Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Салвадор — Бразилия Июль 2015

Ранним утром я должен был вылететь из Фос-ду-Игуасу в Салвадор (с 1,5 часовой пересадкой в Рио-де-Жанейро). Надо признать, визит в бывшую экономическую и политическую, а ныне культурную столицу Бразилии, оказался, весьма, не простым. Поэтому, с Вашего позволения, разрешу себе небольшое лирическое отступление о том, как путешествовать крыльями авиакомпании GOL.

Прибыв в аэропорт Катаратас, за 3 часа до вылета, узнаю, что все рейсы авиакомпании GOL в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Бразилиа отменены. Для этих мест, говорят, это норма. Представителей авиакомпании нет на рабочем месте, всё закрыто, тишина, покой. Побегав по залу, я нашёл сотрудницу аэропорта, которая говорила лишь по-испански. Однако, без проблем, поняла мой крик души: «My flight to Rio-de-Janeiro canceled». Женщина мне сказала идти на регистрацию, что мне показалось странным.

После досмотров попадаю в зал регистрации пассажиров. Бардак полнейший. Сотни пассажиров трутся друг о друга в небольшом хлеву. Работают всего три стойки: две для простых смертных, одна для приоритетных пассажиров. Понимаю, что надо, как можно скорее, выбираться из этой западни. Правильно говорят, что наглость - второе счастье. Делаю морду кирпичом и иду на стойку для приоритетных пассажиров. Через 5 минут у меня на руках билеты по новому маршруту: «Фос-ду-Игуасу — Куритиба — Рио-де-Жанейро — Салвадор". Две короткие стыковки по 45 минут, что очень мало. Думаю, что заядлые путешественники поймут моё тревожное состояние по этому поводу. Места на всех рейсах достались 1С, т. е. двойные для лиц с ограниченными возможностями, с огромным пространством для ног.

Перед взлетом в салоне творилось, что-то непонятное. Сначала китайцы опять сели как захотели. Началась путаница, непонимание и брань. Но гости из поднебесной уверенно стояли на своем. Потом пропала единственная борт-проводница, просто бесследно исчезла. Члены экипажа судорожно бегали по салону с вопросом: «Анила? Где Анила?»

Только через час мы взлетели в небо над водопадами. Настроение уже было подавленным, я был уверен, что с таким опозданием самолет в Рио ждать меня не будет. Полёт 45 минут.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

В Куритибе всё же решил попытать счастья и побежал к гейту, указанному в билете. Посадка на этот рейс только начиналась. Вылетели также с опозданием в 1 час, в пути нагнали 30 минут, и у меня на пересадку оставалось 15 минут.

Из Рио мы также вылетели с опозданием, но только в 40 минут. На этом рейсе была мажорная команда борт-проводников. Стюардесса, во время 40 минутного простоя, танцевала лихие RnB танцы, другой стюард играл с публикой. Целый концерт жаль, что на португезе.

В конце полета командир лайнера, по средствам громкой связи, поздравил одного из пассажиров с днём рождения, а борт-проводники вручили подарок от а/к и спели: «Happy Birthday». Приятно видеть то, что люди получают удовольствие от своей работы.

В общем, полет с GOL — это отдельное путешествие, для меня, хоть, весьма, и тревожное. Что-то я совсем заболтался, вернемся к герою моего повествования — старинному Салвадору.

Колоритный и самобытный Салвадор — ключ от Бразилии, её горячее, пылкое и не спокойное Африканское сердце. Именно здесь зародилась история страны, полной жизни, любви, страсти и карнавала. Первая столица Бразилии является городом, где слились религия, кухня, танцы и музыка. Знаменитые чёрные пышные бразильянки в белых нарядах — настоящая гордость Салвадора и некий культ и символ Бразилии. Говорят, что побывав только лишь в Салвадоре, можно окончательно для себя решить, принадлежит ли Ваше сердце Бразилии или всё же нет. По сути, Рио-де-Жанейро — это конфетка в дорогой и красивой упаковке. Салвадор — взгляд на реальное положение, культуру Бразилии, её народа.

Имя города Салвадор означает «Спаситель». Полное имя города — Sao Salvador da Bahia de Todos os Santos, или «Святой Спаситель Залива Всех Святых».

Салвадор — город, который у большинства бразильцев вызывает ассоциации с расслаблением, спонтанностью, банкетами и религиозностью. Считается, что лучший карнавал проходит именно в Салвадоре, так как только здесь сохранились традиции. Народ создает праздник для себя и веселится от души, заражая всех окружающих. Здесь нет профессиональных жюри, модельных домов, мирового масштаба. Всё создается только для себя и туристов, а не для денег и славы.

Салвадор я выбрал не случайно. Во-первых, я начитался восторженных отзывов в Интернет и различных путеводителей, обещавших развитую туристическую инфраструктуру, перемежающуюся со стариной и величием колониальной истории. Во-вторых, это транзитный город для посещения национального парка Шапада Диамантина, куда я направлю дальше. Каким я увидел Салвадор, сейчас разберемся.

Первое, что мне запомнилось — запущенный аэропорт. Небольшое невзрачное здание, покрывшееся грибком, с кругом торчащими сваями, больше напоминало полузаброшенную больницу, расположенную по соседству с ВПП.

Очень удивительно, но мой багаж, несмотря на короткие и запутанные стыковки, прилетел вместе со мной. Тут же покупаю билет у местного перевозчика до исторического центра Пелоуриньо за 30 $R ~ 9,5 USD. Автобус повышенной комфортности курсирует почти без остановок прямо до этого района (конечная остановка Praca de Se). Ехать 45 минут. В связи с тем, что город вытянут вдоль побережья, он очень некомпактен. Поездка на такси составит около 150 $R (при условии, что водитель поедет честно, не наматывая километры, петляя дворами).

Выхожу из здания и убеждаюсь, что это Африканская столица Бразилии. Нищие чёрные бразильцы в рваных одеждах сидят на земле и курят непонятные самокрутки. В Салвадоре очень душно, влажно, пасмурно, +27. Однако, если вы летите в Бразилию в июне — августе, но хотите поплавать в океане, то все равно Ваша дорога будет лежать в Салвадор. Но пригоден ли Салвадор для пляжного отдыха? Расскажу позже.

По дороге к историческому центру, первое впечатление от Салвадора тяжёлое: наблюдаешь нищету, трущобы, уставшие и обозленные лица. Бетонные кубики без окон и дверей, а полна горница людей. Автобусные остановки усыпаны местными, личный транспорт могут позволить себе единицы.

Проезжая дворами местных трущоб, наблюдали как бабуля моется в большой покрышке. Едешь и думаешь о том, как хорошо, что ты живёшь в России. До самого конца нашей поездки глазу не на что было упасть, а в голове бегала судорожная мысль: «Чего ты сюда приперся?».

Приехали на конечную. С чемоданом наперевес пытаюсь идти по брусчатке.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

Чуть погодя, меня начинают хватать за руки, предлагая что-нибудь купить, услуги такси и аренды жилья, пытаются нацепить какие-то браслеты и прочее. Дамы предлагают интимные услуги, похлопывая по плечу. В их глазах я не человек, а мешок до отказа набитый деньгами. На улицах немноголюдно, но очень шумно. Обстановка очень нищая, не уютная, не комфортная, тревожная. С другой стороны, тут достаточно красиво и есть, что посмотреть.

Гремя колесиками чемодана, иду и привлекаю внимание местных. Благо до отеля, 8 минут пешком, а у каждого столба стоят полицейские, увешанные винтовками и травматами.

Я забронировал номер в гостевом доме Pousada Meson, который расположен в самом сердце исторического центра, на улице художников. Цена не из дешёвых: 35 USD/ночь с завтраком. При выборе гостевого дома руководствовался лишь расположением. В историческом центре трудно найти хороший отель для проживания, да и цены тут кусаются. Мой же гостевой дом оказался обычным клоповником с минимальными удобствами.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

Хозяйка клоповника — местная актриса, любящая откровенные обтягивающие наряды в леопардовой раскраске. Этим меня, кстати, и шокировала при заселении. Общее заключение по данному отелю - потерпеть можно.

