Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 18:53
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Республика Алтай — Россия Август 2013

На следующий день после завтрака мы поехали на оз. Манжерок. Проехали село Манжерок (в переводе — туманная сторожевая сопка). Доехали до озера, пляж там обустроен, катамараны, лодки.

Алтай. Сказка продолжается

На поляне самолетики, дельтапланы, летай и восхищайся.

Озеро расположено справа от Катуни на высоте 423 м над уровнем моря, рядом гора Малая Синюха, там есть подъемник, зимой работает горнолыжный комплекс. Самое глубокое место озера всего3 м, дно илистое, есть водоросли, мало кто купается. На озере в июле цветут лилии.

Алтай. Сказка продолжается

Еще там растет чилим — водяной орех (рогульник), занесенный в Красную книгу России. Этот орех был известен человеку с глубокой древности из-за съедобных качеств, он содержит до 50% крахмала. Фракийцы изготовляли из него хлеб. Его и сейчас выращивают в Китае, Японии, Индии. Едят в печеном и вареном виде. Еще водяной орех — лекарственное и красильное средство.

А на Алтае чилим — талисман. Сейчас этого ореха не так уж много, он более мелкий, чем в Индии, из него делают сувениры и продают на рыночках. В1966 г. на озере проходил фестиваль дружбы монголо-советской молодежи. Существует песня «Манжерок», ставшая шлягером тех лет в исполнении Эдиты Пьехи. В Манжерокском районе найдено 19 археологических памятников — поселения, городища, курганы, в которых найдены уникальные вещи: бусы, похожие на древнеегипетские, золотая пластина с изображением фантастического рогатого хищника и пр. Все это сейчас в музеях, а на месте смотреть особо нечего — камни и холмы.

Дальше наш путь лежал в Чемал.

Алтай. Сказка продолжается

Чемальский тракт очень живописен, дорога хорошая. В каждом селе на этом тракте есть достопримечательности: и природные, и археологические памятники. В селе Чемал остановились в Усадьбе «Кедр» в 2,5 этажа. Усадьба из дерева и камня, симпатичная такая, на 20 номеров, только номера крошечные, без шкафов, санузел, душ тоже маленький. За три дня нашего пребывания здесь номер не убирался. Завтраки были хорошие. Двор в цветах, во дворе баня, беседки, где вечерком мы сидели за шашлычком. В целом — неплохо.

Правда, до Катуни идти минут 15, берег обрывистый, по воде не погуляешь.

Алтай. Сказка продолжается

Но все равно в Катуни не покупаешься — река всегда холодная, течение быстрое с порогами, перекатами, поэтому купаться мы поехали на Катунские ванночки. Они образованы рекой, когда весной она разливается, в каменных углублениях остается вода и летом добавляется дождями. Заливчики есть большие, как бассейны, а есть как каменные ванны.

Алтай. Сказка продолжается

Вода здесь теплее, очень славно покупались. Прошел короткий летний дождь, выглянуло солнце, радуга зависла над нами, красиво и свежо.

Алтай. Сказка продолжается

На окраине села расположена первая Чемальская ГЭС, что находится на реке Чемал, недалеко от места ее впадения в Катунь.

У плотины работает парк экстремальных развлечений с тарзанками, канатными дорогами и пр. Проход на саму плотину платный. Рядом со зданием ГЭС, на левом берегу реки Чемал есть два источника с так называемой «мертвой» и «живой» водой. В парке местные жители торгуют сувенирами, кедровыми орехами, медом, травами, бальзамами, рыбой.

Марал (благородный олень) Из его молодых рогов (пантов) делают бальзамы, пантогематоген, пантовые ванны. На Алтае несколько маральих ферм.

Здесь можно увидеть копии наскальных рисунков (на Алтае они встречаются и в пещерах, и на скалах).

Алтай. Сказка продолжается

На месте впадения Чемала в Катунь предлагается моторафтинг — проход по- и против течения Катуни по бурным порогам на лодке с мотором. Наши мужчины испытали этот экстрим и были в восторге.

Место соединения рек называют «Ворота Сартакпая» по имени богатыря алтайских сказаний, воды двух рек какое-то время текут отдельными полосами до узкого прохода в скалах.

Алтай. Сказка продолжается

Отсюда начинается «Козья тропа» по высокому скалистому берегу к острову Патмос. Виды с высоты горного ущелья изумительные.

Свое название остров Патмос на Катуни получил в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился святой апостол Иоанн Богослов. Сам остров Патмос был освящен епископом Парфением в 1855 г. В настоящее время храм Иоанна Богослова на острове Патмос является действующим женским скитом, там проводятся службы. Он доступен для посещения всеми желающими. Пройти на остров можно по подвесному мосту над Катунью. С самого мостика виден образ Богородицы с младенцем, высеченный в скале монахиней Барнаульского Знаменского монастыря Фелофеей.

Алтай. Сказка продолжается

Сразу, ступив на остров, слева от тропы в нише скалы можно увидеть икону с библейским сюжетом поклонения вохвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере. Остров считается местом силы (тебя слышит бог, и ты его слышишь). А вокруг красота.

Алтай. Сказка продолжается

На следующий день отправились в путешествие по Чуйскому тракту к Семинскому перевалу и перевалу Чике-Таман.

Чуйский тракт — основная магистраль Горного Алтая, древняя дорога, ведущая в Монголию и Китай. Это был торговый путь, о котором упоминалось еще в древнекитайских хрониках. По этой сложной тропе шли караваны, преодолевая трудные подъемы и опасные спуски. С1923 г. начинается торговля между СССР и Монголией и тракт перестраивается, улучшается. Начинается тракт в г. Бийске, а заканчивается у границы с Монголией, протяженность его 616,7 км. Самая высокая точка дороги — Семинский перевал, высота1894 м. на 583-м км тракта. Здесь поставлена стела в честь добровольного вхождения алтайцев в состав Российской империи в1756 г.

Дальше за перевалом чаще встречаются традиционные алтайские постройки, здесь алтайского населения больше, чем русского; турбаз становится меньше и перед глазами открывается первозданная природа.

Алтай. Сказка продолжается

Идет спуск в долину р. Урсул и подъем на следующий перевал Чике-Таман высотой1460 м.

С Чике-Тамана прекрасный обзор, только в то лето почти весь лес съели гусеницы, деревья стояли голыми. Когда теперь он восстановится?

Алтай. Сказка продолжается

На перевалах все останавливаются, всегда хочется посмотреть с высоты на долины и горы. Местные по ритуалу завязывают ленточки на удачную дорогу; на площадке у дороги стоят торговые лавки, кафешки.

Алтай. Сказка продолжается

По Чуйскому тракту находится много археологических и исторических памятников Алтая. Самые интересные дальше Чике-Тамана. Там есть петроглифы на скалах, бомы (священная гора), каменные бабы, святилища.

А нам пора возвращаться, надвигается гроза, тучи легли на верхушки гор и медленно спускаются к дороге. Красота — страшная сила.

Следующий день у нас начался с экскурсии в ущелье Горных духов — Че-Чкыш (в переводе с алтайского — узкий).17 км. от с. Чемал, где мы жили.

гора Спящий богатырь видна по дороге от с.Чемал до ущелья Че-Чкыш.
Алтай. Сказка продолжается

Тропа от тракта идет вдоль ручья, мимо родника, небольшого водопада высотой3,6 м. к небольшой пещере и расщелине в скале, на которой видны наскальные рисунки.

Потом немного возвращаемся и поднимаемся на горку, откуда открывается изумительный вид на р. Катунь и долину.

Алтай. Сказка продолжается

Побывали мы и в селе Аскат, знаменитом своими художниками и мастерами, где можно купить оригинальные сувениры. В селе живут более 20 мастеров керамики, 3 члена союза художников, есть четыре художественные галереи, буддийский храм, школа Карма-Кагью. В общем, необычные люди тут съехались.

А в выходной у Чемальского тракта была ярмарка, где торговали умельцы из Аската и других сел. Очень интересно было там.

Алтай. Сказка продолжается

Жалко было уезжать из Чемала — мы еще не все увидели из местных достопримечательностей, но нас уже ждет Телецкое озеро с его рыбкой и усадьбой «Старый замок». Дорога зовет.