Метро Санкт-Петербурга

15 ноября 1955 года в Санкт-Петербурге появилось собственное метро: тогда был введен в эксплуатацию участок от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» протяженностью 10,8 км. Петербургская скоростная подземная транспортная система была построена вслед за московской, которая начала работу в 1935 году.

Интересно, что вплоть до 1991 года логотип Ленинградского метрополитена отличался от логотипа Московского метрополитена только цветом: синий и красный соответственно. В 1991 году Министерство путей сообщения отдало подземки под контроль городских администраций, поэтому логотип стал другим, более узнаваемым. Соединяющиеся линии в центре символизируют эскалаторы, а дуги — тоннельные своды.

Петербургский метрополитен — самый глубокий и один из самых красивых по оформлению станций в мире. По пассажиропотоку, если говорить о Европе, уступает только Москве, Парижу и Лондону, а в мире занимает 19-е место.

По состоянию на 2024 год действует 5 линий, протяженностью 113,6 км. Из 72 станций 12 имеют переходы к объектам железнодорожной инфраструктуры или находятся в непосредственной близости от них. При этом метро охватывает не все районы Петербурга: в некоторых подземки нет вообще, а в иных имеется лишь одна или две станции. Так, метрополитена нет в Колпинском, Петродворцовом, Красносельском, Кронштадтском, Курортном районах. Единственная станция, расположенная на территории Ленинградской области, — «Девяткино» в городе Мурино.

Составы в петербургском метро движутся в среднем со скоростью 45 км/час, а один перегон длится от 2 до 4 минут. Минимальный интервал между поездами — около 2 минут, а в пиковые часы — 1 минута. Пассажиров обслуживает 3 106 поездов в сутки.

Станция «Невский проспект»
Станция «Невский проспект»
Фото: © Ralf Steinberger (CC BY 2.0) by flickr.com

Работы по проектированию подземки начались задолго до открытия первой очереди, которое состоялось 15 ноября 1955 года. Уже в 1889—1909 гг. предпринимались попытки связать вокзалы с центром города и между собой различными видами железнодорожного транспорта — наземными и подземными поездами, а также подвесной железной дорогой.

Постановление о строительстве в Ленинграде метрополитена было принято в 1941 году, однако начало пришлось отложить из-за начавшейся войны. Работы были возобновлены в мае 1946 года. Позже в декабре прошел первый тур конкурса на архитектурное оформление станций метро. Итоги третьего конкурса подвели в 1950 году.

До октября 1955 года на базе Московского метрополитена прошли подготовку по рабочим профессиям почти 300 человек — машинисты, помощники машинистов, дежурные по станциям, бригадиры в пути, электромеханики.

Пробный поезд был пущен 8 октября 1955 года. 14 ноября метрополитен получил имя в честь В. И. Ленина, а 15 ноября состоялся запуск первого поезда от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания».

Дальнейшее открытие новых станций шло довольно интенсивно. В 1958 году были открыты «Площадь Ленина» и «Чернышевская», в 1961-м — «Технологический институт», «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила», «Парк Победы», в 1963-м — «Петроградская», «Горьковская», «Невский проспект», «Сенная площадь». В среднем каждые два-три года открывалось от двух до четырех новых станций. В 1975 году было открыто сразу пять новых станций на красной линии. В 1980-х темпы строительства замедлились, и уже окончательно дело застопорилось в конце 1990-х. В 1991 году двери открыли «Достоевская», «Лиговский проспект», «Садовая», в 1997-м — «Чкаловская», «Спортивная», в 1999-м — «Старая Деревня», «Крестовский остров». После большого перерыва следующая станция появилась только в 2005 году — «Комендантский проспект». С 2012 по 2018 гг. строительство не велось вообще. Самые «свежие» станции — «Беговая» и «Зенит» (до 2020 года «Новокрестовская»), открытые в 2018 году к Чемпионату мира по футболу, а также станции фиолетовой линии — «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары» (2019 год).

Станция «Ладожская» закрыта на реконструкцию с 4 марта 2023 года на 11 месяцев.

Станция метро «Чернышевская» закрыта на реконструкцию с 25 октября 2022 года до мая 2024 года.

Открытие новой станции метро «Юго-Западная» намечено на декабрь 2024 года.

Схема метро Санкт-Петербурга

Метро Санкт-Петербурга
Схема метро Санкт-Петербурга

После открытия в октябре 2019 года трех новых станций на южном участке фиолетовой Фрунзенско-Приморской линии схема петербургского метрополитена была дополнена. На ней появились станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары».