Закинул вещи и пошёл осматривать местные объекты. Сначала направился снова в сторону площади Praca de Se, для более внимательного, так сказать, изучения местного колорита.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

Иностранных туристов очень мало. Кругом витают неприятные запахи, приставучие нищие, повышенное внимание со стороны местных и громкая музыка. Первые несколько часов не покидает чувство, что ты не в своей тарелке находишься.

Но есть и хорошие новости. В историческом центре, безусловно, есть, что посмотреть. Все объекты размещены достаточно компактно, что позволяет осмотреть абсолютно всё, не спеша, в течение 3–4 часов.

Салвадор разделен на две части: верхний и нижний город, которые связывает между собой огромный лифт, именуемый элеватор Ласедра. Это, наверно, самое посещаемое место исторического центра.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

Лифт Ласерда — это не только популярное средство для передвижения, но и одна из главных достопримечательностей Салвадора. Из его кабин открываются виды на живописный залив и многие туристические особенности города. Подъемник стал настоящим символом Салвадора и был признан художественным и историческим наследием Бразилии. Поездка на лифте стоит смешные деньги, по-моему 0,15 $R = 0,05 USD, кабина вмещает до 25 человек и проводника. Очередь, продолжительностью в 10 минут, была всего один раз.

Вообще здесь очень много церквей и дворцов, поэтому опишу лишь некоторые, т. к. про большинство я, даже, не слышал, и до сих пор не знаю, как называются и кому посвящены.

На одной площади вместе с лифтом разместился Palacio Do Rio Branco. Дворец Риу-Бранку — это бывшая резиденция правительства штата Баия и один из самых старых дворцовых комплексов в Бразилии. В переводе с португальского словосочетание «риу-бранку» означает «белая река». Сам дворец вполне соответствует своему названию — здание обращает на себя внимание белоснежным фасадом и прекрасной отделкой. Дворец был заложен первым генерал-губернатором Бразилии Томе де Сузой в 1569 году, и с тех пор он выполнял множество административных функций — в здании заседало правительство, рассматривались политические вопросы и принимались законы.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

На этой же площади ходят ряженные актрисы, якобы, с пышными формами — бразильские народные красавицы. Как наши девицы в сарафанах и кокошниках, только на бразильский национальный манер. Просить сфотографироваться не надо. Он сами вас вычислят, и вы ещё устанете от них отбиваться. Дамы очень приставучие. Одно фото с ряженой женщиной на вашу камеру стоит 20 $R ~ 6,3 USD. У меня была проблема сделать селфи, поскольку дамы то и делали, что пытались попасть в кадр. Навязчивость в Салвадоре уже раздражает.

Церковь святого Франциска является важным памятником колониальной эпохи Салвадора. Строительство церкви началось в 1686 году под руководством отца Висенте дас Чагас. Большая часть работ была закончена только к 1755 году. Церковь имеет оригинальную планировку для данной местности, у нее есть три различных входа, у каждого из которых стоит по часовне. Цена билета 10 $R.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

На площадях проходят самодеятельные представления с песнями, танцами. Туристов могут обучить танцу-борьбе — капорейре, но за деньги естественно. Капорейра — не впечатлила. Лично я, ничего не понял, может тупой. Борьба, танцы, акробатика, игры всё вперемешку, под бразильскую музыку.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

Нижняя часть города представлена не с таким размахом.

Базилика Носа-Сеньора-да-Консейсау-да-Прая — это один из старейших католических храмов Салвадора. Расположена в нескольких шагах от лифта Ласедры. Базилика была построена в 1623 году. Храм получился очень красивым и притягивающим взгляд. Высота: 26 метров. Архитектурный стиль базилики тяготеет к раннему барокко и по сей день радует взгляд любителей церковной архитектуры. Однако, к сожалению, как и многое в Салвадоре, базилика — запущена. По мне так сейчас, выглядит совершенно не презентативно.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

Любопытно, но слева и справа от храма были замечены залы с игровыми автоматами, немного скрытые от постороннего взгляда. Вообще подпольные казино тут в каждом здании: за торговыми прилавками, бутылками с водой и даже замаскированы под туалеты.

