Музей военной техники «Моторы войны»

В 2021 году в здании бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината № 4 «Таганка» открылся музей военной техники «Моторы войны». В музее представлено более 150 единиц военной техники — автомобили, мотоциклы, бронетехника, гужевой транспорт, артиллерия всех стран-участников Великой Отечественной войны.

1 из 2
Музей военной техники «Моторы войны»
 

С июня 1941 года по май 1945 года отечественные заводы выпустили для армии 162600 автомобилей, еще получили от союзников 282100 автомобилей. Руководил автомобильным обеспечением СССР Тягунов Иван Петрович (1898—1967 гг.), который с 1940 года по 1947 год сменил несколько должностей:

  • 1940—1942 гг. — начальник автотракторного управления Красной Армии;
  • 1943 г. — начальник управления снабжения и резерва машин Главного автомобильного управления Красной Армии;
  • 1943—1946 гг. — начальник Главного автомобильного управления Красной Армии;
  • 1946—1947 гг. — начальник автомобильного управления Вооруженных Сил СССР.
Музей военной техники «Моторы войны»

Музей состоит из трех частей или залов (павильонов).

В первом зале представлена военная техника СССР и Германии предвоенного периода, то есть до 1941 года.

1 из 2
Музей военной техники «Моторы войны»
 

В 1929 году в Харькове, Москве и Нижнем Новгороде началась сборка машин Ford A. Было собрано 3804 автомобиля Ford A. В 1932 году заработал конвейер ГАЗ, автомобили Ford A стали выпускаться с новым названием — ГАЗ-А. С 1932 года по 1936 год было собрано 41917 таких автомобилей.

ГАЗ-А, 1932 г., СССР
ГАЗ-А, 1932 г., СССР

В 1932 году также на основе автомобиля Ford A был разработан легкий бронеавтомобиль ФАИ — Форд, А Ижорский. ФАИ сначала выпускался на Ижорском заводе, затем на Выксинском заводе. В период с 1933 года по 1937 год было выпущено 676 броневиков ФАИ.

Легкий бронеавтомобиль ФАИ, 1933 г., СССР
Легкий бронеавтомобиль ФАИ, 1933 г., СССР

В 1930 году в США были закуплены трехосные грузовики Ford Timken, собранные на основе Ford-AA. В 1932 году также на основе Ford-AA разработан первый вариант полуторки — ГАЗ-ААА. В период с 1935 года по 1943 год было выпущено 33848 грузовиков ГАЗ-ААА в различных модификациях.

Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА, 1936 г., СССР
Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА, 1936 г., СССР

Штабной автомобиль для высшего командирского состава Красной Армии разработан в 1936 году на основе грузовика ГАЗ-ААА. В период с 1936 года по 1941 год выпущено всего 194 штабных автомобиля. Представленный экспонат реставрировался 3 года. Других экземпляров из данной серии автомобилей не сохранилось.

Штабной автобус ГАЗ-05-193, 1936 г., СССР
Штабной автобус ГАЗ-05-193, 1936 г., СССР

В предвоенные годы грузовики ГАЗ-АА были самой популярной машиной в СССР. В период с 1932 года по 1938 год было выпущено 487000 грузовиков ГАЗ-АА. Представленный экспонат использовался на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя».

Фургон для перевозки хлеба ГАЗ-АА, 1938 г., СССР
Фургон для перевозки хлеба ГАЗ-АА, 1938 г., СССР

Легкая повозка связистов разработана в 1929 году. Повозки связистов Nf. 2 использовались до конца Великой Отечественной войны. Представленный экспонат был захвачен в 1944 году в Нормандии.

Повозка связистов Leichter Fernsprechwagen (Nf. 2), 1937 г., Германия
Повозка связистов Leichter Fernsprechwagen (Nf. 2), 1937 г., Германия

В 1908 году появилась малая полевая кухня, которая использовалась в Первой мировой войне, затем сохранилась в рейхсвере, а затем в вермахте. В 1936 году появилась модернизированная версия малой полевой кухни Hf. 14. Представленный экспонат также был захвачен в 1944 году в Нормандии.

Полевая кухня Kleine Feldkuche (Hf. 14), 1937 г., Германия
Полевая кухня Kleine Feldkuche (Hf. 14), 1937 г., Германия

В 1937 году началось производство грузовиков 1.lg. Lkw — «единого дизеля». С 1937 года по 1940 год для нужд вермахта было выпущено 14300 таких грузовиков.

Грузовой автомобиль Einheitsdiesel, 1939 г., Германия
Грузовой автомобиль Einheitsdiesel, 1939 г., Германия

С 1931 года по 1941 год в составе рейхсвера, а затем вермахта использовались санитарные фургоны Kfz. 31. В музеях мира осталось несколько экземпляров такого санитарного фургона. Представленный экспонат ранее находился в Музее Победы в США, но потом был выкуплен и перевезен в Россию.

Санитарный фургон Phanomen Granit 25H (Kfz. 12), 1939 г., Германия
Санитарный фургон Phanomen Granit 25H (Kfz. 12), 1939 г., Германия

Зенитный прицеп If. 5 был вооружен зенитной турелью Zwillingsockel 36 и пулеметами MG-34 для борьбы с низколетящими самолетами. Представленный экземпляр был брошен 342-й пехотной дивизией вермахта в зимнюю кампанию 1941—1942 гг. в Смоленской области.

Зенитный прицеп (If. 5) MG Wagen 36, 1938 г., Германия
Зенитный прицеп (If. 5) MG Wagen 36, 1938 г., Германия

Во втором зале представлена техника, используемая в боях 1940–1941 годов.

1 из 2
Музей военной техники «Моторы войны»
 

В 1941 году на базе немецкого мотоцикла BMW R71 разработан советский тяжелый армейский мотоцикл М-72. Представленный экспонат был приобретен в польском музее, куда попал после съемок фильма «Четыре танкиста и собака».

1
Тяжелый армейский мотоцикл М-72, 1941 г., СССР
Тяжелый армейский мотоцикл М-72, 1941 г., СССР

В 1936 году на основе английского тягача Vickers Utility Tractor разработан советский тягач Т-20 «Комсомолец». С 1937 года по 1941 год выпущено 7780 тягачей данного типа. В начале Великой Отечественной войны «Комсомолец» был самым массовым полубронированным тягачом в мире.

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец, 1939 г., СССР
Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец, 1939 г., СССР

На основе немецкого трактора Hanomag Z WD-50 в 1934 году разработан советский артиллерийский тягач «Коминтерн». С 1934 года по 1940 год изготовлено 1798 машин данного типа. Тягач использовался для транспортировки 203-мм гаубиц Б-4 и как эвакуатор танков.

Артиллерийский тягач Коминтерн, 1939 г., СССР
Артиллерийский тягач Коминтерн, 1939 г., СССР

Первый реактивный миномет принят на вооружение Красной Армии в июне 1941 года. Система залпового огня М-8-36 — предшественник «Катюши». Оснащение — 38 направляющих авиационного типа с 82-мм реактивными снарядами.

Система залпового ягня М-8-36, 1944 г., СССР
Система залпового ягня М-8-36, 1944 г., СССР

На основе английского танка Vickers Mk. E в 1933 году начался выпуск советских легких танков Т-26. До 1941 года было произведено 11307 танков этой серии. Данный танк стал самым массовым в предвоенное время.

Легкий танк Т-26, 1936 г., СССР
Легкий танк Т-26, 1936 г., СССР

Легендарный средний танк Т-34, принятый на вооружение Красной Армии в 1939 году. За период Великой Отечественной войны на 7 заводах было выпущено более 35000 танков Т-34. У самого массового танка в истории есть свой музей 

Средний танк Т-34, 1941 г., СССР
Средний танк Т-34, 1941 г., СССР

В 1935 году появился первый в мире тяжелый мотоцикл с телескопическими амортизаторами. Это модель BMW R12, пришедшая на смену модели BMW R11, которая начала производиться в 1929 году. Тяжелый мотоцикл R12 стал самым массовым для компании BMW — только до 1942 года было выпущено более 36000 мотоциклов.

1
Тяжелый мотоцикл BMW R12, 1937 г., Германия
Тяжелый мотоцикл BMW R12, 1937 г., Германия

Немецкий легкий полугусеничный тягач использовался для буксировки горных и зенитных пушек, минометов. С 1940 года по 1945 год было выпущено 8345 таких компактных тягачей. После войны трофейные NSU Kettenkrad HK-101 активно использовались в сельском хозяйстве СССР.

1
Легкий полугусеничный тягач NSU Kettenkrad HK-101, 1941 г., Германия
Легкий полугусеничный тягач NSU Kettenkrad HK-101, 1941 г., Германия

Автомобиль Mercedes-Benz 230 W153 начал выпускаться в 1938 году, использовался для гражданских нужд. Позже автомобиль активно реквизировался у населения. На фронте Mercedes-Benz 230 W153 использовался преимущественно в качестве штабного автомобиля. С 1938 года по 1943 год выпущено 4262 таких автомобиля. Представленный экспонат приобретен в Краснодарском крае у семьи фронтовика.

Легковой автомобиль Mercedes-Benz 230 W153, 1939 г., Германия
Легковой автомобиль Mercedes-Benz 230 W153, 1939 г., Германия

Командирские полноприводные автомобили Horch начали выпускаться в 1937 году на трех заводах — Horch, Wanderer, Opel. С 1937 года по 1943 год выпущено 19029 таких автомобилей.

Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 (Kfz. 12), 1941 г., Германия
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 (Kfz. 12), 1941 г., Германия

В третьем зале представлена техника, используемая в боях 1942–1945 годов. Особое внимание стоит уделить военной технике союзников обеих сторон.

1 из 2
Музей военной техники «Моторы войны»
 

Осенью 1941 года системы залпового огня «Катюша» ставили на тягачи СТЗ-5. Позже, в 1943 году системы залпового огня начали ставить на американские Studebaker US6.

Система залпового огня М-13, 1944 г., СССР
Система залпового огня М-13, 1944 г., СССР

В 1943 году разработана самоходная артиллерийская установка СУ-76 М, которая стала самой массовой в истории. С 1943 года по 1945 год выпущено 13679 СУ-76 М. За последние 2 года войны редкие операции обходились без использования самоходной артиллерийской установки данной модели.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76М, 1944 г., СССР
Самоходная артиллерийская установка СУ-76М, 1944 г., СССР

Модернизированный артиллерийский тягач ГАЗ-67Б начал выпускаться в 1943 году. За годы Великой Отечественной войны было выпущено всего около 2500 таких машин. Тягачи ГАЗ-67Б в основном использовали для транспортировки 45-мм противотанковой пушки и дивизионной пушки ЗИС-3. Только к концу войны ГАЗ-67Б стали использовать как командирскую машину.

Артиллерийский тягач ГАЗ-67Б, 1944 г., СССР
Артиллерийский тягач ГАЗ-67Б, 1944 г., СССР

Британский легкий бронеавтомобиль-разведчик разрабатывался с 1938 года, в боевые действия вступил в 1940 году. Последняя версия Daimler Dingo имела существенное дополнение — водонепроницаемую систему зажигания. Всего было выпущено 6626 таких бронеавтомобилей.

Легкий бронеавтомобиль Daimler Scout Car Dingo (Mk. III), 1944 г., Великобритания
Легкий бронеавтомобиль Daimler Scout Car Dingo (Mk. III), 1944 г., Великобритания

В 1942 году грузовым подразделением Dodge была выпущена командирская машина WC-56. Если предшественники этой модели использовались как разведчики, то WC-56, а позднее WC-57 использовались командирским составом. В 1945 году на такой машине Георгий Константинович Жуков принимал парад у 82-й авиадесантной дивизии США.

Командирская машина Dodge WC-56, 1943 г., США
Командирская машина Dodge WC-56, 1943 г., США

В 1942 году шведская компания Volvo разработала полугусеничный тягач, но на вооружение его приняли только в 1944 году. До 1956 года выпущено всего 108 таких артиллерийских тягачей.

Полугусеничный тягач Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT), 1944 г., Швеция
Полугусеничный тягач Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT), 1944 г., Швеция

В 1941 году фирмой Porsche разработан тяжелый автомобиль-внедорожник, но производился он на заводе Steyr. По-этому, автомобиль получил название Steyr 1500A, а не Porsche Typ 147. В период с 1941 года по 1945 год произведено 18850 таких машин.

Тяжелый командирский автомобиль Steyr 1500 A/01 (Kfz. 69), 1942 г., Австрия
Тяжелый командирский автомобиль Steyr 1500 A/01 (Kfz. 69), 1942 г., Австрия

Первая модель Tatra 57 была выпущена в 1932 году. В 1939 году после оккупации Чехословакии немцами стала выпускаться модель Tatra 57K. Обновленная машина использовалась в вермахте в качестве легкой командирской машины.

Командирский автомобиль Tatra 75K, 1942 г., Чехословакия
Командирский автомобиль Tatra 75K, 1942 г., Чехословакия

Первые Fiat-SPA TM 40 поступили на вооружение в 1942 году. Тягач использовался для транспортировки 90-мм зенитной пушки, 149-мм гаубицы, средних танков на прицепе.

Артиллерийский тягач Fiat-SPA TM 40, 1942 г., Италия
Артиллерийский тягач Fiat-SPA TM 40, 1942 г., Италия

В 1937 году на основе мотоциклов Harley-Davidson в Японии стали выпускать военные мотоциклы Rikuo, что в переводе означает «король дорог». Всего было выпущено около 18000 таких мотоциклов, которые использовались разведчиками и связистами.

Тяжелый мотоцикл Rikuo Type 97, 1942 г., Япония
Тяжелый мотоцикл Rikuo Type 97, 1942 г., Япония

Столь объемная и интересная экспозиция была собрана благодаря военно-историческим клубам «Капонир» и «Дивизион», коллекционерам — Игорю Шишкину, Евгению и Наталье Шаманским, Вячеславу и Людмиле Лен, Святославу Петрушко.

Музей военной техники «Моторы войны»

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей «Московский транспорт»

Рогожский Вал, 9/2 Подробнее об объекте