Турист Виктор Пастухов (ViktorPastoukhov)
Виктор Пастухов
был 14 января 2016 18:32

Фернанду-ди-Норонья — Бразилия Август 2013

Освоение архипелага Фернанду-ди-Норонья лучше всего организовать в три ступени, по аналогии с запуском орбитальных аппаратов. Первая ступень должна как следует отработать на ближней дистанции. Это значит, что не стоит тратить целый день на обзорную экскурсию по всем углам, всё равно не дадут побыть подольше там, где понравится. Самая рациональная стратегия это начать с наиболее достижимого — участка берега около главного посёлка Vila dos Remédios.

Всё гениальное просто: первый круг знакомства с островом

Ведь в этот кусочек острова вписывается и один из лучших пляжей, и даже его самая главная вершина, и всё это прямо рядышком с «деловым центром».

Но обо всём по порядку, сначала пройдёмся, но улицам. В самом посёлке есть не только полноценная сфера услуг, но и исторические сооружения: церковь (1737–1772), монументы, музейчики.

А главное — возвышающийся над всем этим форт (1737).

И виды оттуда позволяют начать ориентироваться по острову.

Всё гениальное просто: первый круг знакомства с островом

Справа (восточная оконечность) порт Санту-Антониу, оставим его на вторую ступень.

А слева и ещё ближе есть пара замечательных пляжей, вот туда и спустимся поскорее.

Ближний к форту это Praia do Meio («Средний пляж»), а маленький уголок его под самым фортом иногда называют Praia do Cachorro («Пляж Собаки»). Там уютненько, хороший сервис, удобная лестницы, пресный душ… Но другая часть пляжа намного интереснее для тех, кто любит поплавать с маской, поэтому на первом плане этой фотографии именно она.

Замечательна и смежная часть соседнего Praia de Conceição («Пляж Концепции», в смысле «непорочного зачатия»).

Именно разделяющая эти два пляжа каменистая гряда и относится к лучшим местам для подводных наблюдений, и мы там повстречали под водой не только больших черепах (это привычно), но и великое разнообразие рыб. Поскольку подводной фотосъёмкой не увлекаюсь (стараюсь сам там побольше успеть увидеть), подобрал портреты самых запомнившихся из них в общем доступе Google Images:

В принципе, если как следует попользовать эту территорию, то поездка на остров уже получится классной.

Конец дня и начало вечера тоже лучше проводить на «Концепции», когда рыбок под водой уже не видно, развлекают птицы-рыболовы.

Ну и предзакатные виды тоже могут порадовать, а возвращаться с пляжа до улиц посёлка оттуда совсем недолго.

Резюме: освоившись как следует на этом плацдарме, можно будет приступать и в более размашистым вылазкам по Чудо-Острову, продолжение следует…

Приложение к первой части: наши самые яркие воспоминания от дня прибытия на Фернанду-ди-Норонья

После утреннего авиаперелёта и дневных формальностей по высадке на остров и расселению (об этом будет отдельный комментарий: сборы, документы, инструктаж, цены и пр.), мы решили что обедать уже необязательно. Быстро заселились, переоделись, бросили в рюкзачок остатки фотокамеры, маску с трубкой (только один комплект, по случаю разведки), галеты, воду, и, не теряя времени пошли в поисках береговой линии. Доброжелательный персонал «поузады» домашнего типа, удобная складка рельефа, полученная в аэропорту карта, и встроенный в голове приборчик вроде GPS, всё это направляло на один и тот же путь, совсем недолгий.

Вот и океан! А вот и песчанный пляж с фантастически прозрачной водой и с камнями по краю, это «Средний», Praia do Meio. Крабов на камнях видимо-невидимо, это хороший знак, сейчас проверим как там с богатством и подводного мира. Первая же проверка показала, что все наши прежние познания на эту тему не стоят ровным счётом ничего. Начинать вникать в неё как следует нужно здесь и сейчас. Лучше всего вдоль края вот этого коралла, в щелях которого творится такое… Чем дальше от берега, тем глубже песчанное дно по краю этого природного сооружения, и тем более крупные обитатели Атлантики показываются в индивидуальном иллюминаторе, иногда даже стаями. Но страха, что они вдруг захотят пооткусывать по кусочку моего организма, почему-то нет, несмотря на это непривычное количество скошенных глаз. Пора сменяться, и уже на берегу как-то это всё утрясти в сознании.

Моя лучшая половина удовлетворилась зрелищем побыстрее, по моей наводке она проверила только самые-самые горячие точки, и тоже немного онемела.

Иду на второй круг. Начинается прилив, и слой воды над кораллом становится более комфортным, позволяю волне продвинуть меня в дрейф над его куполами. Новые открытия, новые краски… И вдруг замечаю на себе какие-то настороженно-заинтересованные взгляды. В полуметровый слой воды над кораллов как-то затесалась и пара небольших акул, и теперь они напряжённо размышляют на тему моего подозрительного соседства. Эта мелочь всё же была раза в три крупнее самых солидных из черноморских катранов, и не принадлежала к неповоротливым породам семейства, которые занимаются только сбором всякой неосторожной живности со дна. Всем своим видом показываю, что не питаюсь сырой акулятиной, и вообще не собираюсь нарушать только что принятый обет не рыбачить на острове. Через некоторое время мы немного привыкли друг к другу, поэтому сумел выбраться из воды не спугнув новых друзей, и предложил моей драгоценной в свою очередь полюбоваться этими милашками.

Но она сказала, чтобы они пошли куда подальше, и предложила пойти ещё поплавать на соседнем пляже, а с акулами потом встретиться вечером в ресторане. Ничего не имею против, аппетит уже ощутимый, но солнце ещё высоко, так что наш экологический экстаз может быть продолжен по другую сторону каменной гряды, на Praia de Conceição.

Для меня стадарт Praia de Conceição это теперь новая концепция хорошего пляжа. Ну просто очень хорошего, какими они и должны быть в раю. Здесь уже разведка была более целеустремлённой, охватил большую и разнообразную акваторию за относительно недолгий рейд, и пришёл к выводу, что местное население тоже очень пёстрое, но большей частью уже нам знакомо. Встретились и некоторые незнакомцы, но акул и акулок не было. Выигрышный билет на этот раз выпал не в мою смену.

Милая выскочила из воды на несколько метров вверх, чтобы в полёте снять маску и сообщить мне что под нами плавает большой скат, скорее всего высоковольтный. После мягкого приводнения она передала мне снаряжение, предложив продолжить изучение объекта и замерить его напряжение, если это мне интересно, а сама на удивление быстро поплыла к заманчивому тёплому песку, стараясь касаться воды как можно меньше.

Она была частично права, скат действительно плавал рядышком с нами и ближе к дну. Но вот насчёт размера погорячилась, так себе скатик, в пределах метра в диаметре, не считая хвоста, действительно похожего на силовой кабель. Честно говоря, в физике меня всегда привлекали больше энергетические и механические разделы, даже с ядерной физикой немного дружу, а вот электричество, это «не моё». Поэтому не стал проверять чем заряжено это забавное существо, просто поплавал за ним на средней дистанции, стараясь не вытягивать руки в его сторону угрожающим образом. Но ему и это не понравилось, когда глубина стала небольшой, скат резко повернул в сторону экватора и прибавил обороты. Надеюсь, что пережитый стресс не отразится на его охраняемом бразильскими законами здоровье.

Это было очень мудрое решение, не брать на первый раз вторую маску. Красочная морская пучина увлекла нас настолько, что даже с соблюдением очерёдности, и даже в комфортно тёплой воде, под вечер уплавались до некоторой гипотермии, а калорий потратили столько, что уже не хотелось жевать галеты. Смочив губы и горло пресной водой мы облепили своими телами отвоёванные у нагловатых крабов и ящериц камни, и немного перезагрузились накопившейся в них солнечной энергией.

Через какое-то время даже появился интерес посмотреть как в стиле сброшенной с самолёта противолодочной торпеды бултыхаются в воду птицы-рыболовы. А потом ещё как откуда-то взявшиеся рыбаки вытаскивают что-то на берег. Вот-вот почему на меня так опасливо косились мелкие акулы, заповедник заповедником, но есть тут и местное население, которому разрешён вылов какого-то количества рыбы. В следующий раз буду им сразу показывать пластиковый билет в национальный парк, со штрих-кодом мирного посетителя, пусть теперь всё время в кармашке плавок лежит.

А рыбаки закончили свой производственный цикл небольшим шоу. Забракованную заказчиками мелкую рыбёшку они сначала кидали в воздух, чтобы крупные птицы продемострировали сноровку авиаперехвата. А потом ещё клали других несчастных на головы самых окаменевших от восхищения туристов, и тут уже выполнялся подбор полезной нагрузки в бреющем полёте.

Между тем солнце стремительно катилось к горизонту. Неужели ещё и лучи заката пробивающиеся сквозь толщу воды нам покажут? Но нет, такого уже ничья психика за один день не выдержит. Перед самым горизонтом сработал предохранитель из тонкой струнки облаков, и мы сохранили остатки интереса к жизни хотя бы до следующего дня.

За ужином акулье мясо есть было бы слишком мучительно, заказали просто «рыбу» в креветочном соусе. Когда она безымянная, то вроде бы и никто конкретно из наших сегодняшних новых знакомых, а просто какой-то пакетик из магазина «Океан».

Продолжение — Рай экотуризма, вторая ступень: эскорты дельфинов, храмы акул и черепах