Также в августе—сентябре 2020 года заменены 8 200 указателей в вагонах и 1 200 на станциях метро в связи с переименованием станции «Новокрестовская» Невско-Василеостровской линии в «Зенит». Поводом стало 95-летие футбольного клуба и очередная победа на Чемпионате России.

На официальном сайте Петербургского метрополитена опубликована схема с новыми станциями.

Также можно пользоваться альтернативной схемой, разработанной дизайнером Ильей Бирманом. На ней добавлены новые станции, отображены названия некоторых каналов и пр.

Чтобы спланировать поездку, можно воспользоваться интерактивной картой с расчетом времени в пути, опубликованной на официальном сайте метрополитена. Следует выбрать станцию отправления и станцию прибытия, а также указать, нужно ли включать в итоговое время маршрута момент входа пассажира в вестибюль.

Можно воспользоваться планировщиками сторонних ресурсов.

  • Планировщик маршрута Яндекс. Метро (Android, iOS)
  • Планировщик маршрута 2gis (Android, iOS).

На платформах в центре залов и в некоторых вестибюлях располагаются информационные терминалы, оборудованные сенсорным экраном, видеокамерой и динамиками. С помощью этого терминала можно узнать все о графике метрополитена: когда открываются и зарываются вестибюли, какие станции работают в особом режиме, сколько стоят билеты и какие бывают проездные. Также представлена интерактивная схема с указанием действующих и перспективных линий. Можно выбрать станцию отправления и прибытия, чтобы рассчитать время в пути по заданному маршруту.

Под сенсорным экраном находятся две кнопки. Кнопка «SOS» связывает пассажира с сотрудником Ситуационного центра. По связи можно сообщить о том, что кто-то оставил сумку или пакет, о том, что кому-то из пассажиров требуется медицинская помощь, что те или иные лица совершают хулиганские действия в отношении других пассажиров, имущества метрополитена.

Кнопка «i» обеспечивает связь с сотрудником справочного центра. Ему можно задать все интересующие вопросы: когда уходит последний поезд, как проехать до той или иной станции и т. д.

Информационный терминал на станции «Международная»
Информационный терминал на станции «Международная»
Фото: © Михаил Абрамов

Линии метро Санкт-Петербург

Петербургский метрополитен по состоянию на 2024 год включает пять действующих линий, общей протяженностью 124,8 км. В эксплуатации находится 72 станции: большая часть их них глубокого заложения, 6 мелкого заложения и 5 наземных. При этом 12 станций относятся к закрытому типу, то есть работают по принципу «горизонтального лифта». На таких станциях платформа отгорожена от путей каким-либо барьером, например раздвижными дверями, которые открываются только после прибытия поезда. Считается, что такая конструкция более безопасна, так как уменьшает риск несчастных случаев. Редко случается, что машинист не попадает в створки, и ему приходится сдавать назад.

Станции закрытого типа на 2-й синей линии: «Петроградская», «Парк Победы», «Московская», «Звездная».

Станции закрытого типа на 3-й зеленой линии: «Беговая», «Зенит», «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская», «Площадь Александра Невского 1», «Елизаровская», «Ломоносовская».

Наземные станции — «Девяткино», «Парнас», «Купчино», «Рыбацкое», «Шушары».

Между собой линии связаны пересадочными узлами: одним трёхстанционным («Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь») и шестью двухстанционными («Невский проспект» — «Гостиный двор», «Площадь Восстания» — «Маяковская», «Достоевская» — Владимирская», «Площадь Александра Невского 1» — «Площадь Александра Невского 2», «Пушкинская» — «Звенигородская», «Технологический институт 1» — «Технологический институт 2»).

Обратите внимание, что «Технологический институт», одна самых загруженных станций в Петербурге, — единственная с кросс-платформенной пересадкой и первая такого типа в Советском Союзе (1961). Она имеет два посадочных зала, соединенных переходом. Каждый зал обслуживает одно направление — северное или южное — двух линий: красной Кировско-Выборгской и синей Московско-Петроградской. Если не нужно менять направление с северного на южного или с южного на северное, достаточно просто перейти на другую сторону зала, чтобы сменить линию.

Линия 1 — Кировско-Выборгская (красная)

Открыта в 1955 году. Протянулась на 29,57 км и включает 19 станций. Была открыта первой и обозначена красным цветом — символическим для эпохи СССР. Соединяет западные и северо-восточные городские районы, проходя через центр Санкт-Петербурга. Время поездки от начальной до конечной станции — около 46 минут.

К красной линии относится единственная станция петербургского метрополитена, расположенная на территории Ленинградской области, — «Девяткино» (Мурино).

  • Девяткино
  • Гражданский проспект
  • Академическая
  • Политехническая
  • Площадь Мужества
  • Лесная
  • Выборгская
  • Площадь Ленина
  • Чернышевская
  • Площадь Восстания
  • Владимирская
  • Пушкинская
  • Технологический институт
  • Балтийская
  • Нарвская
  • Кировский завод
  • Автово
  • Ленинский проспект
  • Проспект Ветеранов

Линия 2 — Московско-Петроградская (синяя)

Открыта в 1961 году. Протянулась на 30,1 км и включает 18 станций. Соединяет южные и северные районы через центр города. Время поездки от начальной до конечной станции — около 46 минут.

  • Парнас
  • Проспект Просвещения
  • Озерки
  • Удельная
  • Пионерская
  • Чёрная речка
  • Петроградская
  • Горьковская
  • Невский проспект
  • Сенная площадь
  • Технологический институт
  • Фрунзенская
  • Московские ворота
  • Электросила
  • Парк Победы
  • Московская
  • Звёздная
  • Купчино

Линия 3 — Невско-Василеостровская

Открыта в 1967 году. Протянулась на 28,8 км и включает 12 станций. Соединяет западные и юго-восточные районы Петербурга через исторический центр. Время поездки от начальной до конечной станции — около 40 минут.

  • Беговая
  • Зенит
  • Приморская
  • Василеостровская
  • Гостиный двор
  • Маяковская
  • Площадь Александра Невского
  • Елизаровская
  • Ломоносовская
  • Пролетарская
  • Обухово
  • Рыбацкое

Линия 4 — Правобережная (зеленая)

Открыта в 1985 году. Также называется Лахтинско-Правобережная. Протянулась на 11,2 км и включает 8 станций (еще две на стадии строительства). Соединяет центр с юго-восточными районами. Единственная линия, полностью расположенная под землей, а все ее станции — глубокого заложения. Время поездки от начальной до конечной станции — около 16 минут.

  • Горный институт (предположительно открытие в 2022 году)
  • Театральная (предположительно открытие в 2024—2025 гг.)
  • Спасская
  • Достоевская
  • Лиговский проспект
  • Площадь Александра Невского
  • Новочеркасская
  • Ладожская
  • Проспект Большевиков
  • Улица Дыбенко

Линия 5 — Фрунзенско-Приморская (фиолетовая)

Открыта в 2008 году. Протянулась на 26,2 км и включает 15 станций. Соединяет северо-западные и юго-восточные районы через центр. К линии относится станция «Адмиралтейская» — самая глубокая в России, ее глубина заложения — 86 м. Кроме того, «Спортивная» — единственная в мире двухъярусная пересадочная односводчатая станция (в эксплуатации находится одна сторона).

В период навигации по Неве «Адмиралтейская» вместе со «Спортивной» открыты в ночное время.

Поездка от начальной до конечной станции займет около 40 минут.

  • Комендантский проспект
  • Старая Деревня
  • Крестовский остров
  • Чкаловская
  • Спортивная
  • Адмиралтейская
  • Садовая
  • Звенигородская
  • Обводный канал
  • Волковская
  • Бухарестская
  • Международная
  • Проспект Славы
  • Дунайская
  • Шушары

Планируемые ветки метро Санкт-Петербурга

Метрополитен Санкт-Петербурга расширяет свое присутствие в жилых районах не столь стремительно, как в Москве.

Линия 6 — Красносельско-Калининская линия (коричневая). Открытие первого участка — 2023 год

Линия 7 — Кольцевая (серая). Должна улучшить транспортную доступность между соседними районами. В настоящее же время, чтобы попасть на ближайшую станцию другой линии, нужно ехать до центра, там сделать пересадку и двигаться в обратном направлении. Начало строительства — не ранее 2030 года.

Линия 8 — Адмиралтейско-Охтинская линия (голубая). Начало строительства — не ранее 2030 года.

Станция «Чернышевская»
Станция «Чернышевская»
Фото: © Sergey Yeliseev (CC BY-NC-ND 2.0) by flickr.com

Режим работы метро Санкт-Петербурга

Петербургская подземка не является круглосуточной, так как ночью проводятся работы по техобслуживанию, да и пассажиропоток в десятки раз меньше.

Только несколько раз в году поезда курсируют по городу без перерыва (см. далее). В среднем метро в Санкт-Петербурге открывается в 05:30, но для каждой станции время открытия варьируется. Первые поезда отправляются в 05:20—06:30 в зависимости от линии, станции и дня (четный, нечетный).

Метро заканчивает работу в 00:03—01:00, опять же, время варьируется. Последние поезда отправляются в 00:05—00:10.

Вестибюли станций открываются на 10–20 минут раньше прибытия первого поезда.

Переход с одной линии на другую завершается в 00:15.

Время открытия и закрытия станций и вестибюлей, а также начало движения первого и последнего поезда для каждой линии подробно расписано на сайте Петербургского метрополитена.

Также полезными окажутся следующие ссылки:

Круглосуточная работа

Несколько раз в год поезда метро в Санкт-Петербурге ходят без ночного перерыва, то есть с 01:00 до 05:00:

  • С 31 декабря на 1 января — Новый год
  • С 6 на 7 января — Рождество Христово
  • Праздник Пасхи
  • С 1 на 2 мая
  • С 9 на 10 мая
  • Акция «Ночь музеев»
  • 27 мая — День города
  • Праздник выпускников «Алые паруса» (последняя декада июня)

Ночные автобусы

Автобус 1М
Автобус 1М
Фото: © Андрей Воронцов

В период навигации с 30 апреля по 15 ноября по городу курсируют ночные автобусы — № № 1 М, 2 М, 3 М, 4 М, 5 М. Их маршруты дублируют линии метро. Автобусы ходят по праздникам, в ночь на субботу и в ночь на воскресенье с 00:00 до 06:00 с интервалом в 30 минут. Движение не осуществляются в праздничные дни, когда метрополитен работает круглосуточно (см. выше).

Во время разводки мостов транспорт идет по сокращенному маршруту (к номеру добавляются буквы «А» или «Б»).

Стоимость проезда и билеты в метро Санкт-Петербурга

Стоимость проезда зависит от типа выбранного билета. В зависимости от длительности вашего пребывания в городе, можно купить проездной на определенный срок или количество поездок.

Оплатить можно наличными, транспортными картами, а также банковскими картами MasterCard, Visa, «Мир» с бесконтактной технологией PayPassPayWave. Чтобы оплатить банковской картой (или привязанным к ней устройством вроде смартфона или часов), нужно приложить ее к валидатору, расположенному на левой тумбе первого (багажного) турникета или на самой правой тумбе турникета.

Обратите внимание, на станции «Площадь Восстания» (вестибюль 2) оплата картой проходит чрез турникет № 8, на станции «Ладожская» — № 5, на «Волковской» — № 6, на «Комендантском проспекте» — № 7, на «Спортивной» (вестибюль 2) — № 6. Средства списываются автоматически согласно разовому тарифу. По одной банковской карте могут пройти два и более пассажиров, но с тайм-аутом в 1 минуту. Тайм-аут — минимальное время до повторного применения карты в метро. Иначе говоря, по одной карте два пассажира сразу друг за другом пройти не смогут: оплата не будет выполнена.

Проезд в метро Санкт-Петербурга по состоянию на 2024 год

  • Разовый тариф/жетон — 70 рублей.
  • Оплата банковской картой MasterCard, Visa — 70 рублей.
  • Оплата банковской картой «Мир» — 47 рублей.
  • Оплата через приложение «Единая карта петербуржца» (Google Play, AppStore) — 47 рублей.
  • Провоз багажа (одно багажное место) — 70 рублей.

Проездные билеты только в метро

  • Месячный билет на поездки в метро (максимум 70 поездок) — 2 700 рублей.
  • Месячный билет на поездки в метро для студентов (максимум 100 поездок) — 740 рублей.

Единый электронный билет

Представлен на электронных носителях — транспортных картах: «Подорожник», Единая карта петербуржца и других (подробнее). Стоимость поездки — 49 рублей, количество поездок не ограничено. Тайм-аут в — 10 минут.

Единый билет на 90 минут

Распространяется на неограниченное количество поездок на автобусах, трамваях, троллейбусах + 1 поездка в метро — 78 рублей.

Суточный единый проездной билет

Распространяется на трамвай, троллейбус, автобус, метро. Количество поездок не ограничено. Тайм-аут в метро — 20 минут.

  • 1 день — 270 рублей.
  • 3 дня — 520 рублей.
  • 5 дней — 920 рублей.

Все тарифы на транспорт: единые билеты, проездные на час, день, месяц

Чтобы сэкономить на проезде в метро, нужно рассмотреть вариант подключения какого-либо проездного тарифа. Так, при использовании Единого электронного билета по карте «Подорожник» первые 10 поездок на метро будут стоить 38 рублей, следующие 10 — 37 рублей и так далее. После 41-й поездки в течение календарного месяца проезд в метрополитене обойдется в 34 рубля.

В кассах метрополитена также можно приобрести юбилейные жетоны, приуроченные к той или иной торжественной дате: 50-летие станций «Маяковская», «Горьковская», «Площадь Ленина» и др., открытие станций «Волковская», «Обводный канал» и др. Стоимость — 300/390 рублей.

Самые-самые станции метро Санкт-Петербурга

Петербургский метрополитен включает 72 станции. Самыми загруженными из них являются «Проспект Ветеранов» (около 2,6 млн. пассажиров в месяц), «Московская» (2,5 млн. пассажриов), «Купчино» (2,4 млн.), «Проспект Просвещения» (2,4 млн.), «Пионерская» (2,3 млн.), «Площадь Восстания» (2,2 млн.).

В утренний час-пик не протолкнуться на участках: «Московская» — «Технологический институт» (2-я синяя линия), «Невский проспект» — «Чёрная Речка» (2-я синяя линия), «Площадь Александра Невского-1» — «Гостиный Двор» (3-я зеленая линия), «Новочеркасская» — «Площадь Александра Невского-2» (4-я оранжевая линия).

По утрам на станции «Проспект Ветеранов» поезд заполняется пассажирами настолько, что на следующих станциях «Ленинский проспект» и «Автово» зайти в вагон уже проблематично или невозможно. Через четыре станции от «Проспекта Ветеранов» находится «Балтийская», которая сообщается с Балтийским вокзалом, куда прибывают пригородные поезда. В рабочие дни утром здесь тоже очень многолюдно.

Панно «1917 год» на станции «Балтийская »
Панно «1917 год» на станции «Балтийская »
Фото: © Ninara (CC BY 2.0) by flickr.com

Самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге и во всей России — «Адмиралтейская». Глубина заложения — 86 метров. За ней следуют станции «Комендантский проспект» (75 метров), «Пролетарская» (72 метра), «Площадь Ленина» (71 метр), «Чернышевская» (70 метров). При этом наиболее глубокие участки (95–100 метров) располагаются в перегонах «Комендантский проспект» — «Старая деревня», «Невский проспект» — «Горьковская», «Черная речка» — «Пионерская».

На «Адмиралтейской» же находится самый длинный эскалатор: длина транспортной ленты — 137 метров, и состоит она из 729 ступенек. Время подъема — 3 минуты 15 секунд.

Самые неглубокие станции в метро Санкт-Петербурга — «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов» (около 8 метров).

Самый короткий перегон: «Владимирская» — «Площадь Восстания» (848 метров). Самый длинный перегон: «Обухово» — «Рыбацкое» (3 620 метров). Средняя длина перегона — 1,7 км.

Самая первая станция закрытого типа — «Парк Победы» — была построена в 1961 году.

Самая западная станция России — «Приморская».

Самая северная станция России  — «Парнас».

Станция «Спортивная» — единственная в Петербурге двухъярусная станция.

Самые красивые станции метро Санкт-Петербурга

Петербургская подземка не зря считается одной из самых красивых в мире. За впечатлениями стоит ехать прежде всего на первую красную ветку.

Автово

Была открыта в составе первой линии в 1955 году. Отличается богатой отделкой и оригинальными решениями скульпторов и архитекторов. Одна из самых красивых подземных станций метро в мире: фасад с шестиколонным портиком, вестибюль с куполом, который поддерживают восемь дорических колонн, просторный подземный зал с 46 колоннами, облицованными мрамором и декоративными прессованным стеклом.

Пушкинская

Открыта в 1956 году. В торце центрального подземного зала установлена скульптура Александра Сергеевича Пушкина. За фигурой сидящего поэта — панно, изображающее пруд в Царскосельском парке. Любопытны полукруглые ниши, в которых стоят высокие черные торшеры со стилизованными щитами и копьями. На путевых стенах размещены двери с декоративными решетками, на которых указана дата открытия — «1955», хотя фактически станция открылась в 1956 году.

1 из 2

Нарвская

Открыта в 1955 году в составе первой линии. Расположена между станциями «Балтийская» и «Кировский завод». Единственная в Петербурге имеет путевое развитие (дополнительную группу путей), но при этом не является ни конечной, ни пересадочной. Ходят легенды, что тупик за станицей на самом деле ведет в какое-то секретное метро или даже в подземный город, иначе зачем он вообще был построен. Оформление станции выдержано в тематике «Трудовая слава советского народа». На пилонах размещены сорок восемь барельефов. Их повторяющиеся сюжеты изображают советских людей — колхозников, литейщиков, селекционеров, деятелей искусств, текстильщиц, воинов, строителей, моряков, школьников, врачей, метростроевцев, судостроителей.

1 из 2
Фото: © MetroSim

Кировский завод

Открыта в 1955 в составе первой линии. По праву считается одной из самых красивых станций Петербургского метрополитена благодаря умелому сочетанию многочисленных элементов декоративно-прикладного искусства. Колонны на станции, соединенные между собой пологими арками, организуют впечатляющую перспективу. Оригинальное — люверсное — освещение создает иллюзию открытого неба над сводами.

Фото: © reversivka

Маяковская

Открыта в 1967 году. Одна из самых красочных станций: в облицовке стен активно использована красная смальта. В концах зала на стенах помещены контрастные мозаичные портреты Маяковского (художник Ю. Б. Могилёвский). Со стороны Невского проспекта на колонне изображен рельеф поэта и его стихи.

Адмиралтейская

Открыта в 2011 году. Самая глубокая станция метро в России. Оформлена в морской тематике. Полы вымощены серым гранитом с инкрустациями «роз ветров». Между колонн — горельефы русских адмиралов: Нахимова, Ушакова, Макарова, Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича. Станция украшена мозаичным панно «Основание Адмиралтейства», «Нева», «Нептун».

1 из 3

Звенигородская

Открыта в 2008 году. Интересна прежде всего мозаичным панно «Семёновский полк», на котором изображены Петр I и генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметьев в окружении гвардейцев. Станция располагается на месте, где после Северной войны был расквартирован Семёновский полк. Еще одно панно расположено в вестибюле — оно самое большое в петербургской подземке: длина 20 метров и высота 4 метра. Изображает Полтавскую битву: главные действующие лица — Борис Петрович Шереметьев, Петр I и шведский король Карл XII.

Международная

Открыта в 2012 году. Название станции связано с тем, что в том районе, где она расположена, пролегают улицы Софийская, Будапештская, Белградская, Бухарестская, Пражская и находится Парк Интернационалистов. Пол центрального зала отделан серым, красным и чёрным гранитом, колонны обшиты латунными листами цвета. В торце центрального зала станции располагается мозаичное панно, изображающее Атланта, который держит Землю (художник А. Быстров). В наземном вестибюле над эскалаторами — панно с Икаром и Вавилонской башней. В одной из стен есть дверь, с изображением Голубя — символа мира.

Спортивная

Открыта в 1997 году. Первая двухъярусная односводчатая станция на территории постсоветского пространства. В первом вестибюле — мозаичное панно «Олимпийский огонь» (художник А. Быстров), которое дополняют светильники в греческом стиле. Второй вестибюль также оформлен в спортивной тематике: он украшен мозаичным панно с изображением богов Олимпа авторства того же художника А. Быстрова. Любопытна абстрактная композиция-барельеф, в которой использованы девять сортов мрамора.

1 из 2

Площадь Александра Невского 2

Открыта в 1985 году. Просторный, светлый эскалаторный зал увенчан куполом диаметром 28 метров. На стене вестибюля над эскалаторами — мозаичное панно «Ледовое побоище» (художник А. Быстров). Путевые стены станции декорированы металлическими дисками, которые имитируют кольчугу. Светильники из анодированного алюминия стилизованы под бойницы. Ниша в торце станции была предусмотрена под скульптуру Александра Невского, однако по сей день она пустует.

Фото: © Rafa

Спасская

Открыта в 2009 году. Входит в состав трёхстанционного пересадочного узла «Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь». Основное внимание в вестибюле приковывают пять мозаичных панно, посвященных Сенной площади XIX века. На нем изображены 27 мужчин, шесть женщин, два подростка и одна лошадь. Прообразами для героев мозаики стали герои произведений Достоевского, Некрасова — прежде всего Раскольников, Настасья Филипповна, Рогожин. Также присутствуют портреты самих писателей. Три мозаики расположены над эскалатором, две — на боковой стене. В подземном переходе между линиями размещено мозаичное панно с именами известных зодчих и архитекторов города.

Вокзалы Санкт-Петербурга у станций метро

В городе располагается пять крупных железнодорожных вокзалов — Московский, Финляндский, Витебский, Балтийский, Ладожский, а также десятки остановочных пунктов и железнодорожных платформ.

Московский вокзал. Сообщается со станциями метро «Площадь Восстания» (1-я красная линия) и «Маяковская» (3-я зеленая линия).

Финляндский вокзал. В здание вокзала встроен вестибюль станции «Площадь Ленина» (1-я красная линия).

Витебский вокзал. Станции — «Пушкинская» (1-я красная линия) и «Звенигородская» (5-я фиолетовая линия).

Балтийский вокзал. К левому вокзала крылу пристроен наземный вестибюль станции метро «Балтийская» (1-я красная линия).

Ладожский вокзал. С вокзальным комплексом совмещен вестибюль станции метро «Ладожская» (4-я оранжевая линия).

В целом 12 станций метро связаны с объектами железнодорожной инфраструктуры: «Девяткино», «Удельная», «Старая Деревня», «Купчино», «Обухово», «Рыбацкое» и др.

Wi-Fi в метро Санкт-Петербурга

Пассажиры подземки могут воспользоваться бесплатным Wi-Fi. Имя сети — MT_FREE. Чтобы подключиться к сети через смартфон или планшет, требуется пройти процесс идентификации. Надо открыть любую страницу в браузере, и система перенаправит на страницу авторизации (через портал Госуслуг или номер мобильного телефона). Среди недостатков пользователи бесплатной сети отмечают отсутствие связи на некоторых перегонах и станциях, долгое подключение, а также обилие рекламы. В целом подключение нестабильно, и особо полагаться на него не стоит.

Как вернуть оставленные вещи

Бесхозные документы, деньги, ценные предметы, личные вещи, найденные пассажирами или работниками станции, передаются дежурному по станции, где они хранятся в течение 10 дней с момента обнаружения. По истечению этого срока, вещи направляются в Центр утерянных документов и средств связи, который находится по адресу Большая Монетная, 16, офис-центр № 1 (работает по будням с 12:00 до 18:00). Узнать, были ли найдены вещи, можно по справочному телефону метрополитена 8-800-350-11-55. Передача вещей владельцу осуществляется при предъявлении паспорта.

Проход пассажиров с кардиостимуляторами

Пассажиры с кардиостимуляторами могут пройти справа или слева от стационарных металлодетекторов, установленных на станции. Для этого нужно вызвать сотрудника, нажав на соответствующую кнопку и предоставить справку о наличии имплантированного кардиостимулятора. Пассажиры с кардиостимуляторами при возникновении подозрений могут быть проведены на ручной досмотр в присутствии сотрудника Управления полиции на метрополитене.

Безбарьерная среда

Петербургское метро практически совсем не приспособлено для пользования лиц с ограниченными возможностями. Первый лифт появился на станции «Парнас» в 2006 году, а следующие подъемники — только в 2018 году к Чемпионату мира по футболу. Ими оснастили станции «Новокрестовская» (ныне «Зенит») и «Беговая».

При этом все станции оснащены специальными устройствами «ТЭМИ 001», на которых инвалиды-колясочники с помощью сотрудника метрополитена могут подниматься и спускаться по эскалаторам и лестницам.

В метрополитене действует специальная служба — Дистанция обеспечения мобильности пассажиров, сотрудники которой помогают не только инвалидам, но также беременным женщинам, пассажирам с колясками, пожилым людям с объемным багажом. Служба работает четко: пассажиров провожают от вестибюля до поезда, а также встречают на станции прибытия.

Оформить заявку на сопровождение можно по телефону 8-800-350-11-55.

Фото: © (CC BY-ND 2.0) by flickr.com

Перехватывающие автостоянки

В непосредственной близости от некоторых крупных станций метро расположены перехватывающие парковки. Водители могут оставить на них свои автомобили и продолжить перемещение по городу на общественном транспорте, в частности метро. Это позволяет экономить время на проезд, а также снижает трафик в историческом центре Северной столицы.

Всего по городу пока организовано 14 перехватывающих автостоянок в Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Московском, Невском и Фрунзенском районах. Они рассчитаны на 1 579 машиномест.

Парковки работают на бесплатной и платной основе.

Бесплатно: при въезде с 06:01 до 20:00 при условии выезда до 23:59 того же дня.

Чтобы разместиться на такой парковке бесплатно, нужно предъявить электронный проездной билет, подтверждающий не менее одной поездки на общественном транспорте в период с 06:01 до 23:59 после оставления автомобиля на перехватывающей автостоянке.

Платно: при въезде с 20:01 до 07:00.

Стоимость — от 150 рублей за 11 часов. Оплатить можно наличными или с помощью банковской карты.

При этом 10% парковочных мест отведено для инвалидов и перевозящих их лиц. Размещение их автомобилей осуществляется на бесплатной основе.

Для велосипедистов оборудованы бесплатные круглосуточные парковки.

Перехватывающие парковки на 1-й красной линии:

  • «Ленинский проспект». 190 машиномест, 11 мест для велосипедов. Адрес: пр-т Народного Ополчения, у дома 16.
  • «Кировский завод». 50 машиномест, 100 мест для велосипедов. Адрес: пр-т Стачек, у дома 47, лит. Ф.
  • «Политехническая». 61 машиноместо, 22 места для велосипедов. Адрес: ул. Политехническая, у дома 29, корп. П.
  • «Гражданский проспект». 46 машиномест, 20 мест для велосипедов. Адрес: пр-т Гражданский у дома 116, корп. 1.

Перехватывающие парковки на 2-й синей линии:

  • «Проспект Просвещения». 43 машиноместа, 11 мест для велосипедов. Адрес: пр-т Просвещения, у дома 30, корп. 1.
  • «Парнас». 155 машиномест, 11 мест для велосипедов. Адрес: пр-т Энгельса, у дома 162.
  • «Купчино». 97 машиномест, 11 мест велосипедов. Адрес: пр-т Витебский, у дома 108, лит. А и Б.
  • «Купчино».58 машиномест, 11 мест для велосипедов. Адрес: у дома 5, лит. О, по Балканской пл.
  • «Купчино». 99 машиномест, 10 мест для велосипедов. Адрес: пр-т Витебский, западнее д. 108, лит. А.
  • «Купчино». 93 машиноместа, 11 мест для велосипедов. Адрес: пересечение Витебского проспекта и Звездной улицы.

Перехватывающие парковки на 3-й зеленой линии:

  • «Обухово». 330 машиномест, 11 мест для велосипедов. Адрес: ул. Грибакиных, у дома 27.

Перехватывающие парковки на 4-й оранжевой линии:

  • «Ладожская». 117 машиномест, 11 мест для велосипедов. Адрес: пр-т Заневский, у дома 65.

Перехватывающие парковки на 5-й фиолетовой лини:

  • «Волковская». 151 машиноместо, 11 мест для велосипедов. Адрес: ул. Касимовская, напротив дома 10.
  • «Бухарестская». 89 машиномест, 11 мест для велосипедов. Адрес: ул. Салова, у д. 70, лит. А.

Обслуживанием перехватывающих парковок занимается «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга». На его официальном сайте можно найти более подробную информацию.

Голос петербургского метро

В метро Санкт-Петербурга с конца 70-х годов звучит голос известного диктора Михаила Александровича Быкова (1945–2019). Он более 40 лет был диктором Ленинградского телевидения и озвучивал названия станций с конца 1970-х по 2019 год. За десятилетия своей работы он записал множество информационных роликов для петербургской подземки, причем его голос не только объявляет остановки, но и озвучивает служебную информацию для работников метро.

Информатор: Кировско-Выборгская линия

Интерактивный центр истории метро

На Васильевском острове рядом со станцией «Приморская» открыт музей метро. Это современный экспозиционно-образовательный комплекс, благодаря которому можно погрузиться в сложный и увлекательный мир петербургской подземки. Посетители знакомятся с системами управления метрополитеном, работой машинистов, диспетчеров и других специалистов. Главный интерактивный экспонат — фрагмент головного вагона. Посещение музейного комплекса возможно только по предварительной записи. Дети младше 6 лет не допускаются. В группах может быть не более пяти человек.

Тематические поезда

Нередко к той или иной торжественной дате Петербургский метрополитен представляет тематически оформленные поезда. Так, с 15 октября по 15 декабря 2015 года по красной линии курсировал состав «Воспоминание», приуроченный к 60-летию подземки. Борта поезда были декорированы коллажами из редких фотографий, а на презентации присутствовал машинист Евгений Федорович Клинов, который водил поезда по всем существующим линиям.

В том же году и по тому же поводу был представлен другой тематический поезд — «Дворцы Петербурга». Внутри вагонов появились изображения «Подземные дворцы Петербурга», «Ансамбль Петергофа», «Дворцовая площадь».

22 апреля 2016 года по первой линии курсировал поезд «Мобильная библиотека» со стилизованными книжными полками, цитатами выдающихся писателей и другими элементами, связанными с чтением.

6 июля 2016 года по той же линии ходил состав «Красная стрела», названный так в честь знаменитого фирменного поезда, который связывает Москву и Санкт-Петербург. Состав был оформлен в красном цвете, как и действующий экспресс.

28 декабря 2016 года пассажиры первой линии встретили еще один тематический поезд — «Литературный». В салонах были изображения русских писателей и поэтов — Александра Сергеевича Пушкина, Федора Михайловича Достоевского, Владимира Владимировича Маяковского, Николая Гавриловича Чернышевского, Максима Горького. Их именами названы станции метро. Один из вагонов был посвящен выдающимся поэтам Серебряного века.

Метро Санкт-Петербурга | Как это устроено | Discovery

Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге

Нашли неточность? Сообщите нам.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Санкт-Петербург: полезная информация
Бронирование отелей
в Санкт-Петербурге
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии