Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 15:59
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Республика Алтай — Россия Август 2013

Прошлым летом я побывала на Алтае! Алтай — это общее название Алтайского края и Республики Алтай.

Алтай. Просто сказка

Здесь необыкновенно красивые места с древними легендами, археологическими памятниками, среди которых пещеры, курганы, рунические писаницы, каменные бабы, балбалы (каменные столбы), священные бомы (скалы). По преданию крестьян-староверов в горах Алтая есть страна Беловодье, где спокойно живут люди, леса полны зверя, а реки — рыбой. На Алтае 13 тыс. озер! Среди них есть и соленые на юго-востоке республики, там, где степи. Есть Горный Алтай и Степной Алтай, а в удаленном Усть-Коксинском районе находится гора Белуха высотой 4506 м.

Мы путешествовали по Горному Алтаю. Поехали мы туда с друзьями на машинах, из Екатеринбурга до Барнаула добрались за два дня с ночевкой в кемпинге под Омском. Дорога была спокойная, не всегда идеальная, гайцев не встречали.

подсолнухи вдоль дороги
Алтай. Просто сказка

В Барнауле остановились у друзей на два дня, посмотрели город и отправились колесить по Горному Алтаю.

На месте гибели М.Евдокимова.

План был такой: оз. Ая, село Чемал на р. Катунь и Телецкое озеро. Из каждой точки — экскурсии по окрестным достопримечательностям. Проживание обязательно у воды, чтобы купаться каждый день — лето ведь. Места проживания забронировали еще дома, чтобы не тратить время на поиск жилища на месте. В принципе жилье найти там легко, как на нашем Черноморском побережье, на домах таблички «сдается», но не везде условия привлекательные. Проживание от 350 руб в сутки в домиках без удобств до 4 000 руб. в приличном отеле.

Первая наша остановка — озеро Ая (270 км. от Барнаула по Чуйскому тракту). Озеро находится в 5 км к югу от села Ая (село основано в 1812 г. раскольниками из Пермской губернии, затем оренбургскими староверами). Озеро небольшое, но очень живописное с прозрачной водой и с одной стороны скалистыми берегами. В восточной части озера на расстоянии 70 м от берега есть гранитный остров небольших размеров, называемый Змеиным, другие называют его остров Любви. Уровень озера превышает уровень Катуни на 49 м. и 380 м над уровнем моря. С происхождением озера связана алтайская легенда о том, что Луна (Ай) спустилась в долину и схватила там людоеда Дельбегена, чтобы спасти род людской. На том месте, где спустилась Луна, образовалась вмятина и возникло озеро, которое названо Ая.

Алтай. Просто сказка

В него не впадает и из него не вытекает ни один ручеек, но уровень озера практически остается постоянным даже после снеготаяния или выпадения большого количества осадков. Озеро питается в основном подземными водами, родниками. Делится водная масса на два слоя: нижний на глубине10 м. застойный с сероводородом и верхний, насыщенный кислородом, что уникально и неповторимо. Мы остановились на две ночи в Парк-отеле Ая типа 2–3* с завтраками, номера хорошие, все выглядит прилично, завтраки тоже хорошие, на берегу оборудован пляж, есть прокат катамаранов, лодок, маленький аквапарк, вода в озере теплая около 23 град., с удовольствием покупались.

Вечером, спустившись по дороге от Парк отеля, пришли к Катуни, над рекой уже стоял вечерний туман, зрелище было сказочное!

р. Катунь
Алтай. Просто сказка

«Сумерки. Тихо спустилась ночь и развернула свои темные мягкие крылья, окутала-одела Алтай в таинственную мглу» — из книги «Алтай. Путешествие по Катуни».

Рядом с оз. Ая есть много интересных мест. Хочется посмотреть все местные красоты. На первом этаже Парк отеля Ая работает тур агент, приглашает на экскурсии, но как-то все у них по-советски организовано. Мы покупаем у них экскурсию на водопады, спрашиваем: завтра в 9–30 выезжаем, как в рекламе написано? Ответ: можно в 9–30. Утром выходим, сидит парень-экскурсовод и говорит: а я вас не повезу — надо больше людей, вот наберется — тогда поедем, а может не поедем — там ночью дождь прошел, грязно. Интересненько получается; звоню девочке, у которой брала тур, не отвечает, а в 11часов она звонит: ну где вы? Вас машина у входа ждет. Выходим, в машине добрый дедушка, отвез нас к месту прогулки на водопад, показал тропу, по которой надо идти, сказал, что назад мы можем вернуться по реке на катере, а он подождет нас здесь. И в другом селе ко второму водопаду — также самостоятельная прогулка. Но нам эта самостоятельность очень понравилось — никто не подгоняет и не тормозит, у водопада находишься сколько нравится, я и наверх водопада слазила, столько фото сделала и не впопыхах. И водитель оказался старожил этих мест, прекрасно знает все места и дороги. Я расспросила его о дорогах (дорог на месте больше, чем на карте) и как добраться до нужных мне мест (про них я заранее прочитала в инете) и на следующие экскурсии мы ездили уже самостоятельно.

Алтай. Просто сказка

К первому Камышлинскому водопаду мы дошли удачно, несмотря на то, что парень пророчил плохую грязную тропу. Нормальная утоптанная тропа была, видимо потому, что мы поздно выехали, перед нами прошли толпы других туристов и мы спокойно прогулялись по пустому красивому лесу до водопада.

Алтай. Просто сказка

Камышлинский водопад находится на левом берегу Катуни, мы приехали на правый берег к туркомплексу Царская охота,

пройдя через который выходишь к длинному подвесному мосту, перед мостом оплачиваешь вход (недорого) и выходишь на тропу, 1,5 км. и мы на месте. Высота водопада 6 м, а всего каскада — 12 м., красивый водопад.

Алтай. Просто сказка

А назад мы вернулись по р. Катуни (250 руб), вот это был экстрим!

остров - медведь
Алтай. Просто сказка

Река бурлит, кипит, с прискоками, с крутыми поворотами мы благополучно добрались до «Царской охоты», как будто на американских горках покатались. Потом мы поехали на источник Аржан-cуу (в переводе с южно-алтайского — священный), в его воде содержится много минералов и серебро, благодаря чему вода долго хранится и обладает бактерицидными свойствами, благотворно действует на обмен веществ в организме.

Родник древний и место здесь обрядовое, по традиции на деревья около воды привязывают особым образом ленты (голубые, белые, желтые), это является частью алтайского обряда перед омовением. Лентами алтайцы успокаивают духов, просят у них помощи и здоровья. Только ленты надо привязывать правильно и нужного цвета (наши туристы завязывают как попало и что попало и довольны). Рядом с источником есть хороший сувенирный рынок с интересными штучками и кафе.

Алтай. Просто сказка

Находится Аржан-Cуу на 478 км Чуйского тракта. Набрав в бутылки воды, мы поехали на следующий водопад. Это был Черемшанский водопад и недалеко от него Священный источник с кремниевой водой. Водопад симпатичный, не ревун, уютный такой, находится в небольшом древнем ущелье, внизу водопада лежит огромный камень и делит речку пополам.

Алтай. Просто сказка

Замшелые камни в тени навевают сказочное настроение. Народу здесь мало, мы были там вдвоем и с удовольствием слушали шум воды и леса.

Вернулись в свой отель, искупались в Ае, и тут пошел дождь. Прошел он быстро, но грунтовые дороги испортил. Недалеко от озера Ая находится скала «Чертов палец», откуда открывается незабываемый вид на долину реки Катунь и величественная панорама Алтайских гор. 2/3 пути туда мы проехали на машине, а дальше — пешком, т. к. дорога была грунтовая, мокрая и скользкая, да и уклон чуть не 45 град., не дай бог в обрыв слететь. Пошли туда вечером на закате, красота была неописуемая!

Алтай. Просто сказка

" День движется к концу, наступает вечер. Как по мановению волшебной руки, по горам ползут легкие сизые тени. Под лучами заходящего солнца в прозрачной дымке утопают дали. Сгущаются краски и меняются картины. Баюкая волну, вперед спешит Катунь» — из книги «Алтай. Путешествие по Катуни».

Почти Рерих

Вернулись к машине по колено в грязи, оттерлись в мокрой траве и, полные счастья и впечатлений, поехали в отель. На завтра у нас большие планы, надо бы хорошо отдохнуть. Невольно возникал вопрос: неужели есть места прекраснее Чертова пальца?

Продолжение следует, мы же еще поедем на Телецкое озеро, там тоже красиво!