешёвое). Это самые заполненные, живые, эмоциональные и интересные для просмотра места. Вид на поле идеальный (не низко и не высоко, почти под золотой серединой).

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

Моё место было занято разгоряченными бразильскими фанатами. У меня хватило дерзости согнать их на свои места. Ребята отнеслись с уважением и пониманием. Сказали, что уйдут при одном условии: я должен болеть за флемуненсе. Так что я сегодня болею за всех.

Матч ещё не начался, а страсти накаляются между фан-клубами. И речёвки, и песни, и взаимные оскорбления, и даже волну делали. Всюду развеиваются флаги, расстилаются полотна. Атмосфера безумная, тем она и интересна и самобытна.

Все фанаты ещё те истерички. Их так легко завести шуточным оскорблением. Эмоционально реагируют как девушки, так и юноши. Но ожидание матча, по уровню эмоций, — это даже не цветочки и не ягодки.

Первые минуты игры и сразу два не до конца реализованных момента. Трибуны ревут, сочувственно кричат советы футболистам, каждый мнит себя великим тренером.

Сидения на матчах вообще не нужны, все 90 минут народ просто стоит. Нервы настолько зашкаливают, что люди покрываются красными пятнами, где уж там усидишь.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

Ошибки футболистов тут не критикуются и массово не осуждаются, а, наоборот, приободряются аплодисментами (может постоянные хлопки в ладоши — следствие нервного поведения). Аплодисменты не умолкают ни на минуту.

Неспортивное поведение конкурентов освистывается и разносится дикими орами и речевками. Уж очень горячая и эмоциональная Латинская Америка. Футболом тут болеют все.

И вот 15-ая минута матча первый гол. На трибунах происходит революция. Люди хватают, своих, чужих детей начинают подбрасывать в воздух. Все обнимаются, целуются, орут от всей души, надрывая связки, дуделки выжимают на максимум. После забитого гола матч уже продолжается 8 минут, а толпа до сих пор не отходит от эйфории счастья, продолжаются песни, кричалки, ликования.

Футбольная столица мира: азарт, эмоции, атмосфера, масштаб

На 40ой минуте матча васко забивает гол и счёт становится 1:1. Трибуны охватывает волна негатива, злости и негодования.

Но ошибки никто не осуждает, просто закрывают рукой глаза или хватаются за голову. Но был и третий вид реакции. Мужик двумя рядами ниже грыз пластиковое кресло. Через минуту фаны очухиваются и начинают сыпать угрозы фан-клубу противнику. Начинается бронительная «перестрелка»… и всё это очень-очень громко с надрывом и от души.

После перерыва эмоции немного утихли, люди не железные всё же. Зато меня поймала камера, и мой фейс был показан на весь стадион, пришлось активно махать, улыбаться и болеть!

Я безумно рад, что получилось сходить на этот матч. Здесь я, по-настоящему, понял, что такое стадное настроение и спортивный транс. Здесь, я прочувствовал всю сущность бразильских безудержных эмоций: были и радость, и гнев, и слёзы, и эйфория счастье, и угрозы, и поддержка игроков. И это всё менялось в течение 90 минут. Калейдоскоп эмоций и азарта.

Матч закончился со счётом 2:1 в пользу клуба Васко-да-Гамма. И вся толпа размером в ~ 40 000 человек пошла на выход. Болельщики не успокаивались ни на минуту, злости уже не было. Шли очень медленным шагом, размахивая флагов и распевая песни. На шуточные подкалывания победителями, проигравшая сторона отвечала спокойно, мол, будет ещё реванш, и в следующей битве мы тогда точно победим.

К котятам я вернулся около 20:30. Очень хотелось кушать после насыщенного дня. Совершенно случайно при кафе Big Nectar нашёл ещё вход в зал со шведским столом. Цена меня просто убила. Всего 80 центов за 100 грамм. Для Рио цена просто феноменальная. Выбор мясных блюд (говядина, свинина, курица, рыба), гарниры, салаты, фрукты. 500 грамм мяса с гарниром = 4 доллара.

Сегодня день был в основном посвящён футболу. Может оно и правильно, ведь я в Бразилии.

Продолжение следует.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм