Турист Юлия Кузнецова (YuKuz)
Юлия Кузнецова
была 17 февраля 2020 22:11

Россия Сентябрь 2007

Не могу причислить себя к категории ортодоксально верующих людей, но интерес к этой области человеческого бытия имею. Были мы с мужем и в Сергиевом Посаде, и ездили в Кирило-Белозерский монастырь, что под Вологдой. И даже довелось нам побывать на Святой Земле в Иерусалиме и Вифлееме. Но к паломникам себя не причисляем, больше к туристам. В общем, как сказал, если не ошибаюсь, Н. В. Гоголь: «Был у Гроба Господня, а лучше не стал». Это как раз про нас!

Вдоволь насмотревшись на не совсем еще золотую болдинскую осень и решив, что достаточно повысили свой культурный уровень, в 15 часов 20 минут мы выехали из гостиницы. Благо в провинции расчетный час строго не определен. До следующего объекта нашей культурной программы около 180 км. Через деревни Ужовка, Лукоянов, Лесогорск, Глухово, Елизарьево (а может это поселки — не вижу разницы!) — до Дивеево. Машин немного, но это все-таки не автобан в Германии или Австрии, сильно разогнаться качество дороги не позволяет. Поэтому эти 180 км проезжаем за 2 часа 20 минут, один раз остановившись на заправке.

Путешествие к дивеевским святыням

В Дивеево у нас был забронирован номер «стандарт» в гостинице «Дивеевская слобода», а точнее половина бревенчатой избушки на две семьи с разными входами. Крыльцо, сени, санузел и комната с покрывалами и ковриком в стиле «пэчворк». В другой половине никого не было. Вся территория " Дивеевской слободы» стилизована под русскую деревню слегка лубочного вида. Бревенчатый забор, сторожевые башни, избушки, колодец с журавлем, и т. д. Хорошо, если бы деревни, мимо которых мы ехали в Дивеево, хоть чуть-чуть были бы на эту «слободу» похожи, а то взгляду зацепитьс я не за что.

Заселившись и оглядевшись, пошли на разведку. Девушки — администраторы рассказали о времени работы Серафимо-Дивеевского монастыря, а на следующий день обещали провести экскурсию по Дивеевским святым источникам. Кстати, по поверию, в Дивеево нужно обязательно прожить не меньше суток, т. к. Пресвятая Богородица обязательно посещает это святое место. Это ее Четвертый Земной Удел.

Поры бы и подкрепиться! Пошли ужинать в «Охотничий домик», расположенный на территории «Слободы». Заказали шашлык из осетрины (интересно, откуда она, ведь вылов осетров запрещен?), овощи и пиво. Какое уж тут паломничество? Пока шашлык готовился, погуляли по дорожкам и тропинкам, изучили географию постояльцев по номерам машин на парковке. Будний день, народу в гостинице немного. Но летом и по выходным обычно все занято. Тишина, не слышно шума машин, многоэтажного жилья рядом нет, местный народ тоже не шляется.

Шашлык понравился не очень, а мне особенно не понравилась цена, около 2000 рублей за весь ужин! Я, как Фрося Бурлакова, все время прикидывала в уме, сколько раз дома на эти деньги можно поесть.

После завтрака, (шведский стол включен в стоимость проживания), отправились в поход по святым местам.

Монастырь хорошо виден от гостиницы, поэтому искать дорогу нам не пришлось.

Путешествие к дивеевским святыням

В туристическом (или паломническом?) центре оплатили индивидуальную экскурсию, но потом к нам присоединились еще два человека. Экскурсия стала считаться групповой и часть денег вернули. Подарили листочек с картинками из жизни преподобного Серафима Саровского.

Скажу честно, экскурсия мне не понравилась. Я вообще привередлива к экскурсоводам, считаю, что не каждый желающий может им стать. Нужны и эрудиция, и, в какой-то степени, артистизм, и хорошая дикция, и чувство юмора. Недостаточно заучить текст и механически его отбарабанить. А уж экскурсия по святым местам — это вообще сложно. Наши «соэкскурсники» оказались по сравнению с нами, людьми очень набожными. Мы рядом с ними чувствовали себя неловко.

Экскурсия, к счастью, была не очень длинной. И мы пошли осматривать монастырь самостоятельно.

Путешествие к дивеевским святыням

Прошли по Канавке, которую Пресвятая Богородица велела вырыть Серафиму Саровскому. Я добросовестно 150 раз почитала про себя «Богородицу», загибая пальцы и боясь, что не успею уложиться в предстоящие 800 метров пути.

В Троицком соборе, отстояв небольшую очередь, приложились к мощам Преподобного Серафима. Поставили свечи о здравии живых и об упокоении неживых своих близких. Заказали молебны, купили иконки с ликом Преподобного.

Путешествие к дивеевским святыням

Подкрепились в монастырской трапезной обедом из постных блюд (среда — постный день!).

После обеда едем на экскурсию по святым источникам с девушкой из гостиницы. Эта экскурсовод оказалась еще лучше предыдущей! Текст она зазубрила насмерть. Любой наш вопрос повергал ее в ступор, нужно было опять начинать сначала. Мне кажется, индивидуальная экскурсия должна иметь форму беседы, диалога. Мы люди любознательные, к экскурсоводам любим приставать с вопросами. Но диалога не получилось.

Одна радость от экскурсии — источники искать самим не пришлось. Четыре источника: матушки Александры, основательницы монастыря, Иверской Божьей Матери, Целителя Пантелеймона и Казанский находятся в самом Дивеево. А источник и купальня Серафима Саровского немного в стороне, в 18 км от Дивеева, около села Цыгановка.

Путешествие к дивеевским святыням

Набрали водички из всех источников, у каждого стоят продавцы пустых пластиковых бутылок, рубашек для купания и всяких сувениров.

Искупаться, честно говоря, не рискнули, холодно. Только умылись. Но желающих искупаться и без нас было много. Автобусы с паломниками, машины, видели людей, идущих в Дивеево пешком. Вот это Вера! Даже завидно. Кстати, искупаться в Саровском источнике стало возможным только после того, как в 1994 году отвели от источника рукав и сделали искусственное озеро. А до этого все подходы к источнику были перекрыты в связи с тем, что Саров был и посей день остается закрытым городом.

Хотелось мне еще посмотреть, как монахини после вечерней службы Канавку крестным ходом обходят. Но, то ли я опоздала, то ли делают они это не каждый день — увидеть не удалось ( через четыре года узнала, что обходят не после службы, а после вечерней трапезы!).  Зато еще раз побывала в Троицком соборе монастыря. Может где-нибудь мне это зачтется!