Турист Юлия Фолькман (juliefolk)
Юлия Фолькман
была 1 ноября 2023 19:38

Бали — Индонезия Февраль 2014

Непоседы на Бали. Часть I: Чанггу

Бали не случайно считается одним из лучших мест для серфинга: благодаря местоположению острова и рельефу дна вокруг него, на Бали круглый год благоприятные условия для серфинга, причем подходящие споты (места для катания) всегда смогут найти как новички, так и профессионалы.

Школу серфинга мы решили выбрать еще из дома, хотелось быть уверенными, что не выбросим деньги на ветер. Предложений нашлось очень много, в том числе на Бали большой выбор русских школ, а учиться на родном языке, разумеется, гораздо удобнее. Нам приглянулась довольно раскрученная школа, у которой также есть два отеля, соответственно можно было забронировать сразу обучение и проживание, и немного сэкономить. Мы списались со школой, и внесли предоплату за пакет, в который входили 7 ночей, 7 уроков, а также трансферы из аэропорта, на уроки и обратные, плюс все что нужно для обучения: одежда, оборудование, страховка и т. д. Пакет на одного человека стоил 412 $, 20% мы перевели заранее, остальное доплачивали на месте.

Непоседы на Бали. Часть II: Серфинг

Как оказалось, наш план — 7 уроков за 7 дней — был слишком амбициозен. Во-первых, попасть на занятие в наш первый полный день на Бали мы не смогли, так как прилетели накануне уже поздно вечером, и оказалось, что записаться на следующий день было уже невозможно. Кроме того, когда мы начали заниматься, каждый из тренеров говорил нам, что 6 занятий подряд это слишком тяжело, и надо обязательно делать перерывы. В результате после 5 занятий я действительно выдохлась, и на шестой день Паша поехал без меня, зато я прошлась по магазинам.

Конечно, 5–6 занятий слишком мало чтобы по-настоящему научится кататься на доске, но и за это время мы узнали много нового и кое-чему все-таки научились.

Непоседы на Бали. Часть II: Серфинг

Лучшее и самое популярное место для обучения — пляж Кута. Именно там сосредоточено большинство школ, и именно там проходят уроки, поэтом я ни в коем случае не советовала бы этот пляж для плавания. Время занятий определяется состоянием моря — силой и характером волн, и когда море подходящее, в воде одновременно десятки студентов из разных школ. И если такой новичок по неопытности не удержит огромную ученическую доску, пострадать может как он сам, так и окружающие. Так что если вас занесет купаться в Куту, настоятельно рекомендую держаться от начинающих серферов подальше.

Не слишком привлекательный пляж в Куте:

Непоседы на Бали. Часть II: Серфинг

Стена, отделяющая пляж от улицы и одни из ворот в ней:

Непоседы на Бали. Часть II: Серфинг

Очень многое и в серфинге и в обучении оказалось совсем не таким, как мы думали. Например, мы были уверены, что сначала нам долго будут рассказывать теорию, и шутили, что только на третьем занятии разрешат потрогать доску, а сколько еще времени понадобится чтобы встать на ней на воде? На самом деле на первом же уроке, после часовой теории нам выдали одежду, крем от загара и доски, и спустя еще час каждый из учеников (нас было трое) смог по подсказке тренера встать на подходящей пенной волне и доехать до берега.

Тренеры делят волны на два типа — «пена» и «зеленые». «Пенные» волны образуются достаточно близко к берегу, когда волна закрывается и, шурша и шипя, несется к берегу. Такие волны и учатся брать на первых занятиях. Ждать такие волны приходится стоя, постоянно придерживая и выравнивая доску, когда ее сбивают проходящие мимо неподходящие волны. Зато вставать на «пене» легче — увидев свою волну, ты ложишься на серф, а поймать момент, когда пена толкает доску, и надо вскакивать на ноги, не сложно. Кстати, вставать на доске тоже оказалось несложно, довольно быстро это движение доходит до автоматизма. А вот научится вставать правильно очень трудно! Стойка серфера довольно забавная — ноги сильно согнуты, так что колени почти соприкасаются, а спина прямая, я так и не научилась нормально стоять:(

«Зеленые» волны инереснее, это настоящие волны, пусть и не очень большие там, где проходит обучение. Дойти до них тяжеловато: сначала надо преодолеть пену, толкая доску рядом с собой, потом можно лечь и грести. Я думала грести до лайн-апа (безопасного места, где серферы ждут волн) — это и есть самое физически тяжелое в серфинге. Пожалуй, так и есть, если лайн-ап далеко от берега, при обучении же он довольно близко, и грести устаешь только под конец занятия, на самом деле, мне даже понравилось грести, доска очень легко и приятно скользит по волнам. Но не нужно забывать, что мы гребем не на матрасике при штиле, а на лонгборде навстречу волнам, которые то и дело пытаются скинуть серфера с доски и закружить под водой! Вот это очень неприятно и тяжело, когда ты почти добрался до лайн-апа, где сидит на своей доске тренер, а какая-то подлая волна, от которой ты не смог или не успел увернуться, сбрасывает тебя с серфа и относит обратно к самому берегу и нужно проделывать весь пусть снова! Как же я злилась в такие моменты! Злилась на себя, конечно, не на море же:) Зато сидеть на доске на лайн-апе и ждать нужную волну, покачиваясь на мелких или проходящих стороной, легко и приятно, можно и отдохнуть после тяжелого захода и поболтать с товарищами. Но только расслабишься, как тренер, заметив волну кричит тебе: «Поворачивайся! — А ждать нужно боком. — Ложись! Греби! Греби! Греби! Сильнее! Вставай!» И ты кое-как вскакиваешь, как-то едешь — иногда получше, иногда похуже — и снова оказываешься на берегу, и опять нужно вступать в непосильный бой со стихией.

Непоседы на Бали. Часть II: Серфинг

Если вы не занимаетесь каким-то сходным видом спорта, сноубордом, например, на первом занятии тренеру нужно определить вашу стойку — какую ногу вам ставить вперед, какую назад. Определить это логикой или выбрать осознанно нельзя, это должно быть на уровне инстинктов. Но как их распознать? Наш тренер сделал это так: сказал нам встать к нему спиной, закрыть глаза, расслабиться, и… толкнул нас в спину, чтобы посмотреть, какую ногу мы поставим вперед, чтобы не упасть. А проследив за нашими ногами, сказал, кому как стоять. По стоящей впереди ноге серферы делятся на две группы: «регуляров», у которых впереди левая, их большинство, и «гуффи» с правой ногой впереди. Благодаря тому, что Паша оказался «регуляром», а я «гуффи», получилось это фото:

Забавно, но самым тяжелым в серфинге было носить большую ученическую доску. Обычные доски довольно короткие, примерно с человеческий рост, а учатся на лонгбордах, они метра по три длиной — для устойчивости, и не имеют острых краев, что очень правильно: мне моя доска как-то раз прилетела по зубам. Но я сама была виновата — не успела сориентироваться. Вообще при обучении серфигну опасностей практически нет: падать в воду не больно, главное, не боятся воды. Например, некоторые люди не могут нырять, не зажав нос, даже не знаю, как в их случае учится… Помню, когда мы готовились к поездке, я перечитала кучу отзывов и рассказов о Бали, и в одном из них автор брал урок серфинга и «конечно, наелся песка», как он писал. Мне это запомнилось, и я готовилась к чему-то такому, но честное слово, теперь я просто не понимаю, как ему это удалось! Я даже воды особо не наглоталась, хотя я не очень-то ловкая:)

Так вот прежде чем кататься и падать нужно сначала донести свою доску от школы до моря метров 200, а потом еще затащить ее в воду на то место, где образуются волны. Если волны несильные, как в первые дни на «пене», то везти по воде не сложно, а вот нести до пляжа доску, которая почти в полтора раза длинее меня, мне было очень неудобно и тяжело. К счастью, мне, как правило помогали тренеры, но пару раз приходилось нести самой, и это было настоящим испытанием, особенно после тренировки!

Непоседы на Бали. Часть II: Серфинг

Еще один неудобный момент — это время занятий. Казалось бы, логично заниматься на воде рано утром, пока солнце не очень высоко, а после урока отдохнуть и отправиться на экскурсии или шоппинг… Но не так все просто! Невысокие пенные волны, на которых проходят первые занятия, образуются в самый солнцепек, где-то с 11:00 до 13:00, и бледнолицые студенты-туристы сгорают каждый день. Плечи и спины защищены футболками из лайкры, которые выдают в школе, а для носов и лбов выдается только крем, да, у него самая высокая степень защиты — 50, но и этого мало. Тренеры мажут лица цинком, он не впитывается и остается на лицах белой маской, зато и защищает хорошо. Не знаю, может он дорогой, но со студентами им делятся неохотно.

Занятия на «зеленых» проходят в более комфортное время, часов с 8–9 утра, и после них день уже не пропадает, и можно еще чем-то заняться, куда-то съездить. Возможно, время образования подходящих «пенных» и «зеленых» волн зависит и от сезона, но в конце февраля — начале марта, когда учились мы, было именно так.

Следующая ступень в обучении после «зеленых» — «трипы». Это выезд с несколькими тренерами и учениками на какой-то отдаленный спот, где волны сильнее и кататься интереснее. Нам предложили поехать в трип на шестой день, но у меня уже не было сил, Паша поехал без меня, но с морем в тот день не повезло.

Непоседы на Бали. Часть II: Серфинг

Я не буду приукрашивать и писать, что, занимаясь серфингом, я испытывала ощущения полета или чувствовала единение с морем или что-то еще такое высокопарное. Как вы уже поняли, были и минусы и сложности, но это было весело и очень необычно, и особенно приятно, когда хорошо получалось. Если бы у нас был второй шанс, мы бы постоили отдых на Были иначе: не делили его на две части — серфинг в Куте с проживанием в Чанггу и снорклинг в Чандидасе, а провели бы обе недели поближе к школе, чтобы можно было учиться в более спокойном режиме. Думаю, главный показатель того, что серфинг удался то, что я хотела бы продолжить обучение, хотела бы снова войти с доской в море, догрести до лайн-апа, покачаться на волнах и проскользить на доске до берега, тщетно пытаясь свести согнутые колени, выпрямить спину и повернуть под нужным углом:))