Там же в нижней части, напротив Базилики расположен военно-морской порт (белый фасад с розово крышей). Только я нацелил объектив на сиё прекрасное здание, как военный указал винтовкой в мою сторону. Немного дрожь пробежала по телу, но сфоткать я не успел. Служащий убедился, что фоток нет в моей камере, и отпустил.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

Из объектов ещё будет интересен рынок. Цены терпимые. Продают только сувенирную продукцию и тряпки. В целом нижний город оставляет тяжелые впечатления. Грязный, вонючий, очень шумный. Долго находиться невозможно. Верхняя часть намного привлекательней.

Самым главным впечатлением от Пелоуриньо были узкие улочки с разноцветными домиками и самой суровой правдой жизни.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

На балконе одного из таких домов давал свой концерт Майкл Джексон. В память этому событию на том самом балконе до сих пор стоит плакат с изображением исполнителя.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

В Пелоуриньо нет приличных мест, где можно покушать. Во всяком случае, для меня. Окружение навевает нотами антисанитарии, а местный SubWay говорит сам за себя.

Ни продуктовых магазинов, ни рынка поблизости. Нет ничего. Приходилось покупать воду, орехи и печенье в аптеке.

На второй день я пошёл бродить по узким улочкам местных. К этому времени моё сознание адаптировалось, и я более спокойно воспринимал окружающее. Понравились уличное арт-искуство — граффити.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

Увлёкшись фотосъёмкой, я даже не услышал, как меня зовет молодая девушка. Девушка с заботливым видом, посоветовала убрать камеру, так как, по её мнению, в этих местах, держать на виду камеру — опасно.

Ну, и для полноты картины, чтобы Вы понимали, насколько тяжела жизнь Салвадорцев. Недалеко от меня туристы выбросили пакет с косточками от манго. Моментально к баку подлетает женщина, в принципе опрятно одетая. Достает мешок и никого, не стесняясь, начинает обсасывать эти косточки.

Зимой (июнь — август) погода в Салвадоре крайне переменчива, причем в разных районах города по-разному. Если говорить про Пелоуриньо, то погода преимущественно пасмурная, но дождик продолжительностью в 15 минут выпадает раз в 5 часов. Если говорит о пляжных районах Итапуа, вблизи аэропорта, то преимущественно солнечная погода, но дожди каждые 2 часа, можно сказать ливневые, в течение 5 минут. Моментально нагоняется туча и льет как из ведра. Пляжного отдыха в Пелоуриньо — нет. Путеводители для этих целей советуют соседний остров Итапарика — не верьте! Там такая же грязь!

Далее я решил вырваться из исторического района и пройтись по настоящему современному Салвадору. Гулял я половину дня, но ни одного продуктового магазина так и не нашел, только фруктовый рынок.

Новый город не впечатлил совсем. Типичный город миллионник — шумный, пыльный. Из объектов архитектуры всего две церкви и стадион Фонте-нова.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

Конец дня и закат я встречал в Пелоуриньо. Закат выдался то, что надо.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

На третий день я уже не знал, чем себя занять. У меня был автобус в Ленсойс аж в 23:30. С утра я прогулялся опять по тем же улицам, и понял, что хочу уже отсюда выбираться.

Духовная столица и африканское сердце Бразилии, знакомьтесь – Салвадор

В 11:00 на местном автобусе за 2,90 $R я выехал в сторону автовокзала. В 12:30 купил билеты и через час уже ехал на встречу, очередной маленькой мечте — город Ленсойс, национальный парк Шапада Диамантина. Тогда я не знал, какие испытания и приключения меня ждут впереди!

Вывод. Исторический центр красив и самобытен. Здесь постоянно веселье, песни и танцы. Вот она настоящая Бразилия, со всем своим менталитетом, культурой и нищетой. Однако, просматривать красивые фотографии дома намного приятнее, чем бродить по пустынным улицам нищего города — это я могу сказать точно. Тем не менее, я очень рад, что смог побывать тут.

Продолжение следует.

Предыдущие эпизоды:

1й день в Рио-де-Жанейро

2й день в Рио-де-Жанейро

3й день в Рио-де-Жанейро

4й и 5й дни в Рио-де-Жанейро

Поездка к водопадам Игуасу

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм